Религия
племен долины Ганга все ещё сохраняла близость с религией древних иранцев.
Обеим были присущи культ огня, культ предков, использование при важнейших
обрядах особым образом приготовленного напитка — сомы (у иранцев называвшегося
хаома). Можно обнаружить много примеров сходства в терминологии и соответствий
в пантеоне и мифологических персонажах. Как
и другие народы древности, индийцы верили, что жизнь природы и общества идет в
соответствии с предписаниями богов (дэвов)—существ, подобных людям, но
обладающих сверхъестественным могуществом. Из них главными были три: Индра —
бог-громовержец и воитель, раджа среди богов; Агни — бог огня, хранитель дома,
посредник между людьми и богами; Сурья — бог Солнца, враг мрака и холода.
Женские божества в религии «Вед» уже потеряли значение. Кроме-дэвов признавали
и другой род сверхъестественных существ — асцров, но принадлежавшие к ним
божества, например бог неба Варуна, бог света и договоров Митра, играли меньшую
роль, были как бы дальше от человечества. Поскольку
считалось, что мир существует и люди преуспевают только благодаря богам, а боги
живут жертвоприношениями, главным для верующих было принесение им жертв. В
угоду им закалывались животные, в костер бросали хлебные зерна, лили топленое
масло, молоко, а также сому; бог Луны Сома считался одновременно божеством
этого напитка, дающего богам неограниченное долголетие и могущество. Некоторые
обряды отличались сложностью и дороговизной; для их совершения и произнесения
соответствующих текстов и формул требовались люди специально подготовленные. Значение
варны брахманов основывалось главным образом на их роли в культе, на обладании
ими «священным знанием» (ведой). Расходы на совершение обряда нес тот, в пользу
которого он исполнялся, а расходы на государственный культ — царь. Ни храмовых
хозяиств, ни самих храмрв как постоянных мест богослужения в ведической религии
не было. По
представлениям древних индийцев, сохраняющимся и в современном индуизме, тело
смертно, а душа вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело, а в
какое именно — зависит от поведения человека в прошлой жизни; поэтому само
понятие «действие» (карма) означает не только поведение, по и воздаяние, с
которым оно неизбежно составляет единство. Душа добродетельного возрождается
среди более высоких существ, греховного — среди низших. Социальный смысл учения
о карме заключается в том, что угнетенное положение труженика объясняется
воздаянием за его «греховное» поведение в предшествующей жизни, он сам виноват
во всем. Привилегированное же положение знатных и богатых — просто вознаграждение
им за их добродетельность в прошлой жизни. Что такое грех и добродетель —
определялось господствующей идеологией, которая объявлялась данной богами.
Учение о карме как средство идеологического воздействия на народ оказалось для
господствующего класса столь удобным, что стало основой морально-этического
учения во всех индийских религиях и сохраняет свое положение вплоть до
настоящего времени. В
рассматриваемый период появляются зародыши научного изучения действительности,
но характерно, что появляются они все же в дисциплинах, предназначенных для
изучения «Вед»,— фонетике, грамматике, этимологии, астрономии: мышление
оставалось прежде всего религиозным. Однако немалы были достижения и в
математике: так, индийцы задолго до греков (но, по-видимому, позже вавилонян)
знали теорему, носящую имя Пифагора. Известно о существовании профессиональных
лекарей, умевших определять и лечить более сотни различных болезней и знавших
лечебный эффект многих природных веществ. Храмов
и сложных погребальных памятников древние индийцы не возводили, хотя обряды
были и сложными и дорогими. Образ жизни даже знати был еще простым, города
немногим отличались от деревень. Дворцов не было, и достижения индийцев в
искусствах можно считать скромными. От
ведического периода до нас дошла в основном религиозная словесность. Жанры её
разнообразны: гимны богам, восхваления жрецами щедрых дарителей, жертвенные
формулы, заклинания, описания ритуалов, религиозно-мистические сочинения.
Иногда тексты отличаются красочностью и богатством художественных средств. В
рассматриваемый период «Веды» еще не были записаны, а передавались от учителя к
ученику изустно, и до сих пор не обнаружено ни письменной литературы, ни самой
письменности ведического периода. Древнеиндское письмо вымерло вместе с культурой
Мохенджо-Даро и Хараппы, а первые памятники индоарийских слоговых видов
письменности, которые, по-видимому, не связаны с древнеиндской, дошли лишь от,
IV—III вв. до н.э. Тем не менее представляется вероятным, что первая
индоарпйская письменность сложилась ранее — вероятно, не позже первой четверти
I тысячелетия до н.э. | |
| |
Просмотров: 1998 | |
Всего комментариев: 0 | |