Римское владычество принесло в Египте некоторые изменения. Царь, как и в персидское время,
отсутствовал — он управлял из далекого Рима; поэтому мало-по-малу его стали
называть просто «фараон», не интересуясь именем; он должен был иметь своим
заместителем префекта Египта, который фактически и был правителем страны и
главой религии. Но опыт очень скоро доказал, что в Египте можно легко
почувствовать себя при таких условиях фараоном. Уже первый, назначенный
Августом, наместник Египта Г. Корнелий Галл, усмирив восстание в Фиваиде и
победив эфиопского царя, по свидетельству Диона Кассия, «много совершил
незаконных поступков — поставил свои изображения по всему Египту и написал на
пирамидах о своих деяниях». Действительно, в «Г. Корнелий
Галл, сын Гнея, римский всадник, первый назначенный Кесарем после победы над
царями префект Александрии и всего Египта, победитель восстания в Фиваиде в 15
дней двукратным поражением неприятеля, завоеватель пяти городов: Боресея,
Копта, Керамика, великого Диосполя, Офиэя, убивший вождей восстаний в них. Перевел
он войско за порог Нила в место, куда раньше не заходили воюя ни римский народ,
ни египетские цари, покорив всю Фиваиду, не подчинявшуюся царям, приняв послов
эфиопов в Филах и взяв их царя под свой патронат, поставив в Эфиопии тиранна
Триаконтосхенской области, принес это в дар богам отеческим и Нилу-помощнику». Вверху должны были быть изображены эти боги, но этого
не успели сделать и вместо них стоят одни надписи: Осирис, Исида, Гор, Хнум,
Сатет, Анукет — боги Фил и Элафантины. Между ними — необычное в египетском
официальном искусстве изображение римского всадника, поражающего поверженного
врага, и надпись иероглифами: «Князь Тамери (Александр?) и обоих Египтов,
(избранник) Кесаря», а затем под изображениями иероглифический текст,
являющийся едва ли не самой поздней иероглифической надписью исторического
содержания: «В год 1-й, в 4-й мес. зимы, 20-й день при его
величестве, прекрасном юноше... владыке владык... Кесаре, вечно живущем. Был
могучий князь, владыка обеих земель, сильный рукою... он благодетельствует
Египет, наполняет Александрию своими красотами... Он напал на иноземные
области... и разрушил их ужасом... подобно Гору... Он побеждает Пунт, его
чествуют негры и Хену (?), его власть доходит до востока солнца и до гор Ману
на запад и до народа Машаваша. Он воздвиг храмы, поощрял жертвы, делал угодное
для изображений богов, приносил прекрасные дары отверстиям Элефантинским и
воздвиг памятник великому духу (Хнуму). Он умиротворил князя Эфиопии, вельмож
народа Менту; почтил Исиду ренускую... и чистое место бога сокровенного образа
(Осириса)»... Несмотря на печальное состояние и ужасный поздний язык
текста и всего памятника, ясно, что жрецы острова Фил, приготовившие эту
надпись, еще жили древнеегипетскими традициями и накануне начала н. э. употребляли
дошедшие до них от времен Древнего царства географические термины. Характерно,
что они обошли молчанием усмирение туземных мятежей и новый погром Фив.
Вероятно, они имели в виду дать нечто вроде «плиты Сатрапа Птолемея», изобразив
среди богов Августа в костюме фараона, но Галл потребовал, чтобы было помещено
его изображение на коне. Этим он преступил предел дозволенного для простого
наместника, навлек на себя подозрение и гибель. Камень его был разбит и
употреблен на постройку храма от имени Августа. Последний особенно дорожил
Египтом — здесь он был царем, не будучи официально таковым в остальной империи,
и он отнесся к выходкам Галла, может быть, с большей подозрительностью, чем они
того заслуживали. С этих пор для египетского префекта был закрыт путь для
сношений с жрецами и для приобретения чрез них независимого положения;
религиозные дела были изъяты из его ведения и учреждена должность «архиерея
Александрии и всего Египта». Носителем ее был не жрец, а светский чиновник,
функции которого были соединены с функциями идиолога, сановника с финансовым
оттенком. Вместе с тем прекращают, кажется, свое существование общие и даже
провинциальные съезды жрецов, столь обычные при Птолемеях и неизменно
сопровождавшие всякое выдающееся событие в жизни царя или культа (напр.,
интронизация Аписа). Вообще, положение египетского жречества и народа стало
при римлянах значительно хуже, чем при последних Птолемеях, хотя религия
продолжала пользоваться терпимостью и, пожалуй, несмотря на антипатию римлян,
покровительством, хотя императоры изображались и на стенах храмов, и на плитах,
как фараоны, боги и главы религии (что не мешало некоторым из них в Риме
стеснять египетские культы), но храмовая политика их была еще более
последовательно направлена к лишению жречества всякого политического и даже
экономического значения; оно должно было стать одним из звеньев в цепи
фискального высасывания страны. Γη ιερα теперь окончательно слилась с γη
βασιλιχη или δημοσια она была конфискована, и лишь часть ее возвращена храмам,
частью как замена уничтоженного συνταξις, частью с обязательством платить за
нее арендную плату. Απομοιρα была окончательно отнята, права убежищ ограничены,
если не совершенно уничтожены, что лишило храмы дешевых рабочих; запрещение
обрезания при Адриане рапространилось и на египтян, поэтому со времен Адриана
требовался для необходимого при посвящении в жрецы обрезания разрешительный
документ от «архиерея Александрии» и утверждение царя. Из числа жрецов лишь
определенное количество освобождалось от поголовной подати, а последняя
(λαογραφια) делала невозможным получение римского гражданства. Вообще для
жителей Египта последнее было затруднено уже тем, что необходимою ступенью к
нему было поставлено гражданство александрийское, и вне военного; элемента оно
встречается редко до самого 212г., когда Gonstitutio Antoniana сразу создала
множество новых Аврелиев. Но и здесь египтяне-туземцы оказались в самом
невыгодном положении. Они, за сопротивление, оказанное Октавиану, и за
повторные восстания (уже при Галле — восстание в Фиваиде, при Тиверии — см.
