Основная масса бронзовых
защитных изделий иньского времени происходит из периферийных по отношению к
Аньяну памятников. Так, на памятниках шилоуского типа Хоуланьцягоу (рис.17.2),
Таохуачжуан, Идэ и Чуцзяюй (рис.17.1), расположенных на западе провинции
Шаньси, встречены специфические плоские бронзовые изделия в форме полумесяца, в
кончиках рогов которых проделаны отверстия (Го Юн, 1962, с. 33,34; Се Циншань,
Ян Шаошунь, 1960, с. 52; В Идэ уезда Шилоу, 1962, с. 29; Ян Шаошунь,
1981, с. 50). В середине выпуклой части у них имеется небольшой прямоугольный
выступ. Линейные размеры полумесяцев: расстояние между концами - 25,5 - Помимо пекторалей на памятниках шилоуского типа
встречаются также изделия, именуемые в китайских источниках "броневыми
бляшками" (цзяпао). Они круглые, выпуклые, с полем и отверстиями для
крепления по краю. Диаметр бляшек по разным памятникам варьирует. Например, в
Яньтоуцунь уезда Суйдэ провинции Шэньси найдены три таких бляшки диаметром Встречаются броневые
бляшки не только на памятниках шилоуского типа. Три крупных бляшки найдены на
стоянке Линьчжэюй в уезде Баодэ провинции Шаньси: две диаметром Три бронзовых бляшки
диаметром Помимо относительно
небольших блях в Люцзяхэ встречено и более крупное изделие. Оно напоминает
морду животного с двумя очень длинными рогами, один из них был утрачен, видимо,
еще в древности (рис.18.4). Длина всего изделия - Первый в виде личины с крупными отверстиями на месте
глаз диаметром Другой тип бляхи - в
виде бычьей морды, с крупными, горизонтально направленными, загибающимися на
концах вверх рогами, большими выпуклыми глазами и оскаленной пастью; прорезных
деталей нет (рис.19.2). Посредине "морды" вертикально идет ребро, так
что в поперечном сечении бляха оказывается У-образной. Судя по описанию, в
районе ушей и рогов в боковых стенках имеются отверстия для крепления: на
фотографиях и эстампах они заметны плохо. Такие морды в Суцунь находили два
раза: в Весьма точной аналогией
бычьим мордам, найденным в Суцунь, является изделие, обнаруженное в погребении
М1 западно-чжоуского могильника Хэцзяцунъ (Дай Инсинь, 1976, с. 37). Оно также
представляет собой бычью морду с крупными, горизонтально направленными,
загибающимися на концах вверх рогами, выпуклыми глазами и двумя петельками,
расположенными с тыльной стороны центрального ребра. Ширина маски между ушами -
§ 3. Броневые бляшки: нагрудники или умбоны? Сразу возникает вопрос
об интерпретации всех вышеописанных блях: детали этого доспеха, умбоны щитов
или нечто иное. С пекторалями вопрос более или менее ясен: они имеют по два отверстия
для подвешивания, располагаются в погребениях в районе грудной клетки,
соответствует ей по размерам. Это, конечно, не доспехи, однако, учитывая их
массивность и размеры, соответствующие ширине грудной клетки, а также тот факт,
что в комплексе с пекторалями всегда встречается оружие - клевцы, стрелы,
кинжалы, - они могли быть не только украшением или указанием на ранг
погребенного, но и выполнять защитную функцию. Крупные человеческие личины из
Суцунь и из Аньяна, очевидно, являлись защитными масками. У них есть
приспособления для крепления к шлему или непосредственно на голове, расстояние
между глазными отверстиями соответствует расстоянию между центрами зрачков
человека, а абсолютные размеры соответствуют размерам человеческого лица. Мелкие бляшки-личины из
Люцзяхэ явно не подходят на роль защитных масок:
достаточно указать, что расстояние между центрами глаз у них около Остаются бляшки меньшего
размера. Решающее слово для определения их предназначения могла бы сказать
планиграфия находок, взаимное их расположение в закрытом комплексе. К
сожалению, практически все могилы иньского времени с бляшками открыты случайно,
непрофессионалами, так что планы отсутствуют. Единственное исключение - Люцзяхэ
в уезде Пингу в районе г. Пекина: там выявлены остатки большой могилы (рис.
