Религия Религиозные воззрения древних
египтян — та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более
прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла в из
верований и мировоззрения других культур Древнего мира — с одной стороны,
иудейской, с другой — греко-римской. Египетская же культура и ее основа,
религиозное мировоззрение — явление абсолютно уникальное. Религиозное
мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение нескольких
тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и
земледельческих племен. Характерная особенность системы
верований древних египтян — ее консервативность. Крайне медленное развитие
государства, практически неизменный общественный уклад способствовали
длительному сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в
особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство
пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками
древнего фетишизма и почитания камня. Религия Древнего Египта крайне символична, и
ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение
стихиям во всех их проявлениях — черта всех древнейших верований человека.
Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как
изменялся образ жизни ее обитателей. Первоначальные верования древних
египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется
преобладание анималистических элементов — обожествления различных животных, в
которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам.
Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ
скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта
древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития
египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего
Египта. Пантеон Древнего Египта
складывается в ту пору, когда египтяне переходят к оседлому образу жизни и к
земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды.
Божества, связанные с этими началами, в более позднее время заняли главнейшие
позиции в системе верований древних египтян. Особое место занимал в этой
системе культ бога Солнца. В разные исторические периоды его олицетворяли различные
боги. В эпоху Древнего царства верховным богом Египта стал Ра, позднее его
сменил Амон, которому поклонялись в Фивах — столице фараонов Среднего и Нового
царства. Формирование политической и
административной системы страны также оказывало влияние на становление системы
верований. Номы, территориально сложившиеся еще в додинастический период, имели
каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же
обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств,
вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны
происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных
политических и религиозных центров. После объединения
верхнеегипетских и нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного
объединения страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа
общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране — так
называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами
Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах. Эннеада состояла из божеств
стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы
складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской
мифологии — сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл
мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют
мифы об Осирисе). Анимализм Египетские боги воплощались едва
ли не во всех животных, которые были известны древним египтянам. В разных
областях почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько
общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен
культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах)
отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху
Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому — знаменитая
палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой
резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены
вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали
“тельцом”. Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого
позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на праздненстве
“Хеб-сед” фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом. С другой стороны, бык являлся
для египтян символом плодородия. Эта символическая функция быка также являлась
общей для древнейших оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали
как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский Апис, воплощавшийся в
черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой
священный бык Мневис воплощал в себе бога солнца Ра. Несколько иное значение имел
культ коровы. По древнейшим египетским верованиям, небо представляло собой
черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, “небесная
корова”, тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Впрочем, и корова
почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки
друг к другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако,
различны. В культе священного быка (особенно в поздний период) играла важную
роль мистерия, в течение которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его
кровь окропила землю и принесла плодородие. Животные, которых египтяне
использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как
воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие —
характерная черта египетского анимализма. Дикие животные также попали в
пантеон Древнего Египта. Одно из центральных мест занимали лев и львица (их
черты приобретали боги и богини Хатор, Тефнут, некоторые местные божества).
Змея имела двоякий символизм в египетской мифологии. С одной стороны, заклятый
враг Ра — змей Апоп, воплощение зла. С другой стороны, одна из богинь
плодородия Рененутет, покровительница кладбищ Меретсегер также носили обличье
змеи. Священные змеи, изображенные на двойной короне фараона, охраняли его на
протяжение земной и загробной жизни. Важное место в египетской
системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Изначально бог
подземного царства, он со временем трансформировался в хранителя покоя умерших
и верного помощника Осириса. Такую роль египтяне отводили шакалу не случайно.
По ночам шакалы приходили на кладбища в надежде на поживу. Животные,
непрестанно снующие среди священных для египтянина захоронений, в представлении
религиозно настроенных людей просто не могли быть связаны ни с какой иной
сферой, кроме загробного царства. Анубис с телом человека и головой шакала
изображен на всех росписях в усыпальницах египтян как проводник души по царству
мертвых к трону судьи и владыки мира мертвых Осириса. Почитали египтяне и птиц. К
примеру, сокол-Гор выступал и как воплощение бога Солнца, и как важный элемент
культа царя. Первые фараоны единого Египта в обязательном порядке включали в
свою титулатуру имя “Гор”, и традиция эта сохранилась
неизменной на всем протяжении египетской истории. В изображениях фараонов
Древнего царства (статуи и портреты в гробницах) почти всегда присутствует
изображение сокола, как бы охраняющего, прикрывающего своими крыльями голову
царя. Гор — по исторической традиции, в титулатуре фараонов это
имя пишется как “Хор”. Другой бог, которого
олицетворяла птица — Тот, воплощавшийся в ибисе. Культ Тота играл особую роль в
жизни египтян. Как правило, прилет ибисов на поля предвещал скорый разлив Нила. Многочисленные обитатели долины
Нила и самой реки по-разному обожествлялись в разных регионах Египта, но место
в пантеоне нашлось практически всем — от крокодилов и гиппопотамов до лягушек и
насекомых. Среди насекомых, кстати, наибольшее распространение получил
жук-навозник (скарабей), почитание которого тесно связывалось с культом солнца.
