Египетское зодчество, основные типы архитектурных памятников. Вейс Г. История материальной культуры (часть 1)

Постройки

      Из произведений египетского зодчества сохранились лишь ocтатки культовых сооружений - храмов и гробниц.

      Древнейшими архитектурными памятниками, засвидетельствованными историей, являются пирамиды в Мемфисе, соседние с ними гробницы, высеченные в скалах, и такие же гробницы на левом берегу Нила, относящиеся ко времени 6-й династии. Все эти сооружения являются наглядным доказательством того, что их строители уже тогда были превосходными мастерами обработки и кладки громадных камней. Известия об огромных гидравлических сооружениях для регулирования разливов Нила, воздвигнутых при 12-й династии, свидетельствуют о высокоразвитой технике строительного дела у египтян. Яркими образцами, демонстрирующими ее художественные достоинства, являются гробницы в Бени-Гассане. Это памятник лучшей поры египетской архитектуры в эпоху расцвета Древнего царства.

      Основание Нового царства дало мощный толчок развитию строительства. С этого времени фараоны стараются превзойти друг друга в постройке громадных храмов. Звание "служащего при царских постройках" становится одним из почетнейших в придворной иерархии.

      Успехи eгипетского оружия в Азии пробудили в народе чувство уважения к прошлому. Памятники в письменном и графическом виде увековечивают все важнейшие события государственной и религиозной жизни народа. Каждая их стена - своего рода страница из летописи. На стенах погребальных гротов встречаются также и изображения сцен из частной жизни.

      Сведения о частных постройках египтян мы можем почерпнуть из рукописей некоторых позднейших авторов древности и из изображений на памятниках. Они отличаются той же условностью, что и изображения людей, и похожи на геометрические чертежи без перспективы и без всякого соблюдения соразмерности с остальными предметами на рисунке. Тем не менее и в них явно просматривается стремление египетских художников к четкости и ясности: не упущена ни одна из существенных частей строения, а особенно тщательно обозначены входы - двери и ворота. Все они изображены на лицевой стороне здания, каково бы ни было их действительное расположение.

      Существенные различия в подходах к строительству культовых и частных зданий вытекали из особых религиозных воззрений египтян. Они смотрели на дома как на временный приют, а на гробницы - как на вечные жилища.

По их понятиям, умершие пребывали в могиле бесконечное время (Диодор, I, 51). Точно так же и храмы - как жилища вечного божества - должны были быть вечными.

      Поэтому при постройке частных зданий не слишком заботились о прочности, в то время как храмы и гробницы строились на века. Для частных зданий употребляли отчасти дерево, отчасти высушенные на огне или на солнце кирпичи из нильского ила; для храмов - исключительно камень. Внутренность частных домов разделялась перегородками из брусьев; культовые здания представляли собой гроты, высеченные в скале, состоявшие из массивно сложенных каменных залов и галерей. Способ постройки зданий обусловливался в значительной степени климатом: высокая температура воздуха требовала просторных покоев и защищенных от солнца галерей, а постоянная сухость делала излишними сплошные крыши. В колоссальных каменных зданиях египтян сохранились основные формы их первоначальных простых деревянных строений. Развитие культа определило архитектуру храмов, а бытовые потребности определили типы жилых строений. На устройство последних имело влияние и то обстоятельство, что египтяне жили больше вне дома, дом же служил лишь местом для отдыха, ночлега. Внутреннее убранство поэтому ограничивалось лишь самым необходимым. Только в период Нового царства, когда пышность стала модой и прихотью у представителей высших и богатых классов, роскошь проникла и внутрь их жилищ.

