Пантеон богов Древнего Египта. О-Ш (часть 2)

                Осирис (Озирис) — один из важнейших египетских богов, владыка подземного царства, повелитель мертвых, судья загробного мира, лично определяющий судьбу каждого умершего. Изображение Осириса теснейшим образом связано с символикой загробной жизни, которую он олицетворял. Осириса изображали в виде мумии, сжимающей в руках знаки царской власти.

                Осирис — сын Неба и Земли, Нут и Геба, брат Сета, Нефтиды и Исиды, последняя из которых была и его женой. От брака Осириса и Исиды родился Гор.

                Культ Осириса — основа древнеегипетских сельскохозяйственных мистерий, направленных на обеспечение плодородия земли. Умирающий и воскресающий Осирис символизирует природу, “умирающую” в засуху и “воскресающую” с нильскими паводками.

                Мифология, связанная с Осирисом, хорошо известна главным образом благодаря греку Плутарху, записавшему на греческом языке историю Осириса и Исиды. Миф об умирающем и воскресающем Осирисе выглядит в изложении Плутарха следующим образом:

                Геб передал Осирису свой трон и власть над Египтом. Осирис правил Египтом справедливо все время своего правления. Однако родной брат Сет зарезал Осириса обычным крестьянским серпом, разрезал тело на куски и разбросал по полям, после чего сел на трон сам. Исида, жена Осириса, скрывалась от Сета в Нижнем Египте. С помощью сестры Нефтиды, супруги Сета. Исида нашла куски тела мужа, сложила труп Осириса воедино и похоронила его близ города Абидоса (ставшего с тех пор центром почитания Осириса). Перед тем, как похоронить, Исида при помощи чар зачала от мертвого мужа ребенка — Гора, божество солнца. Когда Гор вырос, он отомстил Сету за смерть отца, а затем, при помощи своего волшебного ока, оживил Осириса. Тот, однако, не пожелал оставаться правителем в мире живых и отправился обратно, на трон царя мертвых.

                Сидя на троне, Осирис выслушивает каждого умершего, пришедшего к нему на суд. Исповедь и взвешивание сердца человека на весах богини Маат определяют его судьбу. Праведники отправляются на поля Осириса — Иару, где ведут блаженную жизнь, грешников же съедает чудовище Амт.

                Осирис — одно из наиболее древних египетских божеств, издавна почитавшийся как покровитель фараонов и олицетворение царской власти. В эпоху Древнего царства в рамках формировавшегося культа фараона умерший правитель отождествлялся с Осирисом. Позднее, в эпоху Нового царства, когда культ мертвых стал значительно более демократичным, с Осирисом стали отождествлять всех умерших, которые должны были, подобно богу, воскреснуть для вечной жизни.

                Мистерии Осириса были важной частью культовой жизни сельскохозяйственного Египта. Культ Осириса не просто символичен, символизм его весьма разноплановый, и в нем можно отыскать множество параллелей как с другими египетскими культами, так и с верованиями других народов Древнего Мира, особенно с теми, что связаны с сельскохозяйственной практикой.

 

                Птах — одна из ипостасей бога-творца. Согласно некоторым египетским мифам о сотворении мира, Птах создал мир словом. Кроме того, этот бог считался изобретателем и покровителем всех ремесел.

                В некоторых областях (в частности, в Мемфисе) Птах трактовался достаточно отвлеченно — с одной стороны, он мыслился изначальной материей, производящей из себя все живое, с другой стороны — мировым разумом, оживляющем сотворенное. В терминологии мемфисских жрецов, приверженцев этого учения, Птаха именовали мировым сердцем (носителем сознания) и мировым языком (носителем и высказывателем божественной воли).

 

                Ра — бог солнца. Культ Ра в Древнем Египте во все времена был самым почитаемым из солярных культов. Основные изображения Ра — сокол или человек с головой сокола, что сближает культ Ра с культом Гора. Бога солнца обычно изображали плывущим на лодке по реке — днем по небесному Нилу, ночью по подземному.

