Вначале
были монеты. Как правило, медные, реже — золотые, с изображениями грозных
бородатых царей и божеств, один перечень которых ставил ученых в тупик:
иранский бог солнца Митра, среднеазиатские Вадо — бог ветра, Ардохшо — богиня
плодородия, Мах — божество луны, индийский Шива, ближневосточная богиня-мать
Нана, греческие Гелиос и Селена, египетский бог Серапис и, наконец, Будда...
Где, когда и в каком государстве мог существовать такой причудливый пантеон? Не
менее странными были и надписи на монетах. Некоторые из них были греческими,
другие — Индийскими, но в большинстве случаев они были выполнены греческими
буквами на неизвестном языке. Первые такие монеты попали в руки ученых еще в 1820-х
годах. Спустя несколько десятилетий ими весьма заинтересовался англичанин
Александр Кэннингхем — военный инженер, служивший в Индии, страстный любитель
древностей и нумизмат. Впоследствии он стал первым руководителем
Археологической службы Индии. Естественно, что сперва Кэннингхем попытался
разобраться в более знакомых ему греческих и индийских надписях. Они повторяли
друг друга и содержали титулы и имена трех загадочных царей — Кудзулы Кадфиза,
Вимы Кадфиза и Канишки. В некоторых случаях наряду с титулом «царь царей»
упоминалось название народа или страны — Кушан. Из трех прочитанных имен Кэннингхему
было знакомо одно: Канишка. Об этом мудром правителе древности, великом
покровителе буддизма, сообщалось в буддийских текстах Индии, Тибета и Китая, его
имя было знакомо выдающемуся среднеазиатскому ученому Средневековья Абу
Рей-хану ал-Бируни. Но никто никогда не упоминал о том, что этот знаменитый
древний царь был кушанским государем! И что это за страна такая — Кушан? Вплоть
до 2-й половины XIX столетия ученый мир не знал о существовании Кушанской
империи. А между тем, как впоследствии выяснилось, в древних текстах
сохранилось довольно много разрозненных сообщений о ней. О могучем Кушанском
царстве писали китайские летописцы, путешественники, странствующие буддийские
монахи. О ней знали римские географы и историки. Название этой страны в
персидском варианте — Кушан-шахр — встречается в надписях сасанидских царей
Ирана, о войнах Сасани-дов с кушанами писали армянские и сирийские авторы.
Постепенно великая империя древности начинала восставать из небытия. Однако
долгое время в распоряжении ученых имелись лишь очень отрывочные и скудные
источники. Надписи на монетах донесли до нас только отзвуки истории кушан и
религиозной политики кушанских царей, объявивших своими покровителями богов и
богинь, почитавшихся различными народами Древнего мира. Изучив надписи на
монетах, А. Кэннингхем установил, что самыми поздними из них являются те, что
выполнены греческими буквами на неизвестном — очевидно местном — языке, и такие
надписи появляются уже вскоре после воцарения Канишки. Видимо, в правление
этого царя, прославленного своей мудростью, какие-то неизвестные кушан-ские
ученые создали письменность, основанную на греческом алфавите. В конце XIX века
в Северной Индии было обнаружено несколько кратких надписей кушанских царей и
их наместников, нанесенных на предметы буддийского культа, постаменты статуй и
сопровождавших рельефы. Все они были написаны по-индийски, и в них, как и на
монетах, в основном упоминались титулы и имена царей и иногда даты. Эти надписи
ученым позволили составить приблизительную хронологию правления кушанских царей
и продолжительность царствований. Между прочим оказалось, что свое
летосчисление кушане вели от даты восшествия на престол Канишки, н0 эта дата
начала «эры Канишки» науке до сих пор неизвестна! Называются разные варианты:
78, 103, 125, 128, 144 годы нашей эры — вплоть до 278-го. В течение долгого
времени ученые придерживались мнения, что эра Канишки» началась в 78 году н.э.,
теперь многие специалисты склонны датировать начало его правления более поздним
временем — первой четвертью II века н.э. А отсюда следует, что все известные
нам события кушанской истории «плавают» в пределах плюс-минус 200 лет... Между
