Позднее царство. Греко-римский период истории Древнего Египта

Позднее царство

                Поздним царством историки называют довольно длительный период с конца XI в. до н.э. до IV в. до н.э. Некоторые историки подразделяют Позднее царство на два этапа — III Переходный период и собственно Позднее царство. Несмотря на значительные временные рамки, Позднее царство — самый безликий этап в истории страны. После падения Нового царства Египет утрачивает почти всю свою мощь, фараоны практически не ведут больше завоевательных походов — во всяком случае, таких, что сравнились бы со временами XVIII династии. Разбитая надвое страна лишается крупной доли своего хозяйственного потенциала.

                Конечно, нельзя сказать, что Египет при фараонах Позднего царства просто погружался в пучину забвения и разрушения. С начала I тысячелетия до н.э. Египет довольно быстро превращается в мощную торговую державу. Снижение собственного производства вынудило правителей открыть дорогу предприимчивым купцам, способным выгодно продать египетские товары и выгодно купить заморские — те, что когда-то поступали в царскую казну в качестве даров и дани.

                Египетским фараонам Позднего царства приходилось постоянно обороняться от молодых и агрессивных держав Востока. Страна купцов Финикия, Сирия, воинственная Ассирия — все были не прочь захватить край, гробницы и святилища которого ломились от золота. Отчасти египтянам помогало то обстоятельство, что страна была несколько на отшибе основных транспортных и военных путей Ближнего Востока. Тем не менее, несколько раз Египет оказывался завоеван. В последний раз это удалось ассирийскому царю Саргону, и освободилось Египетское царство только при Ашшурбанапале. Египетские летописи сохранили имя фараона, скинувшего ярмо ассирийского владычества — Тахарка.

Тахарка (правил до 664 г. до н.э.) — последний фараон XXV династии.        

 

 

                Греко-римский период

                В конце V в. до н.э. Египет пал под ударами нового могущественного противника — персов, наследников воинской мощи Ассирии, надолго подчинивших себе всю Переднюю Азию и Ближний Восток. А спустя примерно сотню лет и Персия была уничтожена войсками величайшего полководца древности Александра Македонского, “властелина половины мира”. Александр, подчинив себе Египет, в 323 г. до н. э. возвел на трон своего соратника Птолемея.

Персы — племена, проникшие на Ближний Восток (предположительно из Закавказья) во 2-м тыс. до н.э. и к середине I тыс. до н.э. покорившие всю Переднюю Азию и Ближний Восток

 

                Воцарение Птолемея открыло новую страницу в истории Древнего Египта — эллинизм. Характерной особенностью этого периода стало слияние греческих политических и хозяйственных традиций с местными.

                Во внутриполитическом плане это выразилось прежде всего в создании на территории Египта греческих по устройству поселений — полисов, крупнейшим из которых была Александрия, столица Египетского царства Птолемеев. При этом было сохранено и традиционное деление на номы. Во главе номов и большинства государственных учреждений стояли греки. Знатные египтяне при греческих правителях также служили при дворе — греческие завоеватели не хотели лишаться поддержки местной знати, однако египтян в царской администрации было гораздо меньше.

Александрия — столица Египта. Основана в 332 г. до н.э. Центр всей эллинистической культуры.

 

                Птолемей I, объявив себя царем Египта, взял в свои руки всю полноту власти. Хозяйственная жизнь при греческих правителях оказалась полностью централизована. В каждую деревню-кому царской администрацией назначался староста, ответственный перед стратегом-греком за сбор урожая и податей.

Кома (греч.) — административная единица, сменившая в эллинистический период египетскую сельскую общину. Управлялась назначенным извне чиновником.

 

Стратег (греч.) — военачальник с широкими военными и административными полномочиями.

 

                Налоговое бремя при Птолемеях в Египте стало тяжким, как никогда ранее. Греческие налоги в сочетании с исконной системой податей Египта создали гигантский налоговый пресс, беспощадно выжимавший всех без исключения жителей страны. Налог полагалось платить со всего — с участка земли, с собственного дома, с продажи товаров, с собранного урожая. Фактически, египтянин не имел ни единой возможности заработать хоть грош без того, чтобы с него не потребовали уплаты пошлины чиновники невероятно разросшейся царской администрации.

