Шитяков Андрей АлександровичДревний Египет - цивилизация, избранная Богом
Мне кажется - многие авторы, пишущие о том, что
Древнеегипетская цивилизация не была языческой и богопротивной, сами
допускают ошибку, рассматривая проблему, если так можно выразиться - не
под тем углом. Точнее, подходя к вопросу о близости древних египтян к
Богу с точки зрения богословия, теологии, разбирая в Кого и во что они
верили.
Здесь смотреть надо совсем с другой стороны - с точки
зрения проповедуемой Христом человечности (по Его проповедям - ближе к
Богу не тот, кто формально следует религиозным правилам, а тот кто
человечнее), а на вопрос о близости древнеегипетской религиозной
культуры к Христианству надо смотреть с точки зрения научного
религиоведения. С него и начнём. С точки зрения научного религиоведения -
к Христианству древнеегипетская религиозная культура ближе всех
религиозных культур Доантичного Древнего Мира, включая иудейскую.
Почему - только в Древнем Египте существовала теория
загробного воздаяния праведникам и загробного наказания за грехи.
Причём теория эта оформилась окончательно где-то 6 000 лет назад - то
есть за 4 000 лет до Рождества Христова и почти за три тысячи лет до
появления иудейской религиозной культуры.
Аналогов в Древнем Мире эта теория не имела, имело место
только заимствование её эллинами уже в эпоху античности, вероятно,
через торговые связи - эллины, изначально вместе с финикийцами
входившие в союз Ша-Дана - "народы моря" не только воевали, но иногда
были союзниками Та-Кем (например, при окончательном разгроме царства
Хатти или войнах с ливийцами), но, главное, торговали с Египтом почти
перманентно, не смотря на войны. В результате этих торговых связей
Эллада и Финикия (позже ставшая Карфагеном) заимствовали у Египта
звуковой алфавит, архитектуру, математику, астрономию, физику и химию,
а эллины ещё и теорию загробного воздаяния или наказания, разделив свой
Аид на Тартар для грешников и Элизиум для праведников. Римляне, кстати,
скопировав у греков всё что только возможно, от пантеона до традиций в
литературе, театре и искусстве, идею загробной дифференциации бытия душ
праведников и грешников не переняли, они настолько были заняты
кодификацией закона и права, преступлений и наказаний на земле, что
после смерти души у них попадали просто в "царство Плутона", и различия
между душами праведников и грешников не делалось.
Что было у Шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской
цивилизации в плане посмертного бытия души - никакой дифференциации
между праведниками и грешниками - все - в Царство Мёртвых, называемое
по-разному в разные периоды и так - от первых городов цивилизации Ура,
до персидского завоевания и уничтожения данной цивилизации как таковой.
И у персов до Зороастризма не было теории посмертного воздаяния и
наказания. У шумеров и персов только герои мифопоэтических произведений
и цари составляли некоторое исключение, - их боги брали в свой мир.
Что-то подобное мы можем найти и в иудаизме - пророк Илия, вознесённый
живым на небо на огненной колеснице. В иудаизме тоже не существует
загробного воздаяния или наказания - за несоблюдение заповедей Моисея
карают смертью на земле, а если ты воровал, убивал, блудил, но не
попадался и умер своей смертью (или же - попался и был казнён - не
важно), то и ты и праведник, который соблюдал все заповеди, попадаете в
один и тот же Шеол - Царство Мёртвых. И что самое главное, во всех этих
мифорелигиозных системах, душам в Царстве Мёртвых было не слишком-то
хорошо, в основном темно и холодно, или же, в мифологии стран с
повышенной тектонической активностью и вулканической деятельностью -
темно и жарко. И всегда это Царство Мёртвых находилось под землёй.
Пожалуй, только в индоарийской религиозной культуре, помимо
египетской и заимствованной древнегреческой, в дохристианском мире
имела место теория загробного воздаяния и наказания. Хотя и абсолютно
альтернативная - реинкарнационная - праведник воплощается в младенца -
представителя высшей касты (варны), а грешник - в представителя низшей,
а то и в животное. Религиоведение считает теорию реинкарнации поздней и
объясняет это тем, что Брамины активно занимались философией и
богословием, и разум Браминов-философов протестовал против
"одноразовости" души, пусть даже впереди её ждёт вечное блаженство,
потому, что пропадает накопленный опыт и знание.
