Небольшие храмы Кроме великолепных храмов-дворцов,
подобных описанным выше, в Египте было множество небольших храмов. Количество
египетских божеств было велико, и для каждого требовалось особое место
поклонения. Тесная связь культа с государственной жизнью, проникновение его во
все житейские отношения способствовали усилению власти и влияния жрецов. Уже в
доисторическое время было основано особое жреческое государство в оазисе Сива.
Средоточием этой общины стало святилище Амона, от которого на данный момент
сохранились лишь едва заметные развалины. Несколько подобных святилищ было
возведено и в самом Египте. Одно из них находилось в большом Карнакском
храме-дворце в Фивах. К этому разряду зданий принадлежат и так называемые
тифонии, или мамизи. Их строили в позднейшую эпоху царства, при Птолемеях. И
здесь тоже главная часть здания, то есть собственно святилище, окружена
колоннами, поддерживающими плоскую крышу. Однако угловые колонны заменены
толстыми столбами пирамидальной формы, по типу пилонов, и все промежутки между
окружающими здание столбами, за исключением участка напротив входа, защищены
стенами, достигающими примерно трети высоты столбов. Капители кубической формы
с рельефным изображением бога Тифона - главное и самое характерное украшение
этих храмов. Промежуточные стены между колоннами
встречаются особенно часто в зданиях позднейшей эпохи египетской архитектуры.
Они были отвесными, гладкими и завершались обыкновенным египетским карнизом,
выгнутым наподобие желоба. Плоские поверхности этих стен покрывались
скульптурными изображениями. Небольшие четырехугольные здания, такие
как перистиль, состоящие из крыши, поддерживаемой колоннами в один ряд, были
тоже обнесены такими промежуточными стенами. Назначение этих зданий, стоящих
обыкновенно близ больших храмов, например на острове Филах, до сих пор неясно. В течение последней эпохи египетского
царства сооружение религиозных зданий продолжалось. Помимо множества небольших
храмов, рассеянных по всей стране, в это время были построены большие и богатые
храмы в Эдфу, в Дендра, на острове Филах и многие другие. В этих храмах, так же
как и в маленьких, колонны некоторых залов и дворов были соединены между собой
промежуточными стенами, а угловые наружные столбы похожи на пилоны. По
уцелевшим остаткам, небольщих храмов времен 18-й династии можно заключить, что
главное отличие их от храмов-дворцов заключалось в отсутствии пилонов и дворов.
Они имели форму продолговатых четырехугольников. Внутри эти храмы разделялись
на несколько покоев различной величины, а снаружи были обнесены рядом колонн
или столбов, которые поддерживали выступ плоской крыши здания. По сторонам
входа вместо пилястр ставились обычно красивые колонны с капителями в виде
лотосов. Здание возводилось на прочном фундаменте, поднимавшемся выше
поверхности земли. Ко входу вела широкая каменная лестница. Образцами таких
маленьких храмов могут служить храм в Элифии и два схожих с ним храма на
острове Элефантине. Строительная деятельность египтян не прекращалась даже при
римском владычестве. Напротив, она еще более усилилась. Постройки того времени
встречаются далеко в глубине страны - вплоть до границ Эфиопии. После величественных храмов-дворцов и
других культовых зданий важнейшими сооружениями египтян были гробницы.
Результатом их создания в Египте стало появление особого искусства - камнесечного
(Han-Kunst). За исключением пирамид, где происходило погребение фараонов, и
громадного храма-дворца на западной окраине Фив, который традиционно считается
гробницей царя Озимандиаса и подробно описан Диодором (I, 47) и Страбоном
(XVII), все сохранившиеся египетские гробницы состоят из подземных гротов,
искусно высеченных в скалах. Гробницы фараонов на поверхности земли -
пирамиды Мемфиса - похожи на искусственно нагроможденные скалы с гротами и
ходами внутри. Прототипом их была куча пирамидально сложенных камней. Египтяне,
придав этому первобытному памятнику архитектоническую правильность и
законченность, создали пирамиду. Все египетские пирамиды, возвышающиеся
группами на левом берегу Нила в своеобразном египетском "городе
мертвых", сориентированы по четырем сторонам света. Они сложены из гладко обтесанных
четырехугольных камней и снаружи покрыты плитами из гранита -
"вечными", как назвали их очевидцы - Геродот (II, 124 и след.) и
Диодор (I, 63 и след.). Внутри этих гладко подогнанных друг к другу каменных
плит проделаны очень узкие поднимающиеся и опускающиеся проходы (коридоры) и
вертикальные шахты. Коридоры ведут в четырехугольное помещение с отвесными
стенами, также обложенными гранитными плитами. Это гробничная камера. Размеры
ее в пирамиде Хеопса - Остальные египетские пирамиды уступают
описанным выше как по объему, так и по высоте. Иные из них едва ли поднимаются
выше Предназначенные служить владыкам Египта
местами вечного успокоения, пирамиды должны были своими огромными размерами
напоминать о величии тех, кого они скрывали в своих недрах, а своей прочностью
и недоступностью обеспечивать им невозмутимыи покой на вечные времена. Более
трех тысячелетий пережили эти гигантские монументы. Целые поколения тратили
свои силы на то, чтобы разрушить эти величественные памятники древности, а они
стоят и теперь словно упрек варварству и несокрушимое свидетельство энергии и
силы воли своих строителей. Пирамиды, о которых идет речь, огромны.