Эдикт Флакка; в Было мгновение, когда Египет мог в последний раз
помышлять о господстве над вселенной. Антоний был настоящим наследником
Птолемеев; он стал владыкой Востока и готовился нанести решительный удар
Западу. Но Египту не было суждено покорить Рим; напротив, он подпал под руку
римского Кесаря, и эта рука оказалась теперь тем более тяжелой, чем легче было
последнее время птолемеевского периода. Но и Кесарь, создавая на Западе новые
формы, нашел чему поучиться у страны тысячелетней культуры и государственности.
Он был фараоном, правившим римской республикой. Он воспринял фараоновское
божественное достоинство; имя Кесаря делается таким же полунарицательным, как
имя Птолемея; постепенно республиканские формы заменяются бюрократическими.
Самый Рим теряет свой характер и превращается в управляемую бюрократически
Александрию на Тибре; даже его должностные лица находят себе соответствие в
александрийских. Если у Августа бюрократия покоится еще на военном начале, то
при Адриане она делается гражданской, основанной на юридическом специальном
образовании. Финансовая система древнего Рима, наиболее слабая сторона римской
государственности, даже при Августе упорядочивается по египетскому образцу. Эта
провинций, тщательно сокрытая от взоров носителя римских исторических традиций
— сената, была все время вдохновительницей кесарей на пути реформ,
завершившихся Диоклетианом п Византией. Но не менее глубоко было влияние ее
религии. Если при Птолемеях она подчинила себе новых владык и новых обитателей
своей страны и даже вышла за пределы, то в римскую эпоху она победоносно
шествовала по всему культурному миру, покоряя умы от Сахары до Британии, от
Испании до Босфорского царства. Насмешки римлян над культом животных и другими
суевериями не мешали таким: благочестивым мыслителям, как Плутарх, посвящать
специальные трактаты египетскому богословию: национальная политика первых
кесарей не могла надолго закрыть пред египетскими богами ворота Рима. Идеи
бессмертия, очищения и загробного бытия, выраженные в египетской религии с
такой наглядностью и подробностью, как ни в какой другой, делали ее особенно
привлекательной для эпохи исканий и чаяний измученного человечества, ежедневный
культ, справлявшийся неукоснительно в Риме, как и в Египте, таинственные
мистерии Осириса, убитого и ожившего бога, философские идеи, соединенные теперь
с ним и Исидой, превратившейся в пантеистическое божество, — все это наполняло
храмы божеств долины Нила, возникавшие повсюду. Уже Домициан воздвигает на
Марсовом поле и в Беневенте храмы Исиды и переносит в них из Египта обелиски,
сфинксы и т. п. На других обелисках, воздвигнутых вновь, красуются его подписи
египетскими иероглифами. О египетском Каноне в вилле Адриана в Тибуре
достаточно известно. В настоящее время то и дело в римской почве находят
египетские памятники; целая зала в Ватиканском музее наполнена предметами
такого происхождения; среди них есть как подлинные египетские памятники, так и
подделки под них, сделанные в Риме. Совершенно подобное же явление встречаем мы
и на нашем юге, где рядом с подлинными скарабеями и фигурками божеств находят и
имитации. Спрос на предметы, связанные с Египтом, был слишком велик и не
удовлетворялся вывозом. Египетские культы в Риме справлялись еще в самом конце
IV века, когда христианство было уже господствующей религией даже на их родине:
чрез три года после разрушения александрийского Серапея ( Источники.
Иероглифические надписи издаются Sethe во II томе редактируемых Штейндорффом
Urkunden des Aegyptischen Altertums; находящиеся в Каирском музее изданы в XXI
т. Catalogue general музея: Ahmed bey Кamal, Steles ptolemaiques et remains
(1904). Демотические тексты: Spiegelberg, Demotische Studien (пока вышло шесть
томов из цикла сказаний о Петубасте, отрывки литературного характера и басен, Книга
Мертвых изд. Lexа, папирус Rhind изд. Мoller и т. д.). Die demotische
Papyrus aus d. Museum zu Но праву, торговле и др.: Фрезе, Очерки
греко-египетского права. Ярославль, 1912. Хвостов, История восточной торговли
греко-римского Египта. Казань, 1907 (рец. М. И. Ростовцева в Журн. мин. нар.
проев., 1908). Сингалевич, О составе населения Оксиринха 30 до н. э.— 284 н. э.
В. В. Струве, К истории απομοιρα. Журн. мин. нар. проcв. Право владения землями
пахотной и виноградной в птолемеевском Египте. Там же, 1915. Развитие храмового
иммунитета в птолемеевском Египте. Источник: | |
| |
Просмотров: 1182 | |
Всего комментариев: 0 | |