Пантеон богов Древнего Египта
складывался на протяжение всей истории Египетского царства. Во всех номах с
глубочайшей древности почитали своих собственных богов. По мере объединения
страны местные культы отчасти сливались, и разные божества объединялись в
одном, хотя по традиции божество сохраняло в каждой области местное имя. В
различные исторические периоды египтяне заимствовали ряд культов у соседних
народов, восприняв чужих богов или объединив их с собственными божествами.
Некоторые, наиболее популярные боги и богини обладали сходными чертами и
функциями (Ра, Амон, Гор, среди богинь — Исида, Тефнут, Сехмет). Провести
точную границу между богами, равно как и обозначить глубину взаимопроникновения
в таких случаях представляется крайне затруднительным. Амон (Амун — “Незримый”).
Один из собственно египетских богов. Бог солнца, отождествлявшийся с Ра, Мином
и Монту. Изображался в виде человека, с короной на голове и солнечным диском.
Священными животными Амона считались баран, змей и гусь. Женой Амона почиталась
богиня Мут, сыном — бог Хонсу. Культ Амона был более всего
развит в Фивах со времен Среднего царства. В эпоху XVIII династии культ Амона
приобрел общегосударственное значение. В честь Амона фараоны этой династии
построили храмовый комплекс в Карнаке, ставший центром культа Амона. Амт — обитатель
преисподней, чудовище с телом льва и головой крокодила. Изображался сидящим
рядом с весами богини Маат на суде Осириса. Если пришедший к Осирису умерший
признавался грешником, Амт немедля пожирал его душу. Анат — богиня
войны и охоты, жена бога Сета. Культ Анат происходит из Сирии, с которой в
начале Нового царства Египет имел очень тесные контакты. Анубис — бог
мертвых, покровитель кладбищ и бальзамировщиков мумий. Изображался в виде
шакала или в виде человека с шакальей головой. Во времена Древнего царства
Анубис считался главным божеством в царстве мертвых. После того, как возвысился
культ Осириса и этот последний стал главным богом преисподней, повелителем
царства мертвых, Анубис в верованиях египтян занял место проводника души по
загробному царству, помощника Осириса на “суде души”. Апис — бог
плодородия, одно из древнейших общеегипетских божеств. Считался воплощением
другого божества — Птаха. В разных номах быка почитали под разными именами. Во
всем Египте черного быка с белыми подпалинами почитали как живое воплощение
Аписа. Апоп — великий
змей, главный недруг Ра. Стремясь уничтожить богов и людей, Апоп задумал выпить
всю воду небесного и подземного Нила, чтобы Ра не мог совершать путешествия на
своих лодках. Ра (в некоторых мифах — Гор) устремляется в погоню за Апопом,
сражается с ним, побеждает и
заставляет извергнуть обратно всю заглоченную воду. После этого Ра, принявший
облик кота, отрезает Апопу голову кремневым ножом. Астарта (Аштарта)
— антропоморфная богиня, культ которой проник в Египет из Сирии при XVIII
династии. Изображалась в виде вооруженной женщины. Астарту (в сиро-палестинской
мифологии божество, аналогичное Иштар вавилонян и Инанне шумеров — богине
любви) египтяне почитали как покровительницу лошадей, защитницу фараона от
недругов и болезней. Атон
— бог солнечного диска. Этого бога никогда не почитали так, как богов солнца —
Ра и Амона. Только при фараоне Эхнатоне Атон стал общегосударственным
божеством. Тогда же сложилась и иконография Атона — солнечный диск с длинными
лучами-руками. Атум (Атам,
“Совершенный”) — одно из божеств, почитавшихся в Египте как бог-творец.
Изображался обычно в виде человека с двойной египетской короной на голове или в
виде змея. Культ Атума был тесно связан с культом
бога солнца Ра. Атум воплощал закатное солнце. Баал (Ваал) — бог,
чей культ египтяне заимствовали у палестинцев еще в эпоху Среднего царства. В
эпоху Нового и Позднего царства нередко ассоциировался с древнейшим египетским
богом Сетом как верховное божество зла. Изображался в виде человека, как
правило — с золотой головой. Культ Баала и его божественной
супруги Астарты был распространен в основном в Мемфисе в эпоху Нового царства,
перейдя от гиксосских завоевателей. Баст — богиня,
изображавшаяся в древнейшие времена в виде львицы, позднее — в виде кошки.
