Земельная собственность и землевладение, сельская община в период Западного Чжоу

Земельная собственность и землевладение

На начальном этапе развития Чжоуского государства производственным отношениям были присущи пережитки родоплеменного строя. В одних племенных объединениях земли принадлежали вождю, который наделял мужчин племени землей, и они ее обрабатывали, податей не платили, а только лишь несли трудовую повинность. В других вождь племени как основной владелец земли наделял членов своего племени землей по количеству едоков в семье.

Тот, кто получал землю в пользование для обработки, назывался тяньдин. Полученный участок земли не разрешалось закладывать или продавать. Об этом свидетельствуют письменные источники — книги “Жунч-жайсыби” и “Гуйхайюйхэнчжи”.

В последующие периоды эпохи Чжоу произошли существенные изменения в системе землевладения и землепользования. Главная ее особенность заключалась в том, что на нее оказало влияние сочетание родового устройства Западного Чжоу с его рабовладельческой системой и зарождающимися новыми феодальными производственными отношениями. Эта система землевладения и землепользования была тесно связана с социальной дифференциацией, которая была закреплена в системе социальных рангов. Структура общественного деления выглядела следующим образом: в высшую первую группу входили правители (ваны), вторая группа состояла из представителей высшей аристократии — чжухоу, правителей наследственных владений. Третья группа включала глав родоплеменных групп (цзу), которые составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа — это главы больших семей, входившие в состав того или иного цзу-ши. Самой многочисленной была пятая группа — простолюдины (шужень), наряду с этим словом употребляли слова: “чжунжень”, “чжун”.

Чжоуские правители — ваны называли себя старшими сыновьями неба. Считалось, что небо вручило вану земли и подданных, и поэтому он вправе властвовать над ними. Старший сын неба считался родоначальником Поднебесной, а все остальные правители, которые принадлежали к той же родовой фамилии, оказывали ему высшие почести.

Верховным собственником в Чжоуском государстве был ван. Ему принадлежали все земли. Он жаловал чжухоу право наследственного владения частью своих земель. Чжухоу признавали право дафу на владение частью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали землю, а передавали ее во владение ши. В конечном итоге земля обрабатывалась простолюдинами. Такой была иерархическая система землевладения. Рабы стояли вне иерархии социальных групп.

Пожалование земель знати началось после завоевания царства Шан (Иньского царства). После распределения земля и подданные номинально считались принадлежащими вану. Фактически тот, кто ее получал, имел право распоряжаться и землей, и подданными как своей собственностью. С появлением системы земельных пожалований появляется тенденция к превращению таких земельных владений в частную собственность, а всей родовой аристократии — в крупных и мелких собственников земли.


Сельская община

Система общинного землепользования, сложившаяся во времена царства Шан (Инь), продолжала существовать в эпоху Западного Чжоу и играть существенную роль. После завоевания Шанского государства чжо-уские правители сохранили систему совместной обработки земли. Так как, с одной стороны, они видели заинтересованность свободного общинника в подъеме производства, что является важным условием роста производительных сил, а с другой стороны, смягчали внутренние противоречия, которые оказывали влияние на стабильное положение государства. Общинники получали землю, которая называлась “сытянь” — частновладельческой землей в пользование. Но они не получали права собственности на землю, ее нельзя было ни продать, ни купить. Земля передавалась по наследству старшему сыну, но лишь тогда, когда отец состарится или умрет, а старший сын станет главой дома. По системе чжоуского землепользования правом наследования в роду обладал старший сын от первой жены, который назывался “цзунцы”. Получалось, что общинники из поколения в поколение всей семьей были привязаны к участкам земли, так как не имели других средств существования.

Древнекитайский писатель Мэн-цзы в своих трактатах сообщает о том, что чжоуские правители разбили землю на отдельные пашни, т. е. провели размежевание земли. Была внедрена так называемая система “Колодезных полей” (“цзинтянь”) — общинного землепользования. Земли были поделены на участки “Колодцы” (“цзин”), квадратные ли (мера длины), которые равнялись 900 му. 1 му в ширину равнялось одному шагу, а в длину — 150 шагов. Сто шагов в длину и ширину составляет 100 му. В 900 му входило центральное, казенное поле в 100 му, а остальные восемь полей по 100 му каждое были расположены вокруг казенного и передавались в пользование восьми семьям.

“Колодезные поля” (“цзинтянь”) были казенными землями, которые передавались в пользование для обработки в качестве жалованья. Это составляло основу государственной собственности на землю. Поделенные на квадраты земли передавались казной чжухоу и богу-ань (чиновникам), которые отдавали их для обработки земледельцам. Такая система землепользования имела следующие назначения: во-первых, для чжухоу и богу-ань она представляла собой определенную единицу для выплаты жалованья, во-вторых, для лиц, непосредственно занимавшихся обработкой полей, она представляла собой единицу учета труда, их усердия. А критерием для обеих этих целей служила строго определенная площадь “колодезных полей”.

По системе “цзинтянь” в древнем Китае имелась совершенная для того времени система орошения, состоящая из различных рвов, канав, протоков, арыков и т. п. Помимо государственных квадратных полей, имелась еще целина, являвшаяся частными полями. Если казенные общественные поля (гун тянь) имели определенную форму и размеры, то частные были разнообразной формы, какую только позволяла местность. Казенные земли обрабатывались в первую очередь. Частные поля являлись частной собственностью и были объектом купли-продажи.

Во времена Чжоу общинники-земледельцы должны были не только обрабатывать казенные земли, но и нести военную повинность, во время войны они должны были строить валы и рвы, вооружаться в доспехи.

Устроены сельские общины, в основном, были следующим образом: пять семейств объединялись в соседскую общину — линь, пять таких общин составляли деревню — ли, четыре таких деревни представляли клан — цзу, пять цзу образовывали группу — дан, пять дан составляли округ — чжоу, пять чжоу объединялись в сан-саны, состояли из 12500 дворов. Во главе каждой такой административной единицы стояли управители.

 

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0   

 

Категория: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В КИТАЕ. | Добавил: konan (12.01.2009)
Просмотров: 2162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]