Самая большая из них - гробница фараона Хуфу (Хеопса). Длина стороны ее
основания Подземные царские гробницы принадлежат
фараонам 18-й, 19-й и 20-й династий. Все они расположены на левой стороне Нила
неподалеку от Курны в узкой пустынной, скалистой ложбине, которая называется
сейчас Бибан-эль-молок - "Ворота царей". Ложбина раздваивается на
восточный и западный рукав. В последнем расположены большей частью гробницы
фараонов 18-й династии, в том числе гробницы фараонов Аи и Аменхотепа III. Все гробницы выстроены по однотипному
плану. Перед каждой находится большое пространство в виде двора. Сюда выходит
четырехугольная дверь - первоначально плотно закрытая. Над дверью высечены
символические украшения подземных гробниц: изображения бараноголового бога
Амона в солнечном диске и священного жука. За дверью начинается постепенно
опускающийся проход, к которому примыкают другие, узкие и широкие, то идущие
вглубь, то поднимающиеся вверх. Местами эти коридоры прерываются комнатами и
залами разной величины, которые иногда соединяются боковыми проходами с
меньшими камерами. Другие коридоры, спускающиеся вниз, как колодцы или шахты,
ведут в нижние покои и залы, соединенные между собой такими же переходами, как
и верхние. Углубляясь далее внутрь скалы, можно достигнуть главного зала,
заключающего в себе каменный саркофаг. Сводообразный потолок этого зала
подпирается толстыми четырехугольными столбами. Такие столбы попадаются иногда
и в других больших покоях, где, кроме того, потолки укреплены для большей
прочности сводами из нильского кирпича. Главное убранство этих гробниц, каждая из
которых представляет собой законченное целое, - ярко расписанные рельефные
изображения исторического и мифологического содержания. Ими покрыты все стены.
На потолках некоторых комнат изображены небесные светила. Особенно богато
расписаны стены покоя, в котором хранилась мумия фараона. Основной цвет стен
был золотисто-желтый, так что все помещение казалось как бы позолоченным.
