Как
уже отмечалось нами, пока трудно утверждать наличие определенной
преемственности между индской цивилизацией и последующей историей Индостана.
Может быть, за это ответственны и ограниченность источников, и их недостаточная
изученность. Да и характер источников различен. Если для III—II тысячелетий до
н.э. почти единственным источником наших знаний о древней Индии являются данные
археологии, то для конца II и первой половины I тысячелетия решающее значение
сохраняют данные литературных памятников. К тому же и относятся они в основном
к другой исторической области — Гангской. Эти
памятники — древнейшая индийская религиозная литература. Она состоит из
сборников религиозных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала,
толкований и комментариев на священные тексты, но индийцами объединяется одним
наименованием—Веда («знание»); в современной науке это название применяется
обычно во множественном числе — «Веды». Период первой половины I тысячелетия до
н.э., к которому относятся «Веды», часто называется в науке «ведическим».
Разумеется, эта литература дает больше всего сведений о религиозных верованиях,
но содержит данные и о культуре и экономике; данные же о политической истории
крайне редки и разрозненны. Сильно снижает ценность источника неопределенность
датировки отдельных частей «Вед». Все же большинство исследователей согласны в
том, что мифологические части «Вед» — санхиты (древнейшая санхита — «Ригведа»)
—созданы в XI—IX вв. до н.э., объяснения ритуала (брахманы) — в VIII—VII вв. до
н э. и древнейшие толкования религиозно-философского характера (араньякц, и
упанишады)— в середине и конце I тысячелетия до н.э. Конечно, для историка это
слишком широкие пределы, чтобы можно было делать выводы, которые удовлетворили
бы всех. К
I тысячелетию до н.э. относятся памятники древнеиндийского эпоса, использование
которого историком связано с чрезвычайно большими методологическими
трудностями. | |
| |
Просмотров: 1359 | |
Всего комментариев: 0 | |