Пантеон богов Древнего Египта. А-Н (часть 1)

         Пантеон богов Древнего Египта складывался на протяжение всей истории Египетского царства. Во всех номах с глубочайшей древности почитали своих собственных богов. По мере объединения страны местные культы отчасти сливались, и разные божества объединялись в одном, хотя по традиции божество сохраняло в каждой области местное имя. В различные исторические периоды египтяне заимствовали ряд культов у соседних народов, восприняв чужих богов или объединив их с собственными божествами. Некоторые, наиболее популярные боги и богини обладали сходными чертами и функциями (Ра, Амон, Гор, среди богинь — Исида, Тефнут, Сехмет). Провести точную границу между богами, равно как и обозначить глубину взаимопроникновения в таких случаях представляется крайне затруднительным.

 

                Амон (Амун — “Незримый”). Один из собственно египетских богов. Бог солнца, отождествлявшийся с Ра, Мином и Монту. Изображался в виде человека, с короной на голове и солнечным диском. Священными животными Амона считались баран, змей и гусь. Женой Амона почиталась богиня Мут, сыном — бог Хонсу.

                Культ Амона был более всего развит в Фивах со времен Среднего царства. В эпоху XVIII династии культ Амона приобрел общегосударственное значение. В честь Амона фараоны этой династии построили храмовый комплекс в Карнаке, ставший центром культа Амона.

 

                Амт — обитатель преисподней, чудовище с телом льва и головой крокодила. Изображался сидящим рядом с весами богини Маат на суде Осириса. Если пришедший к Осирису умерший признавался грешником, Амт немедля пожирал его душу.

 

                Анат — богиня войны и охоты, жена бога Сета. Культ Анат происходит из Сирии, с которой в начале Нового царства Египет имел очень тесные контакты.

 

                Анубис — бог мертвых, покровитель кладбищ и бальзамировщиков мумий. Изображался в виде шакала или в виде человека с шакальей головой. Во времена Древнего царства Анубис считался главным божеством в царстве мертвых. После того, как возвысился культ Осириса и этот последний стал главным богом преисподней, повелителем царства мертвых, Анубис в верованиях египтян занял место проводника души по загробному царству, помощника Осириса на “суде души”.

 

                Апис — бог плодородия, одно из древнейших общеегипетских божеств. Считался воплощением другого божества — Птаха. В разных номах быка почитали под разными именами. Во всем Египте черного быка с белыми подпалинами почитали как живое воплощение Аписа.

 

                Апоп — великий змей, главный недруг Ра. Стремясь уничтожить богов и людей, Апоп задумал выпить всю воду небесного и подземного Нила, чтобы Ра не мог совершать путешествия на своих лодках. Ра (в некоторых мифах — Гор) устремляется в погоню за Апопом, сражается          с ним, побеждает и заставляет извергнуть обратно всю заглоченную воду. После этого Ра, принявший облик кота, отрезает Апопу голову кремневым ножом.

 

                Астарта (Аштарта) — антропоморфная богиня, культ которой проник в Египет из Сирии при XVIII династии. Изображалась в виде вооруженной женщины. Астарту (в сиро-палестинской мифологии божество, аналогичное Иштар вавилонян и Инанне шумеров — богине любви) египтяне почитали как покровительницу лошадей, защитницу фараона от недругов и болезней.

 

                Атон — бог солнечного диска. Этого бога никогда не почитали так, как богов солнца — Ра и Амона. Только при фараоне Эхнатоне Атон стал общегосударственным божеством. Тогда же сложилась и иконография Атона — солнечный диск с длинными лучами-руками.

 

                Атум (Атам, “Совершенный”) — одно из божеств, почитавшихся в Египте как бог-творец. Изображался обычно в виде человека с двойной египетской короной на голове или в виде змея.

                Культ Атума был тесно связан с культом бога солнца Ра. Атум воплощал закатное солнце.

 

                Баал (Ваал) — бог, чей культ египтяне заимствовали у палестинцев еще в эпоху Среднего царства. В эпоху Нового и Позднего царства нередко ассоциировался с древнейшим египетским богом Сетом как верховное божество зла. Изображался в виде человека, как правило — с золотой головой.

                Культ Баала и его божественной супруги Астарты был распространен в основном в Мемфисе в эпоху Нового царства, перейдя от гиксосских завоевателей.

