У
древних индийцев было широко распространено предание «о четырех веках».
Согласно этому преданию, в первом из веков, «Совершенном» (Крита), люди жили
счастливо, не зная болезней, тяжкого труда, частной собственности и
общественного неравенства; все были добродетельны, и потому не было наказаний и
государства. В каждом из последующих веков — Трета, Двапара и Кали —
добродетельность людей снижалась на одну четверть, и соответственно постепенно
ухудшались условия жизни людей. Особенно плох четвертый век, Кали, в котором
живем и мы; он называется «темным» и «грешным»; прежние добродетельные нормы и
правила жизни постоянно нарушаются, так как люди преисполнились всяческих
пороков. Они начали угнетать, обманывать и оскорблять друг друга. Удержать
людей от взаимного потребления теперь может только царь и только посредством
суровых наказаний: так возникает государство. Это
сказание является искаженным представлением действительного хода исторического
процесса. В веке Крита можно усмотреть идеализированное описание
первобытнообщинного строя, в веках Трета и Двапара — период возникновения
имущественного и общественного неравенства, в веке Кали — период сложившегося
классового общества и обострения социальных противоречий. Обращает на себя
внимание явное сходство предания с древнегреческим мифом о золотом, серебряном,
медном и железном веке, только символика металлов здесь отсутствует. Ведическая
литература содержит самые ранние письменные данные об общественном развитии
гангских племен. Сохранялась еще память о времени, когда предки, объединенные в
общины (ганы), вместе владели имуществом, совместно трудились во главе со
своими вождями (ганапати,), делили поровну плоды своего труда и как единое
целое выступали перед богами. Но в наступившие времена все обстояло уже
по-другому. Рядовой свободный индиец выглядит экономически вполне
самостоятельным хозяином. Одним из показателей этого было проведение
жертвенного ритуала, в большинстве случаев для частных лиц, которые,
следовательно, располагали достаточными средствами, чтобы нести соответствующие
расходы, весьма значительные. Задолженность уже в ранний ведический! период
была таким злом, избавления от которого приходилось вымаливать у богов.
Обрабатываемая земля находилась в частном владении и пользовании полноправных..
общинников; есть относительно поздние данные о дарении земли, но только царям;
о купле-продаже земли сведений ещё нет. Одновременно
происходило общественное расслоение. В «Ведах» уже нашла свое отражение крайняя
его форма — появление рабов и рабовладельцев. Даже в «Ригведе» упоминается до
ста рабов, бывших в собственности у отдельного лица, а в более поздних
памятниках указываются многие сотни и даже тысячи рабов. Конечно, надо делать
скидку на поэтические преувеличения. Древнеиндийский
термин даса — «раб» означал первоначально «враг», «чужак», «варвар». Это
позволяет предполагать, что первыми рабами были военнопленные, а также мирное
население побежденных племен. Хотя предпосылки для возникновения рабства
подготовлялись развитием неравенства внутри первобытной общины, однако долгое
время члены общины были связаны традиционными родовыми узами, и эти предпосылки
могли проявиться в наиболее последовательной форме только за счет чужаков. И
только затем появляется порабощение соплеменников. В брахманах уже встречаются
упоминания о продаже обедневшими свободными (даже высокородными) своих детей в
рабство. Но основным источником рабства оставалась, по-видимому, воина. Ничего
не известно о работорговле. Все это, а также существование человеческих
жертвоприношении позволяет предполагать, что общий уровень развития
рабовладения был еще невысок. Очевидно, речь идет о патриархальном рабстве. Разложение
первобытнообщинного строя имело своим следствием не только появление рабства,
но и возникновение социального неравенства среди свободных. В древней Индии это
выразилось в делении общества на варны — сословия, имевшие жесткий, кастовый
характер. Их насчитывалось четыре: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии —
воины, вайшьи —рядовые свободные общинники и шудры — неравноправные члены
общества. Традиционным занятием первых было исполнение жреческих обязанностей,
вторых — военное дело и управление, третьих — земледелие, скотоводство,
торговля, ростовщичество и четвертых — услужение трем высшим. Принадлежность к
варнам определялась рождением и наследовалась. Браки между членами различных
вари в принципе не считались законными, особенно между мужчиной низшей и
женщиной высшей варны. Неравенство
между варнами древние индийцы объясняли естественным различием между людьми по
степени их природного благородства. Высшими считались брахманы, затем шли
кшатрии, затем вайшьи, и воплощением низменности душевных качеств объявлялись
шудры. Соответственно объяснялось, что брахманы произошли из уст, кшатрии — из
рук, вайшьи — из бедер и шудры — из ступней мифического первочеловека,
принесенного богами в жертву. Позже сотворение варн приписывалось богу Брахме,
создавшему их из тех же частей своего тела. Наиболее
заметной чертой древней системы варн было противопоставление трех высших
четвертой, состоявшей из потомков чужаков, лишившихся земли, защиты и помощи
сородичей и однообщинников, а также из подчиненных и неполноправных племен.