тем эта история была на редкость яркой и интересной. На протяжении многих лет
ученые буквально по крупицам восстанавливали обстоятельства возникновения,
расцвета и падения одной из величайших империй древности. Среднеазиатские
кочевые племена, сокрушившие Греко-Бактрийское царство, обосновавшись на землях
Бактрии, образовали пять отдельных владений. Кочевники довольно быстро
восприняли традиции оседлой культуры. В I веке до н.э. они уже начинают
сооружать новые ирригационные каналы, восстанавливать города. Один из пяти
правителей, по имени Ге-рай, начинает чеканку собственных монет, в надписях на
которых он впервые именует себя кушанцем. Совокупность изображенного на монетах
Герая вооруженного всадника и греческой надписи была призвана символизировать
связь двух начал: традиций кочевой степи и эллинистической государственности
Греко-Бактрии. Кушане унаследовали многие традиции бактрийской культуры. По
прошествии ста с небольшим лет, вероятно в I веке н.э., преемник Герая Кудзула
Кадфиз (Кадфиз I; приблизительное время правления — 25 г. до н э. — 35 г. н.э.) подчинил своей
власти четыре других княжества, создал новое государство — Кушанское царство и
принял пышный титул «царя царей». Его сын и преемник Вима Кадфиз (Кадфиз II;
приблизительное время правления — 35—62 гг. н.э. или несколько позже) завоевал
значительную часть северо-западной Индии. При Кадфизе I ядром Кушанского
государства являлась Бактрия, а столицей, скорее всего, был город Бактры
(Балх). В дальнейшем центр страны переместился на юг, а столицей государства
стал город Пурушапура (ныне Пешавар) Самым известным кушанским правителем был
третий царь — Каниш-Ка, с именем которого связан расцвет империи, подъем
экономики и культуры, утверждение и распространение буддизма Память об этом
выдающемся правителе сохранилась во множестве поздних буддийских сказаний,
Рисующих Канишку как ревностного буддиста и мудрого правителя. В середине II
века Канишка избрал буддизм в качестве государственной религии страны. В
главных центрах империи — Балхе, Бамиане, Газни, Баграме — были созданы
огромные буддийские комплексы, где в окружении много- численных ступ
поднимались величественные статуи загадочно улыбающегося Будды. Проходившие с
караванами через Афганистан китайские пилигримы-буддисты с восхищением писали о
множестве существовавших здесь монастырей и буддийских храмов, которые
повидавшие мир странствующие монахи признавали самыми величественными из всего,
что им доводилось видеть. При Канишке территория государства Кушан значительно
расширилась, включив в себя даже некоторые области Центральной Индии и
Восточного Туркестана. В этот период Кушанская империя превратилась в одно из
сильнейших государств Древнего мира. Наряду с Римской империей, Парфянским
царством (а позднее — сасанидским Ираном) и Китаем она входила в четверку
«великих держав» древности, распространивших свое влияние практически на весь
Старый Свет — от Атлантического до Тихого океана. Позднее историки назовут этот
период (I—IV вв. н.э.) «имперским». Эти четыре империи были тесно связаны между
собой сложными политическими, торговыми и культурными нитями. Соперничая друг с
другом, они тем не менее поддерживали регулярную торговлю. Именно в этот период
из Китая через земли кушан и парфян в римскую Сирию протянулась крупнейшая в
истории человечества караванная дорога — Великий шелковый путь. Через порты
Египта и порты Западной Индии Древний Рим был связан с Кушанской империей и
морским путем. Известно, что в 99 году, при императоре Траяне, в Риме побывало
«индийское» — а скорее всего кушанское — посольство. Торговые связи с Римом
занимали одно из первых мест во внешней торговле Кушанской империи. В Рим везли
пряности, благовония, драгоценные камни, слоновую кость, сахар, рис и
хлопчатобумажные изделия. Транзитом из Китая доставлялись шелк и кожи. Из Рима
привозили ткани и одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, мраморные
статуи и вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская
монета, и даже когда кушанский царь Вима Кадфиз начал чеканку собственной
