Древний Китай. Краткий исторический обзор (часть 2)

Восточное Чжоу. Период Чуньцю.

Восточного Чжоу – время упадка чжоуских ванов, число которых достигало 1,5 тысяч. Выделяемый в его рамках период Чуньцю (Вёсен и осеней) VIII-вв. до н.э. – время борьбы между уделами, в результате которой были созданы мощные политически независимые царства. Значительно возросла роль могущественных уделов, которые превратились в царства – Цзинь, Ци, Чу, Цинь, Лу, Сун, Вэй, Чжэн, Чэнь, Янь и др., так называемые «срединные государства». Одни из них возводили свою историю к древности, к раннечжоуским уделам и акцентировали внимание на морально-историческом единстве, другие – были полуварварскими (Цинь, Чу). Среди царств выделялось «пять гегемонов» - наиболее влиятельных политических лидеров, которые могли диктовать свою волю всей Поднебесной. Сформировалась новая политическая реальность: Сын Неба перестал быть всевластным правителем, его власть ограничивалась пределами небольщой территории вокруг Лои (Чжэнчжоу), представлявшего фактически удел вана по размерам и значимости сравнимый с окружающими его другими крупными уделами. Сын Неба занимал весьма скромное место в политической жизни, но формально сохранил престиж и сакральную власть, выполняя функцию «связующего единства». Создавался эффект полицентризма, многолинейной эволюции, центр тяжести социально-экономического развития был перенесен внутрь царств.

Феномен феодализации.

Феодализм в Древнем Китае имеет характер социально-политический, но не социально-экономический (не экономические механизмы, схожие с европейским средневековьем, а система отношений и подчинения).

Для Западного Чжоу была характерна одноступенчатая иерархическая лестница:

 По наименованию равнозначны цин ДАФУ – наследственные аристократы, не имевшие собственных владений, несли службу, в основном военную (по сути, древнекитайские рыцари). На всех ступенях четко действовал средневековый принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Дафу и ши строго соблюдали и чтили закон чести, кодекс аристократической этики.

Местническая борьба по-разному сказалась на внутреннем положении царств: Цинь и Чу смогли справиться с центробежными тенденциями и превращались в сильных правителей, в Ци усилились отдельные правители, которые и захватывали престол, Цзинь и Лу не смогли преодолеть сепаратистских тенденций, вступили в период распада или ослабления.

Черты китайского феодализма.

1.          Строгое соблюдение норм иерархии и вассальных обязательств.

2.          Учет степени кланового родства в связи с возможными претензиями на должность и власть.

3.          Преданность господину.

4.          Принятые нормы поведения, как на поле боя, так и при исполнении должностных обязанностей.

5.          Культ аристократизма, соблюдение в соответствии со статусом обязательных норм этики.

 С начала VII в. до н.э. правители царств боролись за гегемонию, в которую периодически вмешивались ван, варварские племена жунов и ди, вторгавшиеся в бассейн Хуанхэ. Царства не отличались внутренней стабильностью, шла напряженная борьба между аристократическими кланами и возникавшими новыми уделами. Реформатор Гуань Чжун помог усилиться и стать гегемоном-ба цискому Хуань-гуну. После смерти Гуань Чжуна и Хуань-гуна влияние Ци ослабло, а гегемоном-ба вскоре стал цзиньский Вэнь-гун, в длительной и напряженной политической борьбе одолевший соперников и создавший сильное царство. Средство упрочения власти он видел в том, чтобы не создавать уделы во главе с родственниками, возможными претендентами на трон. Вэнь-гун щедро наделил уделами неродственных ему сподвижников. Эффективность тактики на некоторое время помогла обеспечить власть правителей Цзинь, но в конечном счете привела к тому, что усилившиеся удельные аристократы, в междоусобной борьбе истребившие друг друга (речь о троих уцелевших), поделили между собойцарство Цзинь.

С ослаблением Цзинь уже ни одно из царств реальным гегемоном-ба так и не стало, хотя формально историографическая традиция насчитывает в Чжоу последовательно властвовавших пять гегемонов (при чем четверо были из «варварских» царств: северо-запалдного жунского царства Цинь, маньских царств Чу (в среднем течении Янцзы) и У (в дельте Янцзы) и самого южного, этнически пестрого Юэ, разные авторы называют разных гегемонов).

