Формирование
основ государства и общества
В отличие от Индии Китай - страна
истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы
фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и
шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило
вокруг них и заслуживало упоминания. Отсюда - гигантское, практически
необозримое количество письменных источников, которые, в сочетании с обильными
данными археологии, дают богатый материал для реконструкции политических
событий, социальных процессов, мировоззренческих идей.
Не все источники и далеко не во всем заслуживают полного доверия: стоит
напомнить, что значительная часть текстов - прежде всего трактаты
религиозно-этического содержания, но частично также и исторические сочинения -
имеет явно дидактический характер. Одно несомненно: все древнекитайские тексты,
или почти все, сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа,
китайской цивилизации.
Канонизированные потомками такие тексты, и прежде всего те из них, в которых
излагались учение древнекитайского мудреца Конфуция и связанный с этим
учением взгляд на вещи, на мир, на человека, на общество и государство, сыграли
в истории и культуре Китая не меньшую роль, нежели доктрины брахманизма,
буддизма и индуизма в судьбах Индии. И хотя между китайским и индийским
взглядами на мир было нечто общее в самом глубинном мировоззренческом аспекте -
именно то, что отличало Индию и Китай в этом плане от
ближневосточно-средиземноморской системы мировоззренческих ценностей, -
китайская цивилизация всегда была уникальной и во многом расходилась со всеми
остальными, включая и индийскую. А по некоторым пунктам разница между Китаем и
Индией была огромной.
Начать с того, что если в Индии определенный кармой и пожизненно фиксированный
социальный статус индивида почти не предоставлял простора для престижных
устремлений и это сыграло существенную роль в устремлении людей в сторону
поиска мокши и нирваны, в направлении к впечатляющим, но практически мало
полезным упражнениям и ухищрениям аскезы и йоги, то в Китае, напротив, каждый
всегда считался кузнецом своего счастья в земной жизни.
Социально-политическая активность, едва заметная в Индии, здесь была - как,
впрочем, и на Ближнем Востоке и тем более в Европе - основой стремления к
улучшению жизни и личной доли каждого. При этом характерно, что если в
ближневосточно-средизем-номорском регионе такого рода активность со временем
стала всерьез подавляться религией, призывавшей к царствию небесному либо
настаивавшей на божественном предопределении (именно такого рода идеи были
характеры для мировых монотеистических религий, христианства и ислама), то в
Китае активный акцент на поиски земного счастья, сделанный еще Конфуцием,
продолжал неизменно существовать всегда. И это далеко еще не достаточно
отмеченное специалистами обстоятельство сыграло существенную роль как в истории
страны, так и в жизни ее народа, социальную активность которого трудно переоценить.
Можно сказать, в частности, что именно с древности ведется отсчет небывалой
насыщенности китайской истории массовыми народными движениями. В этом же корни
столь заметной и типичной именно для Китая социальной мобильности.
Возникновение
китайской цивилизации
Древнекитайский очаг
земледельческого неолита возник примерно в VI - V тысячелетиях до н. э. в
бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао.
Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы,
равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют, наряду с
некоторыми другими аналогичными факторами, ставить вопрос о ее генетической
связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в
частности ближневосточного, где происходила неолитическая революция и откуда
шло массовое расселение неолитических земледельцев. И хотя этот взгляд на
генезис китайского неолита вызывает возражения, значимость которых усилилась за
последние годы в связи с открытием юго-восточноазиатского центра незернового
земледельческого неолита (таро, яме, батат, бобовые), тем не менее многое,
включая и некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая,
по-прежнему говорит о том, что своими навыками в сфере зернового земледелия и
тем более практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао
обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики
Евразии.
Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и
последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были
связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о
миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо
известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле
были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны),
и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от
всех остальных, по крайней мере в Старом Свете. Но, несмотря на это,
воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации
культуры Яншао в неолит черно-серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для
которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы
домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к
тому времени (II тысячелетие до н. э.) уже хорошо известные к западу от Китая,
так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.
Бронзовый век в Китае зафиксирован археологами с середины II тысячелетия
до н. э., причем как темпы его появления и расцвета, так и высокий уровень
бронзолитейного дела в сочетании с рядом иных важных нововведений, как,
например, письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения
гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари,
украшений, оружия и многие иные аксессуары развитой урбанизации, позволяют
предполагать, что цивилизация бронзового века в Китае (эпоха Шан-Инь) очень
многим обязана культурным влияниям извне. Если учесть, что иньцы были
монголоидами, трудно опять-таки говорить о миграциях в сколько-нибудь
существенных размерах наподобие, скажем, арийской в Северной Индии. Но
несомненно, что в какой-то степени такого рода миграции все же имели место. Об
этом наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы, запряженные
лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц доиньский Китай не знал, но зато и то, и
другое было хорошо известно в ближневосточной древности, о чем уже упоминалось.