                Ра — один из древнейших египетских богов, и возможно, самый популярный среди них. В ряде мифов о сотворении мира (в основном, в гелиопольском цикле) Ра исполняет роль демиурга. После того, как из водного хаоса поднялся холм, на этом холме снесла свое яйцо птица “Великий Гоготун”, а из яйца вышел, подобно цветку лотоса, Ра. Он сотворил всех старших богов и весь мир. Дети Ра — Шу и Тефнут, от которых произошли остальные старшие боги.

                Ра — главный хранитель мира. Он вступает в единоборство с чудовищами, пытающимися погубить землю, людей и богов. Среди мифов этого рода особенно широко распространен миф о борьбе Ра со змеем Апопом. Египетские рельефы, запечатлевшие этот миф, изображают Ра в образе рыжего кота, отрезающего Апопу голову.

                Культ Ра расцвел а Египте еще в Древнем царстве, во времена V династии. С тех пор фараоны стали называть себя “сынами Ра” (этот эпитет стал частью традиционной царской титулатуры, наравне с “Горовым именем”. Как творец, Ра считался главным среди богов, и его изображения украшала двойная египетская корона.

                Культ Ра сливался в разных областях с культами местных божеств. Ра отождествляли и с Гором (правнуком Ра, согласно гелиопольским мифам), и с богом Монту, одной из ипостасей Гора, и, разумеется, с Амоном, главным божеством Нового царства.

 

                Рененутет — женское божество, одна из ипостасей богини плодородия. Изображали Рененутет в виде змеи. Ее культ не был распространен в Египте так широко, как культ других богинь-матерей (Хатор, Исиды).

 

                Себек — бог воды, изображавшийся в виде крокодила, сын богини Нейт. В храмах Себека поклонялись крокодилам как его живым воплощениям. Центром культа Себека являлся фаюмский ном (в эллинистическую эпоху этот город назвали Крокодилополисом).

 

                Селкет — одна из четырех богинь-хранительниц мертвеца (наряду с Исидой, Нефтидой и Нейт). Изображения богинь-хранительниц (статуэтки или росписи) обычно помещали по углам саркофага, как, например, в единственном уцелевшем до наших дней царском саркофаге Тутанхамона.

 

                Сет (Сетх, Немти, Анти) — один из наиболее древних богов Египта.

                С додинастических времен Сетом называли Сириус — звезду, восход которой знаменовал начало нильского паводка, начало нового года. Таким образом, первоначально Сет выступал как носитель жизни, покровитель Египта. Фараоны первых династий поклонялись Сету как своему личному покровителю. Однако, образ Сета с самого начала носил двойственный характер — он ассоциировался со стихийными бедствиями (бог бури, бог пустыни). В солярных мифах Сет — помощник и защитник Ра, помогающий ему в борьбе со змеем Апопом; в мифах об Осирисе — убийца родного брата и узурпатор трона.

                По мере того, как культ Осириса приобретал все большее значение, образ Сета сдвигается к резко негативному полюсу. В эпоху Нового царства Сет — повелитель сил зла, отождествляемый с врагами Солнца.

 

                Сехмет — богиня войны и засухи, жена Птаха-демиурга. Богиня болезней и исцеления. Изображалась обычно в виде женщины с головой львицы, что сближало ее с такими богинями, как Баст и Тефнут. Во времена Древнего царства жрецы Сехмет были единственными, кто занимался врачебной практикой.

               

                Сешат — богиня, покровительствовавшая точным наукам. Особым благоволением Сешат пользовалось строительное искусство.

                Сешат — одно из немногих египетских божеств, олицетворяющее не природные явления, а общественные феномены (другой пример — богиня справедливости Маат).

 

                Собк — бог морской пучины.

 

                Таурт — богиня, покровительствующая роженицам, одна из богинь-храниттельниц домашнего очага. Воплощением Таурт считалась самка гиппопотама.

 

                Тефнут (Тфини)— богиня влаги, дочь Ра, сестра и жена бога Шу, мать Геба и Нут. Изображалась чаще всего в виде львицы. Тефнут играла весьма важную роль как в солярных мифах, так и в мифах об Осирисе. Тефнут являлась “Оком Ра”, сжигавшим всех врагов божественного родителя. А Око бога солнца ( в цикле, посвященном Осирису — Око Гора) — важный элемент ритуала, с помощью которого Гор оживил Осириса. Тефнут, богиня, тесно связанная с солнцем, считалась одновременно и благой, и злой богиней.

