Достижения культуры Древнего Египта

Додинастический период

                Художественные навыки были свойственны обитателям Древнего Египта еще задолго до объединения страны. В ряде захоронений додинастического периода были обнаружены украшения из слоновой кости, сосуды, при росписи которых использовались животные и растительные мотивы, сильно стилизованные изображения кораблей (типичный символический предмет в захоронениях) и женские фигурки из слоновой кости или обожженной глины. Эти статуэтки со стройной фигурой и тщательно проработанным лицом резко отличаются от находок раннего европейского палеолита, однако, судя по всему, выполняли ту же роль — амулетов, приносящих плодородие. Наряду с этими, зачастую еще грубо обработанными изделиями, встречаются и предметы с тщательной прорисовкой сценок из жизни, рельефов на тему охоты и просто орнаментальных узоров. Уже в изделиях этого периода заметна тенденция египетского искусства к точному, детальному рисунку, упорядоченной композиции. Там же появляется и традиция сочетать рисунок с чисто геометрическими элементами (треугольник, круг, квадрат), что прекрасно проявляется в табличке Нармера — древнейшем памятнике египетской истории.

 

 

                Древнее царство

                Эпоха Древнего царства знаменуется окончательным становлением изобразительного канона во всех видах искусства. Доминирующие направления в этот период — заупокойная архитектура, скульптура, рельеф.

                В период Древнего царства складывается архитектура гробниц. Первые захоронения знати раннединастического периода — мастаба, состоящие из подземной погребальной камеры с ведущими к ней коридорами и вспомогательными комнатами, и широкого невысокого надгробия. Развитие идеи мастаб происходит в знаменитом погребальном комплексе Джосера в Саккара. Первая из египетских пирамид, творение зодчего Имхотепа, представляет собой по сути шесть мастаб разного размера, положенных друг на друга. Основная архитектурная ценность гробницы Джосера состоит в самом ансамбле — гробницу окружали заупокойный храм, ритуальные помещения, в том числе территория для проведения церемонии праздника “хеб-сед”. Комплекс в Саккара имеет в плане прямоугольную форму. Пирамида и прилегающие к ней постройки были обнесены стеной с выступающими по всей длине “лопатками”.

                Развитием и продолжением идеи пирамидальной гробницы явились захоронения фараонов IV династии — Хеопса, Хефрена и Микерина. Эти три пирамиды, известные под названием “Великих”, представляют собой правильные, а не ступенчатые (в отличие от пирамиды Джосера) сооружения. Рядом с пирамидами были построены и заупокойные храмы, но эти комплексы уже не были так гармоничны, как комплекс в Саккара.

                Геометрическая форма пирамиды, впервые введенная Имхотепом, получила широчайшее распространение в египетском искусстве, причем не только в архитектуре.

                Портретная скульптура Древнего царства отличается рядом черт, отражающих идеологию искусства раннединастического периода. В первую очередь для раннединастической скульптуры характерна идеализация физического облика портретируемого. Скульптуры Древнего царства статичны, и в передаче лиц подчеркивается отсутствие каких бы то ни было эмоций. Статуи, не исключая и малую пластику, подчеркнуто монументальны, что усиливается некоторой тяжеловесностью пропорций, с одной стороны, и сдержанной, локальной окраской статуй — с другой. Например, ноги стоящих или сидящих статуй проработаны условно, передается лишь общая линия ног и мускулатуры. В случаях, если скульптор прорабатывал ноги более подробно, пространство между ними окрашивалось в черный или белый цвет, чтобы усилить впечатление физической мощи.

                Другой вид пластики — рельефы — также сложились как вид искусства именно в раннединастический период. Более всего были распространены низкие барельефы, к концу Древнего царства египетские художники начали осваивать технику неглубоких контррельефов. Как и скульптура, рельеф Древнего царства был целиком подчинен архитектуре усыпальницы. На сравнительно небольшом пространстве внутренних стен погребальных камер размещались сцены из жизни владельца гробницы, мифологические сюжеты, имеющие сакральный смысл. Большинство рельефов сельскохозяйственной тематики относятся именно к эпохе Древнего царства.

