Упадок и гибель рабовладения в Китае. С правления Гуан У-ди
(25—57 гг. н. э.), пришедшего к власти на волне восстаний трудового населения и
недовольной части господствующего класса, начинается Младшая династия Хань.
Жестоко подавив народные движения, Гуан У-ди, однако, вынужден был пойти
навстречу некоторым требованиям повстанцев, он даже объявил о намерении
вернуться к «добрым временам» Лю Бана. За время восстаний многие рабы вырвались
на свободу; Гуан У-ди оставил им ее; кроме того, он неоднократно объявлял
амнистии осужденным; еще до воцарения Гуан У-ди провозглашал свободу (больше на
словах) продавшимся в рабство из-за голода или насильно обращенным в рабство во
время всеобщей смуты. Действительно были освобождены государственные рабы,
попавшие в рабство из-за нарушений законов Ван Мана, и в ряде областей империи
некоторые категории частных рабов, незаконно приговоренных по суду к
рабству(Речь шла о нарушеениях «Закона о продаже людей и захвате в рабство»,
обнародованного Гуан У-ди в 30—31 гг. н. э.). Указом Восстания 17—25 гг.
способствовали консолидации класса рабовладельцев в целом и тем самым
реставрации империи. Если при Ай-ди и Ван Мане любые попытки ограничить частное
рабство и вторгнуться в права землевладельцев вызывали с их стороны отчаянное
сопротивление, то теперь, после того как правительство Гуан У-ди взяло на себя
и успешно справилось с функцией подавления восстаний рабов и бедняков, частные
собственники уже не протестовали против законов Гуан У-ди о рабах, в том числе
и ограничивающих самоуправство господ: большинство сознавало уже, что эти меры необходимы,
тем более что в главном Гуан У-ди отстаивал интересы землевладельцев и
рабовладельцев. Обнародованный им «Закон о продаже людей», несмотря на вводимые
там ограничения, безусловно способствовал упорядочению, а тем самым и
дальнейшему развитию работорговли — этого важного источника частного рабства.
Кроме того, стал изменяться и характер землевладельческих хозяйств, в первую
очередь самых крупных. Ко времени Гуан У-ди относятся многочисленные упоминания
о большом количестве у землевладельцев так называемых гостей — кэ, или бинъ
кэ(Термин бинь кэ можно перевести как «добровольно подчинившийся гость».). Так,
в Волнения 17—25 гг.
охватили Северный Китай от Шаньдуна до Ганьсу и прокатились широкой полосой
примерно в В связи с изменением
экономической и политической ситуации Гуан У-ди перенес столицу из Чанани на
восток, в Лоян. Для восстановления ирригационных сооружений на Хуанхэ и
приведения в порядок хозяйства страны были предприняты энергичные меры, в
частности касающиеся упорядочения денежного обращения. Поощрялось земледелие и
шелководство, бедноте выделялись на льготных условиях государственные земли
(гун тянъ), а после подавления мятежа Постепенно империя Хань
вновь обрела внешнеполитическое могущество мировой державы. В Образцом гражданина в
официальной истории династии изображен известный рабовладелец, заслуженный
военный Ма Юань ( Особенно отличился как
в войнах с «северными» сюнну, так и на дипломатическом поприще в Западном крае
ханьский полководец Бань Чао (32—102) — брат историка Бань Гу, назначенный
наместником Западного края. Он был одним из организаторов мощной антисюннуской
коалиции племен динлинов и сяньби, с успехом осуществляя традиционную
внешнеполитическую линию империи Хань: «варваров уничтожать руками варваров». По мере продвижения
империи Хань на северо-запад обострялись ее отношения с Кушанским царством. В Международная
китайско-римская торговля, оставаясь непрямой, приобрела к этому времени
довольно регулярный характер. Упоминания о китайских товарах проникают даже в
художественную литературу, их можно встретить у Горация, Вергилия, Птолемея,
Плиния Старшего( Торговля между Ханьской империей и Римом впервые началась в Одновременно китайцам
удалось через Верхнюю Бирму и Ассам установить связи с Индостаном и наладить
морское сообщение из портов Вьетнама (в частности, из известного римлянам под
названием «Каттигара» порта в Бакбо) до восточного побережья Индии, а через
Корею — и с Японией. Развитие внешнеторговой
экспансии империи Хань в направлении стран южных морей, государств Южной Индии
и Шри Ланки становится особенно заметным во второй половине II в. н. э.— с
утратой ханьского контроля над Великим шелковым путем. Внутри страны
происходит рост производительных сил. Проводились крупные ирригационные работы;