Иногда позади него устраивались и другие коридоры и комнаты. По-видимому,
строительство пирамиды заканчивалось лишь со смертью царя, которому она должна
была служить гробницей. Гробницы цариц, как и гробницы фараонов,
принадлежат 18-й, 19-й и 20-й династиям и тоже высечены в скалах. Они занимают
особую часть обширного фивского некрополя и называются по-арабски
Бибан-э-султанат. Устройство их мало чем отличается от устройства описанных
гробниц, однако они гораздо меньших размеров. Изображения на стенах, тоже
большей частью мифологические, относятся здесь к особе царицы. Главную роль в
них играет Исида как главенствующая богиня египетского Олимпа. Гробницы знатных людей в древнейшее время
существенно отличались от царских. По своему внешнему виду они нисколько не
были похожи на громадные пирамидальные памятники фараонов. Гробницы царских
чиновников на мемфисском некрополе, относящиеся к эпохе постройки пирамид,
состоят из высеченной в скале камеры с низкой пристройкой наподобие пилона
перед входом. Много таких камер хранится в Берлинском музее. Все они имеют
форму прямоугольного четырехугольника с пирамидально суживающейся кверху
передней стеной, на которую опирается плоская крыша, обведенная простым
желобообразным карнизом. Над дверью, пробитой посредине стены, лежит круглый
каменный брус - намек на первобытные деревянные постройки. Стены этих камер
снаружи и внутри покрыты рельефными изображениями, на которых заметны следы
краски. Надписи объясняют содержание изображений и называют имя погребенного с
полным его титулом. Все входы этих гробниц обращены на восток. Крутой спуск
ведет в гробничный покой, где лежит мумия. К этому помещению примыкают
несколько других, в которых совершались поминки по умершему. На стенах боковых
камер высечены изображения важнейших событий в жизни покойного, а также - во
всех гробницах без исключения - таблицы жертвоприношений. К примечательным руинам древнего Мемфиса
принадлежит знаменитый Сфинкс. Настоящее назначение этого сооружения до сих пор
неясно. Между его вытянутыми передними лапами возвышается небольшой храм. Можно
предположить, что этот храм служил входом в подземные покои гробницы, которые в
свою очередь были соединены проходами с внутренностью пирамиды. Открытые
французским ученым Мариеттом на юго-востоке от Сфинкса остатки столбовой
постройки без крыши также принадлежали одному из зданий, посвященных культу
мертвых. Другие гробницы той же эпохи, которыми,
как ячейками, изрыты уступы скал, проще и меньше описанных выше. Они состоят из
одной только главной камеры с рельефными фигурами семейства покойного на стенах
и крутым спуском в глубь скалы, к месту, где положена мумия. По восстановлении
египетского царства, когда любовь к пышности заменила прежнюю простоту жизни,
знатные чиновники тоже начали строить себе огромные гробницы с длинными и
широкими коридорами, переходами, камерами и залами, преддвериями и галереями.
Перед входом в гробницу иногда устраивали цветники, заполненные редкими
растениями. Особенное внимание обращалось на скульптурное убранство покоев и
ходов. В соответственных местах были установлены жертвенные столы, утварь,
необходимая для жертвоприношений, поминальные доски с молитвами за умершего и
так далее. Вход запирался тяжелой дверью, отворять которую имели право только
владелец гробницы и приставленный к ней караульщик. Подобные гробницы частных
лиц со времени 26-й династии (675-525 гг. до н. э.) занимают площадь около Гробницы простых людей были, разумеется,
гораздо проще. Каждый город имел свое собственное подземное кладбище, состоящее
из камер и гротов, соединенных между собой перекрещивающимися проходами и
расположенных друг над другом в несколько этажей. Мумии, большей частью без
саркофагов, в одних только полотняных оболочках, складывались в каждом этаже
одна подле другой до самого верха. Нижние этажи брали себе люди более
зажиточные, а в верхних хоронили бедных. Едва ли возможно, чтобы все трупы
бальзамировались и складывались в эти подземные гробницы. Если бы было так, то
скалы нильской долины должны были бы хранить в своих недрах тела египтян всех
поколений, сменившихся в течение тысячелетий. Если по уцелевшим гробницам и развалинам
храмов мы имеем возможность с достаточной полнотой представить эти здания в их
первоначальном виде, то сведения о других сооружениях, имевших отношение к
государственной и общественной жизни египтян, крайне скудны. О самом знаменитом из них - колоссальном
бассейне и шлюзах, которые были построены около От гигантского лабиринта, который был
построен на месте старинной пирамиды при фараонах 26-й династии, уцелели лишь
развалины подземного этажа, но и они занесены песком пустыни, Геродот (II,
148), Диодор (I, 61, 66), Страбон (XVII) и другие путешественники, еще видевшие
лабиринт, единогласно ставят его "выше всяких описаний". Их рассказы
о нем, впрочем, так же туманны, как, вероятно, были неясны для посетителей
лабиринта те бесчисленные ходы, камеры и залы, которые во всех направлениях
прорезали его верхний и нижний этажи. Особый род архитектурной деятельности
составляла постройка и расширение городов и местечек внутри Нильской долины.
Из-за периодических разливов Нила города приходилось строить на искусственных
твердых насыпях. Постройка насыпей была тяжелой, но необходимой работой, на
которую египтяне с самого начала были обречены местными условиями. При
позднейших фараонах для нее стали использовать преимущественно военнопленных,
рабов и т. п. Такие насыпи могли при случае послужить городу надежной защитой
от неприятельских нападений, как, например, насыпь древнего города Мемфиса,
который, по Геродоту (II, 99) и Диодору (I, 50), вдобавок был окружен еще и
рвами. Немногие уцелевшие остатки
древнеегипетских укреплений, особенно развалины нагорных крепостей близ Сиене
(Syene - совр. Асуан), демонстрируют необыкновенную прочность постройки. Эти
крепости лежат на вершинах двух горных кряжей, близко сходящихся в этом месте.
