Материальная и духовная культура Древнего Египта. Архитектура, скульптура

Архитектура

                От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много — и практически ничего. Очень много — потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало —  потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Большая часть жилых и хозяйственных построек, то, без чего немыслимо воссоздать историю всей цивилизации Кеми, а не только историю ее искусства и религии, возводилось из недолговечных сырцовых кирпичей. В отличие от городов Шумера, раскопанных под холмами многовекового мусора, в египетских городах практически не было зданий из обожженного кирпича, сохраняющегося не в пример дольше. В Египте просто не было необходимости обжигать сырцовые кирпичи ввиду сухого климата с низким уровнем осадков.

                Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

                Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли. 

                Наивысшие достижения древнегипетского зодчества — храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

                 Погребальные сооружения — древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-мастабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье — собственно погребальную камеру с одной, реже — с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

                Мастабы — прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью. 

                Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид — сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера, фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

                Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все посторойки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

                Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана “под дерево”. Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

                Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы — усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

                Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех — пирамида Хеопса —  представляет собой сооружение высотой  сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

                Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса. И все-таки попробуем: высота пирамиды — 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды — 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление — от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков — два миллиона триста тысяч. Срок строительства — двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду — по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на “царских работах”.

                То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

                Примером великолепного технического решения является самая грандиозная из пирамид — усыпальница фараона Хуфу (Хеопса). Погребальная камера в ней находится в толще самой пирамиды, а не упрятана под землю. Перед строителями пирамиды стояла одна, но едва ли не самая важная проблема: как уберечь усыпальницу правителя от давящей сверху массы камня, вес которой измерялся даже не сотнями, а сотнями тысяч тонн?

                Для решения этой проблемы были спроектированы несколько разгрузочных камер, стены которых приняли бы на себя значительную часть давления. После того, как была готова погребальная камера, над ней выложили рядами длинные каменные балки значительной толщины. Эти балки образовали четыре “комнаты”, а над ними были под углом уложены две гранитные плиты, сформировавшие пятую комнату и “крышу” этого “домика”. На плиты и балки пришлось и равномерно распределилось давление всех тысяч известняковых блоков, что легли в верхние слои пирамиды. Насколько удачным оказалось подобное решение? Уже одно то, что усыпальница фараона за четыре тысячи лет пострадала единственно от воров, а не от давления крыши, говорит в пользу древнеегипетских инженеров и их умения производить расчеты.

                В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

                Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению — проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

                Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны.

                Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.

                Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру — ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.

 

                Живопись и рельефы

                Правильнее было бы сказать “рельефы и живопись”, так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявшийся на протяжение всей истории Кеми.

                Первые рельефы, дошедшие до нас — шиферные таблички-палетки, служившие для растирания красок, использовавшихся в ритуалах. Сами по себе эти пластинки из серо-зеленоватого камня могут быть названы произведениями искусства. Многие таблички, которым более шести тысяч лет, весьма тщательно вырезаны в форме животных. Знаменитая на весь мир “табличка Нармера” как раз и представляет собой образчик дощечки для растирания красок. Углубление для краски в ней решено в художественном плане невероятно изящно. На лицевой стороне пластинки изображены два хищника, переплетающие необычно длинные шеи. Кольцо, образованное шеями, служит бортиком углубления для красок. Рельеф с изображением фараона и иероглифическим сообщением об объединении Нармером страны — оборотная сторона таблички, служившей, по-видимому, скорее изящным сувениром, чем реальным культовым предметом.

                Этот самый рельеф, древнейший из дошедших до нас, уже поражает мастерством неведомого резчика, сумевшего аккуратно и искусно вырезать на небольшой (64 см в высоту) каменной пластине целое повествование, полное символических изображений.

                Становление искусства высокого и низкого рельефа происходит в Египте в эпоху Древнего царства. Стены всех гробниц этой эпохи покрыты великолепными рельефами, вырезанными в камне с необычайным тщанием. Технически рельефы Древнего царства делились на выпуклые и врезные. Сюжеты этих рельефов сводятся к двум темам — сцены из загробной жизни и сцены хозяйственной деятельности.

                Искусство рельефа носило глубоко символический, магический характер. Все элементы и фигуры изображались не просто так, а в соответствии с четкой логикой. Художник должен был изобразить вельможу в наиболее характерной для него позе, земледельца — так, чтобы сразу было ясно, что это земледелец, а не ремесленник. Фигуры в рельефах Древнего царства — более символы, чем жанровые сценки. Их истинное назначение — указывать на явление, а не изображать его впрямую. Лишь со временем этот канон несколько смягчится. Уже в эпоху Среднего царства, не говоря уже о новодинастических изображениях, в жанровых сценках появляется живость изображения. Рядом со сборщиками плодов в саду можно увидеть мальчика, просящего угощения, женщина из “дома госпожи” глядится в круглое зеркальце, подкрашивая губы кисточкой, позы танцовщиц более пластичны, чем на древних изображениях.

                Важная цель рельефов — служить летописью царствования фараона или историей беспорочной службы чиновника. Но и в этом плане — если раннединастические рельефы довольно скупо сообщают о событии, то рельефы Нового царства снабжают его массой деталей. В новодинастических рельефах масса мелких деталей, многофигурные сцены (например, сцены военных походов или строительства гробницы, к которой сотни крошечных фигур работников тянут громадную статую).