                Сельское хозяйство при династии Птолемеев велось в соответствии со строжайшим планом. Каждая деревня получала от царских чиновников указания — чего и сколько сеять, какой урожай надлежит собрать. Весь урожай, поступивший в хозяйство эконома —хозяйственного чиновника при номархе, являлся собственностью царя.

Эконом (греч.) — глава хозяйственной администрации в управленческой системе нома.

 

                Земледельцы (преимущественно египтяне) обязаны были, помимо полевых работ, принимать участие и в “царских работах” — повинности, которую греческие правители унаследовали от времен расцвета Египетского царства.

                Вплоть до конца Позднего царства система хозяйственных отношений в Египте, прежде всего в вопросах собственности на землю и отношений землевладельца с земледельцем была практически неизменной. Даже крестьянин мог приобрести в собственность участок земли, выплачивая за него в казну (либо владельцу арендуемой земли) оговоренную долю с урожая.

                Уже Птолемей I коренным образом изменил, поломал эту веками складывавшуюся систему. При греческих правителях вся земля была объявлена собственностью царя. Крестьяне, обрабатывавшие ее, стали числиться арендаторами, причем платили уже не долю от собранного, а установленную царскими чиновниками твердую плату, не зависящую от того, что они произведут на земле. Получая из государственных стойл скот для пахотных работ, крестьянин обязан был заплатить за его использование. Такая система податей, традиционная для Греции, но впервые появившаяся в Египте, привела к тому, что земледельцу стало невыгодно заниматься сельским хозяйством. Себе он мог взять лишь то, что оставалось после выплаты всех податей — зачастую совсем немного, недостаточно, чтобы прокормить семью. К тому же, царские работы являлись обязательной повинностью для всех государственных крестьян.

                Греческое правление разрушало основную ячейку египетского общества — сельскую общину. Староста — комарх, назначаемый царской администрацией, нередко из греков, отвечал перед вышестоящим чиновником за сбор податей по всей деревне, а деревня целиком отвечала перед старостой за всех своих членов.

Комарх — староста деревни, назначаемый, а не выбираемый (в отличие от традиционной общины Египта).

 

                При таких условиях люди предпочитали либо сбегать из своих деревень, спасаясь от поборов, либо уходить в “иеродулы” — “священные рабы”. Этот класс, впервые появившийся в Египте при Птолемеях, состоял из простолюдинов, работающих на храм, а не на царя. Положение иеродулов было, очевидно, несколько легче, чем у государственных крестьян. Иеродулы не были рабами в полном смысле слова, хотя их храмовая зависимость являлась наследственной.

Иеродул (греч. “священный раб”) — форма личной зависимости, возникшая в эллинистический период.

 

                Многочисленные нововведения греческих правителей — запрет на международную торговлю для купцов, чье сословие уже давно сформировалось в Египте фараонов, монополизация большинства производств — привели к тому, что экономика страны, не подпитываемая поступлениями из завоеванных стран, стала слабеть, и даже последующие послабления не спасли положения дел.

                Что касается ремесел, то большая их часть стала при Птолемеях государственной собственностью. Произведенные товары и продовольствие поступали на царские склады, откуда их продавали мелкие торговцы, уполномоченные на то местными администрациями.

                При греках бюрократическая административная система в Египте достигла небывалого расцвета. Армия царских чиновников — от вельмож-номархов до деревенских старост, от экономов до сборщиков податей — осуществляла тотальный контроль за всеми сторонами хозяйственной жизни страны. Все чиновники получали от царя земельные наделы (кто в дар на вечные времена, кто на время службы), плюс к этому — ежемесячное денежное довольствие. Птолемеи ввели практику откупа царских податей — откупщик обязан был собрать в казну не менее оговоренной суммы, покрывая недостачи из своего кармана. За собранные средства (налоги в Египте времен Птолемеев собирались только деньгами, а не натуральными продуктами) он получал вознаграждение — 5% от сданной в казну суммы.

                При Птолемеях, как никогда ранее в Египте, получило распространение обращение в рабство за долги, точнее за неуплату налогов. Рабы-должники трудились в основном в сельском хозяйстве или на ролях домашней прислуги.

