2.3. «Весны и Осени» (722 – 481 до н.э.) В этот период происходили междоусобные войны из-за
того, что династия Чжоу начала слабеть и разрушаться. Возвышение отдельных
удельных князей стремившихся захватить власть в свои руки привело к бесконечным
войнам. В следствие неуемной алчности мощных царей, масштаб военных действий в
период «Весен и Осеней» резко вырос. Необходимым стало привлечение большого
количества крестьян, ибо для участия в войнах уже не хватало представителей
знати. В начале этого периода бой, на открытой местности, по
прежнему концентрировался вокруг колесниц, поддерживаемых пехотой, которой
становилось все больше и больше.[1] По началу действовали рыцарские законы, и этика боя
требовала приверженности «Ли» (ритуал), но так как из-за больших потерь знати
армия комплектовалась из кого попало, так, например, из крестьян и
ремесленников, которые были мало связаны со всей этой атрибутикой, ритуал
постепенно терял свое значение. И уже по прошествии века только глупец и
обреченный на поражение обременял себя старыми этическими нормами. Хотя древний
обычай индивидуального поединка сохранился в качестве начала к битве – но в
целом вышел из моды.[2] В начале периода армия насчитывала в ходе похода от
700 до 1000 колесниц, сопровождаемых уже десятьютысячным войском.[3]
Однако к концу 481г до н.э.; такие сильные царства как Цинь и Ци, выставляли
уже до 4 тысяч колесниц каждая и поддерживала их с помощью сорокатысячной
пехоты.[4] Боевое оружие походило на использовавшееся в период
Западной ЧЖОУ, причем у пехоты были копья и короткие мечи, а алебарда
оставалась у воинов на колеснице.[5] С совершенствованием кузнечного мастерства менялось и
оружие. Оно становилось более надежным, острее и смертельнее. Хотя производство
бронзы оставалось распространенным, с открытием технологии литья железа и стали
(произошло в конце периода «Весен и Осеней») из нее в основном изготавливались
лишь сельскохозяйственные принадлежности и инвентарь. Войны случались очень часто, и теперь даже самое
сильное царство, если ему не удавалось подготовиться к обороне и обучить
солдат, могло быть стерто с лица Земли. В этот период времени впервые были
установлены физические нормативы для воинов действующей армии и для тех, кого
отбирали в элитные части. 2.4. Период «Борющихся Царств» (403 – 221гг. до н.э.) С начала периода «Борющихся Царств» в 1403г. до н.э.
события стали сменять друг друга с калейдоскопической быстротой. В развитии
войн эпохи «Весен и Осеней» Китай оказался разделенным на семь царств –
гегемонов, каждое из которых контролировало значительную территорию, и 15 более
мелких царств, обреченных на роль жертв.[6] В период «Борющихся Царств» - высокая продуктивность
сельского хозяйства и, как следствие, возросший уровень материального
благосостояния привел к тому, что масштаб военных действий увеличился
фантастически. В Шанские времена несколько тысяч человек в одном походе уже
составляли армию, ныне же, слабые царства легко выставляли сто тысяч, а сильные
в III в до н.э., имели постоянную армию в один миллион, и
согласно источникам собирали еще 600 тысяч для одной кампании.[7] В битве между Цинь и Чу количество воинов с обеих
сторон превышало один миллион человек – впечатляющая цифра, даже если она
несколько преувеличена. Численность войск стала решающей, ведь в предыдущей
кампании Цинь с 200 тысячами воинов потерпело жесткое поражение. В следствие
этого возросли потери: 100 тысяч воинов царства Вей погибло в битве при Малине
в 341г. до н.э.; 240 тысяч воинов из воиска Хань и Вей пали в битве при Итцзюэ
в 295г. до н.э.; и, наконец, 450 тысяч воинов царства Чу было истреблено в
сражении у Чанпина в 260г. до н.э.[8] Столь значительные кампании требовали долгой
подготовки, сборов и соответственного оснащения. Вместо нескольких дней или
недель на марше и пары дней битвы, как это было при Шан, ныне требовались
месяцы и годы, сражения длились по десять дней, а войны продолжались по году и
