Иранское
нагорье, т.е. земли, занимаемые главным образом современными государствами
Иран(В новейшее время (до Лишь
в юго-западном углу современного Ирана, на жаркой равнине, созданной отложениями
рек Карун и Керхе, создались в первой половине III тысячелетия до н.э.
города-государства (или номовые государства), по-видимому, того же типа, что и
в Шумере; главным из них был город Сузы. Здесь создалась и своя иероглифическая
письменность, во многом похожая на шумерскую. Хотя она до сих пор еще не
дешифрована, однако ясно, что она, как и в Шумере Протописьменного периода,
обслуживала большое, вероятно храмовое, хозяйство. Долина
Каруна и Керхе в древности называлась Эламом или, на местном языке, Халтамти
(Хатамти). Первоначально это было название только одного и даже не самого
главного нома в этой области (шумеры именовали его Адамдун), и лишь позже оно
распространилось на всю ту территорию (шумеры дали ей имя Ним, что значит «верх,
нагорье»), которая объединялась с собственно Эламом общностью языка, в науке
известного как эламский. Примерно
до XXII в. до н.э. для него использовалась местная, пока не дешифрованная
иероглифика, но еще с XXIII в. в Эламе стали писать сейчас вполне удобочитаемой
клинописью — как на своем, эламском языке, так и по-шумерски и особенно
по-аккадски. Недавними
исследованиями молодого американского ученого Мак-Альпина было доказано, что
эламский язык состоял в сравнительно близком родстве с протодравидским —
предком дравидских языков. Можно думать, что в глубокой древности территория
дравидского и территория эламского языка соприкасались. Это значит, что
эламо-дравидское население должно было занимать всю полосу от Индостана до
долины Каруна и Керхе. Хотя, кроме жителей этой долины, остальное население
этой полосы в III—II тысячелетиях до н.э. явно еще не достигло уровня
цивилизации, а материальные памятники, найденные на различных городищах,
показывают, что культура здесь была неоднородной, однако там и сям существовали
изолированные центры собственной эламской цивилизации. Одним из важнейших был
город Аншан (в Этническая
принадлежность населения других оазисов Ирана, помимо «эламо-дравидской»
полосы, нам неясна. Для всего медно-каменного века (отчасти и позже) здесь
повсюду характерно изготовление разнообразной глиняной посуды с
высокохудожественной многоцветной орнаментальной росписью; поэтому все здешние
культуры, довольно разные в деталях с археологической точки зрения, называются
обобщенно «культурой крашеной керамики». Подобная керамика встречается в
дописьменный период также в Малой Азии, в Закавказье, в некоторых частях
Средней Азии, в Китае. Надо полагать, что это скорее свидетельствует об
однородности социально-культурного развития на нагорьях, чем об этническом
родстве изготовителей этой посуды. Из клинописных источников можно заключить,
что в северо-западных частях нагорья говорили на хурритских диалектах, а также
на кутийском языке. О последнем известно очень мало, но полагают, что как
хурритский, так и кутийский язык находились в ближайшем родстве с
восточнокавказскими. Неясно также, что за язык касситский(Возможно, он
относился к «эламо-дравидской» зоне.). О кутиях и касситах уже упоминалось в
предшествующих лекциях и еще будет сказано далее. На западных склонах окраин
Иранского нагорья в конце III тысячелетия до н.э. стали возникать сильно
укрепленные города — видимо, центры номов, явившихся ядрами образования первых
мелких горных государств. Крупные, но пока еще не укрепленные поселки
земледельцев существовали к этому времени и в южных, предгорных районах
нынешней Туркмении (городища Алтын-тепе, Намазга, Анау и др.). Для
земледельческих поселков Ирана и юга Средней Азии IV—III тысячелетий очень
характерны большие, многокомнатные дома — вероятно, обиталища большесемейных
домашних общин. У хурритов на западной окраине нагорья такие общины жили также
в укрепленных башнях. В
III тысячелетии до н.э. через Иранское нагорье проходят торговые пути, по
которым на северо-восток современного Ирана и в Южную Туркмению прибывают из
Шумера и Элама образцы для местной культовой глиняной и золотой мелкой
скульптуры и других мелких поделок. По этим же путям в различные центры Ирана и
Переднюю Азию поступает синий лазурит из Северного Афганистана, индийский
сердолик и золото. Но самым важным: товаром (и в то же время самым загадочным)
с конца этого тысячелетия было олово. Олову
принадлежала роль чуть ли не важнейшего сырья наступающего бронзового века.
