Ремесла Древнего Египта (часть 2)

Столярное ремесло

                Дерево являлось одним из основных сырьевых ресурсов в Древнем Египте. Область его использования чрезвычайно велика, и о некоторых способах применения дерева уже говорилось выше. Это и сельскохозяйственные инструменты, и некоторые ремесленные приспособления (от деревянных молотков каменщиков до примитивных крестообразных весов с каменным отвесом, применявшихся в ювелирном деле).

                Местное дерево — акация и тамариск — применялось египтянами в первую очередь для изготовления орудий труда и простейшей домашней утвари и мебели. Строительное дерево и ценные породы поступали из-за границы — ливанские кедры и нубийское черное дерево. Из кедра делали не только колонных храмов и крепежно-декоративные элементы внешнего и внутреннего убранства дворцов знати и царей. Эта высококачественная древесина была основным материалом для судостроителей.

                Современные европейские языки очень многими словами обязаны греческому и латыни — языкам греко-римской культуры. Более древние цивилизации, языки которых умерли вместе с ними, почти не оставили следа в наших словарях. Тем интереснее оказывается узнать о словах из древних языков, доживших до сегодняшнего дня. Одно из этих слов — “эбен”, обозначающее черное дерево, писавшееся в Древнем Египте (возможно, и звучавшее) примерно так же, как в современных языках — хебену и, несомненно, пришедшее именно от египтян.

 

Хебену — прочтение условно-реконструированное, как и все, что известно о правилах чтения египетского языка.

 

                В поздние века, начиная особенно с эпохи Нового царства, в связи с расширением международных контактов Египта, в страну в сравнительно больших количествах стали поступать различные породы ароматических деревьев, исключительно как предмет роскоши.

                Едва ли не важнейшая сфера применения дерева в Древнем Египте — транспорт. Вьючные ослики могли перевозить лишь небольшие грузы, а для строительства требовалось перетаскивать многотонные грузы. Основным сухопутным транспортным средством у египтян на всем протяжении истории Кеми были деревянные волокуши, напоминающие сани с широкими прочными деревянными полозьями.

                При строительных работах каменщики, вырубив и начерно обтесав очередной блок песчаника, канатами и деревянными рычагами затаскивали его на низкие сани. В сани впрягались отряды работников — пригнанных для отбытия царской повинности хемуу или иноземных рабов. Они тащили волокушу до берега реки, где каменные блоки перегружались на прочные деревянные суда и сплавлялись по реке ближе к месту строительства.

                Деревянные конструкции и элементы составляли важную часть строительных работ. Крепкие деревянные рычаги и реконструированные подъемники качельного типа наряду с плетеными канатами и веревками из тростника составляли единственное подспорье мускульной силе древних строителей.

                Для обработки дерева уже в эпоху Древнего царства использовался достаточно обширный набор медных инструментов — пилы и долота. Египетские плотники сравнительно рано открыли такое техническое усовершенствование, как развод зубьев пилы, благодаря чему инструмент не увязал в твердой древесине. Им даже были известны примитивные тиски — распиливаемый древесный ствол обвязывали веревками, и между обвязкой и стволом вгоняли деревянный клин с каменным противовесом. Клин рычагом закручивал веревку, не давая распиливаемым доскам расходиться, прочно фиксируя их. В эпоху Среднего царства уже были изобретены стационарные тиски, позволявшие распиливать достаточно мелкие доски.

                В одном из древнеегипетских захоронений ученые нашли совершенно уникальную вещь — модель столярной мастерской с фигурками работников, миниатюрными инструментами и пояснительными надписями по стенам. Благодаря этой игрушке, они смогли досконально восстановить технологию плотницкого ремесла.

                Кроме пил, египетские плотники активно использовали медное же тесло, заменявшее топор и рубанок, всевозможные долота и сверла, подобные тем, какими пользовались каменщики.

                Плотницкое ремесло еще в эпоху Древнего царства поднялось до весьма высокого уровня — это не говоря о том, что в распоряжении мастеров были довольно простые инструменты. Египетские плотники умели соединять деревянные детали конструкции в шип, идеально точно подгоняя узлы соединения.

                В гробницах Древнего и Среднего царства было найдено немало деталей из многослойной клееной фанеры. Планки для этих фанерных изделий, изготовленные из ценных пород дерева, отличаются тонкостью и аккуратностью распила, а сами изделия поражают техническим совершенством.