                Идеологический аспект художественного канона в рельефах Древнего царства нашел свое полное отражение. Уже в этот период было принято изображать людей соответственно их значимости. Фигуры вельможи или фараона на рельефах в полтора-два раза больше фигур мелких чиновников, а те в свою очередь, изображены крупнее, чем простые земледельцы.

                Остроумным решением пространственного вопроса является совмещение в одном сюжете нескольких ракурсов сразу. Пиршественный стол изображается в профиль, а уставляющие его яства даны в виде сверху. Помимо экономии места, такой прием согласуется с изначальной условностью изображений, когда в рисунке передаются типичные элементы объекта, а частные детали опускаются. Последнее особенно хорошо иллюстрируют сельскохозяйственные сценки из гробниц вельмож (например, росписи гробницы Тии в Саккара).

                В отличие от круглой пластики, рельефы все же представляют собой более динамичные изображения. Статика фигур присутствует лишь в изображениях знатных людей, являясь здесь свидетельством их социального статуса. Земледельцы же нередко изображаются в достаточно естественных позах, с естественными поворотами туловища и головы.  Разнообразие раннединастическим рельефам и росписям, особенно хозяйственной тематики, придают и многочисленные изображения животных и птиц. Изобразительный канон строго соблюдается лишь в изображении владельцев гробниц.

                Ближе к концу Древнего царства рельефы начинают раскрашивать. Окраска идет локализованно, каждая деталь того или иного цвета обведена тонкой линией. Гамма красок довольно спокойная — красные, желтые, коричневые и серые тона, с добавлением зеленых, голубых, черных и белых.

                Несколько большее разнообразие красок наблюдается в собственно настенных росписях, которые появляются в гробницах лишь в самом конце Древнего царства. Искусство росписи развилось из подкрашивания рельефов и заимствовало у рельефной пластики все основные изобразительные элементы — символическое соотношение фигур согласно их положению, характерную манеру изображения туловища в нескольких ракурсах, наиболее ярко передающих “идею” той или иной части тела (лицо — в профиль, глаза в анфас). Полосная композиция рельефов перешла и на росписи.

                Несмотря на малую распространенность росписей в эпоху Древнего царства, их лучшие образцы относятся к подлинным шедеврам мировой живописи, пример чему — изображение гусей в одной из гробниц (в настоящее время — в Египетском музее Каира).

 

 

                Среднее царство

                В архитектуре Среднего царства, в отличие от Древнего царства, наиболее интересны гробницы не фараонов, а номархов, что связано с усилением позиций номовой знати и ее возросшей роли в политической жизни страны.

                Широкое распространение получают гробницы, высеченные в скалах. Вход в такие усыпальницы представлял собой портик с нескольким колоннами — протодорическими или повторяющими стебли лотоса. Внутри также шли два или три ряда колонн, разделявших зал скального храма на нефы. Сохранилось несколько подобного рода гробниц номархов возле современного селения Бени-Хасан.

                Пирамидное строительство также не было забыто, однако пирамиды Среднего царства не имеют ничего общего с гигантскими сооружениями Древнего царства. Если Великие пирамиды Гизы сложены из монолитных песчаниковых блоков, то большинство пирамид Среднего царства представляли собой конструкции из глиняных кирпичей с межстенными промежутками, заполненными щебнем. Эти пирамиды сохранились гораздо хуже, чем царские усыпальницы предыдущего периода.

                Изменения в заупокойной архитектуре диктовались не в последнюю очередь укреплением культа фараона, в связи с чем большую роль в погребальных комплексах Среднего царства начинают играть не столько сами гробницы, сколько сопутствующие им храмы, посвященные царю. Так, храм в комплексе Аменемхета II в Фаюме (совр. Хавара), к сожалению, плохо сохранившийся, занимал площадь ок. 72000 кв. м. В более позднее время этот храм назвали “Лабиринтом” (греч. “лабир” — секира, перевод тронного имени фараона).

                Строго говоря, архитектура Среднего царства является переходным этапом между стилем Древнего и Нового царства. Иллюстрацией этому тезису может служить храм трех фараонов Ментухетепов из XI династии — пирамида, построенная на двух террасах и заупокойных храм с портиком и колонным залом.

