Протоэламский период характеризуется использованием
протоэламской письменности на глиняных табличках. Ранние таблички содержали
только цифровые знаки и оттиски печатей, а поздние таблички считаются чистыми протоэламскими,
поскольку они содержат и цифровые и идеографические протоэламские знаки. По мнению Ж. Р. Алдена, в его статье, посвященной
протоэламской цивилизации, этот период существовал на протяжении пяти веков с
3300г. по Удивительно то, что целых планов зданий протоэламского
типа встречается мало, очень мало обнаружено протоэламских погребений, в
основном не достаточно сведений про различные социальные и политические
организации в протоэламском обществе. Можно сказать, что этот период совсем
мало изучен. Несомненно, что протоэламский феномен отражает
изменения в экономических и политических отношениях между иранскими горными
ресурсными районами и равнинами Тигра и Евфрата. Протоэламские экономические таблички были найдены от
Суз на западе до Шахр-и-Сохте, на востоке и на севере плато в поселении Сиалка,
а также в других иранских поселениях, находящихся в разных районах плато
(рис.2). Надо отметить, что хотя распространение этих табличек не пересекло
границ плато, они влияли на развитие культур и в Афганистане на востоке и в Сирии
на западе. Происхождение данного социокультурного комплекса по составляющим
компонентам достаточно сложно и следование месопотамским, а точнее шумерским,
эталонам не вызывает сомнений. Но интерпретация этих особенностей вызывает
различные толкования. Г.Чайлд подчеркивая сходство керамики урукского типа в
южном Двуречье и в Эламе, полагает, что имело место проникновение в Хузистан
специалистов-ремесленников из Шумера после установления там урукской культуры.
Это утверждение можно было бы принять, если бы в Шумере урукская керамика
являлась бесспорным результатом эволюции расписной посуды убедийской культуры.
Однако различие там столь велико, что некоторые исследователи готовы видеть в
распространении урукской керамики результат какого-то вторжения с севера. Ж.
Ламберг-Карловски вообще считает возможным говорить о колонизации Суз Шумером в
период Урука. В.М. Массон сказал, что логичнее видеть в происходящих изменениях
отражение ремесленизации гончарного производства, что привело к упадку
расписной керамики (посуды), производившейся в пору Убейда в Шумере и в пору
Сузы1(А) в Эламе. Однако процессы заимствования и влияния, видимо,
носили более сложный характер. Так, развитие глиптики от овальных печатей к
цилиндрам шло практически параллельно в Уруке и в Сузах. Тематика сложных сцен
на овальных печатях, генетически связанных с последующими изображениями на
цилиндрах, в Сузах даже более богата и разнообразна по сравнению с Шумером.
Эламская пиктография, возможно и возникшая под шумерским влиянием, в целом представляет
собой совершенно самостоятельную систему письменности и в отличие от шумерской
пока не поддается полной дешифровке. Поэтому правильнее видеть в указанных
явлениях, в том числе в распространении ряда форм посуды, именно воздействия
культурных эталонов и образцов, выборочно использованных эламскими общинами,
социально-экономическое развитие которых вело к созданию классового общества и
государства. Таким образом, можно говорить о сочетании спонтанной и
стимулированной трансформации. Шумерские эталоны для своего времени лучше всего
представляли региональный тип первых цивилизаций Ближнего Востока, и Элам, так
же как и Северная Сирия, один из примеров такого многокомпонентного пути
развития. Протоэламская цивилизация, сформировавшись как
устойчивый комплекс, начинает оказывать активное воздействие на свое окружение,
начиная с самых ранних этапов. В этом отношении, поселения на иранском плато
разделяются на две группы, первая из них это поселения, в которых были найдены
протоэламские таблички, а также характерные протоэламские типы керамики и
похожие оттиски печатей (цилиндрических), как, например, в поселениях
Тепе-Сиалк, Тал-и-Газир,Тепе-Яхья и Шахр-и-Сохте. А вторая группа это