                Основные образчики столярного ремесла древних египтян, дошедшие до наших дней — погребальная утварь из царских гробниц, обнаруженных только в XIX — XX веках. 

                Изделия плотников различных исторических эпох несут на себе отчетливый отпечаток общей стилистики того или иного царства. Так, мебель Древнего и Среднего царства — строгая простота в сочетании с лаконичностью и техническим совершенством конструкции, Новое царство — невиданная ранее роскошь и пышность, множество  декоративных деталей, применение новых методов в украшении изделий и новых художественных приемов.

 

                Судостроительство

                Еще со времен Древнего царства судостроительство было одной из наиболее развитых отраслей хозяйства, причем на общегосударственном уровне. Все верфи Древнего Египта относились к царскому хозяйству. Гребные и парусные грузовые суда изготавливались из кедрового дерева, такелаж и весла — из местных сортов древесины.

                Грузоподъемность египетских судов была весьма велика —  свидетельством тому служат записи в гробницах и папирусы высших государственных чиновников. От каменоломен к местам строительства гробниц и пирамид ежедневно шли корабли с грузом каменных плит, блоков и готовых обработанных колонн.

                Сохранилось описание строительства тяжелого грузового судна из акации — длиной в 60 локтей (порядка 25-30 м) и шириной около 30 локтей (13-15 м). Строительство велось в срочном порядке, и судно соорудили за две с половиной недели.

                Деревянные суда везли из отдаленных номов всевозможные товары — зерно, продукты, хлеб и пиво, ткани, скот. Гребцы — до двух десятков человек на каждом корабле — работали под руководством надсмотрщиков, задававших ритм командами и подгонявших гребцов кнутами. В одной гробнице был найден такой кнут с написанным на рукоятке именем владельца — царского чиновника, ведавшего перевозкой материала для строительства гробницы своего господина и удостоившегося за хороший многолетний труд богатого погребения. Рукоятка кнута истерта и изношена, что свидетельствует о его более чем частом употреблении. Работа гребцов на царских судах недаром считалась одной из тяжелейших повинностей для подневольных хемуу.

                Дерево шло не только для тяжелых грузовых кораблей, но и для увеселительных прогулочных лодок, ходивших под парусом и веслами. На этих лодках фараоны и чиновники ездили на охоту, путешествовали по стране с осмотром своих владений.

                Другой тип судов — более легкий и простой в изготовлении — лодки и плоты из тростника.

               

                Папирус

                Папирус — род осоки, произраставший в Древнем Египте. Этот прочный и легкий в обработке природный материал египтяне широко использовали во всех отраслях хозяйства. Папирус представляет собой растение с широкими листьями и длинными (до трех метров в высоту) треугольными стеблями. Стебли преимущественно и шли на все изделия.

                Связки стеблей папируса издавна применяли в строительстве, пользуясь ими как колоннами. Каменные колонны многих старейших египетских храмов обработаны таким образом, что рисунок на поверхности напоминает многократно увеличенную связку тростника.

                Из таких связок изготавливали и легкие парусные и весельные лодки для путешествия вверх и вниз по реке и для перевозки не слишком тяжелых грузов. Тростниковая лодка была вовсе не так проста в изготовлении, как это могло бы показаться. Сначала надо было надергать толстые длинные стебли в болотистых прибрежных зарослях. На верфи тростник очищали от листьев, отрезали корни и начинали увязывать в связки. Каждую связку стеблей как можно туже перевязывали веревками на равных расстояниях по всей длине. Несколько подготовленных таким образом связок египетские корабелы водружали на особые козлы и начинали придавать форму будущему судну. Нос и корма лодки выгибались особым образом, и работники, поддерживая изогнутые стебли в таком положении, начинали перевязывать связки вместе. Прочность и водонепроницаемость лодки обеспечивались исключительно за счет тщательного перевязывания тростниковых связок, толщина которых порой превышала размер человеческого тела.

                Веревки для перевязывания плелись тут же на верфи, рядом с лодкой. На веревки и канаты шли волокна из разрезанных папирусных стеблей и жесткая трава-хальфа.

Хальфа — очевидно, сорт сорной травы.