поддержание в порядке ирригационных сооружений имело особенно важное значение в
Северном Китае, где из-за специфических геологических условий прорыв плотин
приводил к страшным бедствиям. Для помола зерна вместо ручных зернотерок начали
применять примитивные водяные мельницы, агротехнические изобретения Старшей
династии Хань получили большее распространение, были придуманы воздуходувные
кузнечные мехи, действовавшие при помощи водяного колеса с вертикальным валом,
и водоподъемный насос. Однако распространение все эти нововведения получают
лишь с III—IV вв. н. э. При Младшей династии
Хань в. империи ясно определились два направления социально-экономического
развития. Главным из них оставалось рабовладение. Рабовладельческие
хозяйства продолжали существовать, хотя труд рабов применялся теперь прежде
всего в специфических видах производства (выращивание камфарных и лаковых
деревьев, пастьба скота, рыбные и соляные промыслы). Для земледелия, если не
считать ирригационных работ, рабский труд не был характерен. Жалобы на
непроизводительность его появились уже во второй половине Старшей династии Хань
(в правительственной дискуссии «О соли и железе» и докладе сановника Гун Юя);
теперь они усилились. Это было связано, в частности, с усовершенствованием
навыков труда и хозяйственных' методов — не менее важным показателем подъема
производительных сил, чем технические достижения. Развивается новый тип
полеводства, требовавший тщательного ручного ухода буквально за каждым
растением в поле; рабский труд для этого не годился. Получают развитие сложные
хозяйства крупнейших собственников земли, где применялся труд зависящих от них
(но лично еще свободных) земледельцев(Исследователи отмечают двойственность их
положения: они сохраняли право приобретать землю, но не могли самовольно
покинуть арендуемый ими участок господской земли.). Процесс концентрации земли
принял неслыханные размеры: новые землевладельцы, никак не связанные с чиновной
знатью, иногда обладали имениями, тянувшимися «от области до области». Их
влияние распространялось на всю округу, включая и мелкие города. Эти земельные
магнаты назывались, как мы уже знаем, «сильными домами». Они имели тысячи
рабов, табуны коней, стада крупного и мелкого скота, владели большими
мастерскими, значительную часть персонала которых составляли закованные рабы,
наживались на торговле и ростовщичестве. На полях этих огромных имений было
крайне трудно, а то и невозможно организовать необходимое наблюдение за рабами.
Здесь использовался труд бу цюй (посаженной на землю личной стражи) и всякого
рода кэ — «гостей», «полевых работников», «гостей-приживальщиков»,
«нахлебников» и др. Эта группа, напоминающая клиентов или колонов, существовала
на правах арендаторов (дянъ кэ) или на положении отроков-рабов (тун ли). Часто
нужда заставляла задолжавшую бедноту брать в издольную аренду и обрабатывать
землю «сильных домов» на тяжелых условиях. В обширнейших поместьях, имевших по
нескольку тысяч «гостевых дворов», наметился переход к предфеодальным формам
хозяйствования. Второе направление социально-экономического развития в империи
Младших Хань и представляло крупное землевладение, где устанавливались отличные
от рабовладельческих отношения, игравшие все более важную экономическую роль. В государственном
секторе получили распространение так называемые тунь тянъ («поля при
селении—тунь»). Впервые эта форма государственного полеводческого хозяйства
возникла на северо-западных границах империи на рубеже II—I вв. до н. э., но
затем нашла применение во внутренних областях империи (что, возможно,
свидетельствует об усилении значения императорской собственности). Для изучения
этих хозяйств имеются крайне редкие для древнего Китая источники — подлинные
документы хозяйственной отчетности на бамбуковых планках. Сельскохозяйственные
работы здесь выполняли поселенцы и их семьи, которым выдавали посевной
материал, земледельческие орудия и скот: урожай (целиком или в размере 60%)
сдавался в казенные амбары, откуда земледельцы получали натуральные выдачи и
одежду. Выдачи и выполненные работы строго учитывались. Несмотря на тяжелые
условия эксплуатации, жители этих селений не были все же рабами в юридическом смысле
(так как известны случаи их дальнейшего порабощения властями), но находились на
положении государственно-зависимых, прикрепленных к земле землепользователей.