 

Жилища

      Гробничные камеры мемфисских гробниц времен династии строителей пирамид дают ясное представление о древнейшей технологии строительства жилищ египтянами. Камеры высечены в скале, с наружной стороны отделаны в виде бревенчатой постройки. Каждая из них имеет форму продолговатого прямоугольника, слегка суживающегося кверху наподобие пирамиды и покрытого плоской горизонтальной крышей. Внутрь камеры ведет узкая четырехугольная дверь; над дверью положен круглообтесанный каменный брус, вмонтированный в стены обоими концами. Он служит притолокой и в то же время опорой для крыши. Потолок камеры представляет собой накат из плотно подогнанных бревен. На стенах высечены рейки в виде украшений, они расположены параллельно друг другу. Середину стены обычно занимает фальшивая дверь - намек на соединение камеры с соседними покоями. Так же, как стены камер, отделывались и старинные деревянные саркофаги представителей знати, с тем лишь отличием от изображений в камерах, что в саркофагах рисунки были нанесены голубой краской по желтоватому фону. Поэтому представляется несомненным, что такая отделка точно повторяла отделку египетских жилищ эпохи Древнего царства.

      Прекрасный образчик устройства небольших египетских домов сохранился в деревянной модели (17 дюймов шириной и 21 дюйм высотой), которая была найдена в гробнице, открытой в Фивах. Благодаря данной модели мы можем видеть, что в такие жилища входили через дверь, которая была вырублена в стене и находилась довольно высоко от земли (вероятно, по причине разливов Нила). Эта дверь вела в открытое пространство перед домом или во двор; со двора поднимались по ступеням на галерею, тоже открытую и служившую крышей расположенным под ней жилым покоям и кладовым. Подобным образом и до сих пор строят жилища коренные обитатели Нильской долины, как это можно видеть на плане, а дома нынешних арабов-феллахов своим внешним видом напоминают вышеописанные гробничные камеры египтян.

      Просторный непокрытый двор составлял неотъемлемую часть каждого частного жилища. Здесь размещались отдельные строения. Они занимали либо только одну сторону двора, либо две, даже три его стороны. Иногда эти строения располагались посередине. Планировка нижнего и верхнего этажей была сходной. Рассчитанные на местный климат большие дома имели прохладные коридоры и обстраивались открытыми галереями. Коридоры выходили во двор и между рядами отдельных комнат, галереи тянулись вокруг крыши, а иногда окружали фасад каждого этажа. На галереях проводили прохладные часы дня, обедали (Геродот II, 35), и на них же выставляли для охлаждения и отстаивания нильскую воду в сосудах из пористой глины (рис. 55). Особенность домов, удаленных от принильских низменностей, составляли, как рассказывает Геродот (II, 95), башнеобразные пристройки. В них устраивались спальные покои, где жители дома могли спать, спасаясь от комаров.

      Диодор рассказывает, что в Египте еще в самые древние времена строили дома в 4 и 5 этажей. Хотя на памятниках нигде не обнаружено изображений домов, которые бы имели больше двух этажей, вероятно, что с увеличением численности населения и умножением числа храмов, занимавших с принадлежащими к ним зданиями значительные пространства, в такой небольшой стране, как Египет, многоэтажное дома стали необходимы. По свидетельствам арабского путешественника Абдаллатифа, посетившего Египет в XIII в. до н. э., он видел там дома в несколько этажей.

      Не вызывает сомнений, что даже во время Нового царства городские дома в большей своей части были невелики и немногим отличались от домов нынешних восточных народов. Они имели вид четырехугольника, отнесенного стеной с пробитой в ней невысокой дверью. Внутри четырехугольник делился на двор и жилое двухэтажное строение, разделенное на отдельные покои. В плоской крыше дома часто делали вентиляционное отверстие, сообщавшееся с одним из верхних покоев. Иногда крыша представляла собой и цветочную клумбу.

      Окна египетских зданий были невелики и большей частью обращены на север. Они закрывались дощатыми ставнями или занавешивались коврами и тканями. В зависимости от размеров дома в нем был один или несколько входов. Облицовка делалась из дерева или камня. Вход запирался деревянной дверью с одной или двумя створками. Дверные замки были, вероятно, подобны тем, которые и сегодня повсеместно используются на Востоке. Внутреннее убранство домов соответствовало званию и материальному состоянию хозяев, но чистота и опрятность строго соблюдались всеми египтянами. Замеченный Геродотом (II, 35) обычай отправлять естественные нужды в жилых комнатах нисколько этому не противоречит.