Теперь рассмотрим древнеегипетскую религиозную культуру с
точки зрения Христовой Человечности. Начну с того, что у древних
египтян неформальная мораль превалировала над законом - до китайских
философов конца первого тысячелетия до н. э. - начала нашей эры такого
феномена не одна цивилизация не знала. Это не смотря на то, что
кодифицированное законодательство Древнего Египта была очень развито.
Сравнить с любым другим государством Древнего Мира просто невозможно,
разве философами Эллады предпринимались попытки кодифицировать
неформальную мораль, но поставить её над законом им не удавалось.
О неформальной морали древних египтян, помимо "Исповеди
Отрицания", говорят так называемые "поучения писцов". Это ряд очень
многочисленных письменных артефактов, собственно говоря, представляющих
из себя "классные работы" учеников древнеегипетских школ. Поскольку в
Древнем Египте грамотность была очень широко распространена, а к
написанному слову относились трепетно, все, написанные с самого
детства, человеком папирусы собирались и укладывались в гробницу после
смерти. И, чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя
диктовали (или заставляли копировать) тексты, содержащие
преимущественно моральные поучения. И по "поучениям писцов" основой
египетской морали была именно человечность, то есть проповедь не
причинения ближнему морального, материального и физического ущерба.
Есть цитаты почти полностью соответствующие Евангельским - например:
"относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе другие, и да
будешь счастлив". Кстати, судя по "поучениям писцов", полигамия не
приветствовались. То, что у Фараонов было много наложниц и даже не одна
жена - так власть имущим всё разрешено и сейчас, потом повторные браки
Фараонов часто диктовались внешнеполитической (для скрепления альянса
держав) или внутреннеполитической (династической) необходимостью. Тем
не менее, цитата из "поучений": "Сущие Вечно (т.е. боги) положили иметь
одну жену, как Геб, Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене. Суть
праведные люди имеют одну жену, посмотрите: жрец и жрица, землевладелец
и его супруга. Но некоторые богатые люди, помимо священной супруги,
заводят множество наложниц, что не угодно богам". То есть моральным в
Египте считался всё-таки моногамный брак.
Наконец, приведу-таки, не удержусь, цитату и из уже широко
цитированной моими единомышленниками "Исповеди отрицания": "Я не
унижал" (в другом переводе): "Я не понуждал силой раба своего". И это в
рабовладельческом-то мире. Что говорит относительно рабов стела Законов
Хаммурапи - знает любой грамотный человек, в Греции и Риме - того хуже
- если один из рабов убивал своего хозяина - казнили всех рабов, детей
включительно. Правда, зачастую столь зверской расправы удавалось
избежать, так как наследникам убитого не хотелось оставаться без
изрядной доли наследства, которое составляли обычно рабы и
землевладение.
Кстати, фанатики, нападающие на "варварский
рабовладельческий Египет" - понятно, "Исповеди отрицания" они не
читали, но хотя бы подумали, что Христианство, собственно, никогда не
конфликтовало с рабовладением. Даже Сам Иисус проповедовал гуманное
отношение к рабам, но никак не отказ от рабовладения. И, наконец, чем
мы лучше древних египтян, когда рабовладение в США было отменено в 70
годах 19века, а в странах Латинской Америки - кстати, испанцы и
испано-язычные латиносы - наиболее ревностные католики, просуществовало
до 90 годов 19в. Причём большинство, если не все негры-рабы, были
христиане. Вот так вот - чуть больше ста лет назад хозяева христиане
имели рабов христиан, а некоторые возвещают об ужасах рабовладения в
Древнем Египте.
То, что мораль в Древнем Египте превалировала над законом,
отчасти было вызвано именно особенностями религиозной культуры, ибо от
суда земного можно и уйти и откупиться, но не от Суда Высшего. Отчасти
это было вызвано высоким развитием цивилизации, ибо, чтобы сохраниться,
цивилизация не должна жить по принципу "человек человеку - волк", это
ведёт к её вырождению, что знали и жрецы и аристократы Древнего Египта
и привносили это в сознание народа. |