поселения, находящиеся в разных районах Иранского плато, в которых было обнаружены
некоторые типы характерной керамики, которые имеют параллели с керамическими
традициями первой группы как например в Чешми Али, Габристане, Гияне, Дешавере
и в районе Луристан и т.д.(рис.3). Годин Тепе занимает стратегическое местоположение на
самой наезженной дороге из Центральной Месопотамии в сторону Иранского плато,
между современными городами Хашадан и Кершаншах. Слой Годин V считается характерным для протоэламского
периода. В результате раскопок было обнаружено овальное здание периода Годин V,
находящееся на самой верхушке главного холма и содержавшее протоэламские
таблички (большинство из них цифровые, лишь одна табличка имеет
пиктографические символы, которые можно считать протоэламскими или
протошумерскими), керамика и оттиски печатей, близко напоминающие
позднеурукские материалы в Сузиане. По архитектурным деталям здание Годин V
похоже на здания, раскопанные в Сиалке, Сузах, Малян и Яхья. Приблизительно
половина керамических материалов в этом здании имеют параллели в аллювиальных
долинах Суз и Шумера. Все эти сведения были предоставлены археологами,
работавшими на поселении, так же они дали представление о существовании
сузианских купцов в поселении. Есть доказательство того, что Годин V был покинут
своими жителями, и через 5 или 50 лет сюда переселились пришельцы с севера
Ирана. Раскопки, проводившиеся в ближайших районах (от поселения Годин) не
показали параллели с керамическими традициями типа Годин V. Сиалк находится между внутренней границей гор Загроса
и пустыней Дашт-и-Кавир, ближе к современному городу Кашан. По-видимому большой
источник воды в этой местности служил ее жителям несколько тысячелетий; как и
находящийся поближе источник меди, и раннее использование меди в Тепе Сиалке
предполагает, что этот металл, вероятно, был другим важным местным источником
дохода жителей Сиалка. Доказательства о существовании протоэламских признаков
в Сиалке находятся в слое Сиалк IV. Они похожи на Годин V. Таблички (несомненно протоэламские хозяйственные),
керамика и оттиски печатей были найдены в монументальном здании, находившемся
на самой верхушке южного холма в поселении (рис.20). Архитектурные детали в
Сиалк IV нашли параллели в Сузах, Годин V и в Маляне. Были обнаружены два
погребения (с скелетами взрослых людей) с инвентарем, содержавшим украшения из
золота и лазурита. Также были найдены по крайней мере четыре детских погребения
внутри сосудов, это также считается одной из характеристик TUV района в Маляне. Исходя из того, что здание Сиалка IV возвышается над
комплексом, содержавшим останки скелетов и руин, и из того, что керамические
традиции Сиалк IV (рис.27). резко отличаются от керамики Сиалк III, Гиршман
предполагает, что оккупация Сиалка произошла в результате вторжения из Суз.
Такое вторжение носило и экономические и политические характер. Тал-и-Газир, огромный комплекс, состоит из пяти
холмов, находящихся в равнине Рам Хормуз в районе Хузистана, между горами
Загроса и аллювиальной равниной реки Каруна, на одном из основных исторических
путей на южное Иранское плато. Поселение в Тал-и-Газире было обнаружено в 1948-1949
гг. Дональдом Маккауном, результаты его работы кратко изложены в работе
Колдуелла и по протоэламскому периоду в работе Вайткомба. Протоэламский
комплекс содержит и керамику, и обломки табличек с цифровыми знаками. Надо
подчеркнуть, что только самые верхние слои считаются протоэламскими.
Многоцветные кувшины, размеры кирпичей и использование глиняных кирпичей в
строительстве фундамента для основных зданий нашли параллели лишь в Маляне, в
отличие от протоэламских поселений в горных районах. Раскопки до сих пор не
показали ни одного другого поселения с керамикой позднеурукского или Джемдет
Насар протоэламского типа (рис.22). Тепе Яхья - это высокий округлый холм в долине Согуна,
приблизительно в Протоэламские таблички, целые и обломки, печати,
оттиски печатей и керамика в Тепе Яхья пришли из здания периода IV-C (рис.23).