 

                Помимо судостроительного дела и жилищного строительства, папирус применялся в быту всеми мыслимыми способами. Он обеспечивал материал для плетения корзин, сосудов и циновок. Для этого стебли расщепляли каменным ножом на тонкие волокна и высушивали их на солнце. Мягкая сердцевина папирусного стебля шла, насколько можно предполагать, даже в пищу.

                Наконец, то, что и прославило папирус в веках — изготовление писчего материала. Египтяне научились изготовлять из папируса прочный и долговечный материал для письма.

                Бумага из папируса оставила след не только в истории мировой культуры, но и лингвистике. Во многих европейских языках слово “бумага” восходит своими корнями именно к египетскому “папирус” — достаточно вспомнить английское “paper”, французское “papier”, а из славянских языков украинское название бумаги “папир”.

                Технология приготовления бумаги (будем называть ее так) из стеблей папируса довольно несложна. Археологи и исследователи древнеегипетской культуры неоднократно пробовали самостоятельно приготовить бумагу, подобную той, которой пользовались древние египтяне. Делается она следующим образом.

                Стебель очищают от листьев, снимают прочную лубяную оболочку, а внутреннюю часть стебля разрезают по длине на тонкие полоски, затем эти полоски тут же разрезаются на куски одинаковой длины. Далее еще сырые полоски необходимо отбить камнем или деревянным молотком, чтобы они стали шире и мягче. Полученные таким способом “полуфабрикатные” заготовки рядами раскладывают на ровной чистой и сухой поверхности. Полоски кладутся слегка внахлест, так, чтобы край одной полоски чуть заходил на край соседней. Выложив слой, размерами соответствующий куску писчего материала, который нужен, поверх точно таким же образом выкладывают еще один слой полосок, на сей раз поперек нижнего слоя.

                После этого поверх получившегося двухслойного “коврика” укладывают небольшой груз, чтобы высыхающие полоски не коробились. При высыхании тростниковые полоски надежно склеиваются между собой, образуя лист готового к употреблению писчего папируса. На нем можно было писать или рисовать, причем даже в красках.              

                Если писцы составляли особенно большой текст, не помещавшийся на одном листе, “страницы” обычно склеивали при помощи состава, приготовленного, вероятно, из костей животных — примитивного клея. Папирусные свитки обладали немалой прочностью, и некоторые из них сохранились в сухом воздухе гробниц в очень хорошем состоянии, донеся до потомков повествования о различных событиях жизни египтян и картины повседневной жизни страны.

 

                Кожа и кожевенное производство

                Шкуры животных — как домашних, так и охотничьей добычи — использовались в Египте с древнейших времен. Область применения кожи была исключительно утилитарной — от обуви до различного рода креплений. Кожаные ремни скрепляли части мотыг древнеегипетских земледельцев, кожаные сандалии носило все население — от бедняка до фараона.

                Обрабатывать кожу — дубить и красить ее — египтяне научились очень рано. Снятые с животных шкуры прежде всего очищали кремневыми ножами, удаляя мясо с внутренней поверхности. После этого шкуру вымачивали в масле и дубили, используя для этой цели стручки египетской акации, содержавшие высокий процент природного дубильного вещества танина. Обработанную таким образом кожу растягивали на специальных козлах, добиваясь мягкости материала.

                После обработки мастера, трудившиеся в кожевенных мастерских при дворе фараона или вельможи, начинали кроить ее. Более грубая кожа шла на изготовление обуви, из тонкой и мягкой шили футляры для хранения папирусных свитков. Самая тонкая кожа шла на изготовление еще одного писчего материала, известного египтянам — пергамента.

                При этом не стоит полагать, будто кожевенники, работавшие в мастерских над выделкой кож, и скорняки, были всего-навсего ремесленниками-хемуу. Некоторые из них являлись царскими чиновниками, “посвященными в тайны”. Трудно сказать, что стояло на первом месте в деятельности таких чиновников — умение обрабатывать кожу и изготавливать из нее обувь или пергамент или административная работа. Очевидно, здесь имел место широко распространенный принцип, согласно которому мастер, руководящий той или иной мастерской, обязан был сам в совершенстве владеть навыками соответствующего ремесла.

                Изделия из кожи, произведенные древнеегипетскими ремесленниками, практически не сохранились до нашего времени. За тысячелетия кожа истлела, и только по отпечаткам на металлических либо деревянных предметах из гробниц можно примерно восстановить сферу хозяйственного использования кожаных изделий. Обувь высшей государственной знати, кожаные футляры, вероятно, богато украшались, но знали ли египтяне искусство тиснения или только инкрустировали кожу — установить уже не удастся.

