Быт Древнего Египта

Город и его обитатели

 

                Обитатели Египта с древнейших времен оформились как оседлый народ. Обосновавшись на плодородных землях в долине Нила, они больше не сходили с обжитых мест. Древнейшие египетские поселения с течением времени вырастали в города.

                Следует отметить одну особенность древнеегипетских городов — все они располагались вдоль главной водной артерии страны — Нила. Посмотрев на карту Древнего Египта, можно с легкостью заметить, что страна словно бы вытянулась вдоль берегов Нила. Река обеспечивала египтянам и выход к морю, и достаточно плодородной земли для земледелия.

                Кроме того, сравнивая цивилизацию Древнего Египта с месопотамскими культурами, относящимися к тому же историческому периоду, не следует забывать, что в Египте впервые установилась единая государственная система. Город и пролегающие к нему районы — ном — разумеется. пользовались определенной экономической свободой, но это не были разрозненные города-государства, какие знал Шумер в эпоху становления и расцвета.

                Ном не являлся городом в современном понимании этого слова. Его центральное ядро — усадьба вельможи, жилой дом с примыкающими хозяйственными постройками и помещениями для слуг и рабов. Неподалеку от усадьбы находились храмы — один или несколько, посвященные главным богам общеегипетского пантеона и божествам “местного значения”. Ремесленные мастерские и дома работников хозяйства, окруженные глинобитными стенами, в беспорядке стояли вокруг. С глубокой древности поселения, строившиеся на возвышенностях, обносили общей стеной для оборонительных целей. Стена нередко отгораживала внутри самого города кварталы бедноты и ремесленников от богатых кварталов. Такая же стена защищала дополнительно и дворец фараона или номарха.

                Города, возникшие на пустом месте, а не выросшие из общинных поселений, зачастую отличались более-менее четкой планировкой. Это было связано с тем, что в их основу ложились временные поселения — например, строителей пирамиды, возле которой люди и оставались жить.

                Поля, принадлежавшие данному поселению в рамках собственности “пер джет”, и составляли, наряду с поселением, территорию нома.

                Подъем городов приходится на конец Древнего и на Среднее  царство, когда возрастает влияние вельмож, родовой номовой аристократии, в политической и экономической жизни страны. С конца III тысячелетия до н.э. поселения превращаются в независимые города, каждый со своим ополчением, со своим хозяйством. Окончательно города оформляются в политическую силу в конце эпохи владычества гиксосов, в XVII-XVI веках до н.э., и в период Нового царства.

                Египетский город еще в древнейшие времена представлял собой невероятно запутанный лабиринт кривых и узких улочек. Город застраивался безо всякой планировки,  и мешанина улиц не поддавалась никакому регулированию. Во всей истории Египта был едва ли не единственный случай более-менее плановой застройки, когда фараон Эхнатон, учредивший культ Солнца, построил новый город с правильными главными улицами. Однако, стоило на десять шагов удалиться от главных улиц, и путник вновь попадал в хаос мелких, темных и кривых улочек.

                Бывало, правда, и по-другому. Так, если фараон затевал какое-нибудь чрезвычайно крупное строительство, на которое сгоняли работников со всей страны, для них строили небольшой городок “барачного” типа. Прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом, и на этих улицах — сотни и тысячи однотипных домиков, где жили работники и рабы, пригнанные на строительство. Развалины такого рода городков были обнаружены археологами в разных местах страны. Но все же такие аккуратные поселения были не правилом, а исключением. Если временные обитатели такого городка оставались там же и по окончании строительства, правильная планировка довольно быстро терялась в стихийно возникающих новых постройках

                При подобной застройке, да еще в жарком климате, для поддержания города в порядке была бы жизненно важна канализация. И здесь древние египтяне сильно отставали от прочих развитых народов, обитавших по соседству. Зачастую, что в городе, что в селах, особенно в кварталах бедняков. человеческие экскременты валялись прямо на улицах вместе с кухонными отбросами, и в этих кучах постоянно рылись бродячие собаки, от которых к людям передавались личинки различных паразитов, для которых жаркий климат Египта был превосходным условием. Тучи мух переносили множество заболеваний — в первую очередь, глазных и кишечных. Личинки некоторых кишечных паразитов обнаружили современные ученые в мумиях древних египтян.

