Древний Китай. Краткий исторический обзор (часть 3)

Империя Цинь. (221-207 гг. до н.э.).

Деятельность Цинь Шихуанди.

·           Конфискованное оружие перелито на колокола и бронзовые статуи.

·           Около 120 тыс. семей наследственной знати переселено в новую столицу Сяньян.

·           Введено новое деление страны на 36 крупных областей, во главе с губернаторами. Области делились на уезды с уездными начальниками, уезды на волости, состоявшие из нескольких десятков деревень,  в которых власть была представлена общинной администрацией (выполнение приказов центра, взимание податей, организация отработок).

·           Преобразования затронули и центральную администрацию во главе государства – император и два министра, которым подчинены несколько центральных ведомств с подразделениями в областях – военное, финансов, царско-государственного хозяйства, судебное, обрядовое и др. Верховная прокуратура осуществляла надзор за ведомствами и личным составом аппарата. Устанавливалось двойное подчинение областного административного аппарата: губернатору и ведомству центра.

·           Вводилась система должностей и рангов, последних 20. С 1 по 8 для простолюдинов, остальные чиновничьи за службу и заслуги.

·           Вводилось фиксированное жалованье чиновников (натурой).

·           Организована система государственных повинностей (весьма тяжелых).

·           Проведена унификация системы мер и весов.

·           Введена общеимперская система письма (упрощенная).

·           Осуществлена унификация монеты, на которую введена государственная монополия.

Преобразования имели колоссальный эффект. Были осуществлены грандиозные проекты – Великая Китайская стена, столица с дворцовым комплексом Эфангун, императорская гробница с тысячами керамических воинов, каждый из которых индивидуален и не похож на других, стратегические дороги (чидао) и др. Обратной стороной медали стало истощение ресурсов, многочисленные казни выражавших недовольство, покушения на императора (дважды в 218 и 216 гг. до н.э.), после которых он никогда две ночи не ночевал в одном дворце и никто до последнего момента не знал, где именно остановится на ночлег Цинь Шихуанди. Император умер в 210 г. до н.э., а уже через год началось восстание против установленных им порядков, в результате в 207 г. до н.э. династия пала, обострилась борьба за власть, победу в которой одержал Лю Бан. С 202 г. до н.э. в Китае установилась власть династии Хань.


 «Золотой век» китайской философии. Конфуцианство.

«Конфуций (Кун-цзы, 551–479 гг. до н.э.) был выходцем из слоя ши, и его учение в немалой мере отражало социальные позиции и интересы этого слоя, хотя далеко не только его. Выдвинув в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы – ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо), Конфуций призвал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын – сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и государственную политику, в его время весьма далекие от подобных идеалов. Конфуцию принадлежит также идея разумного управления государством, конеч­ной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи он и готовил в созданной им школе из своих учеников кандидатов на должности чиновников – тех самых мудрых и справедливых конфуцианских чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии».[iii]

Мэн-цзы (372–289 гг. до н.э.), который выдвинул тезис о праве народа выступать против недобродетельного правителя.

Учение Мо-цзы или Мо Ди (479–400 гг. до н.э.). Многое взяв у конфуцианцев, монеты, однако, выступали за более прагматическое отношение к жизни, за отказ от изживавших себя клановых связей и тем более феодально-аристократических привилегий. Идеалом их было всеобщее братство с одновре­менным отказом от всех личностных связей и привязанностей и с беспрекословным повиновением власть имущим, на которых возлагались обязанности пастырей. Но моизм с его пренебрежением к традициям, с его прагматическими требованиями отказа от дорогостоящих, но привычных людям обрядов (похороны, траур, праздники) не получил поддержки простых людей – его приверженцами оказались группы суровых аскетов, стремившихся делать добрые дела, но отпугивавших своим видом и поведением людей. В отличие от конфуцианства моизм, несмотря на заложенные в его учении немалые потенции, не достиг успеха, хотя временами, судя по тревожным отзывам Мэн-цзы, имел немалое распространение.

[i] Васильев Л.С. История Востока. — Т.1. — С. 188.

[ii] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — С. 254.

[iii] Васильев Л.С. Указ. соч. — С. 204.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (12.01.2009)
Просмотров: 1577 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]