                Пирамидное строительство в эту эпоху понемногу отходит в прошлое, а на первый план начинают выдвигаться новые архитектурные формы и элементы — колонны и пилоны, портики и колонные залы, поделенные на несколько нефов.

                Скульптура Среднего царства во многом повторяет основные черты круглой пластики Древнего царства. Статичность, обобщенность изображений, характерные для предыдущего периода, сохранились практически без изменений и в новую эпоху.

                Гораздо более сильные изменения претерпела рельефная пластика. Прежде всего, в рельефах Среднего царства, особенно фиванской школы,  доминирует декоративность, более крупные, нежели раньше, формы, обобщенные объемы изображений. Для Среднего царства характерно отступление от раннединастического канона в сторону большей реалистичности, светскости изображения, уход от чистой символики.

                Вообще в эпоху Среднего царства рельефы перестают быть основным декоративным элементом стен храмов и гробниц, уступая место настенным росписям, чрезвычайно широко распространенным в этот период. Свою роль в вытеснении рельефов росписями сыграл тот факт, что мягкие известняки, в которых вырублена большая часть погребальных комплексов египетских номархов, плохо подходили для рельефов с точки зрения долговечности. К тому же, объемы заупокойного строительства возросли, а росписи были гораздо менее трудоемки, нежели рельефы. Писались росписи по штукатурке, которой покрывали предварительно обработанную каменную плиту.

[Илл. — Гробничные росписи. Удод. Дикая кошка (Лист IV)]

                Многоцветные, сюжетно насыщенные росписи Среднего царства представляют собой значительный шаг вперед в изобразительном искусстве Древнего Египта. Секуляризация в этом виде искусства заметна, как нигде более. Сюжеты среднединастических росписей не в пример более разнообразны, чем в эпоху Древнего царства. Один и тот же сюжет может быть изображен в одной и той же гробнице в нескольких вариантах.

 

                Новое царство

                В архитектуре Нового царства доминирует заупокойный храм — тенденция, начавшаяся в эпоху Среднего царства. Храмы, посвященные фараону, в значительной степени потеснили собственно гробницы как центральные сооружения заупокойного культа. Прекрасный образец ранней храмовой архитектуры этого периода — скальный храм царицы Хатшепсут на западном берегу Нила. Здесь применена строгая осевая композиция — от пристани на берегу реки ко входу в храм ведет прямая дорога в километр длиной, украшенная по обочинам фигурами сфинксов. Далее идут, один за другим, три двора с портиками и колоннадами. С художественной точки зрения фасад храма с колоннами портиков великолепно вписан в поверхность скального массива. Храм был обнаружен и тщательно отреставрирован в XX в. Сама гробница Хатшепсут находится далеко за пределами храмового комплекса, в тайнике в горах. Такое разделение — новая черта в египетской заупокойной архитектуре.

                Храм Хатшепсут — типичный образец заупокойного храма эпохи Нового царства. Основными чертами храмовой архитектуры этого периода являются следующие: строгая осевая симметрия  помещений, фасад, украшенный портиком или пилонами, два или три зала с колоннадой, хозяйственные помещения в глубине. Неотъемлемый элемент храмового комплекса — пристань на берегу Нила и дорога к храму, окаймленная статуями мифических животных и скульптурами фараона, которому посвящен храм. Храмы Нового царства отличает невероятно пышный по сравнению с сооружениями такого рода предыдущих периодов декор — богатые, со сложной композицией, многоцветные росписи на стенах, ярко раскрашенные статуи внутри храма и перед ним.

                Архитектура Нового царства полностью переняла от предшествующих эпох монументальность — основную черту древнеегипетского зодчества. Храмы и комплексы в Карнаке, где архитектурные сооружения той поры сохранились до наших дней в наилучшем виде, поражают не только размерами, но и изяществом отделки, уровнем обработки декоративных элементов. Дерево как строительный материал уже не играет в грандиозных строениях Нового царства той роли, какую оно играло во времена Древнего и Среднего царства. Искусство каменщиков к этой поре весьма возросло,  и камень уж не имитирует дерево, “заменяя” его, а непосредственно выполняет функции строительного материала. Новое царство — подлинные расцвет колонны. Этот архитектурный элемент, известный мастерам Древнего царства лишь как декоративный, и лишь осваивавшийся строителями Среднего царства, наконец-то занял свое место в арсенале египетских строителей. Многоколонные храмовые залы иностранные путешественники той поры сравнивали с густыми зарослями нильских тростников, тем более, что египтяне очень любили оформлять колонны в виде многократно увеличенных стеблей тростника или лотоса.