                Египтяне практически не знали канализации, подобной той, что была создана в Вавилоне, или сложной системе, остатки которой были найдены археологами на Крите, относившейся примерно к тому же времени, что и значительная часть дошедших до наших дней египетских построек и развалин городов.

 

                Дом

                Архитектура жилого дома египтянина не отличалась особыми изысками — это было прежде всего жилище, призванное уберечь хозяев дома от страшной дневной жары и от пронизывающего холода ночного воздуха.

                Интересно, что в такой богатой камнем стране, как Египет, камень как строительный материал практически не использовался в жилищном строительстве. С глубочайшей древности египетских строителей снабжал строительным материалом Нил — после разлива вдоль берегов оставался плотный слой ила, смешавшегося с прибрежной глиной. Высыхая, ил трескался. Из кусков аллювия древнейшие обитатели долины Нила складывали дома. Позднее египтяне стали вырубать правильной формы блоки, которые шли на строительство.

                Глина так и осталась основным строительным материалом доля египтян. С течением времени они пришли в использовании глины к той же технике, которой пользовались шумеры — лепили кирпичи из глины, смешанной с рубленой соломой или навозом (это придавало глиняным кирпичам прочность), высушивали их на солнце и складывали дом. Но если шумеры широко использовали технологию обжига кирпичей, что делало их влагоустойчивыми, то египтяне в течение почти двух тысяч лет пользовались исключительно сырцовыми кирпичами. Это вполне объяснимо, если сравнить климатические условия Египта и Месопотамии. В Двуречье были часты свирепые ливни, Египет же почти не знал дождей. Обжигать глиняные кирпичи египетских мастеров научили греки и римляне, издавна применявшие обжиг. Так что начиная примерно со II в. до н.э., большинство дошедших до наших дней египетских построек были сложены из обожженных кирпичей.

                Техника строительства не слишком отличалась от той, которой пользовались жители Междуречья — глиняные кирпичи скреплялись между собой вяжущим раствором (только в Месопотамии это был асфальт, а в Египте смола или та же глина), а снаружи стены покрывали слоем гипса ( шумеры пользовались в качестве побелки штукатуркой).

                Крыша в доме делалась плоской, и верхние части стен слегка выступали над ней. Благодаря такому эффекту “недостроенности” хозяин дома мог при необходимости быстро возвести второй или третий этаж, если в доме становилось мало места, а земельный участок не давал “расти” вширь.

                Если в доме и делались окна, то крохотные и выходившие исключительно во двор. Яркое египетское солнце давало достаточно света, чтобы освещать внутренние помещения даже через окошко, которое сегодня назвали бы “слуховым”. На улицу не выходило ни одного окна — лишь глухая высокая стена, надежно ограждающая покой хозяев дома и дающая хоть небольшую, но все же тень. В качестве дополнительного освещения в вечерне время в каждом доме стояли масляные лампы, вырезанные из алебастра.

                В стене имелся только один вход на территорию дома. Это — традиционная дань соображениям военной безопасности города. Пройдя через узкую калитку, посетитель оказывался в переднем дворе.

                Двор был традиционной и неотъемлемой частью любого египетского жилища. В большинстве небогатых домов двор располагался перед домом и был обнесен одной с ним стеной, огораживавшей весь участок. Внутренние дворы — характерная черта месопотамских жилищ — в Египте были преимущественно принадлежностью богатых домов и усадеб.

                Позади дома, как правило, находился задний двор, где богачи строили по нескольку кладовых или иных вспомогательных помещений. В домах более бедных горожан все помещения —  жилые комнаты, кухня, столовая, кладовые, помещения для слуг или рабов — находились под одной крышей.

                Внутренние помещения в доме делились на несколько частей — комнаты хозяина, женская половина, хозяйственные комнаты — кухня, кладовая, помещения для слуг. В каждом египетском доме обязательно была хотя бы одна комната для приема гостей. 

                На приведенном рисунке можно видеть план дома небогатого ремесленника, жившего возле городской стены. Уровень пола несколько ниже уровня улицы, и в дом ведут две-три ступеньки. За “прихожей” — парадная комната, гостиная, украшенная одной колонной. В стене комнаты — ниша, куда полагалось класть дары богу. Из этой комнаты открывается вход в подвал. Далее тянется коридор, выводящий во внутренний дворик, а рядом с коридором — кухня.

