Украшения. Древний Египет. Вейс Г. История материальной культуры

      Украшения небогатых людей должны были быть просты и малоценны. Они состояли из разного рода подвесок, которые мало чем отличались от тех, которые носят египтяне и сегодня. Для большей нарядности было принято, даже среди рабочего населения, окрашивать некоторые части тела. Украшения знатных и богатых отличались большим разнообразием и роскошью. Кроме золотых вещей, которые изготавливали из эфиопского золота уже в период Древнего царства, богатые люди носили уборы из драгоценных камней и металлов, которые после восстановления царства привозились из Азии и, по всей вероятности, обрабатывались азиатскими мастерами. Изображения ювелиров, золотых дел мастеров и эмальерного производства встречаются впервые на гробницах Бени-Гассана и более поздних памятниках. Все драгоценные вазы и благовония вывозились, вероятно, из Ближней Азии, откуда, как свидетельствуют надписи, получали также краску для глаз.

      Обычай подкрашивать лицо, и поныне распространенный на всем Востоке, был давно известен в Египте. Первоначально там употребляли для этой цели три краски: черную, зеленую и белую. Черной краской подкрашивали брови и ресницы, зеленой - проводили под глазами широкую полосу, белой красили ногти. Впоследствии вместо зеленой стали употреблять оранжевую краску, которой инода красили также кисти рук и ступни ног.

      Женщины носили украшения почти на всех частях тела, даже на бедрах. Мужские украшения состояли только из широких колец или обручей, которые надевались (как и женщинами) на руки выше локтя, на запястье и на ногу вокруг щиколотки. Эти обручи делались из разных металлов. Они были или круглыми без всяких украшений, или плоскими с узором из цветной эмали. Их всегда тщательно подгоняли к той части тела, для которой они предназначались. Кроме обручей, мужчины носили перстни разной формы - металлические, с неподвижным или вращающимся гнездом, из глазурованной каменной массы в форме какого-нибудь иероглифического знака. Носили как одно, так и по нескольку колец.

      К собственно женским украшениям принадлежали ожерелья и серьги. В древнейшие времена на шею навязывали пеструю тесьму, потом стали носить шнурки и цепочки различной длины, составленные из металлических фигурок и шариков цветного стекла, камня или глазурованной глины. Иногда к этим цепочкам привешивали амулеты в богатых оправах. Серьги имели форму кружка или колеса, но в гробницах найдены серьги других форм, с подвесками и без. Кроме ожерелий и серег, богатые египтянки носили на голове обручи из драгоценных металлов (диадемы), узорные повязки, сетки, плотно охватывавшие волосы, венки и букеты из живых цветов.

      Национальным украшением египтян, общим для обоих полов и всех сословий, за исключением самых низших, был широкий воротник (пелерина), закрывавший плечи и верхнюю часть груди. На изображениях древнейших гробниц ширина его невелика, но в эпоху Нового царства возросли как объем этого предмета одежды, так и его ценность. Делались такие воротники сообразно со средствами каждого: или из куска подклеенного и расписанного полотна, или из сетки крупной вязки, по ячейкам которой нашивались рядами и в симметричном порядке символические фигурки разного цвета и формы, бусы и т. п. Такие воротники были очень нарядны и носились, вероятно, в основном женщинами. Но не менее роскошно выглядели и мужские воротники. Их изготавливали из благородных металлов (иероглиф, обозначающий "золото", имеет форму такого воротника) с украшениями из разноцветной эмали. В роскошной отделке они выполняли роль даже почетнейших царских подарков и вследствие этого приобрели особый, символический характер.

      Символическое значение одежды обусловливалось в Египте всей совокупностью внешних бытовых отношений народа. Стремление изображать каждое понятие наглядно, соответствующим ему графическим знаком (иероглифом), легшее в основу развития египетской письменности, рано навело египтян на мысль обозначать одеждой как внешним знаком не одно только общественное положение, но и различные моменты внутренней жизни.

      Кроме обычая обозначать особой прической детский и юношеский возрасты, у египтян существовал обычай выражать свою горечь по умершим родственникам внешними знаками и нем встречаются у некоторых древних писателей о Египте, а его глубокая древность доказывается изображениями на памятниках. В пользу верности такого вывода говорит и то обстоятельство, что принятый способ выражения печали (как видно на изображениях) был таким же, как у всех первобытных народов, руководствующихся в большей степени чувством, чем рассудком. Распространенные по всему Востоку и до сих пор еще обычные у туземцев Нильской долины траурные обряды напоминают собой древнеегипетские. Они заключались главным образом в самоистязании. При первом взрыве горести египтяне осыпали голову землей, били себя в грудь, по лицу или царапали себя ногтями. Затем надевали длинное платье, которое завязывалось ниже груди, и в этом наряде бегали с плачем по улицам. Кроме того, в течение определенного времени находящиеся в трауре не носили никаких украшений и даже не причесывали волос.