Культ Баст как богини-львицы пересекается с культами богинь Тефнут и Сехмет.
Начиная с эпохи Нового царства считалась одной из богинь любви. Культ Баст был особенно
распространен в Нижнем Египте, центр почитания этой богини находился в городе
Бубастис. Бэс — одно из
низших божеств, защитник домашнего очага и семьи. Изображался в виде карлика. Геб (Гиб) — бог
Земли. Одно из старших божеств, входивших в так называемую Эннеаду — Девятку
верховных богов. На большинстве древнеегипетских росписей и рельефов Геб
изображался в виде мужчины, как правило, вместе со своей женой — богиней неба
Нут. Геба рисовали лежащим на спине, а Нут выгибалась над ним, подобно
небесному своду, опираясь о землю только пальцами рук и ног. Геб, согласно египетским мифам,
принадлежал к третьему поколению старших богов. Он являлся сыном Шу и Тефнут.
До возвышения культа Осириса Геба почитали как божественного владыку Египта,
получившего эту власть из рук деда — Ра. Культ Геба, как и всех богов
Эннеады, развился в номе Гелиополя, где и были записаны основные мифы о богах
Девятки. Гор (Гор
Бехдетский, Хор, Горахти, Сематауи) — бог неба, одно из воплощений бога солнца,
покровитель царской власти. Изображался в виде человека с соколиной головой,
либо в виде крылатого солнечного диска. Сокол являлся священной птицей Гора. Образ Гора — едва ли не самый
многозначный в древнеегипетской мифологии. С додинастических времен Гор
почитался символом царской власти и хранителем особы правителя. На палетке
Нармера царь-победитель изображен в виде сокола. Статуя фараона IV династии
Хефрена изображает сокола, обнимающего голову царя крыльями в охранительном
жесте. Титулатура фараонов с раннединастического периода обязательно включала в
себя “Хорово (Горово) имя”. Популярности общеегипетского
культа Гора поначалу способствовало, наряду с державным символизмом,
отождествление этого бога с Ра, довольно рано выдвинувшимся на роль основного
среди божеств солнца. Среди солярных мифов особое место занимает миф о Горе
Бехдетском, главном помощнике Ра и его защитнике от многочисленных врагов —
фантастических и реальных чудовищ (существуют гробничные росписи, изображающие
Гора Бехдетского, плывущего на лодке по Нилу и убивающего крокодилов). В эпоху Среднего царства мифы о
Горе теснейшим образом вплелись в мифологию Осириса. Гор, сын Исиды и Осириса,
стал играть важную роль в культе Осириса, что прибавляло популярности и Гору
самому по себе. Мифы цикла Осириса гласят, что Гор, отомстивший Сету за гибель
отца, унаследовал трон оживленного им Осириса. Это утверждало роль Гора в
египетском пантеоне как олицетворения царской власти. Исида — богиня,
почитание которой в Египте было теснейшим образом связано с культом Осириса.
Исида относилась к старшим богам и входила в Эннеаду. По некоторым мифам, Исида
была дочерью Геба и Нут, по другим — их сестрой, дочерью Шу и Тефнут. Исида —
сестра и жена Осириса. Исиду египтяне почитали прежде
всего как богиню семейной любви и верности. Кроме того, она считалась
покровительницей магии, богиней мудрости. Такая трактовка сближает Исиду с
культом Иштар-Астарты. В поздний период египетской истории Исида, Иштар, Инанна
слились в единый образ богини любви. Мифы об Исиде посвящены в
основном как раз этим двум ипостасям богини. Как жена Осириса и мать Гора, она
оживляет мужа, зарезанного его собственным братом Сетом, а потом помогает Гору
в борьбе с Сетом. Как богиня волшебства, она выведывает у Ра его истинное имя
(в этом еще одна параллель с культом Иштар). Кроме того, Исида, совершившая
обряды, оживившие Осириса, считалась защитницей мертвых. Ее изображения всегда
присутствуют в ряду четырех богинь, охраняющих захоронение. Маат
(“Справедливость”) — богиня правосудия, взвешивающая на суде Осириса сердце
человека, дабы определить, грешен ли он. Египетские рельефы и тексты “Книги
мертвых” изображают Маат в виде женщины с прической, украшенной единственным
птичьим пером. Это перо она кладет на одну чашу весов, а на другую Анубис
опускает сердце испытуемого. Если весы Маат остаются в равновесии, умерший
признается безгрешным и допускается на поля Иару. Маат — одна из древнейших
египетских богинь. Как богине всеобщего равновесия и справедливости, ей
отводилась особая роль в мифах о сотворении мира. Именно Маат привела мир,
пребывавший в первозданном хаосе, в порядок, и по установлениям Маат миру
надлежало существовать и впредь. В древнейших верованиях египтян Маат считалась
либо дочерью Ра, либо его ка. Меретсегер
(Меритсегер) — богиня, почитавшаяся в основном в Фивах, где в эпоху Нового
царства ее покровительство было обращено на городской некрополь. Изображалась
эта богиня либо в виде женщины, либо в виде змеи (кобры). Культ Меретсегер как
богини кладбищ получил в эту эпоху некоторое распространение и в других областях
страны. Мин — один из
древнейших общеегипетских богов. Основное его значение — божество плодородия.