более. Управление такими значительными ресурсами и таким количеством воинов
требовало большого искусства и потому полководцы и командиры были в цене. По
всей стране крестьян приписывали к воинам, обучали их военному делу на сезонной
основе и, в случае необходимости, мобилизовали их.[9] Искусство полководца и его обязанности также
изменились в то время, когда, стратегия и тактика стала настолько затейливой и
сложной, что замена полководца могла, и часто так и было, привести армию к
поражению и подвергнуть опасности все государство. В период Шан и ранней Чжоу битвы проводились на
открытой, незащищенной равнине, а армии лишь во время маршей встречали на своем
пути города. Хотя какие-то укрепления существовали – как например, защищенные
земляные стены неолитического и шанского периодов, которые продолжать в ходе
раскопок.[10] В период «Борющихся Царств» правители предпринимали
меры для защиты своих владений от врагов. На границах и по всей территории
строились «великие стены», валы, форты и сторожевые башни. Землю защищали больше,
чем людей, ведь цели войны изменились и каждое царство желало не пленных и
сокровищ, а уничтожения врага путем захвата его земли, разгрома армии и
установления контроля над населением захваченных территорий.[11] По всей территории Китая растут укрепленные города,
которые превращались в транспортные узлы. Поэтому если в период Западной Чжоу и
«Весен и Осеней» разумнее было обойти города, чем терять ресурсы и людей,
осаждая и атакуя его, теперь города захватывались и разрушались повсеместно.[12] Появлялись технические приспособления для штурма и
защиты городов: огромные осадные орудия (катапульты, баллисты, подвижные щиты,
тараны и «шагающие башни»).[13]
Потребовались инженеры, специалисты по взятию и обороне крепостных стен. На протяжении IV в до н.э. - массовый рост численности пехоты. Под
постоянным давлением всадников из степей китайское правительство осознает
необходимость создания конных подразделений (до этого у китайцев кавалерии
никогда не было). Хотя история появления лошадей в Китае еще не выяснена до
конца, известно, что в 307г. до н.э. правитель У-лин из северного царства Чжао,
несмотря на многочисленные возражения заставил своих воинов облачиться в
«варварские одежды» (короткая куртка и штаны) вместо обычных и почитаемых
халатов, дабы ускорить создание конных частей.[14] И
уже начиная с V в до н.э. всадники постепенно
появляются в Китае. Искусство верховой езды пришло вероятно из Ирана и из
степей Центральной Азии. У-лин был первый из известных нам кто создал конное
войско, что сразу же повысило наступательный потенциал Чжао. Седло, там где оно существовало, было очень
примитивным – только скрученное одеяло, стремена же появились в конце Хань.[15]
Всадники, таким образом, были вынуждены выполнять нелегкую задачу, управлять
лошадью и одновременно стрелять из лука или сражаться мечом.[16]
Возможность таких воинов была ограниченной. Преимущество было лишь в ее
скорости и мобильности, чем собственно боевой мощью. Таким образом, появление
конницы улучшало мобильность войска, так как теперь воины были не прикреплены к
колесницам и могли уже сражаться на любой местности (колесницам требовалась
ровная поверхность). С огромными ордами закованной в доспехи пехоты,
вооруженной копьями, алебардами и мечами (возможно уже из железа) войны в
беспринципных масштабах стали не только возможными, но и неотвратимыми.[17] 2.5. Цинь (221 – 207гг. до н.э.) Империя Цинь занимала
огромную территорию от Южной Маньчжурии до Сычуани и Гуандуна.[18] Сложилась
она во второй половине III в. до н. э.
в результате захвата правителем одного из китайских княжеств — Цинь —
территории, фактически существовавшей лишь номинально империи Чжоу.[19] Успешные войны,
которые в IV–III вв. до н. э. вело государство Цинь против других
самостоятельных китайских княжеств: Чу, Чжао, Ци, Вэй, Янь, Хань — в 221 до н.