      В эпоху Древнего царства стены комнат расписывались подобно упомянутым выше деревянным саркофагам. Но по изображениям на памятниках периода Нового царства видно, что рисунок стенных украшений значительно изменился: вместо решетчатого узора на стенах стали рисовать тонкие колонки, которые как бы поддерживали на своих капителях в форме лотосовых листьев богато украшенный карниз потолка. Окаймленное ими пространство стены наполовину обшивалось деревянными панелями, которые, как и незакрытая часть стены, окаймлялись цветными полосами. В позднейшую эпоху внутренние покои домов расписывались гораздо пестрее.

      Жрецы и воины, особенно знатные, владевшие наследственной земельной собственностью, жили в своих поместьях или усадьбах, которые были снабжены всем необходимым для ведения сельского хозяйства.

      Дома представителей знати отличались богатыми порталами, открытыми сверху и поднятыми на несколько ступене, или навесами, укрепленными на столбах, между которыми иногда устанавливались (вероятно, только у жрецов) статуи божеств и царей.

      Деревенские дома землевладельцев отличались от городских тем, что строились скорее широкими, чем высокими, а также с большим количеством просторных покоев. Открытые галереи, усаженные деревьями, полутемные коридоры, подземные прохладные комнаты, и теперь еще любимые на Востоке, были их неотъемлемой принадлежностью.

      Перед домом или близ него находился сад, окруженный особой каменной стеной. В нем чередовались посаженные отдельными симметричными фрагментами огородные и декоративные растения, аллеи и крытые ходы пересекали его в разных направлениях; выложенные камнем бассейны с растущим в них лотосом, небольшие красивые деревянные беседки давали посетителям сада прохладу и тень. Орошение садов производилось при помощи каналов, проходивших через всю нильскую долину. Вода накачивалась из колодцев в подвижные желоба, а оттуда стекала по небольшим канавкам по саду и всей усадьбе. Кроме того, некоторые растения поливали из леек.

      Постройки для скота и амбары строились как правило позади дома. Как и все хозяйственные постройки (службы), они были по большей части без крыш. Амбары состояли из четырехугольных дворов, обнесенных стеной и разделенных перегородками на длинные параллельные секции, выходившие на один или несколько перекрещивающихся между собой широких проходов или коридоров. Иногда эти коридоры обсаживали деревьями. С особой заботой хранили хлебные запасы. Их складывали конусообразными скирдами на огороженных дворах или ссыпали в закрома, которые с виду походили на хлебные печи, устроенные в несколько рядов и обнесенные стеной. Помещения для скота отличались чрезвычайной опрятностью и удобством. Животные располагались на помосте рядами, как и в нынешних скотных дворах. Этот помост был несколько приподнят над землей. Каждое животное привязывалось к своему месту ремнем. В больших поместьях скотные дворы занимали значительную площадь. Так, в надписи на гробнице одного монарха Элейтеи в числе богатств покойного упомянуты его стада, состоявшие из 122 волов, 1200 коз, 1500 свиней и т. д. Разведение домашних птиц было предметом особой заботы египетских хозяев. Диодор (I, 74) упоминает о приспособлении для искусственного высиживания яиц. Эти приборы до сих пор остались в употреблении в Египте.

      Все пространство, занимаемое усадьбой, обносилось каменной стеной, наружная сторона которой была сложена откосом. В усадьбу вели несколько ворот. На воротных столбах иногда ставились цветы, а по ребру стены насаживали острия из дерева или металла.

      Дворцы фараонов отличались великолепием и размерами. Храм и дворец имели одинаковое значение и всегда строились по одинаковому плану. Это обстоятельство было причиной, по которой до сих пор не удалось установить на основании уцелевших памятников достаточно определенного и характерного различия между архитектурой дворцов и храмов. Впрочем, в одном здании такое различие проявилось. Речь идет об остатках дворца или так называемого "павильона" Рамзеса III в Мединет-Абу.

      Он отличается от прочих зданий, в сущности, лишь тем, что гораздо меньше их и что его лицевая сторона (пилон) построена иначе. Обе башнеобразные половины пилона, или оба его крыла, соединены между собой до самого верха промежуточной стеной, так что передний фасад здания представляется сплошной стеной с зубчатым верхом и отлогими боками, образующей, подобно пилоту, выступы по обеим сторонам входа и средней соединяющей части. В стене пробиты окна, которые выходят с разных этажей, а отлогие ее поверхности покрыты изображениями подвигов фараона.