 

                Ткачество и шерсть

                Среди древнейших ремесел египтян не последнее место занимают ремесла, тесно связанные с исконными промыслами обитателей долины Нила — сельским хозяйством и животноводством. Речь идет о льноткачестве и прядении шерсти.

                Египтяне начали культивировать лен практически одновременно с ячменем. Искусство обработки льна и изготовления тканей из него не моложе искусства выращивания этого растения. Сноп льна характерной формы — перевязанный только с одной стороны,  у корня, является одним из древнейших иероглифов в системе письменности Древнего Египта.

                Обработка льна и ткацкое ремесло являлись одним из немногих занятий женщин в древнеегипетском хозяйстве. Сжатый на полях лен доставляли в мастерские, где его сначала оббивали деревянными колотушками. После этой обработки становилось легче снять наружную оболочку со стебля и раздергать стебель на податливые тонкие волокна.

                Из этих волокон ткали материю, причем выходившая из-под рук египетских мастериц ткань уже в эпоху Древнего царства отличалась разнообразием качества и плотности. Египетский лен, в течение всей древней эпохи славившийся в мире, представлял собой широчайший ассортимент тканей — от грубого циновочного полотна до тончайших газовых материй.

                Грубые ткани шли на изготовление парусов, из плохо обработанных волокон мужчины-работники плели веревки. Ткани более высокого качества шли на покрывала и балдахины кроватей.

                Из простого материала шили набедренные повязки и наголовники для работников хозяйства “пер джет”, а тонкие, превосходной выделки материи, с многонитяной основой,  шли хозяину дома или на жертвоприношения в храмы. Очевидно, еще во времена Древнего царства существовало какое-то разделение по ткацким мастерских в хозяйствах различных номов, поскольку хозяйственные записи некоторых чиновников свидетельствуют об обмене между хозяйствами различными тканями.

                Поначалу ткацкое ремесло было уделом женщин, трудившихся на дому, за примитивным ручным горизонтальным станком. Однако довольно рано ткацкое ремесло стало важным элементом хозяйственной деятельности “пер джет”, и ткацкие мастерские начали создаваться при вельможных хозяйствах и даже при дворе фараона. В них трудились и мужчины-ткачи. Судя по сохранившимся описаниям работы ткачей, труд их был тяжел и проходил в почти невыносимых условиях — в темных помещениях, куда не попадал луч света, люди целыми днями сидели на корточках перед станком, выполняя ежедневную норму. Невыполнение нормы каралось пятьюдесятью палочными ударами.

                Ручной ткацкий станок был усовершенствован лишь в эпоху Нового царства, когда к нему был добавлен ножной привод, значительно повысивший производительность труда ткачих.

                Шерстяная пряжа, напротив, вошла в обиход египтян достаточно поздно. Длиннорунная порода овец была ввезена в Египте в эпоху завоевательных войн фараонов X VIII династии. Тогда же и началась эпоха обработки шерсти и выделки шерстяных тканей.

               

                Гончарное ремесло

                Изделия из глины — одно из древнейших ремесел обитателей долины Нила. Наряду с повсеместным использованием глины в жилищном строительстве (из не лепили сырцовые кирпичи), египтяне издревле умели лепить и обжигать глиняную посуду любой емкости. Древнейшие из сохранившихся на территории Египта образчиков глиняной утвари относятся еще к VI тысячелетию до н.э., времени освоения Египта. Конец додинастического периода отмечен уже весьма искусно сделанными и аккуратно обожженными глиняными сосудами.

                Для кувшинов, чаш и иных предметов утилитарного назначения глина готовилась тем же образом, что и для строительных кирпичей. Глину тщательно перемешивали с мелко изрубленной соломой, обеспечивавшей большую вязкость материала и впитывавшей лишнюю влагу. Вымешивали глину ногами, этот процесс описан в надписях раннединастических гробниц как “утаптывание глины”.

                В додинастическую эпоху сосуды лепили вручную, но уже с раннединастического периода входит в употребление простейший гончарный круг, установленный на вертикальной оси. Подмастерье вращал круг вручную, а мастер лепил на нем сосуд. Начиная примерно с IV династии, гончарный круг получает распространение на всей территории Египетского царства.