э. окончились свержением древней династии Чжоу и установлением циньского
господства на всей территории государства Чжоу.[20] Цинь Шихуанди уничтожил
независимые государственные образования, а также осуществил аграрные,
финансовые и военные реформы по типу преобразований в государстве Цинь
сановником Шан Яном в 358-348 до н. э. Кроме того, империя была разделена на 36
областей (выполнявших также роль военных округов), в каждую из которых были
назначены гражданский и военный администраторы.[21] К 221г. до н.э. в
Китае на месте разрозненных государств создается единая империя Цинь с
центральной властью.[22] В
циньской империи использовались поощрения для тех, кто служил ей верой и
правдой.[23] При этой династии
развиваются укрепительные сооружения, так например в 212г. до н.э. для защиты
северных границ империи от набегов кочевников начато строительство Великой
китайской стены – грандиозного фортификационного сооружения.[24] На вооружении армии по прежнему остаются мечи
алебарды, арбалеты, луки и т.п. Большая роль отводится конным частям. 4. Заключение И так данная курсовая была посвящена эволюции военного
искусства Древнего и Средневекового Китая. В этой работе мы рассмотрели армию
китайского народа древности и средних веков: их вооружение, тактику и стратегию
боя и военные реформы. Данная тема курсовой работы дает понять, как нелегки
были условия выживания этого народа в ту далекую эпоху. За несколько сот лет Китай наращивал свой военный потенциал и копил опыт
военной деятельности. В период древности и Средних веков Китай произошла
эволюция китайской военной системы, например начиная с тысячной армии ее
численность возросла до миллиона. Рассмотрев источники и монографии можно узнать о военной системе Китая
много интересного. Как такая большая страна смогла противостоять многочисленным
противникам, набегам кочевников и смогла выжить? Наверное, причины этого
кроятся в огромном таланте китайских полководцев. Их знания передавались из
поколения в поколение и стали учебником для многих стран. 5. Библиография 1. История древнего мира.
[Учеб. для ср. шк. – 3-е изд. – Ф.П.Коровкин. – М.: Просвещение, 1988г. –
255с., 16л. карт.:ил. – ISBN. 2. История средних веков.
[Учеб. для стр. кл. – 27-е изд. – Е.В. Агибалова; Г.М. Донской. – М.:
Просвещение, 1991г. – 319с.:ил., карт. – ISBN. 3. Книга правителя области
Шан (Шан цзюнь шу). Изд. 2-е, доп. Пер. с кит; вступ. ст; коммент; послесл.
Л.С.Переломова. – М.: Ладомир, 1993 (Памятники письменности Востока. XXв – 392с.). 4. У-цзин. Семь военных
канонов древнего Китая. [Пер. с англ. Котенко Р.В., предисловие и комментарии: Ralf D. Sawyer – СПб.: издательская группа «Евразия», 2001 -
448страниц. 5. doubleshadow.narod.ru 6. marbio-www.dvgu.ru/lib 7. mega.KM.ru [1] там же [2] У-цзин, стр.22 [3] там же [4] там же [5] там же [6] У-цзин, стр.23 [7] У-цзин, стр.23 [8] У-цзин, стр.24 [9] там же [10] У-цзин, стр.25 [11] там же [12] У-цзин, стр.25 [13] там же [14] У-цзин, стр.26 [15] там же [16] там же [17] У-цзин, стр.26 [18] www.KM.ru [19] там же [20] mega.KM.ru [21] mega.KM.ru (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890-1907гг.) [22] Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Изд. 2-е, доп. Пер. с кит; вступ. ст; коммент; послесл. Л.С.Переломова. – М.: Ладомир, 1993 (Памятники письменности Востока. XXв – 392с.), стр.116 [23] там же [24] www.KM.ru | |
| |
Просмотров: 1461 | |
Всего комментариев: 0 | |