Самые древние в мире и массивные монументы из камня —
египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и
поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали
самые невероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном
из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в них
расстояние от земли до солнца и время исхода иудеев из Египта, но и дату
будущего конца света — 1881 год. По-настоящему серьезные изыскания требуют более
вдумчивого подхода — ведь мы имеем дело с гигантскими сооружениями,
построенными с потрясающей точностью! Так, каждая из сторон Великой пирамиды,
возведенной для фараона Хуфу более 45 веков тому назад, имеет длину около Несмотря на всю видимую незыблемость пирамид, они, по
иронии судьбы, пострадали не столько от сил природы, сколько от рук человека.
Древние египтяне были первыми вандалами: они грабили их погребальные покои и
безжалостно сдирали с них известняковую оболочку, используя материал для
других построек, и. это варварство продолжалось и в более поздние времена. С ростом туризма выросла и вероятность порчи памятников.
Толпы неутомимых верхолазов устремлялись с риском для жизни к вершинам
пирамид, нанося им непоправимый урон. Благодаря закону, принятому в 1983 году
египетскими властями, четыре крошечные фигурки, штурмующие пирамиду Хеопса на
фотографии наверху, были одними из последних, кому удалось это сделать, хотя
туристам все еще разрешается заходить внутрь пирамиды. Погонщики верблюдов и уличные торговцы, которые,
должно быть, досаждали своими призывами еще греческому историку Геродоту, когда
тот осматривал пирамиды, сегодня обязаны держаться от них на приличном
расстоянии. В
тени пирамид Однажды знойным летним днем 1867 года, Марк Твен,
тогда еще молодой газетный репортер, отправился из Каира на ослике в сторону
песчаного пустынного плоскогорья Гизэ, что лежит в пяти милях к западу рядом с
развалинами Мемфиса, древней столицы Египта. Цель путешествия: взобраться на
одну из трех знаменитых пирамид Гизэ и осмотреть Сфинкса,
получеловека-полузверя с туловищем льва. Твен и его друзья пересекли два рукава широкого
мутного Нила в утлой арабской фелюке с треугольным парусом и направились прямо
через пустыню к подножию пирамиды Хеопса. Высота пирамиды произвела на молодого
американца сильное впечатление; как он выразился, «она, казалось, вонзается в
сами небеса». Не без помощи жилистых арабских гидов и с немалым трепетом в душе
он и его коллеги начали дружно карабкаться вверх по ее шероховатым каменным
уступам. Достигнув вершины в Просторы, открывшиеся взгляду Марка Твена с вершины
пирамиды Хеопса, охватывают территорию одного из самых интересных в научном
отношении и обширнейших комплексов археологических исследований. Здесь на
пространстве, ограниченном деревушкой Абу Роаш к северу от Гизэ и Фаюмским
оазисом, расположенным в они бьши возведены еще фараонами Древнего Царства,
которое длилось около 500 лет, охватывая период приблизительно с 2575 по 2134
гг. до н.э. Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций,
которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как
египетские пирамиды времени Древнего Царства. «Человек страшится времени, а
время страшится пирамид», — гласит арабская пословица. Они считались
одним из древних чудес еще во времена правления фараонов. Уже в период Нового
Царства (1550— 1070 гг. до н. э.) египтяне наносили визиты в Гизэ и другие
некрополи, чтобы отдать дань уважения давно умершим царям и подивиться седой
древности этих гигантских сооружений. Свидетельством их посещений стали древние
надписи — граффити, — выцарапанные на каменных плитах пирамид и соседствующих с
ними храмов. Один такой «турист», подписавшийся именем «Ахмос, сын Иптаха»,
посетил Ступенчатую пирамиду в Саккара около 1600 года до н. э. — к тому
времени ее возраст превысил тысячу лет — и с почтением начертал на камне, что
монумент выглядит так, «как будто в ней поселились сами набеса». А через
каких-нибудь 400 лет после него другой посетитель, «Хеднахт, сын Ченро и
Тевосрет», отметил тут же, какое огромное удовольствие получили они с братом,
обойдя Ступенчатую пирамиду и испросив богов даровать им «долгую жизнь служения
во благо всем Вам» и «достойные похороны после счастливой спокойной старости». Пожалуй, никто в Древнем Египте не проявлял такого
живого интереса к пирамидам и их истории, как наследный принц Кэмвасет,
четвертый сын Рамзеса II, одного из самых прославленных своими делами и
долголетием фараонов Египта. Ко времени правления Рамзеса II (1290-1224 гг. до
н. э.) пирамиды Древнего Царства уже насчитывали тринадцать веков своего существования.