Это аграрное устройство, видимо связанное и с воссозданием общин, получило
дальнейшее развитие и стало в известной мере прообразом государственной
«надельной системы» — цзюнъ тянъ, нашедшей широкое применение со второй
четверти III в. н. э., уже после падения ханьской династии, в китайских
предфеодальных государствах периода так называемого Троецарствия и в
раннефеодальной империи Цзинь. Между тем ко второй
половине II в. ханьский Китай снова потерял Западный край, хотя
заинтересованность империи в нем была несомненна. Восстановление империей
Младших Хань в I в. международной торговли по Великому шелковому пути и
овладение торговыми путями на северо-востоке и юго-западе явилось мощным
стимулом для развития товарно-денежных отношений, роста частного
предпринимательства и накопления личных богатств. В феноменальном росте
фамильных состояний и безудержном мотовстве богатейших домов современники
усматривали чуть ли не первопричину оскудения государственной казны и массового
разорения земледельцев. Два крайних полюса социальной действительности —
скопление несметных сокровищ в руках немногих собственников (в частности, тех,
кто был связан с торговлей и ростовщичеством) и обнищание массы мелких и
средних собственников — обозначились к началу II в. с предельной остротой.
Создавшееся положение многие деятели рассматривали как катастрофу для
государства и связывали его с чрезмерным распространением товарно-денежных
отношений. Представление о том,
что торговля и монетное обращение являются «червем», подтачивающим
благосостояние государства, сложилось у ряда древнекитайских экономистов давно,
в предимперский период. С конца II в. до н. э. в докладах на высочайшее имя
появляются предложения запретить деньги и изъять металлическую монету из
обращения. Однако объективная действительность, вызвавшая к жизни эти внешне
схожие настроения, в разные периоды была различна. В предимперскую эпоху,
когда распространение товарно-денежных отношений стимулировало развитие
рабовладельческих хозяйств, работавших на продажу, такое отношение отражало
прежде всего реакцию общественных слоев, наиболее пострадавших от «победного
шествия денег», в первую очередь прежней знати. Вместе с тем оно показывало
реакцию правящих кругов — идеологов «фацзя», не связанных со старой знатью, но
ставящих превыше всего интересы авторитарного государства, которые, по их
мнению, ущемлялись новой денежной знатью. Эти воззрения шли вразрез с развитием
рабовладельческой экономики той эпохи. Теперь обстоятельства
переменились. В условиях укрупнения рабовладельческих хозяйств, изменения
самого их характера при усиливающейся натурализации хозяйства дальнейшее
расширение и углубление денежных отношений (обусловленное также и политическими
причинами(В частности, притязаниями фиска: подушный, а зачастую и поземельный
налог, составлявший важнейшую статью доходов империи, правительство пыталось
исчислять в деньгах.)) становилось отрицательным фактором, подрывающим
экономику общества в целом. Вызванные этим противоречием общественные сдвиги
давали себя знать во всех областях жизни и объяснялись современниками
по-разному, но, как правило, пагубностью денег, как таковых. Подлинная причина
этого кризисного явления заключалась в том, что достигнутый к тому времени
уровень товарно-денежных отношений не соответствовал существовавшему тогда
характеру производства. Поскольку в древности производство из-за низкого уровня
производительности труда в целом носило натуральный характер, постольку
товарно-денежное обращение затрагивало лишь относительно небольшую часть
производимого продукта и капитал был торговоростовщическим, т. е. к
производству не имел прямого отношения. Таким образом, рост денежных накоплений
не стимулировал производства. И если оборотную сторону обогащения частных домов
в империи Хань многие современники видели только в безмерной роскоши и
беспредельном расточительстве—на фоне все возрастающей бедности подавляющего
большинства населения и за его счет,— то в некотором смысле они были недалеки
от истины. Все это привело к
обострению внутренней борьбы в правительстве и самом императорском доме. Две
группировки боролись при ханьском дворе за влияние на императоров, в какой-то
мере отражая две указанные тенденции общественно-экономического развития. Во
внешней политике это были линии на ее активизацию и на затормаживание. Сначала
одержала победу первая, и ее выражением были успехи Бань Чао, действовавшего в
Западном крае в течение 30 лет. Но вскоре, и не случайно, взяла верх вторая.