золотой монеты, ее номинал все равно строго равнялся римскому ауреусу. Среди
преемников Канишки наиболее известными были цари Хувиш-ка и Васудева. При
Васудеве Кушанское царство начало клониться к упадку. Его наследникам пришлось
вести длительную борьбу как с сасанидским Ираном, так и с местными династиями,
утвердившимися в различных районах Индии. Наиболее ожесточенный характер война
с Ираном приобрела к середине III века Шах Шапур I (241—272) захватил западные
области Кушанской империи. Спустя сто лет сасанидские войска вторглись в сердце
страны — на территорию Бактрии, и шахские наместники этой области стали
именоваться «царями кушан». В руках законных кушанских царей оставалась лишь
Гандхара — область на северо-западе Индии. Остатки некогда могучей империи
вскоре были покорены индийским государством . От великого государства не
осталось практически ничего, кроме надписей на монетах да кратких индийских
текстов... Ничего? «Этот акрополь — храм в честь Канишки Победителя, которым
господин царь почтил Канишку. И вот, когда первоначально было закончено
сооружение акрополя, тогда высохли внутри него находящиеся хранилища воды, в
результате чего акрополь остался без воды. И когда от сильного летнего зноя
наступила засуха, тогда боги из их гнезда были унесены — и изображения их и
скульптуры их. И акрополь опустел — до тех пор, пока в 31-м году управления, в
месяце нисан, пришел сюда к храму канаранг — наместник Ноконзок, любимый царем,
наиболее дружественный к царю, сиятельный, старающийся, делающий добро, полный
добродетелей, чистый помыслами по отношению ко всем существам. Затем он
акрополь обнес стеной, вырыл колодец, провел воду, выложил колодец камнем так,
чтобы акрополь не испытывал недостатка в чистой воде и чтобы в случае засухи,
возникающей от сильного летнего зноя, боги не были бы унесены из их гнезда,
чтобы акрополь не опустевал. А над колодцем был устроен подъемник для воды,
было сооружено также водохранилище. И благодаря этому колодцу, и благодаря
этому водоподъемнику весь акрополь стал процветающим. И этот акрополь и это...
сделали Хиргоман, Бурзмихр, сын Кузгашки, Астилганциг и Ноконзок, канаранги,
послушные приказу царя. И написал эту надпись Евман вместе с Михраманом, сыном
Бурз-михра, и Амихраманом» Это — текст высеченной на камне надписи, относящейся
к временам правления царя Канишки. Ее нашли в 1950-х годах французские
археологи во главе с Даниэлем Шлюмберже, раскопавшие большой кушанский храм в
Сурх-Котале (Северный Афганистан). В руки исследователей впервые попал длинный,
связный, хорошо сохранившийся кушанский текст, выполненный четкими греческими
буквами. Впрочем, прочитать его оказалось не так-то просто: надпись была
сделана на неизвестном языке, который, по-видимому, и являлся государственным
языком Кушанской империи. Лишь после многолетних усилий и новых открытий
сделанных археологами — прежде всего советскими, внесшими огромный вклад в
разгадку тайны Кушан, надпись удалось прочесть. Сделал это советский
исследователь Владимир Лившиц, один из крупнейших знатоков древних языков Средней
Азии. Расшифровка надписи из Сурх-Котала позволила определить и зык кушанской
Бактрии: это было одно из восточноиранских наречий, лизкое согдийскому и
хорезмийскому. Прочтение сурхкотальской надписи открыло новый этап в истории
зучения загадочной империи. Впервые наряду с именами царей зазвучали иМена
зодчих, писцов, строителей — людей, населявших Кушан и создавших великую
культуру этой страны. А именно высокий уровень культуры и стал едва ли не
наиболее значительным достижением кушанской эпохи, в кушанской культуре (при
всех ее локальных и временных различиях) в творческом единстве были сплавлены
достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культуры
эллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми
племенами из просторов Азии». Одним из самых ранних по времени возникновения
памятников Кушанского царства был Халчаян — центр одного из кочевнических
владений на севере Бактрии, расположенный в долине Сурхандарьи (Таджикистан).