Выкрошенные снаружи суховеями пустыни и разграбленные внутри расхитителями
гробниц, пирамиды и относящиеся к ним храмы уже к тому времени пришли в полное
запустение. Получив благословение отца, Кэмвасет принялся восстанавливать
пирамиды и другие гробницы Древнего Царства, стараясь придать им былое
величие. Именно за его усилия в этой области Кэмвасета часто называют сегодня
первым в мире египтологом и археологом. Будучи, по-видимому, человеком любознательным и
вдумчивым, который предпочел жреческий сан карьере военачальника, Кэмвасет, как
утверждают позднейшие хроники, долгие часы проводил, бродя среди руин Древнего
Царства, исследуя древние гробницы и размышляя над смыслом древних посланий,
высеченных на стенах. Закончив обследование той или иной гробницы, он обычно
отдавал распоряжение своим работникам выбить на ее надгробии иероглифическую
надпись, удостоверяющую имя ее владельца, тем самым как бы создавая прецедент,
который впоследствии станет обычной практикой современного музейщика. Интерес
Кэмвасета к прошлому привел его, в конечном счете, к раскопкам и реставрации
нескольких исторических захоронений. Он открыл и идентифицировал множество
предметов материальной культуры Египта, снабдив их также соответствующими ярлыками.
Среди его находок была статуя Каваба, сына фараона Хуфу (Хеопса), по приказу
которого была возведена так называемая Большая пирамида (пирамида Хеопса) в
Гизэ. В своей надписи, выгравированной на ней, Кэмвасет поясняет, что его
работа по реставрации гробниц была прежде всего продиктована «любовью к
старине», а также желанием показать, «какого совершенства во всем достигли наши
предки». Принц был настолько восхищен этим произведением, что приказал
перевезти статую к себе в дом в Мемфисе, где ее фрагмент и был откопан — теперь
уже во второй раз в 1908 году около 3200 лет спустя — английским археологом
Джемсом Эдвардом Квибеллом. История пирамид — как и некрополей, на почве которых
они возникли — берет свое начало в Мемфисе, древней административной столице
Египта, которая находилась на западном берегу Нила в Мемфис процветал вплоть до VII века нашей эры, когда
арабы, захватив Египет, стали активно разрушать город, используя каменную
кладку зданий для строительства своей новой столицы — Каира. Сегодня все, что
могло уцелеть от Мемфиса того времени, лежит погребенное под тоннами нильского
ила и современными деревнями, расположенными на этом месте, затрудняя и делая очень
дорогостоящей работу археологов. На сегодняшний день раскопана лишь крошечная
часть когда-то великого города и пока что не найдено никаких следов ни самого
дворца, ни других зданий ранней застройки. Почти все, что мы знаем о жизни в
Мемфисе — да и вообще в Египте эпохи Древнего Царства — дошло до нас не из
жилых кварталов города, а из его кладбищ. Жители Мемфиса построили свой первый
некрополь на крутом уступе, возвышающемся в пустыне к западу от городской
черты. Они назвали его Саккара, в честь Сокара — одного из египетских божеств
заупокойного культа — и намеренно расположили на западе, так как, по поверьям,
другое божество, бог солнца Ра, именно в западных пределах небосвода начинает
свое ночное путешествие в подземном мире. Археологи открыли в Саккара
гробницы, относящиеся почти ко всем периодам истории Египта, хотя большинство
из них восходит ко временам Древнего Царства и даже ранее, охватывая период приблизительно
в тысячу лет, с 3100 по 2134 гг. до н. э. Захоронения в Саккара продолжались
вплоть до христианских времен, когда некрополь занимал площадь около Ранние гробницы в Саккара делались из кирпича-сырца.
