Империя Цинь. (221-207 гг. до н.э.). Деятельность Цинь Шихуанди. ·
Конфискованное оружие перелито на колокола и бронзовые статуи. ·
Около 120 тыс. семей наследственной знати переселено в новую столицу
Сяньян. ·
Введено новое деление страны на 36 крупных областей, во главе с
губернаторами. Области делились на уезды с уездными начальниками, уезды на
волости, состоявшие из нескольких десятков деревень, в которых власть была представлена общинной
администрацией (выполнение приказов центра, взимание податей, организация
отработок). ·
Преобразования затронули и центральную администрацию во главе
государства – император и два министра, которым подчинены несколько центральных
ведомств с подразделениями в областях – военное, финансов,
царско-государственного хозяйства, судебное, обрядовое и др. Верховная
прокуратура осуществляла надзор за ведомствами и личным составом аппарата.
Устанавливалось двойное подчинение областного административного аппарата:
губернатору и ведомству центра. ·
Вводилась система должностей и рангов, последних 20. С 1 по 8 для
простолюдинов, остальные чиновничьи за службу и заслуги. ·
Вводилось фиксированное жалованье чиновников (натурой). ·
Организована система государственных повинностей (весьма тяжелых). ·
Проведена унификация системы мер и весов. ·
Введена общеимперская система письма (упрощенная). ·
Осуществлена унификация монеты, на которую введена государственная
монополия. Преобразования имели колоссальный эффект. Были
осуществлены грандиозные проекты – Великая Китайская стена, столица с дворцовым
комплексом Эфангун, императорская гробница с тысячами керамических воинов,
каждый из которых индивидуален и не похож на других, стратегические дороги
(чидао) и др. Обратной стороной медали стало истощение ресурсов, многочисленные
казни выражавших недовольство, покушения на императора (дважды в 218 и 216 гг. до н.э.),
после которых он никогда две ночи не ночевал в одном дворце и никто до последнего
момента не знал, где именно остановится на ночлег Цинь Шихуанди. Император умер
в «Конфуций (Кун-цзы,
551–479 гг. до н.э.) был выходцем из слоя ши, и его учение в немалой мере отражало социальные
позиции и интересы этого слоя, хотя далеко не только его. Выдвинув в качестве
социального идеала эталон
благородного цзюнь-цзы, т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все
во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы – ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо),
Конфуций призвал
современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное
совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет
отцом, а сын –
сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, хотя и большая,
и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и
государственную политику,
в его время весьма далекие от подобных идеалов. Конфуцию принадлежит также идея разумного
управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества.
Именно для осуществления этой идеи он и готовил в созданной им школе из своих учеников кандидатов на
должности чиновников – тех самых мудрых и справедливых конфуцианских чиновников, которые
призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии».[iii] Мэн-цзы
(372–289 гг. до н.э.), который выдвинул тезис о праве народа
выступать против недобродетельного правителя. [i] Васильев Л.С. История Востока. — Т.1. — С. 188. [ii] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — С. 254. [iii] Васильев Л.С. Указ. соч. — С. 204. | |
| |
Просмотров: 1619 | |
Всего комментариев: 0 | |