Идентичность иньских колесниц индоевропейским ныне уже совершенно очевидна для
специалистов, и это, в сочетании с данными некоторых лингвистических
исследований о наличии в древнекитайской лексике определенного количества
индоевропейских корней, позволяет с немалой долей уверенности предполагать, что
мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тысячелетия до н. э.
индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса
китайской цивилизации, предстающей ныне перед наукой в виде раскопанного
археологами иньского городища в Аньяне (XIII- XI вв. до н. э.) и всей династии
Шан-Инь.
Династия
Шан-Инь и проблема Ся
Древнекитайская историографическая
традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти
легендарных императоров, эра владычества которых воспринимается как золотой
век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол
способному и добродетельному Шуню, а тот - великому Юю, начиная с правления
которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем
первой в китайской традиции династии Ся.
В общих чертах это предание вполне вписывается в закономерность трансформации
избираемого на основе принципа меритократии правителя в наследственного
монарха, о чем уже шла речь. Но вопрос об историчности династии Ся вызывает,
тем не менее, определенные сомнения. Китайская историографическая традиция
считает, что эта династия правила Китаем на протяжении ряда веков в конце III и
начале II тысячелетия до н. э., пока ее последний недобродетельный
представитель Цзе не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального
права управлять Поднебесной, - тогда он и был побежден добродетельным иньским
Чэн Таном, основавшим новую династию. Это предание со всеми его деталями -
важность авторитета и добродетельности для сохранения и приобретения права на
власть ~ тоже вполне соответствует реально существовавшей норме. Так в чем же
сомнения?
Следует заметить, что аутентичные иньские источники, надписи на гадательных
костях и черепашьих панцирях, ничего не говорят о подобного рода преданиях.
Более того, вообще не упоминают о Ся, не используют этого знака для обозначения
государства либо династии и не содержат никаких данных о том, что такого рода
государство (или династия) когда-либо существовало в Китае до Шан-Инь, даже под
иным именем. При всем том, что иньские надписи содержат весьма много сведений о
соседних народах и взаимоотношениях с ними на протяжении ряда веков, такое
умолчание красноречиво. Конечно, не исключено, что иньцы до оседания их в
бассейне Хуанхэ и тем более в районе Аньяна, где они оказались не сразу, имели
столкновения с иными обитавшими в этом регионе народами, может быть даже и
протогосударствами. Возможно, эти столкновения привели к гибели какие-то более
или менее известные и даже достаточно долго существовавшие протополитические и
политические структуры, воспоминания о которых впоследствии легли в предание о
Ся. И далеко не случайно китайские археологи почти каждую из вновь
обнаруживаемых в бассейне Хуанхэ ранних бронзовых стоянок или промежуточных
между Луншань и Шан-Инь культур рассматривают в качестве возможных кандидатов
на отождествление с Ся. Но, во-первых, доказать это практически невозможно,
пока не обнаружены надписи, которые позволили бы уверенно отождествить что-либо
с Ся. А во-вторых, есть серьезные основания полагать, что такого Ся, о котором
говорят более поздние предания, вообще не существовало. Известно, что в начале
Чжоу, когда предания записывались, термином Ся обозначалась совокупность
китайских земель и населения. Не исключено, что вторжение иньцев в бассейн
Хуанхэ и приход их в район Аньяна со временем и были осмыслены как замена одних
(Ся) другими (иньцами),
Проблема Ся, немаловажная сама по себе, весьма значительна еще и как своего
рода лакмусовая бумага, которая выцвечивает характер и принципы составления
древнекитайских источников, соотношение достоверности и дидактической
заданности в некоторых из них. Что-то существовало реально, что-то было со временем
домыслено в соответствии с уже возникшими и ставшими нормой представлениями о
том, как именно это должно было бы быть. Потом то и другое обобщается, причем
не в форме бесстрастной летописи, а в виде дидактического назидания с
явственным ритуально-этическим подтекстом. Возникает текст, впоследствии
канонизируемый и воспринимаемый всеми как святая истина, как "стоящая вне
сомнений догма. Текст живет, обрастает комментариями, доживает до наших дней.