Они были прямоугольными, с плоскими крышами и слегка покатыми стенами. В каждом
склепе имелось по несколько подземных комнат, в том числе вырубленная в скале
центральная камера, в которую помещалось тело умершего вместе с его личным
оружием, предметами туалета и даже музыкальными инструментами и настольными
играми. В части гробницы, расположенной наверху, на поверхности земли,
находились помещения меньших размеров, в которых хранились продукты питания,
вино, одежда, предметы мебели и орудия труда, т. е. все то, что считалось
необходимым для поддержания жизни КА, или духа обитателя гробницы. В настоящее
время египтяне называют такие гробницы арабским словом «маста-ба», что значит
«скамья», т.к. внешне они напоминают прямоугольные скамейки из кирпича-сырца,
которые и по сей день можно видеть у домов и лавок по всему Египту. По мере того как шло время, менялся и внешний вид
мастаб. Они становились более массивными и сложными по конструкции, иногда
достигая Около Ступенчатая пирамида не имеет себе равных ни по
размерам, ни по конструкции. Основание пирамиды имеет площадь 118,6 на Многое из того, что нам сегодня известно о Ступенчатой
пирамиде, стало достоянием гласности, благодаря работам другого видного
египтолога, француза Жана-Филиппа Лауэра. В 1926 году английский археолог
Сесил Ферс, предпринявший первые систематические раскопки в районе Ступенчатой
Пирамиды, взял Лауэра, тогда еще двадцатичетырехлетнего студента-архитектора в
Париже, к себе в помощники. Лауэр прибыл в Египет на короткий срок — и прожил
там более 50 лет. «Как только я обследовал памятник, — рассказывал он
корреспонденту в 1991 году, — я сразу понял его важность для истории, как
первого сооружения, в котором применялась горизонтальная кладка из обтесанного
камня, и к тому же построенного по проекту Имхотепа, этого Микеланджело
древности. И я решил тогда посвятить этой работе всю свою жизнь». Лауэр с особой любовью вспоминает свои первые годы,
проведенные в Саккара, когда он вместе с Ферсом занимался обследованием
внутренних камер Ступенчатой пирамиды. Двигаясь по переходам, спроектированным
Имхотепом, археологи медленно прокладывали себе путь по подземному лабиринту.
Лауэр хорошо помнит то изумление и благоговение, которое он испытал, входя в
одну из камер сквозь пробитую в стене брешь. «Мы проделали дыру в этой стене, и
Ферс, будучи человеком крупного телосложения, попросил меня пробраться внутрь
и описать ему то, что я там увижу, — писал он позднее. — С чувством
благоговейного ужаса вошел я в подземную галерею, по которой вот уже 4000 лет —
с тех пор, как ее посетили грабители древности — не ступала нога человека.
Освещая себе путь свечой, я медленно продвигался вперед, пока наконец не попал
в прямоугольную комнату, со всех сторон облицованную ровными и тщательно отшлифованными
плитами известняка. Продвигаясь дальше в северном направлении, я попал в другие
комнаты, также выложенные плитами из отшлифованного камня. Некоторые из них
были украшены барельефами в виде больших звезд». Хотя камеры были уже давно разграблены и не содержали
никаких сокровищ, Лауэра на каждом шагу поджидали «приятные сюрпризы», включая
прекрасно выполненные на стенах барельефы, изображавшие фараона Джосера, то во
главе религиозной процессии, то в момент символического состязания по
ритуальному бегу. Обследуя несколько лет спустя глубоко заложенные подземные
галереи комплекса Ступенчатой Пирамиды Джосера, Лауэр наткнулся на скелет
восьмилетнего ребенка и около 40 000 ваз, чаш и блюд из алебастра, кварца,
мрамора, доломита и других ценных пород камня, сложенных в одной комнате.