                Подлинный шедевр архитектуры Нового царства — карнакский храм Амона. Его строительство велось при жизни двух фараонов XIX династии. Самый грандиозный элемент храма — колонный зал площадью 5000 кв. м., украшенный 134 колоннами, расположенными в 16 рядов.

                В этот период появляется и принципианьно новый тип храма — периптер (прямоугольное в плане строение на каменном цоколе, окруженное колоннами).

                Вообще, искусство в эпоху Нового царства отличается светскостью. Наряду с произведениями искусства, имеющими чисто релегиозный смысл, получают широкое распространение скульптурные портреты частных лиц. Искусство Нового царства гораздо более изящно, менее условно, чем в предыдущие периоды истории страны. Символизм понемногу уступает место реализму. Своеобразной вершиной новодинастического искусства (прежде всего, пластики) являются скульптуры т.н. амарнской школы — портреты придворных Эхнатона, самого фараона и его семьи. Реализм в статуях и скульптурных портретах доведен до максимума, скульпторы даже не старались скрыть физические изъяны, вопреки сложившейся традиции идеализации внешнего облика. Влияние амарнской школы, невзирая на последовательное уничтожение всего, связанного с периодом правления Эхнатона, чувствуется в произведениях времени правителей XIX династии — например, в сценках охоты на рельефах храмов Сети и Рамсеса III.

                В эпоху Нового царства появляются новые художественные приемы. К примеру, если статуи предыдущих периодов имеют преимущественно гладкую поверхность плоскостей, то в новодинастический период поверхность украшают множеством крупных и мелких линейных бороздок, передающих одежду не условно, а с воспроизведением структуры тканей. Волосы также изображаются и волнистыми, и прямыми, и курчавыми. Неровная обработка поверхности вкупе с цветовыми контрастами раскраски статуй создает игру света и тени, ранее практически незнакомую египетской пластике. 

                Круглая скульптура пережила качественный рост — как с точки зрения технической, так и в художественном плане — в период Нового царства, особенно при фараонах XVIII династии. От этого времени до наших дней сохранились наиболее значительные с художественной точки зрения статуи. Скульпторы Нового царства стремились максимально передать портретное сходство статуи с оригиналом и немало в том преуспели. Скульптура Египта Нового царства оказала серьезнейшее влияние на искусство соседней Финикии, а впоследствии — и на греческую скульптурную традицию, много заимствовавшую у египтян.

                Пластичность, текучие линии, игра объема характеризуют не только пластику (в особенности мелкую), но и рельефное искусство и живопись. Последняя в эпоху Нового царства (представленная прежде всего росписями в гробницах фараонов XVIII династии) все более углубляется в декоративность. Ближе к концу правления XX династии эта декоративность переходит в чистое украшательство — росписи конца Новго царства безупречны с технической стороны, но лишены животси, отличавшей живопись начала эпохи.

 

                Позднее царство

                Скульпторы, архитекторы и художники Позднего царства не создали ничего принципиально нового по сравнению с предыдущими эпохами египетской истории. Во весм наблюдалось вдижение по проторенному пути, хотя в техническом отношении искусство Позднего царства где-то даже превосходит Новое царство. Живописные приемы, способы обработки камня в этот период были доведены практически до совершенства. Художники в основном оставались в рамках канона, от которого не отходило даже сикусство Нового царства. До нашего времени дошло довольно много произведений позднединастического искусства — скульптурные портреты правителей и знати, преимущественно раскрашенные деревянные статуи, ростовые или сидячие. Все они отмечены художественным совершенством, но лишены одухотворенности скульптурных портретов конца Среднего и началдо Нового царства.

                Отточенность форм и приемов искусства Позднего царства впоследствии, в римскую эпоху, была воспринята потомками египтян — коптами-христианами, в чьем искусстве символизм египетской художественной традиции удачно сочетался с символизмом христианства.

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 5154 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]