Многое в нем достоверно и может быть косвенно подтверждено археологией,
аутентичными надписями. Авторитет текста растет. Но все ли в нем столь же
истинно, как то, что может быть подтверждено? Пример с Ся - а казусов такого
рода древнекитайская историографическая традиция знает немало - убедительно
говорит в пользу сомнений.
Как бы то ни было, но одно несомненно: в конце эпохи неолита в
луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ
появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь. Появляется не
сразу, но как бы волнами: одни стоянка и городища демонстрируют менее развитый
комплекс бронзовой культуры, другие - тот же комплекс, но с рядом принципиально
новых и важных нововведений, которые едва ли могли спонтанно вызреть за те
немногие два-три века, которые отделяют друг от друга ранние и поздние иньские
городища. Позднее аньянское городище демонстрирует явное превосходство иньцев
над окружающими их племенами. Оно проявлялось и в обладании высококачественной
боевой техникой (колесницы, обилие бронзового оружия), и в наличии развитой
иероглифической письменности, и во многом другом. Иньская общность осела в
районе Аньяна, причем есть основания полагать, что после этого (нам неизвестно,
сколь велика была иньская общность, через какой процесс ассимиляции с местным
населением она прошла перед тем, как осесть в Аньяне) достаточно быстро
сложилось крупное политическое образование типа сложного составного
протогосударства во главе с всевластным правителем, подчинившим своему влиянию
довольно обширную тяготевшую к иньцам и их культуре периферию.
Имеющиеся данные позволяют заключить, что в XIII - XII вв. до н. э.
политическая структура Инь подразделялась на три неравные и структурно
неодинаковые части. Первая - внутренняя зона с центром в столице. Зона
находилась под непосредственной юрисдикцией правителя-вана и его центральной
администрации. Трудно с уверенностью отождествлять аньянское городище со
столицей Шан (для этого есть некоторые сомнения), но в любом случае столица Шан
была где-то здесь же, рядом. О ней есть масса материалов в гадательных
надписях, обнаруженных в Аньяне. О ее облике свидетельствуют обнаруженные
археологами изделия из царских гробниц и менее пышных могильников, раскопанных
близ Аньяна. Вторая зона - промежуточная. Она состояла из окружавших столицу
Шан многочисленных региональных подразделений, управлявшихся титулованными
местными правителями, подчиненными правителю-вану (в их числе были и
родственники вана, подчас и его жены). В надписях много материалов о таких
подразделениях, а точнее - о связях их с центром, об информации с мест и
руководящих указаниях вана. И наконец, третья зона - внешняя. Она состояла из
различных племен, правители которых в какой-то мере признавали авторитет
иньского вана, но вели себя независимо по отношению к нему. Строгой границы
между второй и третьей зонами не было. Подчас вчерашний региональный
вассал-администратор мог сегодня выступить против вана в союзе с кем-либо из
независимых племенных вождей внешней зоны. Любой из этих последних мог вступить
с иньским ваном в более тесный контакт и стать его вассалом. В целом, однако,
можно заметить, что разница между промежуточной и внешней зонами была в том,
что первую населяли иньцы, тогда как внешнюю неиньские племена. Именно поэтому
существовала и своего рода закономерность:
чем ближе к столице, тем более гомогенно местное население, теснее его связь с
центром, очевиднее его зависимость от вана, от помощи вана, включая и военную.
Правитель-ван, возглавлявший всю структуру, был одновременно и
первосвященником, т. е. символизировал своей персоной сакрально-связующее
единство складывавшейся и разраставшейся иньской общности. Должность его была
наследственной, но практика наследования находилась еще в процессе становления:
так, век-полтора, вплоть до периода правления последних четырех ванов, право на
освободившийся престол обычно оспаривали представители старшего поколения в
клане вана, его братья и кузены, но не сыновья. Только при последних четырех
правителях прочно установилась система наследования от отца к сыну - система,
ставшая нормой в Китае. Параллельно с этим шел процесс отпочкования в клане
вана знатных субкланов-цзу, значительная часть которых специализировалась в
сфере военного дела.
Система администрации в Шан-Инь, известная в основном опять-таки по данным
гадательных надписей, свидетельствует о том, что в центральной столичной зоне
на долю вана и его аппарата администрации выпадали заботы об урожае, подготовке
и расчистке полей, о решении других важных хозяйственных вопросов, а также о
защите тех или иных региональных подразделений и окраин от вторжений варварских
племен. Анализ терминов показывает, что администрация делилась на три основные
категории - высших администраторов-сановников, низших
чиновников-распорядителей, а также должностных лиц, отвечавших за военную
подготовку и охоту, что было очень важной и особой сферой деятельности иньской
знати (к этой категории администраторов и служащих относились, в частности,
оружейники, конюшие, псари и др.).
