Литература Первоначально письменность
применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи
Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за
исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц.
Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что
“принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного
поля”. Конец Древнего царства в истории
письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных
надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об
умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые памятники
заупокойной литературы, которые можно причислить к литературным произведениям.
На стенах гробницы богатого человека записывается от его лица вся
“автобиография” — перечисляются заслуги перед фараоном, личные доблести,
описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это —
так называемые “Тексты пирамид”, древнейшие из текстов, составивших много
столетий спустя канон “Книги мертвых”. Очевидно, в эпоху Древнего
царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве.
Сложилась эта традиция еще раньше — основные мифы египтян, положенные в основу
значительного числа литературных произведений, относятся к периоду
додинастического Египта. Среднее царство Расцвет древнеегипетской
литературы — Среднее царство. В это период появляются письменные произведения,
составившие костяк классической литературы Древнего Египта. Прежде всего, следует отметить
произведение, продолжающее традицию гробничных надписей — “Повесть о Синухете”.
Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших
дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время. Синухет, как следует из этого
произведения — вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего, это не
просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего
жизнеописания. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в
царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от
бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел, благодаря своим талантам, добиться
знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю. “Повесть о Синухете”
представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и
исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных
государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с
недюжинным литературным талантом выстраивает свое сочинение, выводя стройную
композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне
заслуженную славу на многие века существования Египетского царства. Другой литературный жанр,
получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства
— сказки. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного
творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших
сборников сказок — папирус Весткар — посвящен историям из времен царствования
последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают
фантастические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона
Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем
приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский
вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются
с важнейшими мифами, как, например, “Сказка о Правде и Кривде”. Многие сказки являются, по сути,
литературно обработанными свидетельствами современников об определенных
исторических событиях — о ссоре фараона и его военачальника, о штурме
чужестранного города. Египетские сказки включают в
себя всевозможные жанры — описание путешествия, нравоучительную историю, даже
авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к
раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент
фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции. К эпохе Среднего царства
относятся и собственно исторические произведения, в частности, Лейденский
папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян,
переживших ужасы анархии в стране после падения Древнего царства. Эти
произведения, известные как “Речения Ипувера” и “Пророчество Неферти”,
описывают события, происходившие в стране после ее распада на независимые номы,
после падения власти фараонов. Еще один жанр, оформившийся в
литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства — всевозможные
нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить,
тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях.
Авторы “Наставлений...” и “Речей...” внушают ученикам моральные нормы,
призывают к послушанию и почтительности. Другая излюбленная тема в
дидактических произведениях — восхваление преимуществ, которые дает образование
и должность писца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы
этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики
писцов-наставников — воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца,
описаны чрезвычайно живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет
просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о
предпочтительности службы чиновника. Иногда наставнику просто не
хватает достаточно убедительных аргументов — тогда он прибегает к злой
насмешке. Например, не находя достаточно причин, по которым следовало бы
предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца,
наставник просто высмеивает жрецов, которые “моются лишь по обету, а не по
необходимости”. В общем и целом “Наставления” —
весьма разнообразный по языку, стилю и тематике, великолепно разработанный
жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция египтян.
Протагонистом-наставником в таких произведениях выступает уважаемый человек —
либо чиновник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или
придворный мудрец. Некоторые из наставлений составлялись от имени фараона и
представляли собой сборники советов наследнику о государственном управлении. Особого упоминания среди прочих
литературных произведений эпохи Среднего царства заслуживает “Повесть о
красноречивом крестьянине”. Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, которую
перегородил какой-то мелкий чиновник, собирающий с путников мзду за проезд по
его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбирает у него осла. Тогда
несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начинает
жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика,
необычное для простого крестьянина. Он велит подвести крестьянина поближе, и,
выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпает его
дарами и оставляет при дворе. “Повесть о красноречивом
крестьянине” — возможно, первое в истории мировой литературы произведение, героем которого выступает
представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами в
адрес более высокородного или богатого обидчика. Среднее царство оставило
потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это
философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо
настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в
адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном
существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества —
“Разговор разочарованного со своей душой” и “Песнь арфиста”. “Песнь...”,
исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена
бодрости и жизнелюбия. “Разговор...” же — диалог отчаявшегося человека с
собственной душой. Душа старается вернуть ему радость, рисует красочные картины
веселья и жизни, нов конце концов сдается перед аргументацией хозяина и
соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно, и что жизнь
на земле действительно ничто. Наряду с философскими
сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов великолепной
любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки Египетское
поэтическое наследие — малоизвестная сторона творчества Анны Ахматовой,
создавшей лучшие в России переводы любовной лирики Древнего Египта. Новое царство Новое царство — время
“державной” литературы. В это время, в период наивысшего расцвета Египетского
царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки
времен Нового царства содержат изложения мифов — в поэтической и прозаической
форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов. Мифология, важная составная
часть религиозного мировоззрения древних египтян, ранее существовавшая почти
исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти
воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом, миф об
Осирисе). Теперь же оформляется канон мифологических сказаний, в который входят
и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить
сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской.