Еще во времена Бань Чао придворные советники настаивали на прекращении походов
в Восточный Туркестан. После его смерти наместничество в Западном крае было
уничтожено. Сын Бань Чао еще некоторое время продолжал дело отца. Однако
государственной поддержки его деятельность уже не встречала, а в сложнейшей
обстановке Западного края это означало постепенную сдачу империей ключевых
позиций на Великом шелковом пути. Уже с конца первого десятилетия II в.
северные сюнну при поддержке владетелей Западного края возобновили набеги на
Китай. Активизировались племена цянов. Северные и северо-восточные границы
империи стали подвергаться нападению сяньби, занявших прежние кочевья сюнну. У
династии едва хватало сил для обороны границ. На отказ от активной
внешней политики повлияла и наметившаяся в первой четверти II в. убыль числа
налогоплательщиков государства. Во Патронаж привязывал
отдавшегося под покровительство к земле, что, очевидно, было в интересах обеих
заинтересованных сторон. Если доведенные до разорения земледельцы отдавались
под покровительство крупных собственников, попадали в личную зависимость от
них, то такой ценой они сохраняли известные владельческие права на свои
участки. Покровительство патрона, видимо, освобождало их самих и от уплаты
государственных налогов. О том, что в основе этих процессов часто лежали
долговые сделки, можно судить по постоянным упоминаниям источников об огромном
количестве должников у земельных магнатов. Из подданных
государства, его свободных граждан, попавшие в долговую кабалу лица теперь
превращались в людей, лично и поземельно зависимых, вышедших из-под фискального
надзора имперской администрации. Для государства этот процесс означал потерю
доходов, для земельных магнатов — их приобретение, причем явно в ущерб
государству(Очевидно, к концу описываемого периода «гостевые дворы» получают
какой-то официальный статус и начинают учитываться властями на предмет
налогообложения, но не как самостоятельные хозяйства, а как податные единицы,
подчиненные «сильным домам», приписанные к ним.) Создалась своеобразная
ситуация: общинники — основные налогоплательщики государства могли
распоряжаться своей землей, передавать ее на определенных условиях другим
лицам, в частности «сильным домам», которые, в свою очередь, также имели право
распоряжаться своими поместьями, расширяя их до любых мыслимых пределов.
Государство же, чьими подданными они являлись, не имело реальной возможности
помешать этому. Таким образом, ни императору, ни ханьскому государству не
принадлежала и в это время собственность на всю территорию империи, на которую
распространялся их публично-правовой суверенитет. Но с течением времени —
по мере ослабления императорской власти — главы «сильных домов» постепенно
присваивали себе и публично-правовые функции государства (или часть их). Магнат
почти «естественно» делался носителем судебно-правовой власти для своих
«зависимых», как бы становясь между ними и государством. Новая зависимость
могла ассоциироваться в их глазах с патриархальной зависимостью младших родичей
в домашней общине, которые в пределах каждой большой семьи и ранее фактически
были лишены собственности на средства производства. Коммендация вела к
изменению гражданского статуса общинника, отдавшегося под патронат частного
лица. В хозяйствах «сильных домов» по мере их укрупнения возникали в зачаточном
виде те формы отношений собственности, которые делали магнатов в собственных
глазах принципиально неотличимыми от правителей, а их поместья — неотличимыми
от государств. Так постепенно в одном лице соединялись публично-правовые
функции суверена и частноправовые функции собственника, которые в
рабовладельческом обществе не совпадали. Но процесс этот здесь едва лишь
начинался. Многим политическим
деятелям империи казалось, что можно воспрепятствовать концентрации земли у
«сильных домов» и задержать процесс обезземеливания общинников, прижимая
торговцев и искусственно сокращая приток в страну богатств, чрезмерно
разжигающих страсть к наживе. Одно это убеждение могло представляться
достаточным основанием для изменения внутренней и внешней политики империи.