               

                Баст — богиня, изображавшаяся в древнейшие времена в виде львицы, позднее — в виде кошки. Культ Баст как богини-львицы пересекается с культами богинь Тефнут и Сехмет. Начиная с эпохи Нового царства считалась одной из богинь любви.

                Культ Баст был особенно распространен в Нижнем Египте, центр почитания этой богини находился в городе Бубастис.

 

                Бэс — одно из низших божеств, защитник домашнего очага и семьи. Изображался в виде карлика.

 

                Геб (Гиб) — бог Земли. Одно из старших божеств, входивших в так называемую Эннеаду — Девятку верховных богов. На большинстве древнеегипетских росписей и рельефов Геб изображался в виде мужчины, как правило, вместе со своей женой — богиней неба Нут. Геба рисовали лежащим на спине, а Нут выгибалась над ним, подобно небесному своду, опираясь о землю только пальцами рук и ног.

                Геб, согласно египетским мифам, принадлежал к третьему поколению старших богов. Он являлся сыном Шу и Тефнут. До возвышения культа Осириса Геба почитали как божественного владыку Египта, получившего эту власть из рук деда — Ра.

                Культ Геба, как и всех богов Эннеады, развился в номе Гелиополя, где и были записаны основные мифы о богах Девятки.

 

                Гор (Гор Бехдетский, Хор, Горахти, Сематауи) — бог неба, одно из воплощений бога солнца, покровитель царской власти. Изображался в виде человека с соколиной головой, либо в виде крылатого солнечного диска. Сокол являлся священной птицей Гора.

                Образ Гора — едва ли не самый многозначный в древнеегипетской мифологии. С додинастических времен Гор почитался символом царской власти и хранителем особы правителя. На палетке Нармера царь-победитель изображен в виде сокола. Статуя фараона IV династии Хефрена изображает сокола, обнимающего голову царя крыльями в охранительном жесте. Титулатура фараонов с раннединастического периода обязательно включала в себя “Хорово (Горово) имя”.

                Популярности общеегипетского культа Гора поначалу способствовало, наряду с державным символизмом, отождествление этого бога с Ра, довольно рано выдвинувшимся на роль основного среди божеств солнца. Среди солярных мифов особое место занимает миф о Горе Бехдетском, главном помощнике Ра и его защитнике от многочисленных врагов — фантастических и реальных чудовищ (существуют гробничные росписи, изображающие Гора Бехдетского, плывущего на лодке по Нилу и убивающего крокодилов).

                В эпоху Среднего царства мифы о Горе теснейшим образом вплелись в мифологию Осириса. Гор, сын Исиды и Осириса, стал играть важную роль в культе Осириса, что прибавляло популярности и Гору самому по себе. Мифы цикла Осириса гласят, что Гор, отомстивший Сету за гибель отца, унаследовал трон оживленного им Осириса. Это утверждало роль Гора в египетском пантеоне как олицетворения царской власти.

 

                Исида — богиня, почитание которой в Египте было теснейшим образом связано с культом Осириса. Исида относилась к старшим богам и входила в Эннеаду. По некоторым мифам, Исида была дочерью Геба и Нут, по другим — их сестрой, дочерью Шу и Тефнут. Исида — сестра и жена Осириса.

                Исиду египтяне почитали прежде всего как богиню семейной любви и верности. Кроме того, она считалась покровительницей магии, богиней мудрости. Такая трактовка сближает Исиду с культом Иштар-Астарты. В поздний период египетской истории Исида, Иштар, Инанна слились в единый образ богини любви.

                Мифы об Исиде посвящены в основном как раз этим двум ипостасям богини. Как жена Осириса и мать Гора, она оживляет мужа, зарезанного его собственным братом Сетом, а потом помогает Гору в борьбе с Сетом. Как богиня волшебства, она выведывает у Ра его истинное имя (в этом еще одна параллель с культом Иштар).

                Кроме того, Исида, совершившая обряды, оживившие Осириса, считалась защитницей мертвых. Ее изображения всегда присутствуют в ряду четырех богинь, охраняющих захоронение.

 

                Маат (“Справедливость”) — богиня правосудия, взвешивающая на суде Осириса сердце человека, дабы определить, грешен ли он. Египетские рельефы и тексты “Книги мертвых” изображают Маат в виде женщины с прической, украшенной единственным птичьим пером. Это перо она кладет на одну чашу весов, а на другую Анубис опускает сердце испытуемого. Если весы Маат остаются в равновесии, умерший признается безгрешным и допускается на поля Иару.

