Еще недавно социальную структуру Аршакидской державы
некоторые исследователи уверенно определяли как феодальную. Представители
знатных парфянских родов и царские вельможи (вазурги), мелкие владетели и
полузависимые князьки, управители областей и другие сановники рассматривались
при этом как находившиеся на разных ступенях иерархической лестницы вассалы
верховного сюзерена - "царя царей". К числу проявлений
"феодализации" парфянского общества относили распространение
единообразного костюма воина, сложный ритуал придворных церемоний, пышную
титулатуру и другие чисто внешние признаки. Однако новые материалы (и прежде
всего данные хозяйственных документов) не укладываются в эту схему. Общая
картина, которая сейчас только смутно вырисовывается, оказывается намного
сложнее, и для ее твердого обоснования потребуется еще немало новых фактов.
Пока еще можно говорить только об отдельных элементах общественного устройства
Парфянского государства и об основных тенденциях в его социальной жизни. Во-первых, нет никаких оснований считать, что социальная
структура парфянского общества оставалась неизменной на протяжении всех пяти
веков его существования. Во-вторых, следует учитывать, насколько принципиально
различные по своему общественному и экономическому устройству социальные
организмы оказались объединенными в политических рамках "Великой
Парфии": здесь были и эллинистические города, сохранявшие самоуправление, и
мелкие арабские княжества с очень сильными традициями патриархально-родового
устройства, и полузависимые царства, управлявшиеся где родичами "царя
царей", а где местными династиями и сохранявшие право выпускать свою
монету. Здесь были и экономически сильные храмовые поместья, и
частновладельческие поместья - дастакерты с прикрепленными к земле рабами, и
свободные землевладельцы, жившие по традиционным нормам общинного уклада, и
рабы-военнопленные (аншахрик - "иноземные"). Плиний писал, что парфяне владеют восемнадцатью царствами.
Позднее их называли "царями племен", и в этом, очевидно, содержится
один из ключей к пониманию внутреннего устройства Парфянского государства.
Номады-парны, оказавшись в роли создателей одной из самых могущественных мировых
держав своего времени, еще долго, видимо, сохраняли пережитки кочевнических
родовых традиций. Именно этим, а не "феодализацией" следует объяснять
ту особую роль, которую в течение всей истории Парфянской державы играли
могущественные роды парфянской знати - Карены, Сурены, Михраны и др., имевшие
каждый свое войско. К пережиточным явлениям родо-племенной организации
относится и сохранение у парфян общегосударственного совета родовой знати. Пока можно судить только о военно-политической организации,
которую создали Аршакиды, чтобы удержать в своих руках завоеванные страны: она
была достаточно гибкой и приспособленной к особенностям и традициям каждой
области. Так, в западных областях засвидетельствованы названия должностных лиц,
восходящие - через Селевкидов - к греческой номенклатуре чиновников
("стратег Месопотамии и Парапотамии", "архос (глава)
арабов" - в долговом контракте из Дура-Европос) или к еще более древним
ахеменидским терминам (аркапат - "начальник крепости"). Местные титулы
и звания иранского происхождения существовали и в Закавказье (битахш, или
питиахш, - "наместник", "занимающий второе место"), и в
Восточном Иране (нахвадар, ноходар, - "держащий первое место"). Более
подробно (благодаря хозяйственным документам из Нисы) исследовано
административное деление, существовавшее на восточной окраине Аршакидской
державы - в собственно Парфии. Здесь оно было трехступенчатым: дизпат
(правитель селения или небольшой крепости с прилегающими землями) подчинялся
сатрапу (шахрап), управлявшему в отличие от ахеменидской эпохи сравнительно
небольшой областью, а над сатрапами стоял марзбан ("охраняющий
границу"), ведавший более крупной административно-территориальной единицей
(все эти термины иранского происхождения). Видимо, по областям различалась и
система налогообложения. Подобная система административного устройства,
приспособленная к особенностям каждой области, могла обеспечить управление
огромной державой лишь в условиях сильной царской власти, но когда она
ослабевала, немедленно проявлялась тенденция к децентрализации. Соперничество
между родами парфянской знати усиливало эту тенденцию. Еще одна могущественная
внутренняя сила, противостоявшая власти царя в Парфии, - экономически развитые
города Месопотамии. Их неоднократные антиаршакидские выступления во II-I вв. до
х.э. - косвенное подтверждение того, что Аршакиды пытались нарушить их
традиционный статус. Каковы бы ни были процессы, происходившие в
социально-экономической жизни месопотамских городов парфянского времени, ко II
в. х.э. уже не наблюдается никаких резких проявлений антагонизма между этими
городами и царской властью. Тенденция к децентрализации с последней четверти I в. х.э.