Жук, катящий перед собой навозный шар, олицетворял в глазах египтянина движение
по небу солнечного диска. Символика образа скарабея в египетской мифологии
довольно разностороння. Он олицетворяет восходящее солнце, и в этом качестве
воплощает идею воскресения из мертвых, что в свою очередь, сближает культ
навозника с культом Осириса. Священные животные, при жизни
обитавшие при храмах и получавшие все божественные почести, после смерти
удостаивались соответствующих похорон. Археологам, работающим в Египте, и
сегодня доводится раскопать крупное захоронение — кладбище священных животных,
мумифицированных по всем правилам и уложенных в расписные деревянные гробы. Первоначально анимализм египтян
выражался в простом поклонении животным, особенно имевшим определенные
отличительные знаки (так, священным почитался, как было отмечено выше, черный
бык с белыми пятнами. То же было верно и в отношении коровы, чья черная шкура с
белыми подпалинами олицетворяла звездное небо). По мере развития и усложнения
верований, слияния нескольких культов в один, часть богов, ранее изображавшихся
в виде животных, приобрела антропоморфные черты. В таком виде эти боги стали
изображаться на рельефах и росписях. Чаще всего человеческое тело божества было
украшено звериной или птичьей головой. В скульптуре, однако, боги
преимущественно изображались в виде полностью зооморфных статуй животных —
воплощений бога. У некоторых божеств таких воплощений было более одного — Тот,
например, имел свою священную птицу — ибиса, и священное животное — павиана,
облик которого принимал во многих мифах ( в частности, в мифе о бегстве Тефнут,
дочери Ра, в Нубию — Тот в облике павиана пением и музыкой завлек богиню,
воплотившуюся в львицу, обратно домой). В свою очередь, обожествление
фараона и связанная с этим художественная традиция также оказались затронуты
тенденцией слияния антропоморфных и зооморфных черт. Речь идет, разумеется, о
сфинксах — колоссах с телом льва и головой человека, олицетворявших фараона.
Символика данного образа вполне традиционна — правитель в большинстве восточных
культур отождествлялся со львом, самым могучим зверем пустыни. Древние египтяне порой
“одомашнивали богов”, подобно животным. Широко известно, что они почитали кошку
как священное животное богини Баст. Менее известен тот факт, что первоначально
воплощением Баст была не изящная египетская кошка, а львица. Древнейшие
изображения этой богини не оставляют в том ни малейшего сомнения. Кошка,
конечно же, была гораздо более покладистым объектом поклонения, нежели дикая
обитательница пустыни. Помимо культа животных, в Египте
был распространен и культ растений. Наиболее почитаемое растение — лотос,
цветок, из которого, согласно мифам, вышел на свет Ра, первый из богов. В
Мемфисе, древней египетской столице, существовала и тщательно охранялась
священная роща, посвященная богине Хатор. Обожествление всевозможных сил
природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого
ни с одной другой древней культурой. Необычайно красочные образы, созданные
египетскими художниками, оставляют далеко позади многообразие демонов,
населявших мир Шумера и Вавилонии, а с всеохватностью египетского пантеона вряд
ли сравнится любая из древних религий. Образность и фантастичность при минимуме
собственно фантастических элементов — вот основные черты египетской мифологии,
делающие ее явлением не только мировоззренческого, но и художественного
порядка. Боги стихий Почитание четырех основных начал
и стихий было широко распространено во всем Египте. Наряду с общепризнанными
божествами эннеады в каждой области поклонялись собственным богам земли и воды.
