Восточное Чжоу. Период Чуньцю. Восточного Чжоу – время упадка чжоуских
ванов, число которых достигало 1,5 тысяч. Выделяемый в его рамках период Чуньцю
(Вёсен и осеней) VIII-V вв. до н.э. – время борьбы между уделами, в
результате которой были созданы мощные политически независимые царства. Значительно
возросла роль могущественных уделов, которые превратились в царства – Цзинь, Ци,
Чу, Цинь, Лу, Сун, Вэй, Чжэн, Чэнь, Янь и др., так называемые «срединные государства».
Одни из них возводили свою историю к древности, к раннечжоуским уделам и
акцентировали внимание на морально-историческом единстве, другие – были
полуварварскими (Цинь, Чу). Среди царств выделялось «пять гегемонов» - наиболее
влиятельных политических лидеров, которые могли диктовать свою волю всей
Поднебесной. Сформировалась новая политическая реальность: Сын Неба перестал
быть всевластным правителем, его власть ограничивалась пределами небольщой территории
вокруг Лои (Чжэнчжоу), представлявшего фактически удел вана по размерам и
значимости сравнимый с окружающими его другими крупными уделами. Сын Неба
занимал весьма скромное место в политической жизни, но формально сохранил
престиж и сакральную власть, выполняя функцию «связующего единства». Создавался
эффект полицентризма, многолинейной эволюции, центр тяжести
социально-экономического развития был перенесен внутрь царств. Феномен феодализации. Феодализм в Древнем
Китае имеет характер социально-политический, но не социально-экономический (не
экономические механизмы, схожие с европейским средневековьем, а система
отношений и подчинения). Для Западного Чжоу была характерна одноступенчатая
иерархическая лестница: Местническая борьба по-разному сказалась на внутреннем
положении царств: Цинь и Чу смогли справиться с центробежными тенденциями и
превращались в сильных правителей, в Ци усилились отдельные правители, которые
и захватывали престол, Цзинь и Лу не смогли преодолеть сепаратистских
тенденций, вступили в период распада или ослабления. Черты китайского феодализма. 1.
Строгое
соблюдение норм иерархии и вассальных обязательств. 2.
Учет степени
кланового родства в связи с возможными претензиями на должность и власть. 3.
Преданность
господину. 4.
Принятые нормы
поведения, как на поле боя, так и при исполнении должностных обязанностей. 5.
Культ
аристократизма, соблюдение в соответствии со статусом обязательных норм этики. С ослаблением Цзинь уже ни одно
из царств реальным гегемоном-ба так и не стало, хотя формально историографическая традиция насчитывает в Чжоу
последовательно властвовавших пять гегемонов (при чем четверо были из «варварских» царств:
северо-запалдного жунского царства Цинь, маньских царств Чу (в среднем течении
Янцзы) и У (в дельте Янцзы) и самого южного, этнически пестрого Юэ, разные
авторы называют разных гегемонов). Борьба царств, интриги, насильственная смена
правителей создавали обстановку дестабилизации и вели к внутреннему ослаблению
чжоуских государств. Это выразилось в расширении вмешательства во внутренние
дела варварских племен и в ослаблении реальной власти правителей. Перед
правителями стояла задача преодоления децентрализации. К концу периода Чуньцю более
важным было умение навести порядок в собственном царстве. Именно это было главной
заботой правителей, причем преуспели
те из них, кто последовательно вел курс на реформы, суть которых сводилась
к укреплению власти центра путем: ·
ослабления уделов
и укрепления внутренней администрации. С конца VII–VI в. до н.э. уделы
перестали создаваться, за заслуги жаловали условные должностные владения. Земли
под юрисдикцией правителя превращались в уезды (царства Чу и Цзынь с VII–VI в. до н.э.),
которыми управляли назначенные из центра чиновники. Вскоре система стала общепризнанной. ·
ослабление родовой феодальной знати – должности и ключевые посты ранее
занимаемые цинами и дафу переходят к ши, используемым в качестве чиновников и
воинов (опора власти правителя, верная служба за жалованье). Личные заслуги
становятся основой успеха и продвижения по службе. Происходит оформление
дефеодализированной административно-бюрократической системы. Период Чжаньго.
Период Чжаньго (борющихся царств) V-III вв. до н.э.
«железный век» в истории Китая. Использование железа послужило сильным стимулом
развития цивилизации: ·
новые земли; ·
быстрое
строительство ирригационных сооружений; ·
изготовление
товаров ремесла для рынка; ·
общий и быстрый подъем производства; ·
развитие ремесла, торговли, товарно-денежных связей, операций по
кредиту, ростовщичество; ·
дальнейшее разложение общины (аренда, наемный труд, кабальное долговое рабство, самопродаж или продажа
членов семьи за
долги); ·
стало заметным развитие рабства, рабов немного, применялись в основном в качестве рабочей силы в
разбогатевших частных хозяйствах; ·
совершенствование
оружия, основной единицей армии стала тяжеловооруженная пехота, затем конница; ·
изменение
характера и масштабности войны, развитие тактики и стратегии. Выдвинулись семь крупных царств – Вэй, Чжао и Хань (бывшее
Цзинь), Цинь, Ци, Янь, Чу. Наиболее полные и радикальные реформы проводились в
царстве Цинь, IV в. до н.э. Шан Ян. Реформы Шан Яна. Первый блок. 1.
Строгая
регламентация общинного землепользования. ·
большие семьи
должны быть разделены на малые каждой из которых следовало обзавестись собственным
хозяйством. ·
система круговой
поруки: дворы объединялись в пятки и десятки, в рамках которых следили и отвечали
друг за друга. ·
привлечение
иммигрантов из других царств для освоения на выгодных условиях годных для
земледелия цинских территорий (цель пополнение амбаров и освобождение циньцев
для армии). 2. Реформы
в отношении военного дела. ·
повышена
престижность воинской службы путем наград и социальных рангов для имевших
воинские заслуги. ·
угроза исключения
из знати аристократам военных заслуг не имевшим. ·
введена новая
система социальных рангов, присваиваемых за заслуги, дававшие льготы и
привилегии вплоть до должностного владения и доходов с него. 3. Поставить под контроль государства
разбогатевших собственников, путем приобретения ими социального ранга. Второй блок (с 1.
Страна делилась
на управляемые чиновниками уезды. 2.
Унификация
системы мер и весов. 3.
Закрепление
наделов за крестьянами. Итогом реформ были быстрые темпы развития экономики и
социальных отношений, успехи в войнах с соседями. Результатом же реформ,
проводимых с VII в. до н.э., было усиление централизованной
власти правителей, объединение Китая и превращение его в империю. Неоднократно предпринимались попытки противодействия
путем интриг, организации коалиции. Наиболее острое противостояние Цинь и Чу,
деятельность Ин Чжэна (будущего Цинь Шихуанди) привела к победе Цинь в борьбе
за гегемонию, в
[i] Васильев Л.С. История Востока. — Т.1. — С. 188. [ii] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — С. 254. [iii] Васильев Л.С. Указ. соч. — С. 204. | |
| |
Просмотров: 1712 | |
Всего комментариев: 0 | |