18.1). Хотя костяк и не сохранился, но по расположению ряда находок - золотых
височных колец андроноидного облика (рис.18.6), золотой головной шпильки
(рис.18.5), золотой андроноидной гвоздевидной серьги (рис.18.7) - можно судить о
его местоположении и ориентации. Бляшки в виде
человеческих личин (рис.18.9) в этом погребении расположены следующим образом:
три на одной линии вдоль оси костяка на равном расстоянии друг от друга,
четвертая в стороне, равноудаленно от крайних бляшек этой прямой линии, пятая
на плане не показана. Подобное расположение, с учетом того что четвертая бляшка
выходит далеко за пределы костяка, предполагает крепление на какой-то крупный
предмет - погребальный покров или щит. Более мелкие бляшки в виде жаб и лягушек
(рис.18.2,3) находятся в районе ног погребенного, но частично вне пределов
костяка. Эти бляшки могли быть чем угодно: деталями украшения щита, обуви,
одежды или каких-либо иных, не сохранившихся вещей. Три круглых броневых
бляшки из Люцзяхэ (рис.18.8) располагались в районе грудной клетки
реконструируемого костяка компактной группой: две в районе сосков, одна - в
районе солнечного сплетения. Расстояние между крайними точками наиболее
удаленных друг от друга бляшек не превышало Группировка бляшек по
три экземпляра отмечена в погребении М2 западно-чжоуского могильника Байцаопо
(Чу Шибинь, 1977, с. 104, 115). Они лежат выше головы погребенного
(исследователи памятника приняли их за детали шлема), рядом с пряжкой
колесничего, двумя кинжалами в прорезных ажурных ножнах и четырьмя бубенчиками
"луань" (рис.20.1). Бляхи, диаметром около Аналогичная
байцаопоской комбинация из трех блях обнаружена в северо-западном углу
погребения М52 западно-чжоуского могильника Люлихэ (рис.20.2) (Западно-чжоуские
жертвенные захоронения, 1974, с. 311, 315). Диаметр каждой из этих бляшек - Похожую картину, на наш
взгляд, дает и погребение М5 западно-чжоуского могильника Хэцзяцунь, где
найдено 6 бронзовых бляшек (рис.21.1) (Дай Инсинь, 1976, с. 37), однако при
интерпретации этого комплекса приходится сталкиваться с определенными
трудностями. Там обнаружены остатки покрытых лаком щитов, один из которых, по
нашему мнению, лежал поверх группы из трех бляшек у северо-восточной стенки
могилы, в головах погребенного. В китайской публикации интерпретация находки
отсутствует; писавший о данном памятнике С. А. Комиссаров посчитал, что остатки
одного из щитов связаны с пятью бляхами: "одна из них располагалась в
центре щита, а остальные - по углам" (Комиссаров С. А., 1988, с. 81).
Чтобы разобраться в ситуации, взглянем на план могилы. Прежде всего, пять
бляшек у северо-восточной стенки никак не могли принадлежать одному щиту. Если
измерить расстояния между их центрами, то четыре бляшки образуют трапецию с
самой длинной стороной около Расположение щитов у
стен могилы отмечено и в уже упоминавшемся выше погребении М52 могильника
Люлихэ (рис.20.2), где у восточной стенки стояло два щита, от которых
сохранились умбоны (один в вертикальном положении) (Западно-чжоуские жертвенные
захоронения, 1974, с. 311, 315). Эти умбоны практически не отличаются от
бронзовых бляшек; отличительным признаком, следовательно, может служить только
характер расположения (одиночный или треугольником). В погребении М52 Люлихэ,
кроме того, броневые бляшки закреплялись при помощи петелек на тыльной стороне
(рис.17.4), а умбоны - при помощи отверстий (видимо, гвоздями?) (рис.17.5),
однако на других памятниках Западного Чжоу и в иньское время это различие не
прослеживается. Можно предположить, что щиты у стенок либо принадлежали реально
или символически сопогребенным, либо должны были играть ритуальную роль, ограждая от потусторонних неприятностей тела умерших. Собственные
щиты погребенных закрывали нижнюю часть их тела. Умбоны этих щитов - очень
крупные броневые бляхи – обнаружены в районе левой берцовой кости в погребениях
с нагрудниками и кинжалами: М52 в Люлихе (рис.20.2), М2 в Байацопо (рис.20.1) и
МЗ в Байфу (рис.20.3). В свете рассмотренного западно-чжоуского материала
умбоном следует считать и крупную рогатую бляху из Люцзяхэ в уезде Пингу в
районе г. Пекина (рис.18.4), так как и она располагалась в районе таза - правой
берцовой кости погребенного (рис.18.1). Аналогично роль умбонов, видимо, играли
рогатые бычьи морды из Суцунь в уезде Чэнгу провинции Шэньси. То, что одиночные
круглые броневые бляхи в западно-чжоуских погребениях являлись умбонами,
подтверждает анализ их взаимовстречаемости с другим инвентарем. Практически
всегда, даже в относительно бедных погребениях, где нет иного металлического
инвентаря, броневую бляху сопровождает клевец, и подобных примеров много.