 

                Тот (Тхаути, Дхаути) — бог мудрости, изобретатель письменности, покровитель писцов и ученых. Олицетворениями Тота с древнейших времен считались ибис (Тота в гробничных росписях изображали человеком с головой ибиса) и павиан (в обличье павиана Тот в одном из мифов заманивает обратно в Египет Тефнут, ушедшую в Нубию). Тот при Ра играл ту же роль, что сановник-чати при фараоне. Он был писцом, передававшим повеления Ра другим богам (отсюда титулы Тота — “Язык Птаха” или “Сердце Ра”).

                Тот как бог мудрости считался великим магом, в чьей власти - сроки жизни и смерти всех людей. На суде Осириса Тот записывал на листах папируса результаты взвешивания сердец на весах своей жены Маат. Основа магии Тота — знание истинных имен всех без исключения богов.

 

                Уаджет — богиня-покровительница Нижнего Египта, воплощением которой была кобра. Изображалась Уаджет обычно вместе с Нехбет (покровительницей Верхнего Египта). Почитание ее было развито в основном в Древнем царстве и связывалось не в последнюю очередь с идеей единства Египта.  

 

                Упуаут — бог мертвых, одна из ипостасей Анубиса. Изображался в виде шакала или черного пса (стоящего на всех четырех лапах, а не лежащего, в отличие от Анубиса-шакала). Проводник по царству мертвых, встречающий умершего у входа в подземное царство.

 

                Хапи — бог Нила, божество плодородия. Пожалуй, самый почитаемый из древнейших общеегипетских богов. Изображался в виде тучного мужчины с двумя кувшинами в руках, проливающего воду на землю. В некоторых областях поклонение Хапи доходило до того. что этого бога почитали как творца всего сущего. По некоторым косвенным данным археологических раскопок, в додинастические времена, когда начинался паводок, Хапи приносили человеческие жертвы.

 

                Хатор (Хатхор) — “небесная корова”, богиня неба. Ее изображали в виде женщины с лирообразными коровьими рогами, между которыми располагался солнечный диск, а как воплощение Хатор в Египте почитали черную корову с белыми отметинами. Обладательница титула “Око Ра”, Хатор отождествлялась с Тефнут, и как и Тефнут, считалась дочерью Ра. Некоторые черты культа Хатор объединяют ее с Исидой (и Хатор, и Исида считались ипостасями богини-матери), карающей богиней Сехмет, Баст — богиней-львицей, и другими богинями. Собственно, как и в случае с культом Ра, многие местные божества в разное время отождествлялись с Хатор, что свидетельствует о распространенности культа этой богини во всем Египте. 

                Значение культа Хатор было особенно велико в эпоху Раннего царства, где ее почитали как богиню — мать всего живого. В некоторых мифах Хатор называют матерью Гора (видимо, к эпохе Среднего царства отождествление Хатор и Исиды было практически полным).

                В другой ипостаси Хатор — богиня любви и веселья, что позволяет сблизить ее образ с образом Астарты, а через него — с Иштар.

 

                Хепри — одна из ипостасей Ра, божество восходящего солнца. Символом и священным животным Хепри египтячне считали скарабея.

 

                Хнум — одно из воплощений бога-творца, изображавшийся в виде человека с головой барана. В отличие от Птаха, создавшего мир при помощи слова, Хнум, как гласят мифы, вылепил все вещи и всех людей из глины.

                Интересно отметить, что тема создания людей из глины перекликается как с некоторыми верованиями древних жителей Месопотамии, так и с верованиями семитских народов, в египетскую эпоху основных обитателей Ближнего Востока (в частности, с иудео-библейской историей о сотворении человека).

 

                Хонсу — бог луны, бог-врачеватель, изображавшийся в виде мальчика с лунным серпом на голове.

 

                Шу (Шау)— один из старших богов, бог воздушной стихии. Сын Ра, брат и муж богини влаги Тефнут. В качестве священного животного Шу египтяне почитали льва. Когда Геб и Нут, дети Шу, поссорились, отец разнял супругов, отделив небо от земли. На ряде изображений Шу помогает Нут стоять, поддерживает ее, опирающуюся о землю только пальцами рук и ног.

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 1361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]