Древний Египет - цивилизация, избранная Богом

Шитяков Андрей Александрович

Древний Египет - цивилизация, избранная Богом


Мне кажется - многие авторы, пишущие о том, что Древнеегипетская цивилизация не была языческой и богопротивной, сами допускают ошибку, рассматривая проблему, если так можно выразиться - не под тем углом. Точнее, подходя к вопросу о близости древних египтян к Богу с точки зрения богословия, теологии, разбирая в Кого и во что они верили.   Здесь смотреть надо совсем с другой стороны - с точки зрения проповедуемой Христом человечности (по Его проповедям - ближе к Богу не тот, кто формально следует религиозным правилам, а тот кто человечнее), а на вопрос о близости древнеегипетской религиозной культуры к Христианству надо смотреть с точки зрения научного религиоведения.   С него и начнём. С точки зрения научного религиоведения - к Христианству древнеегипетская религиозная культура ближе всех религиозных культур Доантичного Древнего Мира, включая иудейскую.   Почему - только в Древнем Египте существовала теория загробного воздаяния праведникам и загробного наказания за грехи. Причём теория эта оформилась окончательно где-то 6 000 лет назад - то есть за 4 000 лет до Рождества Христова и почти за три тысячи лет до появления иудейской религиозной культуры.   Аналогов в Древнем Мире эта теория не имела, имело место только заимствование её эллинами уже в эпоху античности, вероятно, через торговые связи - эллины, изначально вместе с финикийцами входившие в союз Ша-Дана - "народы моря" не только воевали, но иногда были союзниками Та-Кем (например, при окончательном разгроме царства Хатти или войнах с ливийцами), но, главное, торговали с Египтом почти перманентно, не смотря на войны. В результате этих торговых связей Эллада и Финикия (позже ставшая Карфагеном) заимствовали у Египта звуковой алфавит, архитектуру, математику, астрономию, физику и химию, а эллины ещё и теорию загробного воздаяния или наказания, разделив свой Аид на Тартар для грешников и Элизиум для праведников. Римляне, кстати, скопировав у греков всё что только возможно, от пантеона до традиций в литературе, театре и искусстве, идею загробной дифференциации бытия душ праведников и грешников не переняли, они настолько были заняты кодификацией закона и права, преступлений и наказаний на земле, что после смерти души у них попадали просто в "царство Плутона", и различия между душами праведников и грешников не делалось.   Что было у Шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской цивилизации в плане посмертного бытия души - никакой дифференциации между праведниками и грешниками - все - в Царство Мёртвых, называемое по-разному в разные периоды и так - от первых городов цивилизации Ура, до персидского завоевания и уничтожения данной цивилизации как таковой. И у персов до Зороастризма не было теории посмертного воздаяния и наказания. У шумеров и персов только герои мифопоэтических произведений и цари составляли некоторое исключение, - их боги брали в свой мир. Что-то подобное мы можем найти и в иудаизме - пророк Илия, вознесённый живым на небо на огненной колеснице. В иудаизме тоже не существует загробного воздаяния или наказания - за несоблюдение заповедей Моисея карают смертью на земле, а если ты воровал, убивал, блудил, но не попадался и умер своей смертью (или же - попался и был казнён - не важно), то и ты и праведник, который соблюдал все заповеди, попадаете в один и тот же Шеол - Царство Мёртвых. И что самое главное, во всех этих мифорелигиозных системах, душам в Царстве Мёртвых было не слишком-то хорошо, в основном темно и холодно, или же, в мифологии стран с повышенной тектонической активностью и вулканической деятельностью - темно и жарко. И всегда это Царство Мёртвых находилось под землёй.   Пожалуй, только в индоарийской религиозной культуре, помимо египетской и заимствованной древнегреческой, в дохристианском мире имела место теория загробного воздаяния и наказания. Хотя и абсолютно альтернативная - реинкарнационная - праведник воплощается в младенца - представителя высшей касты (варны), а грешник - в представителя низшей, а то и в животное. Религиоведение считает теорию реинкарнации поздней и объясняет это тем, что Брамины активно занимались философией и богословием, и разум Браминов-философов протестовал против "одноразовости" души, пусть даже впереди её ждёт вечное блаженство, потому, что пропадает накопленный опыт и знание.   