Люди к этому времени уже давно поняли, что медь слишком мягка для многих видов
работ (для которых все еще приходилось поэтому применять камень) и что для
улучшения рабочих качеств инструментов и боевых качеств оружия к ней необходимы
приплавы. Но ни один приплав, кроме олова(Когда не было олова, к меди чаще
всего добавляли мышьяк, не мог дать достаточно высокого качества металла. Ради
производства бронзовых орудий и оружия олово везли издалека, не страшась
опасностей на далеком пути и не жалея средств. Бронзовые инструменты могли служить
гораздо дольше медных, их рабочий край был острее и меньше снашивался. Из
бронзы изготовляли даже бритвы, которые ранее приходилось делать из обсидиана
(вулканического стекла). Из бронзы стали производить кинжалы и мечи, шлемы и
чешуйчатые панцири, что значительно увеличивало боеспособность войска и
возможности эксплуатации рабского труда. Конец III—начало II тысячелетия до
н.э. были началом бронзового века в Передней Азии. Но
откуда шло олово, мы не знали. Лишь во второй половине II тысячелетия до н.э.,
когда торговые пути меняются, олово начинает поступать в Переднюю Азию с
запада. На востоке же существующие месторождения олова, достаточные для
промышленной разработки, расположены не ближе к Передней Азии, чем Малайя и
Южный Китай. Греческий географ I в. н.э. Страбон назвал источником олова
Дрангиапу — страну на юго-западе современного Афганистана, но геологи отвергли
такую возможность. Лишь недавно (в начале 70-х годов) советские геологи
обнаружили в тех краях большие древние оловянные выработки, исчерпанные по
меньшей мере тысячу лет назад (археологи их -не посещали, и абсолютная дата
пока неизвестна). Одно месторождение, видимо особенно древнее, было расположено
севернее оз. Хамун; поскольку здесь же была и медь, постольку отсюда могли
вывозиться готовьте бронзовые слитки. Другое, очень большое, находилось в
бассейне р. Хильменд. Так был раскрыт секрет бронзового века. С
III тысячелетия до н.э. в Средней Азии было одомашнено новое важное
транспортное животное — двугорбый верблюд. Его начали запрягать в
четырехколесные телеги. Появляется довольно широко развитое земледелие — пока,
правда, па базе не столь больших рек, как Амударья, а более мелких.
Оросительные каналы длиной до Аналогичная
картина создания предгородской (или даже раннегородской) культуры наблюдается и
в Дрангиане (городища Шах-и Сохте, Мундигак). Однако
в эпоху бронзы процесс образования классового общества, явно намечавшийся по
всему Иранскому нагорью (в Иране и в Афганистане), а также в Южной Туркмении,
так и не найдя завершения, сменился периодом упадка. Причины его неясны. Второе
тысячелетие до н.э. было эпохой засух и этнических перемещений в этом регионе.
Именно в это время, если не раньше, в Иране появляются индоиранские племена, о
которых будет рассказано далее. Но следы этнических перемещений, если они не
сопровождаются массовой резней и пожарами, археологически обнаружить трудно, а
письменных данных о них нет. Древнейшие культуры Ирана и Средней Азии все ещё
загадочны; археологические данные о них недостаточны, и только о западной
окраине Иранского нагорья, примыкающей к долине р. Тигра, до нас доходят
известия из надписей царей Месопотамии, к которой нам и предстоит теперь
вернуться. | |
| |
Просмотров: 1467 | |
Всего комментариев: 0 | |