      К фасаду примыкают несколько обвалившихся покоев с остатками изображений из частной жизни фараонов на стенах и двумя входами - северным и южным. По одной стороне покоев тянутся пристройки наподобие балконов, которые выходят на открытый двор, обнесенный каменной стеной, теперь разрушенной. Площадь, занимаемая двором и строениями, имеет форму четырехугольника. Как ни отличается это здание от других уцелевших построек египтян, его все-таки можно считать скорее пристройкой к большому дворцу, нежели самостоятельным дворцом. Возможно, это было личное жилище царской семьи, которое стояло неподалеку от главного дворца.

      Архитектура храмов-дворцов, сооружение которых началось с эпохи Нового царства, оставалась неизменной до его конца.

      Почти все дворцы-храмы строились по одинаковому плану. Они представляли собой продолговатый, иногда очень обширный четырехугольник на массивном фундаменте из кирпича. Ядром всего здания было святилище с примыкавшими непосредственно к нему покоями. Эта часть храма покрывалась плоской крышей, сложенной из огромных плит. Перед святилищем открывались пространные дворы и галереи с колоннами, обнесенные снаружи каменными стенами. Только в редких случаях (например, храм в Карнаке - см. ниже) вместо среднего открытого двора устраивали крытый зал. Дворы отделялись один от другого высокой постройкой (пилоном), состоявшей из двух пирамидальных половин, или крыльев, междy которыми помещались главные ворота. По обеим сторонам этих ворот стояли огромные статуи божеств или царей, часто изображенные сидя. Иногда перед статуями божеств ставили принесенные им в дар царями высокие остроконечные столбы - обелиски. Особым украшением самого переднего пилона, имевшим символическое значение, были мачты с флагами. К воротам этого пилона вела широкая мощеная дорога, обставленная с обеих сторон рядами сфинксов. Вся священная окружность храма, нередко заключавшая в себе правильно разбитые плантации тенистых деревьев и бассейн, наполненный нильской водой, была обнесена каменной зубчатой стеной с лестницами для подъема на нее.

      Она развилась, как мы уже говорили выше, под влиянием архитектуры первоначальных деревянных и тростниковых построек египтян. Подражание этим постройкам заметно и в огромных каменных дворцах, хотя в последних сходные черты приняли размеры, соответствующие объему здания. Потребности культа и связанная с его обрядами торжественность определили внутреннее расположение храмов-дворцов и размеры покоев.

      Сфинксы, которыми украшали мощеные дороги перед входами в храмы, делались постоянно, за весьма редкими исключениями, мужского пола. Это были колоссальные монолиты из базальта, порфира или сиенита, представлявшие лежащих баранов или львов. Иногда к туловищу льва приставлялась голова барана или человека; в последнем случае чаще всего голова какого-нибудь фараона или голова Осириса. Сфинксы ставили на продолговатых четырехугольных цоколях из того же материала.

      Монолитами были статуи и обелиски - главное украшение храмовых ворот. Обелиски ставили на невысоких плинтусах и, суживаясь от основания к вершине, они оканчивались небольшой пирамидой; на плоских сторонах их высекали посвятительную надпись. Колоссальные статуи должны были служить олицетворением всемогущества властителей Египта, поэтому египтяне делали все возможное, чтобы достойно воплотить эту задачу. Но строгие предписания условного стиля стесняли свободу ваятелей, и только в отделке они могли проявить свой талант. Потому все статуи представлены сидящими в спокойной, как бы оцепенелой позе с плотно прижатыми к телу руками и сдвинутыми вместе ногами. Эта архитектоническая неподвижность вполне соответствовала прямым, спокойным линиям зданий, для украшения которых они предназначались.