Содержался весь этот аппарат администрации и обслуживания верхов за счет
избыточного продукта коллектива, редистрибуция которого была одной из функций
власти. За этот же счет содержались многочисленные ремесленники разных
специальностей, работавшие под началом своих старших, которые включались в
число чиновников вана и отвечали перед ним за работу своих подопечных. Вся
ремесленная продукция использовалась в централизованном порядке, примерно так,
как это было в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья. Во
время раскопок близ Аньяна был обнаружен склад, в котором хранилось до 3,5 тыс.
каменных серпов, и это безусловно свидетельствует о централизованно
регулируемом характере земледельческих работ на совместно обрабатывавшихся
полях. Можно добавить к сказанному, что книга песен Шицзин также упоминает о
больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем
надсмотрщиков. Пусть это не было столь зловеще-символическим, как в
изображениях на древнеегипетских рельефах (человек с палкой или кнутом), но сам
факт достаточно красноречив: на ииьских полях были надсмотрщики. Надписи
именуют их обычно термином сяо-чэнь, иногда другими терминами.
Хотя гадательные надписи почти ничего не говорят о формах общинной организации
иньского населения, можно с уверенностью сказать, что община в иньское время
существовала. Надписи обозначают поселения термином "и". Население
этих "и" обрабатывало, видимо, свои поля, а формой извлечения
избыточного продукта была скорее всего отработка крестьян или их представителей
на больших совместно обрабатывавшихся общественных полях - тех самых, забота о
содержании которых была одной из важных функций вана и его помощников. Из
надписей типа: "Ван отдал приказ чжун-жэнь: "Совместно трудитесь на
полях, тогда получим урожай"" - явствует, что о вспашке некоторых из
этих общих полей заботился лично ван, а обработка их казенным инвентарем дает
основание полагать, что для этой работы привлекались трудившиеся в порядке
повинности общинники, о чем только что упоминалось. Впрочем, не исключено, что
эти поля обрабатывались теми иньцами, которые находились в особом положении, т.
е. были как бы приписаны к большим полям (опять-таки по аналогии с теми
неполноправными, кто обрабатывал поля в царско-храмовых хозяйствах древнего
Ближнего Востока), К сожалению, данных на этот счет нет.
Судя по всему, иньцы жили компактным и этнически гомогенным (во всяком случае,
в пределах столичной, да ", видимо, промежуточной зоны) коллективом
одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой,
жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Как и индоарии,
иньцы практиковали человеческие жертвы, для чего использовались чаще всего
пленные иноплеменники из числа -западных соседей иньцев - цян. "Принести в
жертву предку Дину 300 цян", - гласит одна из многих аналогичных надписей.
В промежутках между очередными жертвоприношениями пленных цян подчас
использовали на тяжелых работах, как, например, для расчистки земли под
пахотные поля, но сообщения на эту тему единичны и не очень понятны.
Ясно, однако, что жертвоприношениям в честь умерших предков-правителей,
обожествленных ванов, иньцы уделяли огромное внимание - как и вообще ритуалам и
обрядам, в частности обряду общения с теми же умершими ванами. Собственно,
именно для нужд регулярной связи с покойными предками, от воли и поддержки
которых, по представлениям иньцев, зависело нормальное существование
коллектива, и использовались гадательные кости. Информируя предков о положении
и текущих нуждах, обращаясь к ним с просьбами в трудную минуту, иньцы
записывали на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах суть
дела И проводили обряд гадания. Так и возникали те надписи, полторы сотни тысяч
которых ныне являются важнейшим, источником эпохи Шан-Инь.
Общество
Шан-Инь и чжоусцы
Будучи сильным и процветающим протогосударством, окруженным разноплеменным
населением, более отсталым как в военном, так и в других отношениях, иньцы вели
активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет
соседей.
Наибольшего могущества они достигли при У Дине, за долгие десятилетия
правления которого военные экспедиции следовали одна за другой, причем
крупнейшую из них (13 тыс. войска) возглавила жена У Дина по имени Фу Хао,
которая, судя по некоторым данным, была, кроме всего, еще и правительницей
одного из региональных подразделений промежуточной зоны.
Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и
копейщиков и обраставшая в случае нужды мобилизованными
крестьянами-общинниками, иньская армия была достаточно грозной боевой силой,
державшей в повиновении соседей внешней зоны, часть которых предпочитала
вассальные связи и тесный контакт с Инь опасности подвергнуться разрушительному
опустошению со стороны иньского войска в случае конфликта.
К числу таких соседей, племен внешней зоны, вступивших в контакт с Шан-Инь и
многое заимствовавших у иньцев, относились чжоусцы. Чжоуские предводители, признав
сюзеренитет иньского вана, получали от него утверждение в их титулах, а в конце
Инь приобрели даже весьма престижную должность си-бо ("властитель
Запада").
Благодаря этому они сумели укрепиться и затем создать коалицию племен, которая
в конечном счете и разгромила Шан-Инь. Впервые си-бо стал чжоуский вождь Цзи
Ли, взявший себе жену из Инь. И хотя успехи Цзи Ли по сколачиванию коалиции
под своим началом завершились печально (по приказу иньского вана он был убит во
время очередного визита с данью ко двору вана), его дело продолжил сын и
наследник Цзи Ли по имени Чан - будущий знаменитый чжоуский Вэнь-ван.
Умный и дальновидный Чан действовал скрытно и осторожно. Оказавшись в плену у
вана, он сумел откупиться и продолжить деятельность по объединению недовольных
владычеством иньцев племен, коалиция которых в середине XI в. до н.э. была уже
грозной силой. Сам Чан не успел довести замысел до конца, зато это дело
завершил его сын, который " решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. разгромил
Шан-Инь и провозгласил себя новым властелином под именем У-ван.
Китай
в период Западного Чжоу (1027 - 777 гг. до н.э.)
Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось
во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли
далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь
бассейн Хуанхэ. всего оказавшийся у власти после смерти У-вана
регент при малолетнем Чэн-ване, его дядя Чжоу-гун, направили основное усилие на
быстрое и всестороннее усвоение наследия Инь и распространение этого наследия
на всю завоеванную территорию.
Расчленив и расселив иньцев на новых землях, Чжоу-гун значительную часть их
разместил в центре созданного им военно-политического образования, в районе
Лои, где искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица
(Чэнчжоу - в отличие от прежней, Цзунчжоу), ставшая местопребыванием немалой
части чжоуской администрации, а также главным военным центром: здесь, в
частности, располагались восемь так называемых "иньских" армий,
состоявших, видимо, из перешедших на службу к чжоусцам профессиональных иньских
воинов. Остальная часть администрации, еще шесть армий и сам ван со всем его
двором продолжали, однако, жить в Цзунчжоу, т. е. на западе страны, в районе
прежних родовых поселений чжоусцев, откуда и пошло наименование описываемого
периода (Западное Чжоу).
Усилиями первых чжоуских правителей, в основном все того же Чжоу-гуна, чжоусцы
за несколько десятилетий сумели укрепить и легитимизировать свою власть.
Во-первых, была выработана концепция этически детерминированного права на
власть, т. е. учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо
вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем
самым власти недобродетельного. С этой точки зрения была подвергнута
официальному пересмотру вся предшествующая и смутно известная чжоусцам история:
согласно концепции Чжоу-гуна, зафиксированной в ранних главах книги
исторических преданий Шуцзин, некогда на территории Китая существовала династия
Ся, имевшая законное право на власть, но лишившаяся этого права потому, что
последний ее представитель Цзе утратил добродетель и вел себя недостойно.
Именно вследствие подобного хода событий, санкционированного Небом, власть
оказалась в руках основателя династии иньцев Чэн Тана. Инь-цы долго владели
небесным мандатом, но последний иньосий правитель Чжоу Синь в силу опять-таки
своей недобродетельности утратил право на него, в результате чего великий
Мандат Неба оказался в руках правителя чжоусцев Вэнь-вана. Koнцепция Мандата
Неба - едва ли не первая в истории Китая сознательно созданная и хорошо
логически обоснованная социально-политическая теория - сыграла решающую роль в
легитамизации власти немногочисленного шкмени завоевателей-чжоусцев: право их
на власть оказалось неоспоримым потому, что оно было санкционировано самим
Небом, ставшим верховным божеством в Китае. Небо же санкционировали эту власть
не потому, что чжоусцы оказались сильнее других, а вследствие того, что на их
стороне были мудрость и добродетель.