Единым для всех областей Египта был Хапи — божество Нила. Боги земли и неба в
разных номах носили разные имена. После становления единой религии были
повсевместно признаны бог земли Геб и богиня неба Нут, почитавшаяся наряду с
Хатор. С сотворением мира и с
возникновением главных богов связано большинство египетских мифов. Эти мифы
воссоздают примерно следующую картину сотворения всего сущего. В начале, как верили древние
египтяне, был хаос, водная пучина Нун. Из него вышли все боги и все живое,
причем разные истории описывают этот процесс по-разному. В некоторых мифах
фигурирует холм, поднявшийся из вод, на котором птица “великий Гоготун” снесла
яйцо, из которого вылупился бог солнца. Один из мифов описывает появление бога
солнца на свет из цветка лотоса, распустившегося на этом холме. По другим священным текстам, бог
солнца в образе теленка был произведен на свет небесной коровой. Однако все
мифы сходятся на том, что бог солнца, “создавший себя сам”, был первым среди всех богов. Он произвел из
себя богов воздуха и влаги — Шу и Тефнут. Эта пара родила богов земли и неба —
Геба, бога земли, в образе мужчины, и Нут, богиню неба, в образе женщины. Они,
в свою очередь, дали жизнь четверым старшим богам — братьям Осирису и Сету и
сестрам Исиде и Нефтиде, игравшим основную роль в культе загробной жизни и в
культах плодородия. Все эти боги и стали старшими божествами египтян,
повсевместно почитавшейся эннеадой. Иногда в качестве демиурга
выступает бог Птах, сотворивший не только главных богов, но и весь мир, людей,
животных, ремесла, людские жилища и храмы богов. По другим мифам, людей вылепил из глины бог Хнум. Солярные мифы Солнце, в равной степени
благословение и проклятие Египта, с глубокой древности, стало центральным
образом множества мифов. Все эти мифы делятся на две группы. Одни так или иначе
связаны с ежегодным сельскохозяйственным циклом, с ослаблением или усилением
засухи. Другие посвящены борьбе благого
божества солнца со своими врагами, олицетворениями мрака. “Календарные” мифы посвящены Ра
и его дочери Тефнут (она же — Хатор), “солнечному оку”, равно благой и жестокой
богине. В одном из мифов, Тефнут в образе львицы покидает Египет, и стране
грозит смерть от голода. Тогда Ра посылает за Тефнут бога Тота, который в
образе павиана заманивает дочь верховного бога обратно на родину. Вернувшись в
Египет, Тефнут заключает брак со своим божественным братом Шу, богом воздуха.
Возвращение Тефнут-Хатор и ее брак как залог плодородия египетской земли
отмечались всеегипетским праздненством “виноградной лозы и полноводья Нила”. Жестокость этой же богини
проявлялась в засуху. Египтяне считали период невероятного усиления летнего
зноя с наказанием, ниспосылаемым Ра людям за их грехи и неблагочестие. Дочь
Солнца-Ра, приняв облик львицы по имени Сехмет, спускается на землю и убивает
людей. Один из египетских миф, в
котором фигурируют Ра и его правнучка Исида, особенно интересен, поскольку
сближает египетские верования с мифологией других ближневосточных народов (в
первую очередь, шумеров). Исида, вознамерившись выведать тайное имя Ра, дающее
власть над верховными богом, задумала отравить его и предложить противоядие в
обмен на имя. Этот же самый мотив с теми же участниками присутствует и в
шумеро-аккадском эпосе (Инанна хитростью выведывает тайное имя Энкиду).
Египетская Исида, подобно шумерской Инанне,
выступает в этом мифе как великая волшебница, способная одержать победу
даже над верховным богом. В цикле “климатических мифов” история об отравлении
Ра Исидой и болезни бога солнца связывался с ослаблением летней жары. Среди мифов о борьбе бога солнца
с врагами выделяются два основных — миф о битве Ра со змеем Апопом и миф о Горе
Бехдетском, сыне Ра. Согласно первому мифу, Ра каждый
день совершает свое путешествие по небесному Нилу, а вечером сходит под землю,
где плывет по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил
выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух
богов верх одержал Ра и заставил Апопа изрыгнуть выпитую воду. В некоторых
вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезает Апопу голову. В мифе о Горе Бехдетском роль
победителя сил зла отводится Гору-соколу, сыну Ра и одному из воплощений бога
солнца. Гор, сопровождающий барку Ра в путешествии по подземному миру,
расправляется с чудовищами — крокодилами
и гиппопотамами, а также с верховным божеством сил зла — богом Сетом, одним из
старших богов. Помощь Гору в этом подвиге оказывает Исида. Богиня дает ему
слиток меди, из которого Гор изготавливает себе копье. Современные исследователи видят
в мифе о Горе отображение политических реалий Древнего Египта периода первых
династий. Гор как олицетворение царской власти очищает Нил от сил зла подобно
тому, как фараон, царь единого Египта, побеждает своих врагов. Видимо, именно в
связи с этим мифом Гор стал почитаться как покровитель фараонов. Вершиной развития солярной
мифологии египтян стал культ Амона, одного из воплощений бога солнца, культ
которого был более всего развит в Фивах. С тех пор, как во времена Среднего
царства этот город стал политическим центром страны, религиозный центр
естественным образом переместился в Фивы. Амон стал верховным божеством
египетского пантеона. В его образе сосредоточились основные черты культов Ра и
Гора. Культ Амона в короткий срок получил распространение в самых широких
кругах египетского общества. Он считался богом-покровителем и заступником
бедняков. На период Среднего и Нового царства Амон стал самым “демократичным”
божеством. Именно такое широкое
распространение и укорененность культа Амона в сознании подавляющего
большинства египтян в конце концов привели к неудаче религиозной реформы
фараона Эхнатона, учредившего в стране единобожие и поклонение не богу солнца,
а непосредственно солнечному диску, воплощению бога Атона. Вскоре после смерти
Эхнатона культ Атона был забыт, а страна вернулась к почитанию Амона-Ра. | |
| |
Просмотров: 2647 | |
Всего комментариев: 0 | |