      Пилон, лицевая сторона дворов и передний фасад самого здания состоял из двух совершенно одинаковых половин, выполненных в виде невысоких пирамидально суживающихся кверху массивных башен и ворот, занимавших середину между ними. Их высота никогда не равнялась длине основания. Архитектурные украшения состояли из карниза, окаймлявшего плоскую крышу и обода по краям стен. В том и другом просматривается влияние первоначальных деревянных построек с лиственными украшениями. В карнизах древнейших зданий видно подражание пальмовым листьям, поставленным рядом и сверху загнутым так, что их изгиб образует впадину или желоб карниза. Такой карниз встречается уже на саркофагах 4-й династии, форма которых есть верная копия с древнейших храмов. Впоследствии однообразные пальмовые украшения на карнизах заменились различными, уже чисто символическими фигурами, но основная форма карниза сохранилась. Круглый ободок (астрагал) вокруг стен напоминал собою жерди и поперечины, служившие остовом в первобытных жилищах, а его украшения - связи, скреплявшие отдельные части остова. Внутри пилона находилась лестница, ведущая на крышу, и два небольшие покоя по обеим сторонам лестницы. Свет проникал в них через небольшие четырехугольные отверстия, которые служили для прикрепления упомянутых выше мачт с флагами к железным скобам, встроенным в стену пилона. Ворота, ведущие в храм, состоят из двух вертикальных столбов и поперечной перекладины (притолоки) с символическим орнаментом, представляющим укрепленный солнечный диск между двумя уреями. Это изображение осталось неизменным и постоянным украшением храмовых входов до самого конца египетского государства. Двери были деревянные, навешенные на металлические петли. Они делались из акации. По свидетельству Плутарха, для украшения и прочности их обивали золотыми скобами и железными гвоздями, а также бронзовыми львиными головами.

 

Дворы и преддверия храмов

      Их количество и размеры определялись размерами храмов. Храмы представляли собой непокрытые площади, образуемые стенами, которыми соединялись между собой расположенные один перед другим пилоны. Вдоль стен шли столбы или колонны, как правило в один ряд, иногда в два (как в большом храме в Фивах, образуя вокруг гипертрона (открытой части) крытый портик. Нередко дворы разделялись только невысокой стеной, выведенной в промежутках между колоннами. Кровля портика обводилась таким же карнизом, как и пилон. Она была плоская, сложенная из каменных плит и лежала на каменных брусьях, которые шли над рядами колонн, подобно архитравам, пересекаясь под прямыми углами. Небольшие кубической формы цоколи, установленные на капителях колонн, служили опорой балкам. Внутренние части этих портиков, устройство которых способствовало архитектоническому усовершенствованию колонны, были сплошь покрыты ярко раскрашенными узорами и фигурами.      Высота отдельных частей дворца-храма была не одинакова, а понижалась, как бы в перспективе, по направлению к святилищу - самой низкой части всегоздания, так что верхняя профильная линия последнего шла к его концу, постепенно опускаясь. Отвесные снаружи стены придавали зданию вид крепости. Для наглядного пояснения сказанного прилагается рисунок большого храма в Фивах, сохранившегося лучше всех других египетских храмов, снятый со стороны святилища.

      Святилище с примыкавшими к нему покоями составляло заднюю и самую меньшую часть всего здания. В нем в более или менее глубоких нишах расставлялись идолы - монолиты из самого твердого камня.

      Пилястр и колонна - наиболее важные элементы в развитии декоративной стороны египетской архитектуры - появились впервые в гробницах Бени-Гассана (около 2000 г. до н. э.). Первый встречается здесь в двоякой форме - собственно пилястра и отдельно стоящего столба. В простейшем своем виде, как украшение гробничного портика, он представляет восьмигранную подпорку с плоским, по краям закругленным основанием и верхней частью в форме куба. На пилястрах при входе в другую гробницу число граней удвоено. Внутри гробничных гротов к пилястрам присоединяется и колонна в форме четырех связанных вместе цветков лотоса, стебли которых образуют стержень колонны, а чашечки - ее капитель. Красиво утончающийся кверху стержень стоит на закругленной базе, вся колонна расписана.

      Эта первоначальная форма колонны, вероятно, имевшая отношение к символическому значению лотоса, навсегда осталась господствующей в египетской архитектуре, хотя и была значительно изменена и усовершенствована. Самой высшей степени своего декоративного развития она достигла в больших дворцах-храмах, построенных во время 18-й династии. Колонны древнейшего из них, луксорского, еще тяжелы и, несмотря на дробное расчленение, массивны. Легче и красивее колонны храма, выстроенного Аменхотепом III близ Солеба. Дальнейшее преобразование привело к замене рубчатой капители, подражавшей лепесткам лотоса, на гладкую, которая представляла удобную поверхность для иероглифического письма. Таковы капители колонн в Карнаке.