                Вместе с тем, Египет времен Птолемеев пережил значительный культурный подъем. В сельском хозяйстве широко использовались изобретения греческих ученых — винтовые водоподъемные сооружения, весьма облегчившие работы по поливу неорошаемых естественным путем полей.

                Знаменитая Библиотека в Александрии — столице царства Птолемеев — являлась, возможно, крупнейшим во всей античности хранилищем книг. Сожжение библиотеки религиозными фанатиками стало одной из величайших трагедий античной культуры, о чем свидетельствовали сами античные летописцы.

Александрийская Библиотека — одно из “семи чудес света”. Основана в 3 в. до н.э. Насчитывала до 700000 томов на всех языках Древнего мира. В 391 г. н.э. сожжена фанатиками-христианами.

 

                Значительно продвинулось при греческом правлении строительное ремесло. В эллинистическую эпоху вход в гавань Александрии украсился одним из “семи чудес света” — Фаросским маяком, справедливо считавшимся шедевром античных инженеров. Этот маяк, известный также как “Александрийский столп”, высотой около 120 метров, вполне заслуженно был оценен наравне с пирамидами.

Семь чудес света — произведения цивилизации, считавшиеся в античную эпоху наивысшими достижениями рук человеческих.

 

                Египет обладал двумя из семи чудес света, причем одно из них — единственное, сохранившееся до наших дней. Всего к “семи чудесам” древние причисляли Великие пирамиды Гизы, Фаросский маяк в гавани Александрии, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в греческом городе Эфесе, мавзолей в городе Галикарнасе, и два произведения скульптуры — статую Зевса в его храме в Олимпии  (статуя из слоновой кости и золота была создана великим скульптором Фидием) и громадную статую Гелиоса возле острова Родос (так называемый Колосс Родосский).

                Лишь пирамиды выдержали испытание временем. Сады Семирамиды были разрушены вместе с Вавилоном, эфесский храм Артемиды подожжен Геростратом (человеком, задумавшим таким образом обессмертить свое имя). Та же участь ждала и остальные “чудеса”, частично сохранившиеся лишь в описаниях и рисунках.

                Судостроительное дело, в котором греческие мастера по праву числились среди лучших, благодаря грекам пережило подъем и в Египте. Корабли Птолемеев бороздили не только прибрежные воды Египта и древние торговые пути Средиземноморья, но заходили и в отдаленные порты Черного моря.

                В общеэкономическом плане за счет жесточайшей централизации греческим правителям удалось сделать немало. Вновь была восстановлена и даже улучшена ирригационная система страны, усилился контроль за урожайностью и обрабатываемостью пахотных земель. Все это, вкупе с повышенными налогами, на какое-то время обеспечило подъем египетского хозяйства и даже активизацию его внешней политики. Птолемеи стремились расширить границы страны в тех же направлениях, что и фараоны прежних династий — Финикия, Сирия, главные морские и сухопутные торговые пути Ближнего Востока на какое-то время попали под контроль египетских правителей-греков. Это привело к оживлению внешней торговли, монополизированной царским домом и приносившей в казну немалые доходы. Однако все положительные стороны греческого правления в конце концов не устояли перед главной бедой администрации Птолемеев. Непомерно разбухший чиновничий аппарат требовал слишком больших расходов, а население было обложено такими высокими поборами, что в конце концов казна начала пустеть — уровень производства снизился до критической точки.

                К тому же все время правления династии Птолемеев в Египте не снижалась и внутренняя напряженность, носившая характер отчетливой межнациональной вражды. Взойдя на египетский трон, греческие правители сразу сделали ставку на воинов-наемников из армии Александра Македонского. Солдаты греческой армии получили еще от основателя династии Птолемеев довольно значительные наделы земли в аренду. Эти солдаты (большинство их были греками, но встречались и представители других народов, покоренных Александром, за исключением египтян) назывались клерухами. Царские наемники, помимо земли, получали от правителя жилье — чаще всего их ставили на постой к местным жителям. О том, каков был характер взаимоотношений египтян с клерухами, говорит хотя бы тот факт, что жители одного из городов разобрали крыши домов и вынесли на улицу алтари, защитив ими входы — лишь бы не пускать на постой царских наемников.