                Двор, огороженный с одной стороны внешней городской стеной, занимает примерно четверть площади дома. Отсюда открывается проход на крышу — деревянная лестница. В углу двора вырыт  проход в еще один подвал, расположенный вне городской стены. По-видимому, при необходимости этим подвалом можно было воспользоваться и как ходом наружу.

                Если хозяин дома обладал хотя бы небольшим достатоком, он старался посадить на своем участке сад. Деревья давали возможность укрыться от палящего дневного зноя. Искусство садоводства древние египтяне возвели практически в ранг искусства. Саженцы многих пород деревьев ввозились в Египет из-за рубежа. Понятно, что такая роскошь была по карману лишь богатому горожанину.

                Размеры египетского дома зависели прежде всего от достатка его хозяина. Дом знатного вельможи насчитывал 50-60 жилых помещений, не считая подсобных комнат и обширных кладовых. В таком доме бывало по три-четыре зала для приема гостей. Эти залы в обязательном порядке украшались колоннами — в древние времена эти колонны вязались из пучков тростника, а впоследствии их вытеснили деревянные или каменные колонны. Дерево, кстати, в Египте, как и в Месопотамии, играло при строительстве прежде всего декоративную роль. Деревянные двери и дверные косяки, столбы, поддерживающие внутреннюю галерею — вот, пожалуй, и все, несмотря на то, что дерева в Египте было не так уж и мало.  

                Из дерева изготавливалась прежде всего мебель. В обиходе египтян использовались в основном столики, кровати и  одежные лари.  Стулья и кресла — деревянные или из иных материалов — были в ходу почти исключительно у знати, вельмож, жрецов и фараонов. В основном же жители Древнего Египта сидели на полу “по-восточному”, скрестив ноги.

Илл. — деревянный ларь и кресло из черного дерева (стр. 458, илл. 151, 152)

                Образчики древнеегипетской мебели дошли до нас благодаря многочисленным находкам в неразграбленных захоронениях. Таково, например, позолоченное кресло фараона Тутанхамона (поподробнее описать). Египтяне имели обыкновение помещать в захоронение вместе с покойником его любимую мебель, чтобы он мог продолжать пользоваться ей и в загробной жизни. Благодаря этому современные исследователи получили возможность неплохо изучить мебель, которой пользовались египтяне.

                Спали они на кроватях. Египетская кровать представляла собой весьма интересную высокую конструкцию из толстых брусьев. Лежак имел небольшой наклон от головы к ногам, в изголовье зачастую находился полукруглый деревянный подголовник. Такова, например, кровать, обнаруженная в гробнице царицы Хетепхерес.

                 

 

                Что ели египтяне

                Вообще, рецептов египетских блюд до наших дней почти не сохранилось. О том, чем питались египтяне, мы можем судить лишь по росписям на стенах усыпальниц да по сведениям о выдаче того или иного провианта со складов “пер джет” — для работников то-то, для хозяйского стола — то-то.

                Рацион различных классов египетского общества различался кардинальным образом. Простолюдины, получавшие свое ежедневное довольствие, ели в основном хлеб из ячменной муки — простые лепешки. Если египетский крестьянин или ремесленник владел крошечным огородом, его рацион разнообразили лук и чеснок. Небольшое количество овощей выдавалось и из кладовых вельможи, однако не слишком часто, насколько позволяют судить уцелевшие за долгие века разрозненные хозяйственные записи египетских чиновников.

                Мясо в рационе простонародья практически отсутствовало. В качестве добавки к ежедневным блюдам шли иногда мясистые внутренние части стеблей папируса. Во время сбора урожая работники, если поблизости не было надзирателя, украдкой лакомились фруктами. На росписях ряда гробниц вельмож Древнего царства присутствуют удивительно живо выписанные сценки — работник, срывающий с дерева смоквы, кидает ягоду стоящему под деревом подростку, клянчащему “угощение”.

                Стол богачей отличался значительным разнообразием. Помимо достаточно большого выбора хлебов, для номарха пекли сладкие медовые хлебцы — “пирожные”. Фрукты и овощи из личных садов вельможи подавались на стол каждый день. Кроме того, знать и чиновники часто ели мясо — птицу или дичь с удачной охоты. Птицу (чаще всего — гуся, излюбленное блюдо) и рыбу жарили над угольями.