Борьба царств, интриги, насильственная смена правителей создавали обстановку дестабилизации и вели к внутреннему ослаблению чжоуских государств. Это выразилось в расширении вмешательства во внутренние дела варварских племен и в ослаблении реальной власти правителей. Перед правителями стояла задача преодоления децентрализации. К концу периода Чуньцю более важным было умение навести порядок в собственном царстве. Именно это было главной заботой правителей, причем преуспели те из них, кто последовательно вел курс на реформы, суть которых сводилась к укреплению власти центра путем:

·           ослабления уделов и укрепления внутренней администрации. С конца VIIVI в. до н.э. уделы перестали создаваться, за заслуги жаловали условные должностные владения. Земли под юрисдикцией правителя превращались в уезды (царства Чу и Цзынь с VIIVI в. до н.э.), которыми управляли назначенные из центра чиновники. Вскоре система стала общепризнанной.

·           ослабление родовой феодальной знати – должности и ключевые посты ранее занимаемые цинами и дафу переходят к ши, используемым в качестве чиновников и воинов (опора власти правителя, верная служба за жалованье). Личные заслуги становятся основой успеха и продвижения по службе. Происходит оформление дефеодализированной административно-бюрократической системы.

Период Чжаньго.

Период Чжаньго (борющихся царств) V-III вв. до н.э. «железный век» в истории Китая.

Использование железа послужило сильным стимулом развития цивилизации:

·           новые земли;

·           быстрое строительство ирригационных сооружений;

·           изготовление товаров ремесла для рынка;

·           общий и быстрый подъем производства;

·           развитие ремесла, торговли, товарно-денежных связей, операций по кредиту, ростовщичество;

·           дальнейшее разложение общины (аренда, наемный труд, кабальное долговое рабство, самопродаж или продажа членов семьи за долги);

·           стало заметным развитие рабства, рабов немного, применялись в основном в качестве рабочей силы в разбогатевших частных хозяйствах;

·           совершенствование оружия, основной единицей армии стала тяжеловооруженная пехота, затем конница;

·           изменение характера и масштабности войны, развитие тактики и стратегии.

Выдвинулись семь крупных царств – Вэй, Чжао и Хань (бывшее Цзинь), Цинь, Ци, Янь, Чу. Наиболее полные и радикальные реформы проводились в царстве Цинь, IV в. до н.э. Шан Ян.

Реформы Шан Яна.

Первый блок.

1.          Строгая регламентация общинного землепользования.

·            большие семьи должны быть разделены на малые каждой из которых следовало обзавестись собственным хозяйством.

·            система круговой поруки: дворы объединялись в пятки и десятки, в рамках которых следили и отвечали друг за друга.

·            привлечение иммигрантов из других царств для освоения на выгодных условиях годных для земледелия цинских территорий (цель пополнение амбаров и освобождение циньцев для армии).

2.      Реформы в отношении военного дела.

·         повышена престижность воинской службы путем наград и социальных рангов для имевших воинские заслуги.

·         угроза исключения из знати аристократам военных заслуг не имевшим.

·         введена новая система социальных рангов, присваиваемых за заслуги, дававшие льготы и привилегии вплоть до должностного владения и доходов с него.

3.      Поставить под контроль государства разбогатевших собственников, путем приобретения ими социального ранга.

Второй блок350 г. до н.э.).

1.          Страна делилась на управляемые чиновниками уезды.

2.          Унификация системы мер и весов.

3.          Закрепление наделов за крестьянами.

Итогом реформ были быстрые темпы развития экономики и социальных отношений, успехи в войнах с соседями. Результатом же реформ, проводимых с VII в. до н.э., было усиление централизованной власти правителей, объединение Китая и превращение его в империю. Неоднократно предпринимались попытки противодействия путем интриг, организации коалиции. Наиболее острое противостояние Цинь и Чу, деятельность Ин Чжэна (будущего Цинь Шихуанди) привела к победе Цинь в борьбе за гегемонию, в 221 г. до н.э. завершено объединение Китая.

 


[i] Васильев Л.С. История Востока. — Т.1. — С. 188.

[ii] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — С. 254.

[iii] Васильев Л.С. Указ. соч. — С. 204.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (12.01.2009)
Просмотров: 1673 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]