      Подобными выражениями траура сопровождалась и смерть некоторых животных, особенно священных. Геродот (II, 66) и Диодор (I, 84) уверяют, что когда в чьем-либо доме погибала кошка или собака, то обитатели этого дома сбривали себе в первом случае брови, а во втором - все волосы на теле.

      Значительное влияние на развитие церемониального значения одежды оказала государственная жизнь. Сан фараонов и их жен как представителей высших божеств - Осириса и Исиды - определял все внешние знаки и атрибуты верховной власти. Члены семейства фараона, придворные, чиновники, даже сами жрецы были лишь слугами наместника высшего божества, "властителя обоих миров", а потому и внешние отличия, присвоенные этим сановникам, устанавливались фараоном; только его собственные атрибуты считались высшим, божественным установлением.

      Знаки царского достоинства были столь же разнообразны, как и сами придворные обряды. Каждая часть царского церемониального наряда служила таким знаком. Важнейшими считались головной убор и скипетр.

      Богатый наряд оставался одеждой египетских фараонов до самых позднейших времен.

      Одежда фараонов, как и повседневный порядок их жизни, определялась старинным придворным церемониалом. В соответствии с правилами этого церемониала "вечноживущий" появлялся или в одном только переднике, которому придавались саме разнообразные формы, или одетым, кроме передника, в длинную одежду из драгоценных прозрачных тканей с эмблемами своего достоинства. В некоторых случаях, определить которые мы теперь уже не можем, он надевал особого рода передник в форме треугольника. Как и весь царский костюм, этот передник делался из драгоценного материала золота или позолоченной кожи, иногда украшался символическими изображениями. Другую не менее существенную принадлежность царского костюма составлял широкий пояс, обычно расписанный эмалью по золотому полю.

      Что же касается персидских и греческих властителей Египта, то они даже во время пребывания в Египте носили свою национальную одежду. С одной стороны, это подтверждается скульптурным изображением Кира на развалинах близ Персеполя, а с другой - единственным в своем роде изображением Птолемея Эвергета руки египетского художника. О первом мы будем говорить при описании одежды персов, а о последнем заметим, что на этом примере явно видно стремление египетского искусства передать в свойственных ему условных формах новое для него греческое одеяние. Что же касается знаков царского достоинства - короны и скипетра, то их носили и чужестранные государи Египта при коронации и в других торжественных случаях. Как эти изображения, так и знаменитый Розеттский камень подтверждают это.

      В эпоху расцвета Древнего египетского царства самым главным символом царской власти был урей (Uraeus), знак в виде змеи, который обозначал власть фараонов над жизнью и смертью. Он делался из золота и эмали и был обычным украшением вышеописанного царского пояса и необходимой принадлежностью царского убора.

      Головные уборы были разных цветов и форм. Самый простой - диадема. Она состояла из золотого, усаженного разноцветными камнями или расписанного эмалью обруча, который на затылке завязывался узкими лентами со свисающими концами. Иногда этот обруч был спирально обвит уреем.

      Разнообразнее и знаменательнее выглядели короны. Значение короны как символа "верхней" и "нижней" сферы, земного и надземного, идеального царства восходит к древнейшей эпохе существования египетского государства. Корона нижней сферы была красного цвета и сплошь усажена небольшими металлическими пластинками; корона верхней сферы была белой. В царствование Апапуса (Пепи), во время шестой Мемфисской династии (около 3000 г. до н. э.) обе короны были соединены, и в своей новой форме, получившей название "пшент", стали обозначать "повелителя обоих миров".

      Каждая из двух частей пшента убиралась в соответствии с предписаниями церемониала различными эмблемами божеств, а иногда даже одни эти эмблемы использовались как чрезвычайно фантастическое, знаменательное и всегда богато отделанное головное украшение. Самое видное место между ними занимал урей; в некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

      Скипетры как символы первобытных занятий египтян - скотоводства и земледелия - сохранили старинную форму загнутого посоха и треххвостого бича. Кривой посох носили также и ближайшие родственники фараона. Особенным знаком их сана, как и всех знатнейших придворных чинов, был так называемый нат, тоже своего рода скипетр.

      Одежда цариц была различна и, как и одежда фараонов, подчинена придворному церемониалу. В общем она походила на одежду женщин высших сословий и состояла или из длинного платья, сшитого из прозрачной ткани, или из одной только традиционной женской рубашки, или же из рубашки и надетого поверх нее драгоценного, шитого золотом одеяния.