      Одновременно с формой лотоса для украшения капителей были приняты формы пальмы и папируса. Пальмообразная колонна в простейшем своем виде появляется в названном выше храме близ Солеба, ее круглый стержень завершается восемью слегка загнутыми наружу листьями, на которых лежит плита в форме куба, служащая опорой архитраву. В то же время рубчатый столб бенигассанских гробниц превратился в колонну путем прибавления к нему новой части, соответствующей эхину дорийской капители, причем сам стержень перехватывался в нескольких местах поперечными полосами. Шестнадцатигранные колонны встречаются также и среди развалин храма в Эль-Кабе неподалеку от древней Элион, но лицевые стороны их капителей украшены рельефно изваянной головой египетской Венеры (Гафоры).

      Во время 19-й династии к существовавшим формам капители прибавились новые, заимствованные тоже из растительного мира. Образчики таких капителей сохранились в развалинах Карнакского храма, а именно тех его частей, постройка которых относится к названной эпохе. Одни из них имеют вид раскрытой цветочной чашечки с листоподобными узорами, другие, с гладкой поверхностью, похожи на опрокинутый колокол. Рядом с этими капителями встречаются в тех же частях храма и описанные выше формы: пальмовидная, папирусовая и замкнутая лотосообразная. В новейших частях храма появляется еще одна новая форма капители, представляющая собой рельефное изображение головы Тафоры с храмовидной надставкой.

      Эта форма осталась наиболее распространенной в более позднее время, при Птолемеях. Она постоянно совершенствовалась. Мы находим ее в развалинах храма в Дендера: круглый стержень колонны оканчивается четырехсторонней надставкой, нижнюю половину которой составляют головы Гафоры, изваянные как рельеф, а верхнюю - куб в виде храма. Такая двойная капитель ставилась иногда даже поверх капителей растительной формы. Формы, напоминающие растения, были чрезвычайно разнообразны и стали настоящими произведениями искусства. Об этом можно судить по развалинам храмов в Эсне, Эдфи, Фивах и др.

      Столб и в дальнейшем своем развитии сохранил первоначальную форму четырехстороннего более или менее массивного бруса, вертикально поставленного на плоской базе и накрытого плитой. Однако при 19-й династии к нему стали иногда добавлять стоячие статуи Осириса или статуи жрецов как декоративные элементы. Эти статуи всегда пристраивались к лицевой стороне столбов, но не касались головами перекладин.

      Размещение колонн не подчинялось какому-либо определенному архитектурному закону и было произвольно. Иногда все колонны здания имели одинаковые капители, иногда различные. В последнем случае соблюдалась известная симметрия в размещении колонн: колонны с одинаковыми капителями ставились поочередно то рядом, то одна напротив другой. В крытых галереях, окружавших дворы, напротив ряда колонн вдоль стены иногда располагался ряд пилястр, поддерживавших крышу.

      Большой храм в Карнаке (на месте древних Фив в Верхнем Египте), выстроенный в честь Амона, высшего божества у египтян, и доныне является великолепным образцом величавых египетских дворцов-храмов. Он был основан незадолго до завоевания Южного Египта гиксосами. После их изгнания началось восстановление храма, в отстраивании и украшении которого участвовали все царствовавшие затем фараоны, так что в барельефах, которыми покрыты его стены, рассказаны все наиболее важные моменты государственной и религиозной истории Египта до последних времен греческого и римского правления.

      Неподалеку от Карнакского храма находятся развалины другого большого храма-дворца, который был также посвящен Амону. Он был построен при фараонах Аменхотепе III и Рамзесе II. Этот храм ныне известен как Луксорский. В отличие от Карнакского, он был украшен гигантскими статуями фараонов. По обломкам, встречающимся на территории между двумя храмами, можно заключить, что от одного храма к другому вела дорога, по обеим сторонам которой в два ряда располагались сфинксы.