заметно усиливается и приобретает обычно форму борьбы за власть между
несколькими представителями аршакидской династии, которых поддерживали
различные внутриполитические силы. В конце I - начале II в. х.э. у власти в
Парфии нередко находятся одновременно два (а иногда и три) враждующих
правителя, каждый из которых носит пышную царскую титулатуру, чеканит свою
монету и т.д. Однако расстановка сил в этой междоусобной борьбе была, очевидно,
непостоянной - мы ничего не знаем о разделах Парфянского царства, которые
закрепили бы за разными ветвями аршакидской династии определенные территории:
каждый из соперников претендовал на все царство. Ослабление центральной власти
не замедлило сказаться во внешнеполитических неудачах (именно междоусобицы
облегчили римские завоевания в Месопотамии во II в. х.э.) и в усилении
сепаратистских тенденций царств и областей, составлявших Парфянскую державу.
Еще в 58 г.
х.э., после восстания, стала независимой Гиркания, неоднократно отправлявшая
собственных послов в Рим. Многие свои владения аршакидские цари теряют во II
в., а к началу III в. из-под их власти окончательно выходит Парс (Персида), где
местные династии (сперва с титулом фратарак - "князь",
"предводитель", затем с титулом шах - "царь") сохранялись у
власти и чеканили свою монету непрерывно, начиная с III в. до х.э. Здесь
правители и жречество считали себя преемниками и хранителями ахеменидского наследия.
Их оппозиция Аршакидам привела в первой четверти III в. к тому, что против
парфянского царя выступил Арташир, "сын Папака, из семени Сасана",
победы и царствование которого открывают новую эпоху в истории Ирана -
сасанидскую. Нельзя рассматривать парфянскую культуру как
"арифметическую сумму" культур тех стран и народов, которые
составляли аршакидскую державу. Не происходило и иранизации покоренных народов,
насильственного навязывания им культуры завоевателей или слияния культур с потерей
облика каждой из них. Греки в Селевкии на Тигре продолжали приносить жертвы
своим богам; в Парсе чтили Армазда (Ахурамазду) и Анахиту (особенно славился ее
храм в Стахре), т.е. древние зороастрийские божества, культ которых сохранялся
здесь вместе с другими ахеменидскими традициями. В собственно Парфии и в ряде
других областей были распространены культы, восходившие к учению Заратуштры, но
претерпевшие очень сильные изменения. Несомненно, существовала и Авеста или ее
важнейшие части, но неизвестно, в устном ли только исполнении магов или уже
записанная (арамейскими буквами или как-нибудь иначе). В арабском княжестве
Хатра (среди пустыни между Тигром и Евфратом) поклонялись древним семитским
божествам, хотя и изображали их по эллинистическим образцам: ал-Лат - как Афину,
Шамса - как бога Солнца Гелиоса и т.д. В кварталах римско-парфянского
пограничного города Дура-Европос храм Зевса-Теоса мог соседствовать с
синагогой, храм "пальмирских богов" - с римским "Митреумом"
(митраизм - религия, очень далекая от первоначального иранского культа
светового божества Митры, - распространился в Римской империи через Малую Азию,
на первых порах соперничая здесь с ранним христианством) . Только в изобразительном искусстве разных областей Парфии
местные черты часто выглядят как бы сглаженными - прежде всего потому, что
художники в далеких областях Парфянской державы часто следовали одним и тем же
эллинистическим образцам, наполняя их, однако, своим содержанием (как это было,
например, с изображениями божеств в Хатре). Широкое распространение
определенного набора эллинистических сюжетов и образов (особенно популярна
была, например, фигура Геракла), чисто внешних атрибутов нередко
переосмысляемых изображений характерно в это время для огромной территории - от
Средиземноморья до Индийского океана. Одни области, как, например, Парс,
оказались в меньшей степени затронутыми этими веяниями эпохи, другие - в
большей. Очень высокого развития достигла парфянская архитектура:
несмотря на явное преобладание в ней эллинистических приемов и традиций,
"лицо" парфянской архитектуры определяет их сочетание с
древневосточным архитектурным наследием (купольные своды особой конструкции,
большое развитие открытых во двор помещений под сводом или на столбах -
айванов). Специфические парфянские черты в искусстве Аршакидского
государства полнее всего проявляются в изображениях правителей. Именно в эту
эпоху складываются те особенности иранского официального образа царя, которые
достигают высшего расцвета в сасанидском искусстве III- IV вв. Официальных письменных языков в державе Аршакидов было
несколько. Широкое распространение имел греческий язык, не только служивший для
составления различных документов, но и являвшийся языком монетных легенд. Это
был прежде всего язык городов и торговли, но знали его и в собственно
парфянской среде, где было распространено увлечение греческим театром. Важную
роль в жизни Парфянского государства играли и семитические языки. Созданный на
основе арамейского алфавита письменный язык парфянских канцелярий состоял более
чем наполовину из арамейских слов, которые, однако, полагалось читать
по-парфянски (таким способом записаны документы архива из Нисы и некоторые
другие документы и надписи). Вряд ли у парфян существовала своя письменная
литература. Однако к парфянскому времени относятся расцвет искусства иранских
певцов-сказителей (гошанов) и, вероятно, сложение восточноиранского эпоса в той
его форме, которая была записана позднее, при Сасанидах, а до нас дошла в
поэтической передаче Фирдоуси.
Источник:1. История Востока;
Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997