                Самым распространенным напитком в Древнем Египте являлось пиво. Легкий алкогольный напиток получали, оставляя бродить поджаренные ячменные хлебцы. В некоторые сорта, подававшиеся к столу чиновников и знати, добавляли разнообразные ароматизаторы — пряности, финики. Всего до нас дошло порядка двадцати различных рецептов приготовления пива. Сорта различались цветом и крепостью.

                Легкое светлое пиво давали работникам в поле не только в качестве ежедневного довольствия. Вместе с надсмотрщиками на работах обязательно присутствовал человек, чьей обязанностью было подносить земледельцам чаши с пивом в течение всего рабочего дня. По-видимому, только таким образом работники спасались от жажды и жары. Это позволяет сделать вывод, что пиво вряд ли отличалось крепостью. Вероятно, оно больше напоминало перебродивший квас.

                Высшие слои населения — вельможи, жрецы и царский двор пили виноградное вино, преимущественно свое. Однако есть сведения и о привозившихся издалека кувшинах с вином — как правило, с дарами от иноземных правителей.

                Мелкие чиновники могли побаловать себя другим крепким напитком — пальмовым вином. Этот алкогольный напиток приготавливали следующим образом. На стволе финиковой пальмы делался надрез, и  сок сцеживался в глиняный кувшин или чашу. Перебродивший на солнце сок и давал “вино”, достаточно крепкое, чтобы ударить в голову, но, видимо, не слишком приятное на вкус, судя по тому, что на египетских росписях пьющими его изображены лишь мелкие писцы и надсмотрщики над работниками.

                Что касается сладостей, то практически до середины II тысячелетия до н.э. египтяне знали лишь мед. Пчеловодство стало практиковаться очень рано, еще надписи времен Древнего царства отмечают существование в номовых хозяйствах ульев с пчелами. Египтяне не ловили рои диких пчел и не отыскивали места пчелиных поселений, по-видимому окультуривание пчел произошло в глубокой древности. Садовники умели выкуривать рой из улья и собирать мед, а затем запускать пчел обратно.

                Мед являлся составной частью сладких хлебов. Его добавляли в пиво, вероятно, ели и просто так. Сахара египтяне очень долгое время не знали — ни тростникового, ни фруктозы.

                Эпоха гастрономического изобилия наступила в Египте лишь во времена Нового царства. Хлынувшие в страну богатства — продукты, зерно, вина, огромные стада скота — дали возможность даже простолюдинам питаться сытно и разнообразно. Роскошь вельможеских обедов достигала в эту эпоху, по-видимому, вовсе неописуемой роскоши, но и люди попроще стали регулярно есть мясо. Тогда же в Египте появились новые сорта фруктовых деревьев — в частности, яблоки и груши.

 

                Как они одевались

                Египетская беднота — земледельцы, ремесленники практически во все эпохи одевались очнь просто — набедренная повязка, иногда недлинная юбка, доходившая до колен, на голове — налобная повязка. Обувью простонародье практически не пользовалось, сандалии (единственный вид обуви, известный египтянам) вошли в обиход не раньше эпохи Нового царства.

                В эпоху Древнего и Среднего царства одежды чиновников и знати также не отличались особой пышностью, хотя, разумеется, чем выше было общественное положение человека, тем богаче он одевался. Египетская мода была весьма консервативна — прямые юбки носили даже фараоны, оставляя торс обнаженным. Минимализм в одежде объяснялся в первую очередь жарким климатом страны.

                Праздничные одежды представляли собой гофрированные льняные туники с короткими широкими рукавами или длинные прямые одеяния простого покроя. Женские одежды были несколько более разнообразными, чем мужские. Богатая египтянка одевалась в тонкую рубаху, а поверх нее  — в гофрированную тунику.

                Что до обуви, то всеобщее предпочтение отдавалось ходьбе босиком. Сандалии — кожаные, из листов папируса, а у знати из золота — были важной, но мало используемой деталью “делового” одеяния египетского купца или чиновника. Ходя по улицам, люди, как правило, носили сандалии в руке, надевая их только при входе в помещение. Таким своеобразным способом ношения обуви не брезговали даже фараоны, державшие для этого особых слуг.