                Маат — одна из древнейших египетских богинь. Как богине всеобщего равновесия и справедливости, ей отводилась особая роль в мифах о сотворении мира. Именно Маат привела мир, пребывавший в первозданном хаосе, в порядок, и по установлениям Маат миру надлежало существовать и впредь. В древнейших верованиях египтян Маат считалась либо дочерью Ра, либо его ка.

 

                Меретсегер (Меритсегер) — богиня, почитавшаяся в основном в Фивах, где в эпоху Нового царства ее покровительство было обращено на городской некрополь. Изображалась эта богиня либо в виде женщины, либо в виде змеи (кобры). Культ Меретсегер как богини кладбищ получил в эту эпоху некоторое распространение и в других областях страны.

 

                Мин — один из древнейших общеегипетских богов. Основное его значение — божество плодородия. На изображениях Мин предстает антропоморфным, с плоской шапкой на голове, украшенной длинными листьями.

                Первоначально Мин, очевидно, олицетворял землю Нильской долины. Это одно из немногих египетских божеств, которое на всех росписях в гробницах египетских вельмож изображали чернокожим (именно такого цвета плодородная почва речной долины, контрастирующая с красноватым цветом пустынных земель). В эпоху Среднего и Нового царства Мин считался также покровителем путешественников. 

               

                Монту (Менту) — фиванский бог, культ которого тесно сливался с общеегипетским культом Гора. Изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной изображением солнечного диска. Монту, как и Гор, был покровителем фараона, дарующим ему непобедимость. Священным животным Монту в некоторых номах считался бык Бухис.

                Пик почитания Монту приходится на конец Древнего царства и I Переходный период, затем культ Монту в самих Фивах уступает место расцветшему культу Амона.

 

                Мут — женское божество, одно из воплощений материнского начала. Эта богиня почиталась в некоторых областях Верхнего Египта и изображалась либо в виде коршуна, либо в виде женщины с головой львицы.

                Культ Мут является частью общеегипетского культа Амона, значение которого начало неуклонно расти со времен Среднего царства. Египтяне почитали Мут как жену Амона. Некоторые элементы культа Мут пересекаются с почитанием других львиноголовых богинь — Баст, дочери Ра Тефнут, Сехмет.

 

                Наунет —божество, связанное с мифами о сотворении мира, женское олицетворение первозданного хаоса наряду с Нуном.

 

                Нейт — нижнеегипетская богиня войны и охоты, женщина, держащая в руках лук и стрелы.

                Почитание Нейт началось еще в эпоху Раннего царства и быстро распространилось по всему Египту. Позднее, однако, культ Нейт был в значительной степени вытеснен культами более “государственных” богов, но не был окончательно забыт. Нейт стала считаться одной из четырех богинь, охраняющих тело умершего в погребальной камере.

 

                Нефтида (Нибт-ха, Нефтис)— сестра Исиды, покровительница мертвых. Одна из богинь гелиопольской Эннеады. Как и Исида, Сет и Осирис, дочь Геба и Нут. Нефтида — жена Сета и мать Анубиса. После гибели Осириса Нефтида помогала Исиде в погребальном обряде и в оживлении брата.

 

                Нехбет — богиня-покровительница Верхнего Египта, с Раннединастического периода изображавшаяся в виде коршуна и в этот момент истории Египетского царства символизировавшая, в паре с богиней Нижнего Египта Уаджет, власть фараона над объединенным Египтом.

                В эпоху Нового царства, когда государственная религия была основана на культе Амона, Нехбет стали почитать как богиню акушерок.

 

                Нун (Наун) — хаос. Точнее —  бог, воплощавший мужское начало в первозданном водном хаосе, из которого возник (как гласят некоторые мифы) бог-демиург Атум.          

 

                Нут (Ни) — богиня неба. Изображалась либо в виде женщины, выгнувшейся дугой над землей, либо в виде коровы со шкурой, покрытой небесными звездами. Образ Нут нередко встречается на внутренней крышке гробов.

                Согласно мифам гелиопольского цикла, связанным с Эннеадой, Нут являлась дочерью Шу и Тефнут, сестрой и женой бога Земли Геба.  От брака Нут и Геба произошли Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

                Нут играла важную роль в египетских солярных мифах. Один из мифов гласит, что Нут каждое утро рождает солнце, а вечером проглатывает его.

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 2173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]