Особенно убедительно отмеченную закономерность подтверждает массовый материал
чжоуского могильника Сицунь в уезде Фэнсян провинции Шэньси (Хань Вэй, У
Чжэньфэн, 1982, с 15, 23-25, табл. на с..28-38). Всего там раскопано 210
поселений; в инвентарь 14 из них входили броневые бляшки, клевцы содержались в
24 могилах. Вероятность встретить погребение с бляшкой равна 14/210 = 1/15.
Если предположить, что распределение клевцов и бляшек по могилам случайно и не
зависит друг от друга, то по теории вероятности мы должны были бы встретить
бляшку в одной могиле с клевцом 24 х 1/15 = 1,6 раза. Или аналогично,
вероятность находки могилы с клевцом равна 24/210 = 4/35, а вероятность находки
клевца в могиле с бляшкой - 14 х 4/35 = 1,6 случаев. Реально мы имеем 13
случаев совместной находки клевца и бляшки, что превышает расчетную цифру более
чем в 8 раз! Примечательно, что если в могиле найдено две бляшки (отмечено два
таких случая), то там же лежали и два клевца. Значит, стандартным набором
вооружения рядового чжоуского воина были щит (нередко с умбоном - круглой
бронзовой "броневой" бляхой) и клевец. Что касается собственно
иньских щитов, то на известных из археологических раскопок экземплярах умбоны
не обнаружены. Правда, на некоторых иньских пиктограммах имеется
изображение щитов с кружком в центре (рис,17.7) - но это может быть просто узор
на щите или изображение инокультурного щита. Во всяком случае, на иньских
пиктограммах клевцов часто представлено оружие с широким треугольным бойком
("чо") (рис.17.6), нехарактерное для иньцев. Показательно, что
половина погребений с умбонами из могильника Сицунь относится к предчжоускому
(т.е. иньскому) времени, а значит, синхронна существованию иньского городища в
Аньяне, когда создавались пиктограммы (Хань Вэй, У Чжэньфэн, 1982, с. 26). Результаты анализа
иньского защитного вооружения можно суммировать следующим образом. Иньские
шлемы предназначались для защиты головы от удара клевцами с широким треугольным
бойком ("чо"). С течением времени, вероятно, вырабатывались приемы,
позволяющие защищать голову от такого удара и без шлема. Металлические детали
доспеха у иньцев не получили распространения, поскольку наступательное оружие,
применявшееся противниками иньцев, не требовало столь совершенной защиты: лицо
и грудь от него практически не могли пострадать. У северных и западных соседей
иньцев три круглые бронзовые бляхи диаметром свыше Глава III. ПОСТРОЕНИЕ И ТАКТИКА ВОЙСК В данной главе
исследуются построение и тактика древнекитайского войска, определенные по
материалам оружейных кладов. Факторы, влияющие на тактику, (т. е. способ
применения вооруженной силы), делятся на природные (климат, ландшафт) и
социальные (вооружение, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства). Последняя группа
факторов в значительной степени зависит от наличного вооружения как своей
армии, так и войск противной стороны. Таким образом, материальной основой,
определяющей тактику любой армии, является вооружение. Как правило, оружие
хорошо фиксируется по данным археологии, но достаточно ли их для реконструкции
тактики или хотя бы ее базового звена - организационной структуры войск, их
боевого построения? Конечно, указание на способ применения несет и один
комплект, даже отдельный предмет вооружения. Например, известно, что тяжелое
защитное вооружение на открытой местности, как правило, применяется в сомкнутом
боевом строю. Однако определить конкретный вид боевого построения какого-либо
подразделения по данным археологии обычно можно только в случае, если имеется
все его наличное вооружение. Последнее чаще всего наблюдается в царских
захоронениях, когда умершего правителя сопровождают, пусть и символически, его
телохранители. В идеальном случае захороненные войска располагаются в боевом
или походном порядке (как, например, при раскопках гробницы Цинь Шихуана, где
покой первого императора всего Китая охраняли глиняные статуи его гвардейцев в
полном боевом облачении, изображенные в натуральную величину). Реконструкция
построения возможна и тогда, когда вооружение подразделения свалено в кучу.