Выяснилось, что все эти сосуды относятся ко времени, предшествовавшему эпохе
правления Джосера. Лауэр полагает, что они происходят из других гробниц,
расхищенных ворами, и что именно Джосер приказал поместить их туда из уважения
к умершим, которым они когда-то принадлежали, с тем чтобы вернуть их в иной
жизни законным владельцам. Не удивительно, что фараоны, пришедшие на смену
Джо-серу, тоже пожелали иметь подобные гигантские ступени, ведущие в небеса,
приказав своим подданным строить ступенчатые пирамиды. Однако все последующие
усилия воздвигнуть еще одну ступенчатую пирамиду кончались неудачей либо из-за
ошибок в ее конструкции, либо по причине преждевременной смерти фараона, для
которого она предназначалась, и лишь т спустя пятьдесят лет после смерти
Джосера вырос в песках Mедума, в Медумская пирамида ознаменовала собой крутой поворот
во внешнем облике пирамид, ибо спустя некоторое время после завершения
строительства ее гигантские ступени были заложены грубо отесанным камнем для
придания ей наклонной формы, а затем все сооружение было облицовано
известняком и стало похоже на настоящую пирамиду с гладкими, ничем не
прерываемыми сторонами. Остается не ясным, почему египтяне заменили
ступенчатую конструкцию на сплошную; некоторые ученые считают, что это как-то
связано с усилением культа солнца в стране. Вполне возможно, что поклонники
бога Ра выбрали именно эту форму из-за ее внешнего сходства с солнечными
лучами, которые, расходясь треугольником, падают на землю, когда солнце
освещает ее, выходя из-за облаков. К сожалению, мародеры, охотясь за ценными
породами камня, нанесли пирамиде немалый вред, повредив облицовку и обнажив
ранние этапы ее строительства. Однако ее огромная каменная сердцевина от рук
вандалов не пострадала, и сегодня, как и прежде, пирамида гордо высится над
кучами мусора, который когда-то составлял ее внешнюю оболочку. Вероятнее всего, Медумская пирамида строилась для
фараона Хуни, последнего правителя III династии. Многие египтологи, однако,
относят ее ко времени правления фараона Снофру, первого царя IV династии
(2575—2551 гг. до н. э.), который отдал приказ о ее облицовке, тем самым
создав первую пирамиду в собственном смысле слова. Снофру, который пользовался
любовью своих подданных и оставил после себя добрую память, построил еще две
пирамиды — «Ромбовидную пирамиду», названную так из-за того, что, начиная
где-то с середины, ее стороны имеют более пологий наклон, чем ближе к
основанию, и «Красную пирамиду», знаменитую красноватым оттенком облицовочного
материала. Скошенная верхушка «Ромбовидной пирамиды», по-видимому, отражает
попытку ее архитектора решить проблему, вызванную ее первоначальным уклоном,
который бьш слишком крутым для подъема массивных каменных блоков; вполне
возможно, однако, что несовершенство ее пропорций разочаровало монарха, так
как это не вязалось в его глазах с идеей «вечного дома». Как бы там ни
было, Снофру от нее отказался, остановив свой выбор на «Красной пирамиде». Эти
две пирамиды он построил в Дахшуре, некрополе, расположенном на полпути из
Саккара в Ме-дум. Возвышаясь над пустыней на высоту около Но не надолго. Сын Снофру Хуфу (Хеопс, в греческом
написании), желая, видимо, переплюнуть в этом деле отца, приказал построить
пирамиду еще более грандиозных размеров в некрополе Гизэ. Расположенная к
северу от Мемфиса, эта территория издавна служила местом захоронения высших
сановников Египта, некоторые гробницы которых восходят ко времени I династии.
В отличие от своего отца, Хуфу был тираном и обладал деспотичным
характером. По одному поверью, он приказал закрыть все храмы во время своего
правления, с тем чтобы подданные сосредоточили все свои усилия на
строительстве его пирамиды. В ходе ее строительства либо сам фараон, либо его
архитектор вносили изменения в проект ее внутреннего устройства, переместив
царскую погребальную камеру из-под основания гробницы в самую сердцевину
сооружения. Первоначальный вход в пирамиду — который только в 1989 году был
открыт для всеобщего обозрения — ведет вниз по наклонному коридору к
незаконченной камере, вырубленной в целиковой скале. Оставив ее, рабочие вместо
этого пробили отверстие в потолке коридора в каких-нибудь Как же удалось Хуфу построить такой гигантский монумент? Некоторые ученые полагают, что он использовал труд рабов и что на ее строительство ушел весь 23-летний период его правления. Более вероятно, однако, что он мобилизовал на эти работы тысячи крестьян, заставляя их поочередно работать по несколько месяцев в году в межсезонье, когда Нил, выходя из берегов, заливал поля, на которых они трудились. Не имея в своем распоряжении ни колесного транспорта, ни даже вьючных животных и управляясь примитивными орудиями труда из камня и меди, эти труженики вырубили в скале, обработали и переправили на стройку более двух миллионов известняковых блоков, причем некоторые из них весили до 15 тонн. | |
| |
Просмотров: 1491 | |
Всего комментариев: 0 | |