На изображениях Мин предстает антропоморфным, с плоской шапкой на голове,
украшенной длинными листьями. Первоначально Мин, очевидно,
олицетворял землю Нильской долины. Это одно из немногих египетских божеств,
которое на всех росписях в гробницах египетских вельмож изображали чернокожим
(именно такого цвета плодородная почва речной долины, контрастирующая с
красноватым цветом пустынных земель). В эпоху Среднего и Нового царства Мин
считался также покровителем путешественников.
Монту (Менту) —
фиванский бог, культ которого тесно сливался с общеегипетским культом Гора.
Изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной изображением
солнечного диска. Монту, как и Гор, был покровителем фараона, дарующим ему
непобедимость. Священным животным Монту в некоторых номах считался бык Бухис. Пик почитания Монту приходится
на конец Древнего царства и I Переходный период, затем культ Монту в самих
Фивах уступает место расцветшему культу Амона. Мут — женское
божество, одно из воплощений материнского начала. Эта богиня почиталась в
некоторых областях Верхнего Египта и изображалась либо в виде коршуна, либо в
виде женщины с головой львицы. Культ Мут является частью
общеегипетского культа Амона, значение которого начало неуклонно расти со
времен Среднего царства. Египтяне почитали Мут как жену Амона. Некоторые
элементы культа Мут пересекаются с почитанием других львиноголовых богинь —
Баст, дочери Ра Тефнут, Сехмет. Наунет —божество,
связанное с мифами о сотворении мира, женское олицетворение первозданного хаоса
наряду с Нуном. Нейт —
нижнеегипетская богиня войны и охоты, женщина, держащая в руках лук и стрелы. Почитание Нейт началось еще в
эпоху Раннего царства и быстро распространилось по всему Египту. Позднее,
однако, культ Нейт был в значительной степени вытеснен культами более
“государственных” богов, но не был окончательно забыт. Нейт стала считаться
одной из четырех богинь, охраняющих тело умершего в погребальной камере. Нефтида (Нибт-ха,
Нефтис)— сестра Исиды, покровительница мертвых. Одна из богинь гелиопольской
Эннеады. Как и Исида, Сет и Осирис, дочь Геба и Нут. Нефтида — жена Сета и мать
Анубиса. После гибели Осириса Нефтида помогала Исиде в погребальном обряде и в
оживлении брата. Нехбет —
богиня-покровительница Верхнего Египта, с Раннединастического периода
изображавшаяся в виде коршуна и в этот момент истории Египетского царства
символизировавшая, в паре с богиней Нижнего Египта Уаджет, власть фараона над
объединенным Египтом. В эпоху Нового царства, когда
государственная религия была основана на культе Амона, Нехбет стали почитать
как богиню акушерок. Нун (Наун) — хаос.
Точнее — бог, воплощавший мужское начало
в первозданном водном хаосе, из которого возник (как гласят некоторые мифы)
бог-демиург Атум. Нут (Ни) — богиня
неба. Изображалась либо в виде женщины, выгнувшейся дугой над землей, либо в
виде коровы со шкурой, покрытой небесными звездами. Образ Нут нередко
встречается на внутренней крышке гробов. Согласно мифам гелиопольского
цикла, связанным с Эннеадой, Нут являлась дочерью Шу и Тефнут, сестрой и женой
бога Земли Геба. От брака Нут и Геба
произошли Осирис, Сет, Исида и Нефтида. Нут играла важную роль в египетских солярных мифах. Один из мифов гласит, что Нут каждое утро рождает солнце, а вечером проглатывает его. | |
| |
Просмотров: 2173 | |
Всего комментариев: 0 | |