Во-вторых, защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную
администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. В функции
этой администрации, представленной сановниками и чиновниками различных
категорий - как заимствованных у Шан-Инь, так и созданных заново, частично на
чжоуской основе, - входили управление земледельческим хозяйством на больших
общих совместно обрабатывавшихся полях в зоне расселения самих чжоусцев,
руководство ремеслом и строительством, обеспечение притока налогов и дани с
нечжоуских племен, включая иньцев, а также выполнение военных, судебных,
редистри-бутивных и многих иных обязанностей. На административные должности
обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из
числа чжоуской и иньской родовой знати. Отправление высших должностей обычно
было наследственным, но это не являлось строгой нормой: есть сведения, что
способных администраторов не раз передвигали вверх по служебной лестнице.
Наконец, в-третьих, решение проблемы власти на местах чжоусцы нашли в частично
заимствованной у иньцев, частично разработанной ими самими системе
наследственных уделов, пришедших на смену иньским регионально-вассальным
подразделениям промежуточной зоны. Об этой важной системе, сыгравшей едва ли не
решающую роль в истории чжоуского Китая, следует сказать особо.
Сущность системы сводилась к тому, что вся гигантская периферия Чжоу, т. е. та
часть заселенной различными племенами территории, которая не примыкала к обеим
столицам, но считалась находившейся под непосредственным политическим контролем
чжоусцев, делилась на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и
управление родственникам и приближенным правителя. Источники упоминают о 70 с
небольшим таких уделах, подавляющее большинство (53 - 55) которых было
пожаловано братьям, сыновьям и племянникам первых чжоуских правителей, включая
и регента Чжоу-гуна. Пожалование удела предусматривало предоставление новому
владельцу исключительного права господства над всей управляемой территорией и
над обитавшим там или переселенным туда населением. Существует немало
документов типа инвеституры (введение в право владения - обычно это надписи на
бронзовых ритуальных сосудах), детально описывающих состав пожалования с
перечислением земель, поселений, племенных групп, регалий, ритуальной утвари и
прочего имущества, передающегося новому владельцу удела.
Как правило, вместе с ним на новое местожительство направлялась и дружина
воинов-чжоусцев ("люди вана" обычно упоминаются при перечислениях в
записях), которая призвана была являть собой социально-политическую опору
нового владельца удела, костяк чжоуского господства там. Тем самым
немногочисленный чжоуский контингент создавал то этнически и политически
господствующее ядро, ту группу тесно связанных друг с другом родственников и
соплеменников, благодаря существованию которой правящий клан в новом уделе не
только сравнительно легко упрочивал свою власть, но и оказывался ведущим в
процессе постепенной этнической консолидации в рамках удела.
Система уделов была вынужденной формой политической структуры в молодом
государстве, гигантская территория которого с неразвитой инфраструктурой и
примитивным механизмом редистрибуции явно не соответствовала стремлениям
малочисленной этнической группы чжоусцев се возглавлять и контролировать.
Эффективность аппарата центра была достаточна для контроля в рамках двух столиц
и общего руководства. Руководство же на местном уровне должны были взять на
себя как раз те чжоусцы, которым и были пожалованы уделы. Владельцы уделов на
первых порах являли собой администраторов-наместников, комендантов чжоуских
гарнизонов в иноплеменном окружении. Естественно, все они были тесно связаны с
центром, зависели от его помощи и военной поддержки в случае нужды. Логично и
закономерно, что эта связь подчеркивала и освящала величие власти вана,
неприкосновенность его статуса и функций в качестве всеобщего сюзерена,
верховного правителя, носителя небесного мандата, "сына Неба"
(тянь-цзы) - этим титулом официально именовались чжоуские правители. Упомянутая
связь реально подкреплялась спорадическими инспекционными поездками вана или
его представителей в уделы, т. е. повседневным контролем центра, а также
визитами владельцев уделов ко двору с данью и подарками, своего рода отчетами о
деятельности. В функции центра входило, особенно на первых порах, также и
введение в права владения наследников умерших правителей, что обычно
совершалось в форме торжественного церемониала с клятвами и напутствиями,
нередко при личном участии вана, в одном из столичных храмов.
Если прибавить ко всему сказанному, что в начале Чжоу внешняя периферия широко
раскинувшего свои пределы государства отнюдь не была стопроцентно лояльной, то
станет очевидным, что для того времени (ХI - Х вв. до н. э.) система уделов
оказалась вполне оправдавшей себя формой привычной региональной администрации,
особенно в отдаленных от столиц районах периферийной промежуточной зоны. С
годами, однако, ситуация изменялась. |