      Карнакский храм построен на террасе, сложенной из кирпичей, и в нем было около 2500 туазов в окружности (три четверти мили). Лицевая сторона здания была обращена к Нилу. Широкая дорога, по обеим сторонам которой стояли огромные сфинксы, вела от реки к главному порталу (а), который был 60 футов высотой и являлся проходом между двумя крыльями переднего пилона (1, 1). Длина последнего составляла 336 футов, а высота 180. Через бронзовые двухстворчатые двери в главном портале можно было попасть на открытый двор, который находился на четырехугольной площади 260 футов шириной и 320 футов длиной. Вдоль боковых стен двора шли два ряда колонн высотой 42 фута, по 18 колонн в каждом ряду (б, б). Южная стена была впоследствии пробита для пристройки небольшого храма (в). Открытая колоннада посредине двора (г) вела к порталу второго пилона (2, 2), превосходившего первый и объемом и богатством скульптурных украшений. По широкому закрытому крыльцу с 27 ступенями (д) поднимались к проходу (е), через который входили в огромный крытый зал шириной 320 футов и высотой 164 фута (ж). Плоскую крышу зала поддерживали 134 колонны, расставленные правильными рядами и разделенные на две равночисленные и симметричные группы колоннадой из 12 колонн, шедшей посредине зала. Высота 12 средних колонн, считая от основания до антаблемента, равнялась 66 футам; окружность каждой из них - 36 футов, между тем как высота каждой из остальных составляла только 40 футов, а окружность - 27. Плоская крыша здания лежала на огромных каменных брусьях длиной 22 фута, высотой 6 футов и толщиной 4 фута. Два таких бруса заменяли архитрав и в свою очередь опирались на каменные плиты 28 футов длиной, 3,6 фута толщиной и 4 фута шириной. Средняя часть крыши лежала настолько же выше боковых ее частей, насколько средняя из 12 колонн была выше остальных. Пролеты между выдающимися частями колонн и обеими крышами служили для освещения зала. Капители средних колонн имели описанную выше форму раскрытой цветочной чашечки.

      В глубине зала, напротив колоннады, было устроено обнесенное стеной преддверие (з), из которого через проход третьего пилона (3, 3) входили в узкий некрытый двор (и, и), составлявший как бы границу между новыми частями храма и более старой его частью - святилищем. Перед входом стояли два обелиска (к) из гранита, один - 99 футов, другой - 69 футов высотой, принесенные в дар храму Тутмосом III. Позади пилона (4, 4), за каждым его крылом, были устроены две галереи (л, л) с колоннами и пилястрами. Миновав проход между галереями и двумя примыкавшими к ним небольшими покоями (м, м), входили наконец в само святилище (н) с окружавшими его залами и другими покоями различной величины, предназначенными, вероятно, для жрецов (о, о). Но этот громадный храм не оканчивался святилищем, как другие храмы. Тутмос III и его сестра окружили святилище новыми пристройками, которые, как видно по грудам развалин, тянулись далеко по направлению к востоку. Лучше других сохранились остатки просторного зала (п), по всей вероятности тоже крытого. Около 50 пилястр и колонн поддерживали его массивную крышу. Лежащие вблизи обломки - колонны, пилястры и кариатиды - позволяют предполагать, что к залу примыкали другие покои.

      Вероятно, такими аллеями были соединены между собой все храмы, лежащие неподалеку один от другого, а построенные на аллеях ворота, напоминающие храмовые порталы, должны были служить архитектонической связью между храмами. Развалины, встречающиеся по обеим сторонам Нила, могут послужить тому доказательством. Та же аллея сфинксов, которая соединяла Карнакский и Луксорский храмы, захватывала и лежащий между ними небольшой храм.

      Египтяне создали грандиозные подземные храмы. Один из них находится в Фивах, в долине Эль-Азазиф. Он весь высечен в скале и включает в себя покои разной величины, залы и дворы с порталами и лестницами, ведущими в верхние этажи. Средний двор окружен рядом многогранных колонн. Со стороны входа, перед скалой, был выстроен свободный фасад с порталом. От него вела широкая аллея со

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (24.10.2008)
Просмотров: 1590 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]