Особенно яркий пример пересечения — история о том, как Исида (она же Инанна
шумеров) обманом выясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее
власть над Ра. В шумеро-аккадском “Эпосе о Гильгамеше” эпизод с выяснением
тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма
значительное место. Другой канон, формирующийся в
эпоху Нового царства — “Книга мертвых”, Очевидно, к новодинастическому времени
культ почитания мертвых уже сложился в полном объеме, что и дало возможность
свести воедино все тексты, обряды, молитвы и заклинания, связанные с
отправлением этого культа. Списки “Книги мертвых” в большом количестве были
найдены в египетских гробницах различных периодов, но со времени Нового царства
“Книга” уже не претерпевает существенных изменений. Развивается в это время и
историческая литература. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра
“автобиографий” и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются
летописи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель
составителей этих свитков — показать преемственность и божественное
происхождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным подспорьем
современным историкам в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их
данные, как правило оказываются подтверждены различными независимыми
источниками. Часть исторических произведений
этого типа представляет собой трансформацию давней гимновой традиции, берущей
свое начало в гробничных надписях фараонов и распространенной еще в эпоху
Среднего царства. Устная традиция Устное творчество древних
египтян — не мифологическая поэзия, не гимны и нравоучительные повести, а
творчество простолюдинов — дошла до нашего времени благодаря гробницам знати.
На стенах многих гробниц, рядом с изображениями работающих в поле или на
строительстве людей художники, видимо, с целью усладить “слух” обитателя
гробницы, часто приписывали ритмичные поэтические строчки — тексты песен,
которыми работники задавали сами себе ритм и подбадривали друг друга. Скорее
всего, те, кто записывал эти образчики народной поэзии, слегка облагораживали
их, подгоняя под издавна сложившиеся нормы литературного языка. Художественные приемы В том, что в древнеегипетской
литературной традиции существовали четкие, раз навсегда выработанные правила,
сомневаться не приходится. Произведения большинства жанров строго выдержаны в
рамках единого стиля для данного жанра. Набор литературных приемов,
использовавшихся египетскими писателями и поэтами, не слишком велик, но
искусное комбинирование этих приемов позволяло талантливому писцу создать
подлинное произведение художественного творчества. Излюбленный прием египетских
поэтов — параллелизм в построении фраз и частей строки. До нас не сохранилось
никаких указаний на то, как мог звучать древнеегипетский язык, но можно
предположить, что при том изысканном построении фраз и строчек произведения,
какие можно видеть в большинстве образчиков литературы, ритмичность могла быть
одним из главных требований к хорошему произведению. Форма поэтических сочинений у
древнеегипетских авторов стояла, по-видимому, едва ли не выше содержания. В
одном послании писец (вероятно, наставник, получивший письмо ученика) разбирает
послание, пришедшее ему, с точки зрения построения фраз, и безжалостно
критикует адресата за то, что “одно перемешано с другим, отвратительное
соседствует с хорошим, и слова ни сладки, ни горьки”. Судя по тому, какое
значение большинство авторов подобного рода писем уделяли изысканности слога,
стилистика была одним из основополагающих предметов в школах писцов. Литература Древнего Египта
поражает своей образностью. Сравнения, используемые писцами-сочинителями, ярки и
точны. Так, в одном из жизнеописаний фараон говорит о себе, что , рассвирепев
на врагов, он стал подобен змее в пустыне. Большое количество образов
пришло в светскую литературу из тесно связанной с ней религиозной литературной
традиции. Литература: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |
| |
Просмотров: 2062 | |
Всего комментариев: 0 | |