Известно, что древние обитатели
Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие
цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых
возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья
Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э.
На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены черепа людей, живших
в III тыс. до н.э. Ученые предложили назвать
коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами,
населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские
племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья.
"Каспийский" тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде
среди кочевых племен луров в современном Иране. Для археологии Среднего Востока
центральным вопросом является датировка появления здесь сельскохозяйственных
поселений. Памятники материальной культуры и другие свидетельства, найденные в
каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V
тыс. до н.э. занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству,
которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные
поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее
всего - в V тыс. до н.э. К главнейшим поселениям можно отнести Сиалк, Гёй-Тепе,
Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие впоследствии столицей персидского
государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились
друг к другу глинобитные хижины. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на
кладбище в скрюченном ("утробном") положении. Реконструкция жизни
древних обитателей нагорья производилась на основании изучения утвари, орудий
труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы снабдить усопшего всем
необходимым для загробной жизни. Развитие культуры в
доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в
Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров,
изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились
печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами
появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения
продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы.
Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини-матери, часто
изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном. Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200-800 до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной - красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана - в Китае.
Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Большая часть сведений о потомках древних племен, живших на восточных границах Месопотамии, в горах Загроса, почерпнута из месопотамских летописей. (О племенах, населявших центральные и восточные районы Иранского нагорья, в летописях никаких сведений нет, потому что они не имели связей с месопотамскими царствами.) Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться ок. 3000 до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину. Нашествие ариев и Мидийское царство. Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшимися праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии. Они же дали Ирану его имя ("родина ариев"). Первая волна завоевателей нахлынула ок. 1500 до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа - на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию. В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен - согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы - сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами. В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен - согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы - сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами. | |
| |
Просмотров: 1715 | |
Всего комментариев: 0 | |