Теперь рассмотрим древнеегипетскую религиозную культуру с точки зрения Христовой Человечности. Начну с того, что у древних египтян неформальная мораль превалировала над законом - до китайских философов конца первого тысячелетия до н. э. - начала нашей эры такого феномена не одна цивилизация не знала. Это не смотря на то, что кодифицированное законодательство Древнего Египта была очень развито. Сравнить с любым другим государством Древнего Мира просто невозможно, разве философами Эллады предпринимались попытки кодифицировать неформальную мораль, но поставить её над законом им не удавалось.   О неформальной морали древних египтян, помимо "Исповеди Отрицания", говорят так называемые "поучения писцов". Это ряд очень многочисленных письменных артефактов, собственно говоря, представляющих из себя "классные работы" учеников древнеегипетских школ. Поскольку в Древнем Египте грамотность была очень широко распространена, а к написанному слову относились трепетно, все, написанные с самого детства, человеком папирусы собирались и укладывались в гробницу после смерти. И, чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя диктовали (или заставляли копировать) тексты, содержащие преимущественно моральные поучения. И по "поучениям писцов" основой египетской морали была именно человечность, то есть проповедь не причинения ближнему морального, материального и физического ущерба. Есть цитаты почти полностью соответствующие Евангельским - например: "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе другие, и да будешь счастлив". Кстати, судя по "поучениям писцов", полигамия не приветствовались. То, что у Фараонов было много наложниц и даже не одна жена - так власть имущим всё разрешено и сейчас, потом повторные браки Фараонов часто диктовались внешнеполитической (для скрепления альянса держав) или внутреннеполитической (династической) необходимостью. Тем не менее, цитата из "поучений": "Сущие Вечно (т.е. боги) положили иметь одну жену, как Геб, Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене. Суть праведные люди имеют одну жену, посмотрите: жрец и жрица, землевладелец и его супруга. Но некоторые богатые люди, помимо священной супруги, заводят множество наложниц, что не угодно богам". То есть моральным в Египте считался всё-таки моногамный брак.   Наконец, приведу-таки, не удержусь, цитату и из уже широко цитированной моими единомышленниками "Исповеди отрицания": "Я не унижал" (в другом переводе): "Я не понуждал силой раба своего". И это в рабовладельческом-то мире. Что говорит относительно рабов стела Законов Хаммурапи - знает любой грамотный человек, в Греции и Риме - того хуже - если один из рабов убивал своего хозяина - казнили всех рабов, детей включительно. Правда, зачастую столь зверской расправы удавалось избежать, так как наследникам убитого не хотелось оставаться без изрядной доли наследства, которое составляли обычно рабы и землевладение.   Кстати, фанатики, нападающие на "варварский рабовладельческий Египет" - понятно, "Исповеди отрицания" они не читали, но хотя бы подумали, что Христианство, собственно, никогда не конфликтовало с рабовладением. Даже Сам Иисус проповедовал гуманное отношение к рабам, но никак не отказ от рабовладения. И, наконец, чем мы лучше древних египтян, когда рабовладение в США было отменено в 70 годах 19века, а в странах Латинской Америки - кстати, испанцы и испано-язычные латиносы - наиболее ревностные католики, просуществовало до 90 годов 19в. Причём большинство, если не все негры-рабы, были христиане. Вот так вот - чуть больше ста лет назад хозяева христиане имели рабов христиан, а некоторые возвещают об ужасах рабовладения в Древнем Египте.   То, что мораль в Древнем Египте превалировала над законом, отчасти было вызвано именно особенностями религиозной культуры, ибо от суда земного можно и уйти и откупиться, но не от Суда Высшего. Отчасти это было вызвано высоким развитием цивилизации, ибо, чтобы сохраниться, цивилизация не должна жить по принципу "человек человеку - волк", это ведёт к её вырождению, что знали и жрецы и аристократы Древнего Египта и привносили это в сознание народа.
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (11.07.2008)
Просмотров: 2193 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]