                Изначальная символичность изобразительного искусства сказалась на очень быстром формировании канона. Уже раннединастические рельефы обладают всеми обязательными чертами, без которых не обходится ни одно изображение поздних времен. Во-первых, четкое пропорциональное соотношение фигур. Фараон на рельефе уступает высотой божеству, военачальник примерно вдвое ниже фараона, а рядовой египтянин и вовсе почти незаметен. Во-вторых, характерная манера изображать человека: ноги в профиль, туловище анфас, лицо в профиль, глаза анфас. Это позволяет понять важный нюанс древнеегипетского искусства. Египтяне изображали мир объективно, а не субъективно — каким он был, а не каким представлялся. От каждого изображаемого элемента бралось самое характерное, и характерные детали объединялись в пусть не вполне характерное, зато узнаваемое изображение.

                Зачастую такой подход нарушает примитивный временной принцип — скажем, в рельефах, посвященных хозяйству “пер джет”, крестьяне, сеющие зерно, вспахивающие землю и собирающие урожай, изображались не в трех разных местах, а в одной полоске последовательных, ничем не разделенных рисунков — это наилучшим образом передавало идею непрерывности земледельческих работ.

                Довольно долгое время рельефы оставались просто вырубленными в камне картинами. Лишь начиная с самого конца эпохи Древнего царства их начали раскрашивать. Постепенно появился и новый тип изображений — росписи на стенах гробниц, соседствующие с раскрашенными рельефами. Особенно много росписей осталось от эпохи Нового царства. Что касается тематики и особенностей росписей, то к ним применимо все то, что было сказано выше о рельефах.

                Существенной композиционной характеристикой гробничных изображений была их линейность. Все подчинялось вертикальным столбцам, в которых мастера писали тексты — летописи и “исповеди”, могущие понадобиться покойнику на суде Осириса. Сюжетные сценки имели второстепенное по сравнению с текстами значение, иллюстрируя их.

                Символичность изображений проявлялась в идеализировании предмета изображения. Фараон или номарх на всех росписях и рельефах на голову или больше превосходят всех остальных участников сценки, они воплощают физическое совершенство и силу. Это, несомненно, было требованием магической стороны изобразительного искусства, чрезвычайно важной для его понимания.

                Канон изобразительного искусства не менялся никогда. Даже фараон-реформатор Эхнатон, чьи сохранившиеся до наших дней изображения передают облик довольно болезненного человека со скорее женственной фигурой и большим животом, не затронул своими указами в области изобразительного искусства относительной пропорциональности фигур сообразно их значимости, не отменил линейность изображения. Таким изобразительное искусство Древнего Египта и дошло до наших дней.

 

                Скульптура

                Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.

                Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать

возможность его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

                Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.

                Позы у статуй — правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) — выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений — ростовое и сидячее, так называемая “поза пирамиды”. Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода — фараоны и их жены, чьи деревянные статуи “сидели” на тронах в гробнице.

                У ростовых скульптур — спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

                Среди статуй в “позе пирамиды” наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном из фараонов Древнего царства. Знатный царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию — скрещенные ноги, на коленях — лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя слова, которые тот продиктует. “Позой пирамиды” подобная поза называется за соответствующие пропорции — в плоскостном плане статуя писца и подобные ей точно вписываются в пирамиду — геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими художниками за устойчивость. Как видим, подобно архитектуре, символизм был одним из наиболее важных элементов скульптуры древних египтян.

                Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные детали. Так, выдвинутая вперед левая нога, по мнению большинства современных исследователей древнеегипетского искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла. Данный элемент является общим практически для всех древнейших культур, причем везде ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога — непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.

                Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой же строгий канон, как и в самой скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские — в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация глаз статуй — отдельная тема для исследований в египтологии. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. И действительно, инкрустированные глаза древнеегипетских статуй — своего рода шедевры. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер нередко подкладывал отполированный кусок темного дерева. Свет, отражаясь от дерева и преломляясь в хрустале, создавал оптический эффект живого взгляда статуи. Инкрустированные глаза — визитная карточка египетских статуй, их неповторимая деталь. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось до наших дней не так много. 

                Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после того, как оформился весь канон искусства. Статуи Древнего царства портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Индивидуальные черты внешности проявляются на этих портретах в той же степени, что и характерные детали облика, присущие изображаемому по роду деятельности или согласно художественному канону.

                Мелкая скульптура — статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим —  очень быстро сформировалась в особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу — позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, “оживляя” персонажей.

Ушебти — “ответчик”, статуэтка, чья роль заключалась в символической “помощи” усопшему в загробной жизни.

 

                Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства. Статуи правителя устанавливают в храмах, посвященных фараону, вдоль дорог, ведущих к храму. Появились скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.

                В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.

                Реализм — и в технике изображения. Египетские статуи обладают совершенными пропорциями (как сидячие, так и ростовые), скульптурные портреты лишены упрощенности и условности. Единственная, пожалуй, уступка условности — уже отмечавшаяся выше тенденция гипертрофии физического совершенства. Так, у статуй, сидящих на стульях или тронах, пространство между голенями закрашивали черным цветом. не акцентируя внимание зрителя на реальной толщине ног и визуально укрупняя их. То же относится и к передаче рук мужчин.

                Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа — подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская — от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

                После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

                Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин — раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 6071 | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]