Древнее царство (30-24 века до н.э.)
Расцвет искусства Древнего
Египта начинается в 3 тысячелетии до н.э. после объединения
страны. В укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами
солнца, которое
почиталось как бог живых царей. Богом умерших был Осирис. Скульптура
Древнего Египта, с
самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к
точному портретному изображению. Особое значение в 3 тысячелетия до
н.э. приобрело строительство гигантских гробниц. Они состояли из
подземного помещения, куда ставился саркофаг, и масштабы - надземного
холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности
фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь
правителя. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н.э.),
возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла
из семи убывающих кверху каменных ступеней. Однако здесь еще не были
достигнуты ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем
ввысь, которые выражены в пирамидах фараоно последующей IV династии.
Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и
Микерина (28 в. до н.э.) в Гизе. Их образ воплотил величие и
дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам
деятельность своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из
мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы. В плане
каждой пирамиды - квадрат, а стороны представляют собой равнобедренные
треугольники. Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146,6 м,
длина стороны основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли часть
грандиозного ансамбля. Они были соединены с Нилом длинными коридорами.
Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к
пирамиде Хефрена. Высеченный из массива единой скалы, сфинкс с широко
открытым взглядом, устремленным в пространство, словно утверждал идею
вечного покоя. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи
фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках
строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного
величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура
Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней
энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более
оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и
эбеновым деревом. Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия,
Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным
взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью.
Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир,
Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана "сельским
старостой"). Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи
парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). Они сидят
на жестких кубических тронах с прямыми спинками, разъединенные
расстоянием и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По
традиции мужская
статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтоватой,
волосы - черной, одежда - белой. Несмотря на неподвижность и лаконизм,
их образы полны обаяния, чистоты и ясности. Рельефы и росписи,
украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы
обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур
ясен и графичен. В деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира
(Каир, Музей) весь облик - развернутые широкие плечи, узкие бедра в
профиль, густая шапка волос, гордое лицо - создают ощущение внутренней
силы человека, подчеркивают красоту и ритмичность его упругого
движения. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового
развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота
линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов - в росписях из гробницы
в Медуме. В росписях стен применялись обычно золотистые,
оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на
сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными
пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии
подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21-18 ВЕКА ДО Н.Э.)
Около 24 века до н.э. Египет
распался на ряд областей, возглавляемых местными
правителями. В 21 веке вновь началась борьба за объединение. Фиванские
правители Юга
снова объединили Египет, однако они не смогли окончательно подчинить
себе номархов
Среднего Египта. Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых
архитектурных образов, была
усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь была
осуществлена попытка
соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям
более позднего
времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность
окруженной стенами дороги,
ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному
среди диких гор,
сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах. Особое
значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие
террасы
храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших
из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две
мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным
рубежом на пути людей, вступающих в храм. В скульптуре новые искания
проявились особенно остро во второй половине Среднего
царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность
образов Древнего
царства сменилась напряженностью. портретная голова Сенусерта III (19
в.до н.э., Нью-Йорк,
Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей,
обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного
обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа. Та же
сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной
голове Аменемхета III (Каир, Музей). Темы рельефов стали разнообразнее.
В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в.до
н.э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем
прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, а свободно
размещены в пейзаже. На рельефах в Меире изображаются и другие сцены
жизни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой. Новые
сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все
большей конкретностью. В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов,
также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы.
Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно
сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее.
Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел
сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не
ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными
красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то
резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и
живописнее. В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) была
создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего
Царства - сцена охоты на берегах Нила. По воде в изогнутых ладьях
движутся высокие и стройные фигуры охотников. Вокруг них на деревьях с
тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в
нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями
притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых
цветов. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с
тем подчинено тонкому декоративному строю.
ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 ВЕКА ДО Н.Э.)
Период Нового Царства состоял из
нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития
культуры этого времени. Около 17 в.до н.э. Египет был завоеван
гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные
завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство
фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную
державу середины 2 тысячелетия до н.э. Египту была подвластна огромная
территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь
становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Основное
храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с
четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на
постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных
религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла
дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное
повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила
ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме
трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном
воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался
прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. В Фивах были
возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака
и Луксора. Первым строителем Карнакского храма (16 в.до н.э.) был
зодчий имени, Луксорского (15 в до н.э.) - Аменхотеп Младший, который
впервые ввел в архитектуру колоннаду двора. Завершающим звеном ансамбля
Карнака был грандиозный (103х52м) Гипостильный зал (14-13 вв. до н.э.),
сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи. Он представлял собой целый лес
мощных колонн. Центральный, более высокий ряд колонн, пропускал
солнечный свет, ктороый постепенно поглощался сумраком боковых рядов.
Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись
гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где
человек чувствовал себя былинкой. В то же время благодаря теплому
золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов,
египетсткие храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи
камня. Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы.
Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а
храмы возводились на равнине у подножия гор. Заупокойный храм царицы
Хатшепсут (начало 15 в.до н.э.), выстроенный близ Фив, в
Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял
собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас,
объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в
толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов,
окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте
пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута - строителя
этого ансамбля. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о
путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье. Женские
статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по
проработанности объемов. В живописи мастера Нового царства также искали
более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати,
охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась
композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит
обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится
золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены
танцующими и музицирующими. (Роспись гробницы Нахта в Фивах, конец 15
в.до н.э.). ИСКУССТВО АМАРНЫ - вершина развития египетского
реалистического искусства. В начале 14 века до н.э. фараон Аменхотеп IV
провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено вместо
символа солнца Амона-Ра само солнце - Атон. Фараон назвал себя
Эхнатоном - "Духом Атона". Столица была перенесена из Фив в Ахетатон
(современная Тель-эль-Амарна), возведенный заново местными мастерами.
Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью,
овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что
было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены
Нефертити, выполненные в рельефе
и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось
изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду
простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния. Портрет
Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (н.14 в.до
н.э.,Берлин-Далем Музей) стал своего рода олицетворением современного
Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством
точеных черт прекрасного лица,
необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным
сочетанием красок. Незавершенным остался портрет из кристаллического
золотистого песчаника, овеянный дыханием жизни, юной красоты и
гармонии. Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую
мягкость. Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в
своеобразные каноны, порождая определенную манеру. После смерти
Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и
ритуалы. Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его
погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев.
Инкрустированные саркофаги
Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие
прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала,
совершенством пластики. В 14-11 веках до н.э. завоевательные войны
способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо Гипостильного
зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы.
Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), целиком вырубленный
в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым
возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными
чертами Рамсеса II. Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и
росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (14 в.до н.э.6 ГМИИ им
А.С.Пушкина, Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких
движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху. Последний
расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью
саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется появлением холодного
изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые
статуэтки, покрытые чеканными узорами и
инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских
портретов. С завоеваниями Александра Македонского в 332 г.до н.э.
начался эллинистический период. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией
Римской империи. |