Их подземные этажи выложены из гранита, а стены - из больших плит песчаника и,
как вообще в египетских зданиях, с наружной стороны отлоги. По иероглифу,
означающему "крепость - укрепление - замок", можно заключить, что на
углах крепостей были выступы вроде башен, а на гребне стен - зубцы простой
кубической формы или же, чаще, закругленные, подобно зубцам на стенах
описанного выше дворца Рамзеса III в Мединет-Абу. Возведение первого укрепления в Египте
восходит ко временам Тутмоса III. Изгнав гиксосов из Египта, с целью
предохранения страны от дальнейших вторжений этот фараон построил крепость на
перешейке, соединяющем Африку с Азией. Рамзес II заменил эту крепость громадной
стеной, которая пересекала весь перешеек от Пелузиума до Гелиополиса. Впоследствии египтяне начали строить свои
укрепления, вероятно, по образцу ближнеазиатских, но гораздо массивнее и
прочнее, так как строительным материалом в Египте был камень, а в Малой Азии -
преимущественно кирпич. Свойственное египтянам пристрастие к
симметрии обнаруживалось и в расположении их ратного стана. Место,
предназначенное для него, отличалось правильным квадратом и обносилось плетнем.
Внутри этой ограды размещались площадки для воинов по роду их вооружения,
площадка военачальника и склады военных снарядов. Сверх того отводилось место
для военных упражнений и религиозных обрядов. Следы окопов, заметные на
восточной стороне Нила недалеко от Фив, принимались некоторыми за остатки
древнеегипетского постоянного военного лагеря. Покорив страну, фараоны
оставляли в ней в память о победе свое собственное изображение в полном
вооружении, высеченное на скале, или колонну с надписью. Военно-морские сооружения египтян, по
всей вероятности, не шли далее постройки судов. Уже в самом начале Нового
царства около середины 17-го столетия до н. э. - Тутмос I сделал начальника
морских сил высшим сановником государства. Военный флот Рамзеса II состоял из
400 судов со значительным экипажем. Изображения морских сражений, встречаемые
на египетских памятниках, доказывают, что египтянам были знакомы битвы на море. Были ли египетские суда плоскодонные или
килевые - на основании изображений определить трудно. Так же мало можно узнать
по ним и о величине судов, так как в размерах фигур не соблюдено никакой
пропорции. Видно только, что это были главным образом длинные галеры, в которых
гребцы занимали нижнюю часть. Как гребцы, так и помещавшиеся на палубе стрелки
были защищены от неприятельских стрел толстыми загородками (б). Место рулевого
было выше остальной палубы (в). На носу был устроен парапет (а) для прикрытия
стрелков, которые защищали переднюю часть корабля. На мачте (г) обыкновенно
помещался пращник. Эти суда были одномачтовыми с одной реей. Фигура на носу
отличала их от невоенных судов. Судостроение развилось в Египте очень
рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его
развитию. На стенах древнейших мемфисских гробниц встречаются изображения,
рассказывающие об изготовлении лодок из папируса, которыми так славились
египтяне, а на позднейших памятниках мы уже видим плывущие с грузом большие
речные суда, со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего судна.
Обыкновенные перевозные суда, так подробно описанные Геродотом (II, 36, 96),
несмотря на примитивность их конструкции, могли, однако, поднимать грузы в
несколько тысяч талантов. Они плавали по всей судоходной части Нила и
поддерживали весьма оживленные отношения между разными местностями государства. Кроме этих полезных судов, по священным
водам Нила плавали роскошные суда знатных египтян, блиставшие позолотой, яркими
красками и пестрыми парусами из дорогих материй. Лодки или шлюпки фараонов и
верховных жрецов превосходили великолепием все остальные и отличались от них
соответственными символическими и иероглифическими изображениями. К этим судам
как нельзя больше подходит описание роскошных тирийских судов, сделанное
Иезекиилем (XXII). Можно предположить, что тирийские суда, издавна славившиеся
роскошью убранства, послужили образцом и для судов фараонов. | |
| |
Просмотров: 1372 | |
Всего комментариев: 0 | |