                Основным средством украшения костюма являлись украшения. Их носили и богачи, и бедняки, в будние дни — помногу, в праздники — увешивая себя едва ли не с ног до головы.

 

                Семья

                Древнеегипетский семейный уклад — традиционно патриархальный. Хозяин дома, в зависимости от достатка, мог иметь нескольких жен, хотя в бедных семьях, разумеется, мужчина имел лишь одну жену.

                Довольно многочисленные “дома женщин”  нередко упоминаются в папирусах разных эпох. Помимо главной жены, носившей титул “дорогая” или “любимая жена”, богатый египтянин мог держать и нескольких официальных жен, и наложниц (последних — из числа рабынь). Наложницы-рабыни, в отличие от законных жен, не обладали никакими правами. Их и их детей могли в любой момент изгнать или отправить из “дома женщин” на работы.

                Главная жена являлась полноправной хозяйкой дома. Ее старший сын являлся официальным наследником всего достояния отца, хотя младшие дети, дети других жен и наложниц воспитывались в доме на равных правах.

                Знатные женщины в древнеегипетском обществе очень часто были хорошо образованы и обеспечены. Женщины имели собственное имущество, которое переходило от матери к дочери. Имущественные права женщин древние египтяне уважали и тщательно соблюдали. Муж имел право распоряжаться собственностью жены, но после ее смерти все права на владение этой собственностью переходили к дочери.

                Брачные отношения среди высшей египетской знати представляют собой довольно сложную для понимания проблему. Среди исследователей древнеегипетского общества до сих пор нет единодушия в вопросе о том, почему фараоны женились всегда на своих близких родственницах, чаще всего на родных сестрах. Некоторые предполагают, что по женской линии передавались права на престол, однако маловероятно, чтобы патриархальная община, из которой выросло египетское общество, делала такой резкий шаг в сторону матриархата в вопросе наследования власти. Факт остается фактом — фараоны женились на сестрах и даже на собственных дочерях. Более резонно предположить, что в данном случае целью подобных браков было сохранить внутрисемейное наследование престола, сохраняющее преемственность династии.

                В социальном плане женщины оставались домашними затворницами. Они не служили в государственной или номовой администрации, их уделом оставалось домашнее хозяйство и воспитание детей.

                До нас не дошло ни одного текста законов, посвященных вопросам семьи. Неизвестно даже, существовало ли письменно оформленное законодательство такого рода, однако, судя по текстам брачных контрактов, сохранившихся от сравнительно поздних периодов существования Египетского царства, брак представлял собой исключительно светский институт, не имеющий (за исключением царских браков) сакрального характера. Так, в частности, процедура развода была весьма проста и не требовала, как, например, в Месопотамии, судебного разбирательства. Супруг, требовавший развода, был, однако, уплатить другому компенсацию из личной собственности. Это правило действовало применительно и к мужу, и к жене, хотя требования к мужу были несколько выше.

                Какая-то общественная роль, не ограниченная стенами дома,  была возможна для женщин лишь в храмовой сфере. Женщины из среднего класса могли стать жрицами, храмовыми танцовщицами или плакальщицами.  Кроме того, очень распространенной была практика подготовки женщин-акушерок при храмах.

                Прочие занятия — танцовщицы или куртизанки — судя по всему, не особенно уважались в обществе, хотя и были востребованы.

                Женщины низших социальных слоев были обречены исключительно на хозяйственные работы в рамках “пер джет” — ткачихи, прядильщицы, работницы на помоле.

                Положение младшего поколения членов семьи в имущественном отношении различалось довольно существенно — правда, лишь в семьях знатных людей. Старший сын главы семейства получал от отца все наследство, которым тот владел “по истине”, то есть на правах личной собственности. Прочие братья оставались жить в родительском доме и после смерти родителей, находясь при брате как бы на положении прислуги. Все родственники знатного вельможи занимали в его хозяйстве какие-нибудь должности, получая за свой труд довольствие. Этот порядок действовал во всех без исключения знатных семьях, равно как и порядок наследования.

                Молодые люди — представители низших классов нередко поступали на мелкие чиновничьи должности, если могли получить необходимый минимум образования, либо становились жрецами. Это давало им надежду подняться выше уровня жизни и социального положения родителей.

 

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 4144 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]