Сельское хозяйство в эпоху Древнего царства (часть 3)

Охота

 Как видим, домашний скот использовался преимущественно как вспомогательная рабочая сила в сельском хозяйстве. Мясной же рацион египтян в почти полностью состоял из добычи охотников. Строго говоря, довольно затруднительно четко разделять охотников и скотоводов Древнего Египта. Именно охотники, изучая повадки животных, занялись их приручением, именно они во все периоды существования Древнего Египта постоянно пополняли стада пойманными животными — антилопами, газелями.

                В хозяйственном плане охота играла существенную роль в экономике страны с древнейших времен до конца эпохи Древнего царства, позднее охотничий промысел уступил место охоте как развлечению знатных египтян. Но поначалу охотники были именно добытчиками продовольствия, благо в египетском климате существовало множество различных видов животных, пригодных для отлова на мясо.

                Зачастую животных не отстреливали, а ловили, чтобы впоследствии приручать. При сельских имениях крупных египетских вельмож нередко создавались загоны, куда сгоняли “мясной запас” — многочисленные стада антилоп и газелей, в особенности молодняка, гораздо легче поддающегося приручению.

                Такая охота могла вестись только с помощью животных. Египтяне еще в глубочайшей древности одомашнили собак, и в эпоху Древнего царства в Египте уже существовала особая порода охотничьих псов. Помимо собак, для охоты отлавливали и по мере возможности приручали и хищников, в изобилии водившихся на окраинных землях Египта — гиен, гепардов и даже львов.

                О том, насколько была популярна в Древнем Египте охота, можно судить по значительному количеству росписей и рельефов, посвященных сценам охоты на тех или иных зверей. Собаками египтяне травили крупных и мелких антилоп и хищников, прирученных львов выпускали против диких быков.

                При охоте на крупных хищников египетские охотники пользовались луками. Собаки загоняли и травили жертву, а люди либо подстреливали животное, либо старались по возможности взять его живьем. Добычей древнеегипетских охотников становились все водившиеся тогда в тех краях виды парнокопытных — от мелких газелей до  весьма крупных пород антилоп, а также хищники — львы. гиены, леопарды. Тех хищников, которых можно было использовать в дальнейшем, египтяне помещали в клетки и откармливали. Сохранилось, к примеру, изображение сцены кормежки гиены — животное лежит со связанными лапами, а люди пихают ему в пасть куски мяса. Вообще сюжеты откорма животных и птиц как существенный этап приручения очень часто встречается в изображениях на древнеегипетских рельефах и росписях.

                Из крупных водных животных объектом охоты древних египтян часто становился гиппопотам. Это животное постоянно наносило страшный вред полям земледельцев, пожирая всходы. До наших дней дошли тексты времен Нового царства, в которых автор пишет о “тяжкой участи земледельца, у которого половину урожая съел червь, а другую половину — прожорливый бегемот”.

                Помимо защиты своих полей, египтяне, охотясь на бегемота, преследовали и гастрономические цели — мясо его издавна шло в пищу, в шкура и кости — на различные хозяйственные нужды. Охота на этих животных считалась крайне опасной — настолько, что на рельефах со сценами охоты вельможи, непременные непосредственные участники всех остальных охотничьих забав, в этом случае лишь наблюдают за битвой с речным гигантом, стоя на безопасном берегу.

                В поздние периоды существования Древнего Египта охота стала по преимуществу забавой богачей. В гробницах фараонов нередко можно увидеть сценки охоты — в основном на птиц или на хищников, львов или гепардов. В эпоху Нового царства охота постепенно утрачивала свое хозяйственное значение. Во-первых, регулярные захватнические набеги на соседние государства обеспечивали страну даровым скотом и мясным запасом, а во-вторых, животных в долине Нила за долгие века стало меньше, и из средства добычи пропитания охота превратилась в доступную немногим забаву.

 

 

                Птицеловы и “птичьи пастухи”

 

                Кроме охоты на животных, большой популярностью пользовалась и охота на водоплавающих птиц — гусей, уток, журавлей, причем не только ради пропитания, но и ради забавы. Вельможи предпочитали охотиться на птицу с помощью метательной палки, которой сбивали низко пролетающих птиц. Для серьезного промысла, главным образом, чтобы пополнить запасы домашней птицы, применялась особая двустворчатая сеть. Створки сети расстилались и фиксировались по обоим берегам пруда, куда слетались птицы. Когда, по мнению охотников, в водоеме оказывалось достаточное количество птиц, охотники тянули за веревку, пропущенную сквозь сеть, и створки схлопывались. Затем сеть вытягивали на берег и несли в селение вместе с пойманными птицами. Как правило, египтяне приручали птиц, причем очень долгое время их не одомашнивали, постоянно пополняя птичники охотничьей добычей.