      Так как царица была представительницей высшего женского божества - Исиды, она носила на себе вместе с уреем символы этой богини как знаки своего достоинства. Этими символами были скипетр в форме лилии и золотой головной убор в виде ястреба. Кроме этой характерной короны, форма которой видоизменялась при помощи различных символических элементов, царицы носили иногда также и простую диадему. В сочетании с "локоном юности" она представляла собой обычный головной убор молодых царевен.

      Принцы царствующего дома, как и все придворные, отличались богатством и пышностью своего костюма. Придворные, стоявшие ближе других к фараону, носили особый блестящий головной убор - богато украшенную повязку, которая с темени спускалась до плеч; другим знаком их звания был уже описанный выше нат. Но вообще одежда придворных сановников отличалась чрезвычайным разнообразием.

      Посредниками между высшей государственной властью фараонов и постановлениями местных законов были судьи. Они принадлежали к сословию жрецов. Наглядным знаком их звания было перо на голове - символ правосудия. Только верховный судья, и то лишь во время исполнения своих непосредственных обязанностей, надевал себе на шею цепь, на которой крепилась широкая плитка из ляпис-лазури с вырезанными на ней иероглифами, обозначавшими слова "истина" и "правосудие".

      Ее вид зависел от должности, которая определяла не только костюм, но и малейшие его элементы. Указать, в чем состояли эти различия, мы теперь уже не в состоянии. Одной из важных должностей была должность царского опахалоносца. Само опахало, которое этот сановник должен был носить за фараоном, придавало особый блеск его костюму. Оно состояло из драгоценных разноцветных перьев, прикрепленных листообразно к богато украшенной ручке, которая бывала различной длины. Другой почетной должностью было ношение за фараоном длинного загнутого посоха.

      Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную замкнутую корпорацию. Вся жизнь членов этой корпорации была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам предписывалось строго соблюдать величайшую опрятность и разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, начавшая распространяться в Египте в позднейшую эпоху, коснулась и этого сословия. Вместо обычного в старину передника как единственной одежды теперь и жрецы стали носить прозрачные ткани, оставляя передник лишь для некоторых совершенно исключительных случаев. Но шкуры леопарда или пантеры, изначально составлявшие необходимую принадлежность одежды высших сословий, оставались до самого конца египетского государства знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью. Богато украшенные, они служили одеждой верховным жрецам, которые при некоторых церемониях надевали кроме шкуры еще длинные вышитые пояса и другие украшения. В таком же одеянии исполняли жреческие обязанности и фараоны, принявшие со вступлением на престол 21-й династии (около 1000 г. до н. э.) звание "первых пророков Амонра-сонтера".

      "Служебные костюмы" жрецов были очень разнообразны. Они видоизменялись не только для каждой отдельной ступени жреческой иерархии, но и в пределах этих ступеней варьировались для разных церемоний. Некоторые разряды жрецов отличались особыми, только им одним присвоенными знаками. Так, главные жрецы (прорицатели) в храме божества Фта носили особым образом заплетенные головные косы, писцы или толкователи священных писем - два пера и письменный прибор, а сфрагисты, прикладывавшие печати к жертвенным животным, - перстень с символом человеческой жертвы.

      При некоторых египетских храмах состояли также и жрицы. Сферa их деятельности была, по-видимому, довольно ограничена, и можно предполагать, что жрицами становились лишь ближайшие родственницы жрецов, которые, будучи раз посвящены в мистерии, не могли быть отстранены от них. Костюм жриц, вероятно, мало отличался от костюма женщин высших сословий.

      Влияние религиозного культа иногда отражалось на национальной одежде, Плутарх (Исида и Осирис, гл. 30) рассказывает, что жители городов Бузириса и Ликополиса не разрешали поклонникам Солнца носить золотых украшений; Диодор же сообщает, что, когда умирал священный бык - Апис, народ надевал траурное платье и ходил в нем до тех пор, пока не находили нового Аписа.

      Влияние жрецов на государственную жизнь Египта уравновешивалось в политическом смысле сословием воинов. Это была самая сильная часть населения, которая составляла замкнутую корпорацию. Ее могущество опиралось на силу оружия, в котором в равной степени нуждались и фараоны, и сами жрецы. Но военное сословие так же, как и жреческое, в свою очередь нуждалось в могуществе главы государства для укрепления своего собственного влияния. Как те, так и другие владели наделом государственных земель и потому были заинтересованы в общем благосостоянии государства. Символическим знаком военного сословия, по крайней мере в позднейшее время, служил перстень с фигурой жука-скарабея.

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (24.10.2008)
Просмотров: 3597 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]