Стремление к личному обогащению противопоставлялось государственным интересам
страны и мыслилось основным источником финансовых бедствий империи. Но
действительная причина происходивших процессов коренилась в намечавшемся
изменении характера общественного производства. Новые формы личной зависимости
и поземельных отношений становились доминирующими в крупных поместьях,
свидетельствуя о снижении товарности частных хозяйств, дальнейшей натурализации
производства, изменении способов выжимания прибавочного продукта. При таких формах
внеэкономического принуждения, как рабство, крупнейшие хозяйства не только не
могли бы функционировать как полеводческо-земледельческие, но оказались бы во
многих случаях просто не обеспеченными достоянной рабочей силой. Латифундиальное рабовладельческое
хозяйство на больших пространствах поместий «сильных домов» было практически
невозможным, как из-за трудности надзора за рабами и из-за боязни рабских
восстаний, так и потому, что это должно было изменить я полеводческий характер
этих владений, ибо латифундии в их чистом виде, как правило, приводят к замене
огородничества и зернового земледелия скотоводством или другими экстенсивными
формами сельского хозяйства (что и наблюдалось в империи Хань с рубежа нашей
эры). А это последнее обстоятельство само по себе обрекало их на гибель,
поскольку земледелие оставалось основной отраслью ханьской экономики.
Хозяйства, продолжавшие ориентироваться на рабский труд, экономическая
невыгодность которого проявлялась все больше и больше в условиях натурализации экономики,
оказывались менее жизнеспособными, чем крупное землевладение, где доминировали
иные, более гибкие формы зависимости мелких производителей. Деградация
рабовладельческого хозяйства на определенном уровне развития была связана также
и с этим фактором. Отсутствие перспектив
развития при старом типе экономики, видимо, главная причина гибели
рабовладельческой империи Хань. Конечно, указанные
процессы в разных частях империи протекали неодинаково, однако общая тенденция
экономического развития в сторону усиления натурализации так или иначе давала
себя знать, отражаясь на эволюции государства и являясь одной из глубоких
причин изменения курса внешней и внутренней политики правящих кругов империи. Советники настаивали на
действенном использовании рычагов государственной машины для противодействия
сокращению количества налогоплательщиков и уменьшению числа свободного
общинного населения. Многие полагали, что как массовое обнищание, так и
усиление мощи богатейших семей, противостоящих государственным интересам, были
неизбежным следствием сильнейшей коррупции государственного аппарата,
вымогательства властей и роста налогов и повинностей. Все это действительно
имело место и с начала II в. стало принимать угрожающие размеры. Утяжеление
податного бремени было вызвано и тем, что уменьшение числа налогоплательщиков
естественным образом вело к увеличению налогов для оставшейся массы
гражданского населения империи. Это должно было, в свою
очередь, повести к усилению процесса коммендации. Целые общины (наличие их засвидетельствовано
источниками) могли превращаться из собственников в «держателей» земли у
«сильных домов», поскольку за недоимки каждой семьи перед властями отвечала вся
община. Последующие переписи показали всю тщету усилий правительства добиться в
этом вопросе хоть какого-то улучшения. Когда в Начиная со второй
четверти II в. в Китае непрерывно вспыхивали локальные восстания; за полвека их
зарегистрировано почти сто. Из-за разрушения плотин наводнения на Хуанхэ несли
неисчислимые бедствия сотням тысяч семей. Особенно губительным было наводнение В | |
| |
Просмотров: 1329 | |
Всего комментариев: 0 | |