                Ловля птиц велась весь год, за исключением периода высиживания яиц. Такой же запрет налагался и на охоту — во время приплода у диких животных на них нельзя было охотиться. По-настоящему крупная птичья охота начиналась осенью, когда птицы возвращались на зиму в низовья Нила. Исключение здесь составляли лишь перепела — этих птиц ловили во время жатвы, по весне, когда перепелиные стаи опускались на поля, склевывая зерно.

                Охота, животноводство и птицеводство были тесно переплетены в хозяйстве древних египтян. Наряду с давно одомашненными породами животных, в загонах для скота постоянно находились отловленные и прирученные. Что же касается птицы, то пополнение обширных птичников велось почти исключительно за счет охоты. Лишь со II тысячелетия до н.э. египтяне начали одомашнивать некоторые породы птиц, в частности, кур и гусей. До того в птичниках при усадьбах вельмож обитали самые разнообразные породы птиц — одни в клетках, другие, с подрезанными крыльями, на воле: гуси, утки, журавли, даже пеликаны.

                Птиц держали, как и прирученных диких животных, ради мясного запаса. Вероятно, египтяне не видели серьезной необходимости в одомашнивании птиц — заросли тростников вдоль берегов Нила обеспечивали им постоянное и регулярное поступление живой птицы.

                Но, домашняя или пойманная и прирученная, живность подлежала строгому  учету. Писцы, служившие при усадьбах египетских вельмож, постоянно записывали, сколько корма выделяется птицам, подсчитывали поголовье. Кормили птиц, особенно в первое время после поимки, насильственно. Потом специально обученные пастухи-птичники выводили птиц во двор фермы-херт, где те гуляли под неусыпным присмотром. Пожалуй, наиболее занятная сценка такого рода — пастухи с ручными пеликанами, гуляющие по двору фермы.

Херт — птицеферма в хозяйстве египетского вельможи    

 

                Когда птица набирала достаточный вес, работники фермы резали и ощипывали ее. Птичье мясо шло в основном на стол вельмож, хотя часть добычи охотники имели право оставлять себе.

 

 

                Рыболовство

 

                Последний из важных источников пропитания жителей Древнего Египта — воды Нила. Помимо того, что Нил обеспечивал жителей Египта хлебом, помимо того, что в прибрежных зарослях они добывали мясо, река в изобилии давала египтянам рыбу. Еще во времена Древнего царства рыбная ловля являлась важной статьей дохода. Ловили рыбу в основном двумя способами — вершей или неводом. При ловле с помощью верши плетеные кошели опускали на дно реки, а их местонахождение отмечалось на поверхности поплавками. На одном из древнеегипетских рельефов прекрасно изображен процесс рыбной ловли — две лодки, рыбаки в которых объединенными усилиями с трудом вытягивают наполненную рыбой вершу. Невода приносили еще больше добычи за один раз.

                Рыбу ловили с лодок, причем на промысел выходило по нескольку лодок одновременно. В более позднее время египтяне начали ловить рыбу и с помощью своеобразной удочки — бечевки с навязанными на нее несколькими десятками бронзовых крючков. Однако такой вид ловли оставался преимущественно занятием вельмож.

                Пик сезона рыбной ловли приходился на весну. Перед началом ежегодного разлива Нила из Средиземного моря по реке поднимались косяки рыбы, шедшей на нерест. Ближе к осени, когда рыба, отметав икру, возвращалась обратно в море, рыбаки вновь выходили на промысел. Вполне возможно, что рыбной ловлей и птичьей охотой в египетском хозяйстве занимались одни и те же люди. По крайней мере, обе эти профессии обозначались одним иероглифом — “ухау”, состоящим из значков “лодка” и “ловчая сеть”. В основном рыбу для долговременного хранения сушили. Этим занимались сами рыбаки, сразу же после окончания лова садившиеся в доке или на берегу чистить рыбу.

Ухау — “речные охотники”.

 

                Таковы, вкратце, были основные направления сельского хозяйства Египта — главной отрасли экономики государства, обеспечивавшей всей стране пропитание. Щедрый, но суровый египетский климат обеспечивал жителям возможность жить, не голодая, но ради этого крестьяне трудились практически круглый год, обрабатывая землю, поливая ее, следя за тем, чтобы не погибли посевы. Одного упорного труда было недостаточно — вся страна зависела от капризов великой реки, приносившей жизнь, но с равной легкостью приносившей жителям долины и смерть от засухи, если паводок был слишком низким. Но именно сельское хозяйство заложило основу благосостояния Египта. Значительная часть городских и практически все сельские ремесла так или иначе были связана с сельским хозяйством.

                Земледельческий цикл лег в основу первого египетского календаря. Центральные мифы египтян так или иначе связаны с теми природными явлениями, благодаря которым люди обеспечивали себя пищей. Идея плодородия, центральная во всех древнейших культурах, в Египте стала воистину определяющей. Образ жизни, тесно связанный с Нилом, с плодородием, приносимым рекой на землю Кеми, нашел свое всестороннее  отражение в культуре, живописи и скульптуре Древнего Египта.

 

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).


Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).


Категория: ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 2245 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]