Кажется, что эти явления и изменения в материальной культуре демонстрируют
прибытие пришельцев, которые использовали и местный и иностранный стиль
керамики, смешивались с местным населением, но жили в определенных местах. Некоторые факты указывают на отделение
пришельцев-иностранцев от местного населения. Как, например, протоэламский
стиль керамики составляет не больше 15% из общего числа керамических изделий,
обнаруженных в слое IV-C, и это маленькое количество, сосредоточенно в одном
здании. Это комплексное здание содержит хозяйственные таблички, печати и
оттиски печатей, и разные большие кувшины. Все это указывает на административный
характер этого здания. По другим признакам можно предположить, что его
использовали как жилище. Вкратце можно сказать, что группа людей, использующих
разный тип керамики, жила и работала в этом здании, в котором были найдены
таблички и их остатки. Может быть, это указывает на существование группы,
этнически отличной от населения Яхья в этот период. Шахр-и-Сохта находится в бассейне реки Хильменд в
восточном Иране, представляет собой самую восточную границу распространения
протоэламской системы письменности. Всего лишь одна табличка хозяйственного
типа (рис.24). была найдена в самом нижнем слое поселения. Стратиграфически она
связана с 20 оттисками печатей, стиль которых подтверждает связи между
Шахр-и-Сохта и протоэламской культурой на западе. В Шахр-и-Сохта оттиски
печатей нашли параллели с геометрическими печатями из храма бога Сина в Дияле в
слое III-V и с материалами из Суз протоэламского стиля. Показательно, что керамика, связанная с табличками и
оттисками печатей в Шахр-и-Сохта демонстрирует параллели с керамикой восточного
Ирана и с керамикой западного Ирана (Месопотамии, Сузианы) или с керамикой
Банеш. Эта характеристика делает Шахр-и-Сохта единственным памятником, который
содержит протоэламские таблички, и эти таблички и оттиски печатей считаются единственными
указателями на существование западных пришельцев в этом районе. Но можно
сказать, что это не более чем инородный компонент в местной культурной среде,
развивающей традиции культурных комплексов Северного Белуджистана и в
определенной мере Южного Туркменистана (рис.25). Итак, факт широкого воздействия протоэламской культуры
на общины Иранского нагорья не оставляет сомнений и по масштабам напоминает
влияние убейдской культуры, охватившее северную Месопотамию и Северную Сирию.
Механизм распространения культурных эталонов, выработанных в шумеро-эламской
среде, мог быть различным от прямого расселения эламитян, в числе которых могли
находиться и торговцы, до подражания и следования господствующим культурным
эталонам своего времени. Таковы в общих чертах материалы, исследующие период
развитого энеолита (или IV- начала III тыс. до н.э.). Как мы выше видели, что
это было время интенсивного развития земледельческо-скотоводческих общин. Новые
поселения возникают в целом ряде районов (Сузы, Тепе Гисар), в том числе там,
где ранние памятники оседлоземледельческой культуры пока неизвестны
(приурмийская область). Но надо подчеркнуть, что происходящие в эту пору
процессы отнюдь не ограничивались количественным ростом раннеземледельческих
общин, происходят и существенные качественные изменения, позволяющие говорить о
выделении особого периода. Повсеместно происходит совершенствование
керамического производства, появляются специальные гончарные горны довольно
сложной конструкции. Во всех четырех основных областях обитания
раннеземледельческих племен широко распространяются и амулеты-печатки,
служившие также для обозначения собственности. Укрепляются межплеменные связи,
о чем лучше всего свидетельствуют находки лазурита, отмеченные и в Сиалке, и в
Сузах, и в Тали-Бакуне. В Сузиане и Центральном Иране входит в употребление
гончарный круг, а медные предметы отливаются в специальных формах. Вместе с тем нарушается и относительное однообразие в
развитии общин, характерное для поры раннего энеолита. Особенно резко вырывается
вперед Сузиана, где почти одновременно с Шумером происходит процесс становления
городской цивилизации. Сложение классового общества в Эламе и разделение
Ирана на две зоны: зону городской культуры и зону земледельческих общин, -
определяют специфику следующего периода истории Ирана, который мы будем
рассматривать, условно его можно начинать с Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2001. 220 с | |
| |
Просмотров: 1845 | |
Всего комментариев: 0 | |