Особенно хорошо она удается, если оружие отдельных групп воинов (например,
разных шеренг) как-то различалось. Тогда можно попытаться определить число
воинов в шеренге или количество шеренг, т.е. модуль, по которому строилось
подразделение. § I. Построение пехотного подразделения Продемонстрируем
возможность реконструкции боевого построения на материалах памятника
раннеиньского времени Суцунь в уезде Чэнгу провинции Шэньси. Там в яме глубиной
до Клевцы, найденные в
Суцуни, - двух типов. 81 предмет представляет собой оружие с широким
треугольным бойком в виде равнобедренного треугольника с круглым отверстием,
брусковидным утолщением или жилкой-нервюрой по центру бойка и двумя
прямоугольными прорезями у его основания (рис.22.1-3). Китайские исследователи
обычно называют оружие такого типа "чо". Остальные 14 клевцов,
именуемые "гэ", - с длинной бородкой с четырьмя прорезями, с тремя
жилками по центру вытянутого бойка. Угол между бойком и бородкой составляет
меньше 90° (рис.22.4). Всего в Суцуни
обнаружено 95 единиц наступательного оружия. Так как один воин не мог
действовать сразу двумя клевцами (и "гэ" с длинной бородкой, и
"чо"), то, очевидно, такова численность подразделения. Теперь надо
выделить модуль построения войска, т.е. определить, во сколько шеренг могло
отроиться подразделение, или вычислить количество воинов в шеренге. В рассматриваемом
случае удобнее начать с защитного вооружения. Поскольку полного комплекта
защитного вооружения - маска-личина, щит с умбоном, бляшки нагрудника - на всех
не хватает, то различия в защитном вооружении позволяют нам определить модуль
построения войска. Очевидно, что лучше всего была защищена первая шеренга, -
располагаясь сомкнутым строем (тяжелые доспехи!), составляющие ее воины
прикрывали остальные ряды. Таких воинов 11. Но это еще не модуль построения
отряда, так как 95 на 11 без остатка не делится. Как же были вооружены и
расположены остальные 84 (95 - 11) бойца? Остаются незадействованными 12
(23-11) защитных масок-личин, которыми логично вооружить воинов второй шеренги,
стоящих не в затылок бойцам первой, а со сдвигом на полкорпуса в сторону. Им
надо защищать только лица, грудь надежно прикрыта первой шеренгой. Поскольку 84
делится без остатка на 12 (количество человек во второй шеренге), то последнее
число и есть искомый модуль построения отряда. Остальные воины стоят в затылок
второй шеренге, а всего шеренг, включая и короткую первую, - 8. Посмотрим, как
распределилось наступательное вооружение. "Гэ" с длинной бородкой и
четырьмя прорезями при ударе, наносимом сверху вниз, т.е. при движении в
вертикальной плоскости, не обладают существенными преимуществами перед другими
типами аналогичного оружия. Если клевцом с длинной бородкой действовать в
горизонтальной плоскости, как косой, он превращается в страшное оружие,
наносящее резаные раны и цепляющее противника. Но размахивать клевцом в
горизонтальной плоскости, находясь в середине боевого построения, нельзя -
будут мешать свои же товарищи из внешних шеренг. Первую шеренгу вооружить
клевцами-косами также нельзя, поскольку число бойцов в ней не соответствует
количеству оружия. Вдобавок, это мешало бы стоявшим сзади воинам принять
участие в схватке. Очевидно, что они должны были действовать своим оружием
("чо") в промежутках между бойцами первой шеренги. Как мы только что
убедились, удары из глубины построения можно наносить только в вертикальной плоскости.
Таким образом, оружие воинов первой и второй шеренг двигалось бы во
взаимноперпендикулярных плоскостях, в результате чего оно бы сталкивалось и
сцеплялось, т.е. мешало бы друг другу. Итак, первая шеренга исключена. Остаются
фланги и тыл, которые при сомкнутых построениях как раз и нуждаются в усиленной
обороне. Если не считать короткую первую шеренгу, которая вся должна была
включиться в бой при фронтальном столкновении, фланги прикрывали именно 14
воинов, стоящих в 7 длинных шеренгах; это соответствует количеству клевцов-кос
(тоже 14). Если оснастить данным оружием последнюю, тыловую шеренгу из 12
воинов, такого соответствия нет. Попробуем проверить полученную расстановку отряда распределением круглых защитных бляшек. Всего их 282: 90 с отверстием в центре и 192 островерхих, причем разнотипные бляшки найдены отдельно друг от друга. Известно, что в иньское время три таких бляшки составляли комплект нагрудного защитного доспеха (подробнее см. выше, §3., гл. II). Следовательно, перед нами 94 (30 + 64) защитных доспеха, а воинов в отряде 95. Как же доспехи распределялись в строю, и почему не хватает одного комплекта? 30 доспехов из блях с отверстиями в центре можно выдать прикрывающим фланги четырем крайним воинам в длинных шеренгах и двум - в короткой первой. Итого 4x7 + 2 =30. Подсчитаем, сколько же требовалось доспехов остальным бойцам. Число воинов без доспехов в одной шеренге 8 (12 - 4) умножим на количество шеренг - 8. Получается 64, что соответствует количеству доспехов, спрятанных в бронзовых сосудах лэй. Конечно, при этих подсчетах мы забыли, что в пе | |
| |
Просмотров: 1112 | |
Всего комментариев: 0 | |