Здесь в 1959—1963 гг. советские археологи под руководством ГА. Пугаченковой
открыли небольшой, богато украшенный дворец правителя, в облике которого «чисто
азиатские» архитектурные формы тесно переплелись с эллинистическими. В Халчаяне
воочию можно увидеть истоки замечательной кушанской культуры. В сохранившихся
фрагментах росписей и скульптур присутствуют одновременно детали иранских
костюмов и причесок и явные признаки эллинистического влияния. Здесь были
найдены изображения античных божеств Ники и Афины, сатиров, обнаженных амуров с
гирляндами — все обычные элементы греческих декоративных росписей. Однако
основной идеей декоративного убранства Халчаянского дворца является
прославление царствующей династии. Какой? Г.А. Пугаченкова предположила, что
дворец в Халчаяне принадлежал Гераю — тому во многом загадочному князю,
которого принято считать основателем Кушанской империи. О том, как культура
Кушан усваивала и творчески перерабатывала различные традиции, позволяют судить
результаты раскопок на холме Кара-тепе близ Термеза, начатые в 1961 году
совместной экспедицией Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов
Востока и Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по
консервации и реставрации Министерства культуры СССР. На протяжении полутора
сезонов работ здесь были раскрыты остатки огромного буддийского культового
комплекса кушанской эпохи. Широкое распространение буддизма у кушан связано с
периодом правления Канишки. Находки в Каратепе позволили установить, что уже в
те времена этого вероучения придерживались не только царь и придворная знать,
но и самые широкие слои населения империи. Комплекс памятников Каратепе включал
в себя до 25 сооружений ритуального характера — ступ, пещерных храмов и
наземных святилищ. Среди руин были найдены многочисленные обломки буддийских
статуй и рельефов, а также фрагменты стенных росписей, среди которых — портреты
донаторов (жертвователей на храм), мужчин и женщин, переданных в половину
натуральной величины. При этом интересно отметить, что одежда и обувь * Сб.:
Древние цивилизации / Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 205-
мужчин явно напоминают степные («скифские») образцы, а одежда женщин более
характерна для греческих и эллинистических городов Восточного Средиземноморья.
В Каратепе были найдены и многочисленные черепки с кушанским письмом. В 1972
году был найден фрагмент кувшина с буддийским религиозным текстом,
провозглашающим великим благим деянием покровительство над живыми существами.
Различные по времени, письму, языку, содержанию, выполненные и индийским
алфавитом, и кушанским письмом, эти надписи открыли новую страницу в истории
Кушанского царства. Они стали одним из важнейших источников для изучения
истории буддизма за северными пределами Индии. Великолепные образцы буддийского
искусства, относящиеся к кушанской эпохе, найдены археологами во всех областях
Афганистана. Ко временам Кушанского царства относились и знаменитые Будды
Бамиана, разрушенные дикарями весной 2001 года. В облике бамианских Будд тоже
отразилось влияние различных культур: статуи были облачены в одеяния,
напоминающие греческие туники. Легкая драпировка складок одежды, покрывающей
фигуры, вызывает в памяти образы классических античных скульптур. Кушанские
правители, покровительствуя буддизму, стремились вместе с тем утвердить и
авторитет светской власти. Памятником династийного культа было, в частности,
уже упоминавшееся святилище Сурх-Котал — храм Канишки Победителя, открытый и
исследованный французскими археологами. Он являет собой образец культурного
синтеза, столь характерного для кушанской эпохи. Планировка святилища связана с
иранской традицией, большинство архитектурных приемов — греческие, и в то же
время в облике святилища чувствуется влияние индийских религиозных
представлений. Храм находился на высоком холме, увенчанном крепостной стеной. В
склоне холма были вырублены три огромные платформы, расположенные одна над
другой. Через эти террасы к подножию храма вела многоступенчатая лестница.
Главный фасад окруженного колоннадой храма был обращен к востоку — туда, где
восходит солнце. Вдоль стен в нишах располагались статуи и скульптурные группы,
изображавшие членов правящей династии. В центре возвышался алтарь, где горел
неугасимый священный огонь, зажженный в честь прославленного государя Канишки.
Еще одним значительным памятником кушанского периода является святилище Матхура
(Северная Индия) — крупный художественный центр Кушан, где археологами был
найден целый ряд царских статуй. В их числе — ныне знаменитая статуя Канишки,
ставшая сегодня своеобразным символом исчезнувшей Кушанской империи: от
скульптуры уцелела лишь нижняя часть, приблизительно до уровня груди. Головы
нет, и облик легендарного царя остался для нас загадкой, как остаются
нераскрытыми еще многие другие страницы истории Кушан...