Отличие шудр подчеркивалось тем, что они не проходили в детстве обряда
посвящения (инициации), считавшегося равным второму рождению, почему члены трех
высших варн и назывались «дваждырожденными». Тем самым шудры подвергались ряду
ограничений в религиозном культе (запрещение читать и слушать чтение «Вед»,
участвовать в жертвоприношениях, поминках) и общественной жизни — они не могли
занимать ответственные должности в правительственном аппарате, не имели права
на землю и занимали подчиненное место в хозяйственной деятельности. Сословное
деление было присуще и другим древним обществам, но в древней Индии оно
отличалось четкостью и прочностью. Это можно объяснить особенно острой в
условиях этой страны заинтересованностью господствующего класса во
внеэкономическом принуждении трудящихся. Индийская природа была богата
естественными и относительно легко доступными-продуктами питания (обилие дичи и
рыбы, дикорастущих злаков, орехов, плодов, ягод и т.д.), а потребности в жилье
и одежде в условиях индийского климата были минимальными. В этих условиях
заставить одних работать на других можно было только внеэкономическими
средствами. В отношении одних тружеников это достигалось прямым обращением в
рабство; в отношении же тех, которые по разным причинам в рабство обращены не
были, постепенно сложилась целая система социального и идеологического
принуждения — сословно-кастовый строй. Кроме того, в условиях этнической
пестроты, частых распадов одних государств и племенных союзов и образования
других господствующие слои общества стремились к жесткости сословных делений,
чтобы обеспечить необходимую для сохранения привилегий высших варн
организационную структуру и поддержание классовой и сословной солидарности при
всех возможных колебаниях в соотношении сил между племенами, границ между
государствами и при прочих изменениях в политической сфере. Органы
государственной власти возникали постепенно, незаметно вырастали из племенных и
общинных органов управления одновременно с обострением социальных противоречий.
Тем не менее в народной памяти (как указывалось выше) сохранилось воспоминание
о времени, когда такой власти не было. К
середине I тысячелетия до н.э. государства в долине Ганга уже вполне
оформились. Большинство их были монархическими; такие характерные для
первобытнообщинного строя институты, как племенное собрание, общинная сходка,
народный суд, потеряли в них свое прежнее значение или исчезли вовсе. Царь
(раджа) был верховным распорядителем государственного имущества, и в первую
очередь земли, командовал войском, возглавлял управление и считался главным
защитником дхармы (правил добродетельной жизни). Власть царя была
наследственной, хотя иногда требовалось формальное утверждение его кандидатуры
народным собранием — как пережиток времени, когда раджа был вождем племени или
клана. Соответственно роли, которую играл царь, его личность всячески
возвеличивалась, коронация развилась в пышный обряд, имевший сакральный
характер. В
республиках, называвшихся гана или сангха, как и древние общины, пережитки
племенной демократии держались прочнее. Государственный
аппарат был еще несложен, но некоторые постоянные должности уже определились:
придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов; в «Ригведе»
упоминается даже шпионская служба. Самым древним из известных налогов был бали;
первоначально он был, вероятно, добровольным взносом общинников на содержание
племенного вождя и поддержание племенного культа, но мы знаем его уже как
обязательный налог, равными 1/6 урожая. Государства
в то время были небольшими, а политическая карта сложной и постоянно менялась.
Лишь к середине I тысячелетия до н.э. начался процесс поглощения мелких
государств несколькими более сильными. Племена часто меняли места поселения,
захватывали чужую землю или теряли свою; одни из них гибли или рассеивались,
другие побеждали и росли за счет более слабых племен или их осколков.
Государства возникали и распадались, менялись их названия, территории и
царствующие династии, так что связной политической истории ведического периода
написать пока невозможно. Наиболее
важными государствами, по-видимому, были Кошала (в нынешнем штате Уттар-Прадеш)
и Магадха (в нынешнем штате Бихар). Сами
эти государства и некоторые из их царей известны не из надписей и не из
документов, а из разрозненных упоминаний в религиозной литературе; но так как
указания на них содержатся в весьма разнородных источниках, например в
джайнистских, буддийских и брахманистских (о которых см. лекцию 26 в книге
«Расцвет древних обществ»), и эти указания в целом не противоречивы, то можно
предполагать, что какая-то более или менее достоверная историческая традиция в
этой части Индии все же была. | |
| |
Просмотров: 1397 | |
Всего комментариев: 0 | |