“Хемуу”— “царские люди”.

Начиная с эпохи Среднего царства, в хозяйственной жизни страны появляется новый элемент.

                “Хемуу нисут” — “царские люди”. Так древние египтяне называли практически всех граждан страны, не относящихся к знати, жречеству или чиновничеству. Термин “хему” (во множественном числе по-древнеегипетски будет “хемуу”) обозначал человека, занятого либо на обработке поля, либо на другой сельскохозяйственной деятельности, либо в одном из ремесел. Все “хемуу нисут” (можно предположить, что это было практически все незнатное население страны) подчинялись фараону и формально трудились в его хозяйстве.

                С появлением хемуу совершается подлинная революция в организации производства в Древнем Египте. Полностью уходит в небытие прежняя система отрядов-“пятерок”, при которой каждой группе земледельцев определялась некая дневная норма, за выполнение которой они несли ответственность. Теперь каждому хему выделяется отдельный участок поля, который он обрабатывает. Так же была организована и работа ремесленников практически во всех производствах и ремесленных мастерских.

                Хемуу — это в буквальном смысле узкоспециализированные труженики. С юности каждый египтянин из хемуу начинал работать по той или иной специальности, и в дальнейшем не переквалифицировался (вспомним в этой связи постоянную практику хозяйства Древнего царства перебрасывать “пятерки” тружеников в ту или иную отрасль, где требовались дополнительные рабочие руки, неважно, квалифицированные или нет). Но большинство молодых египтян не имели возможности выбора, где трудиться.

                Каждый год во все номы отправлялись чиновники фараона, проводившие смотр молодежи, достигшей совершеннолетия. Сначала чиновник отбирал наиболее крепких молодых людей на службу в царское войско. Затем, в зависимости от государственной потребности в той или иной сфере хозяйства, чиновник своей волей распределял юношей по видам деятельности. Некоторые занятия, такие, как жречество или ремесла, у царских хемуу зачастую передавались по наследству, чиновник своим решением узаконивал вполне объяснимую преемственность. Однако подавляющее большинство молодежи назначалось на сельскохозяйственные работы или в одну из основных отраслей ремесленного производства (прежде всего, строительные работы). Данная по решению царского чиновника профессия становилась пожизненным занятием. Случаев переквалификации практически не было.

                Царские хемуу не были рабами в полном смысле этого слова. Рабы-баку, занявшие свое, весьма скромное, место в государственном хозяйстве еще во времена Древнего царства, остались на том же положении и во время Среднего царства. Хемуу, судя по всему, оставались лично свободными гражданами, однако не обладали никакой личной собственностью на орудия производства и на результаты своего труда. Царские хемуу трудились при хозяйстве того или иного вельможи, получали за свой труд довольствие из закромов хозяина (правильнее было бы сказать — нанимателя, хотя труд хемуу не был наемным). Хемуу составляли часть хозяйства-джет, полагавшегося вельможе или царскому чиновнику “по должности”. Это было основное отличие хемуу от рабов-баку. Раб являлся безраздельной собственностью хозяина. Дети рабов также оставались собственностью владельца. Хемуу же “принадлежали” хозяйству, а не хозяину. Более того, централизованная государственная система распределения трудоспособного населения страны по различным отраслям хозяйства ликвидировала возможность зарождения крепостной зависимости хемуу. Письменные источники эпохи Среднего царства сообщают, что молодежь из семей царских хемуу практически в обязательном порядке направлялась на работы (пусть и по наследственной профессии) в другие области страны. Практически никто из молодежи по достижении совершеннолетия не оставался в том номе или в том хозяйстве, где трудились его родители.

                Участь царских хемуу была незавидной. Достаточно сказать лишь, что, согласно египетским законам, должностное лицо из царской администрации, повинное в преступлении, зачастую становилось простым хемуу-земледельцем в царском хозяйстве, без надежды вернуться на почетную государственную службу. Тяжелая жизнь хемуу — подневольных людей, которых по приказу царя на всю жизнь определяют на ту или иную работу — постоянная тема школьных нравоучительных сочинений, воспитывавших в учениках школ писцов стремление “выбиться в люди” и избавить себя и детей от судьбы простых царских хемуу.

                Среднее царство ознаменовалось еще одним серьезным изменением в хозяйственной системе страны. Большое значение приобретают так называемые “царские работы”. “Царские работы” представляли собой ту же трудовую повинность, но уже а уровне царского или общегосударственного хозяйства. К “царским работам” относились прежде всего крупные строительные работы — ремонт и расширение ирригационной сети, разработка рудников и каменоломен. Кроме того, сюда же входила повинность гребцов на государственных судах, ряд сельскохозяйственных повинностей в государственных садах и полях.

                На “царские работы” каждый год на определенный срок забирали мужчин из всех номовых хозяйств страны — всех из числа царских хемуу, независимо от степени их занятости в хозяйстве. Работников (порой без учета их квалификации) размещали в охраняемых городках, где они жили все время исполнения трудовой  повинности. “Царские работы” были гораздо тяжелее обычной деятельности в номовых хозяйствах, и никто из  хемуу не имел возможности уклониться от этих работ. Впрочем, касалось это исключительно мужчин.

                Хемуу, таким образом, были основной производительной силой в государственном хозяйстве Древнего Египта времен Среднего царства. Появление этого — пока что с натяжкой могущего быть названным “профессиональным” — общественного слоя было вызвано объективными причинами и повлекло за собой  профессиональный рост египетских ремесленников и земледельцев. Именно из хемуу вырос впоследствии тот слой трудового населения страны, который определил ремесленный расцвет египетского хозяйства эпохи Нового царства — “семдет”.

Семдет — букв. “ремесла”, наименование потомственных мастеров-ремесленников и земледельцев.

 

                Наряду с хемуу, все более серьезную роль в сельском хозяйстве страны периода Среднего царства начинает играть формирующийся класс мелких землевладельцев неджес.

Неджес — “маленькие люди”.

 

                Видимо, именно из неджес позднее, в эпоху Нового царства, вышла служилая знать, опора фараонов XVIII династии.


Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).


Категория: СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 4741 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]