                Обжиг сосудов для придания им прочности проходил в специальных печах, довольно рано вошедших в обиход гончаров и сменивших метод открытого обжига на костре.

                Глиняные сосуды применялись не только в бытовой жизни египетской семьи. В них хранили запасы номовых и царских кладовых. Существовали отдельные кувшины для молока, пива и виноградного вина, о чем свидетельствуют пояснительные надписи возле рисунков посвященных работе гончаров, лепящих и обжигающих сосуды различной конфигурации. 

                Конечно, глина широко использовалась и в скульптуре — до наших дней дошло значительное число керамических статуэток, выполненных с редким изяществом.

 

                Пищевое производство

                Последний среди основных элементов усадебного хозяйства “пер джет” и ремесленных комплексов последующих веков — пищевое хозяйство  шнау”. Сюда входили пекарни, винокурни, пивоваренные помещения, а также места, где заготавливалось впрок мясо, рыба, мед из пчеловодческих хозяйств “пер джет”.

Шнау — “дом пищи”

 

                В пекарнях трудились исключительно мужчины, выпекавшие порядка двадцати различных сортов хлеба и лепешек. Что-то шло в пищу работникам хозяйства, чиновникам и семье хозяина дома, что-то направлялось в храмы в качестве жертвоприношения. Помимо хлеба, в пекарнях “шнау” делали пирожные для хозяйского дома.

                До наших дней не дошли рецепты сдобы и сладостей, которые подавались к столу вельмож и фараона. Термин “пирожные”, нередко встречающийся в переводах древнеегипетских текстов, носит довольно условный характер. Можно только предполагать, что основным компонентом сладостей был мед, поскольку культурное пчеловодство издревле практиковалось египтянами.

                Работа в “доме шнау” велась с применением самых простых средств. Сперва мужчины или женщины-рабыни толкли зерно в каменных ступах, чтобы вылущить его из чешуек. Затем очищенное зерно поступало на каменные жернова, которыми рабыни вручную растирали зерно в муку. Полученную муку затем просеивали через разноячеистые сита, отделяя тонкий помол от грубого. Мука грубого помола проходила еще одну обработку, до тех пор пока не удавалось растереть зерно в муку надлежащего качества.

                Неизвестно, выпекали ли египтяне пресное тесто. По крайней мере, практически на всех изображениях хлебопекарен на стенах гробниц изображен процесс заквашивания теста и вымешивания его вручную силами нескольких работниц (женщин-хемуу или рабынь). Дрожжевое тесто появилось в рационе египтян лишь в эпоху Нового царства.

                Насколько можно судить, процесс выпекания хлебов в основном происходил следующим образом. Глиняные формочки для хлеба раскаляли на огне очага, затем вынимали из пламени, заполняли тестом и закрывали крышкой. Пропеченный таким способом хлеб вынимали из остывшей формы, разбивая ее. Именно так изображен процесс выпечки хлеба на росписях нескольких раннединастических гробниц.

                Процесс приготовления пива проходил примерно таким же образом, только для пивоварения шла ячменная мука грубого помола. Из нее лепили хлебцы, слегка обжаривали их и оставляли бродить. В некоторые сорта пива добавлялись пряности, плоды смоковницы, некоторые другие ингредиенты, влиявшие на цвет, крепость и вкусовые качества напитка. Всего египетские пивовары знали порядка двадцати различных сортов пива.

                В мастерских “дома шнау” шло и смешивание различных вин для получения новых сортов. Кроме того, виноградные вина требовали за собой постоянного ухода — чтобы вино не перебродило, не превратилось в уксус, его регулярно переливали из одних сосудов в другие, некоторые сорта кипятили на огне.

                В других помещениях “дома шнау” вялили мясо, птицу и рыбу для длительного хранения или для отправки во дворец фараона или в храм. Там же эти продукты готовили и для хозяйского стола — жарили или варили.

                “Дома шнау” представляли собой многопрофильное пищевое производство, находившееся под строгим контролем писцов-чиновников. Записывались все расходы — сколько зерна взято из хранилищ, сколько муки смолото, сколько хлебов выпечено. Учитывались все поступления на склады хозяйства — точное количество кувшинов вина с виноградников, количество рыбы, дичи или птицы, принесенных с охоты.

 

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 4679 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]