Клерухи (греч.) — военные поселенцы в эллинистическую эпоху. Получали земельные наделы во временное пользование как плату за несение службы.

 

                Чтобы уменьшить враждебность местного населения, греческие цари не стали отменять исконные египетские культы. Птолемеи поддерживали жрецов египетских храмов, давая им кое-какие привилегии, чтобы компенсировать государственные поборы, в равной степени обрушившиеся на храмы, как и на все остальное население Египта.

                Отчасти стремясь упрочить свое положение в общественном сознании, отчасти перенимая староегипетскую традицию обожествления царя, все правители династии Птолемеев, начиная с Птолемея II,  учреждали в стране свой собственный культ. Царь именовался богом-сотером.

Сотер — спаситель (греч.). Первыми среди Птолемеев этот титул получили основатель династии и его супруга, обожествленные после смерти.

 

                Дабы распространить свой культ, греческие цари неявным образом подкупали египетских жрецов — храмы, где вводили царский культ, получали из казны долю от урожаев, собиравшихся со всех храмовых хозяйств страны.

                 Безраздельная власть Птолемеев продолжалась в Египте около ста пятидесяти лет. С начала II в. до н.э. по стране начались мятежи. Сперва восстали воины-египтяне, когда Птолемей IV распустил их войско, опасаясь иметь под боком вооруженных коренных жителей. Затем восстания начались повсюду и продолжались почти двадцать лет.

                Народные бунты сопровождались активизацией внешних врагов. Династия Птолемеев быстро растеряла завоеванные ранее земли. В стране наступил глубокий кризис — как в политической, так и в экономической сфере. Земледельцы, находившиеся фактически на положении рабов при земле, за которую еще и платили царю арендную плату, не были заинтересованы в урожаях — при непомерно высоких налогах весь собранный урожай отходил в казну, а земледелец еще оставался должен государству. Поэтому крестьяне все чаще начали убегать из своих общин, бросая землю. Необрабатываемые почвы стремительно засолялись и становились непригодными для земледелия. Разрушалась ирригационная система. Неповоротливая бюрократическая администрация была не в состоянии следить за каналами по всей стране.

                Земледелие и ремесленные производства начиная со II в. до н.э. постепенно переходили в частные руки, и цари теряли еще одну, весьма ощутимую часть доходов. Справиться же с ситуацией, взять ее обратно под свой контроль они уже не могли именно по причине раздутой бюрократической машины государства. В довершение всего, царские чиновники всех рангов, чувствуя свою полную безнаказанность, повсюду открыто присваивали себе подати, причитавшиеся казне, выдумывали новые поборы с крестьян. Все это привело к тому, что в начале I в. до н.э. были изданы царские указы, значительно ограничивавшие власть чиновников. Земля, ранее считавшаяся собственностью царя, но купленная у казны, переходила в безраздельную собственность владельца, были снижены многие налоги и прощены недоимки.

                Это несколько снизило напряженность в стране, но Египет Птолемеев уже был обречен. Последние правители греческой династии не имели никакого внешнеполитического веса, во всем подчиняясь могучему Риму.

                В середине I в. до н.э. последняя царица Египта, Клеопатра, взошедшая на трон с помощью войск Цезаря, с огромным трудом подавила восстание жителей севера страны, не желавших подпадать под римское владычество. После нескольких неудачных попыток удержать власть в своих руках с помощью политических интриг, Клеопатра покончила жизнь самоубийством, а Октавиан Август, ставший позднее первым императором Рима, присоединил Египет к своим обширным владениям. На этом закончилась история Египта как независимого государства древности. Некогда могучая и богатейшая держава стала всего лишь одной из провинций новой мировой империи.


Клеопатра VII (69 г. до н.э – 30 г. до н.э.) — царица Египта, сменившая за годы своего правления (51 г. до н.э. - 31 г. до н.э.) трех мужей-соправителей.

Кай Юлий Цезарь (102 г. до н.э. – 44 г. до н.э.)   — выдающийся военный и политический деятель Древнего Рима.

Октавиан Август (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) — политический деятель, военачальник, основатель Римской империи.

 

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: ПОЗДНЕЕ ЦАРСТВО | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 1932 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]