В
первой половине I тысячелетия до н. э. в Средней Азии возник зороастризм -
религиозное учение, основателем которого был Зороастр (Заратуштра). В Персии народные массы поклонялись древним божествам
природы Митре (бог Солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и т. д., т.е.
почитали свет, солнце, луну, ветер и т.д. Зороастризм начал распространяться в
Персии лишь на рубеже VI - V вв., т.е. в период царствования Дария I.
Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой
официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов,
олицетворявших стихийные силы природы, которым поклонялись иранские племена. В
VI - IV вв. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо
зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового
религиозного учения; и одной из таких форм раннего зороастризма была персидская
религия, начиная со времени Дария I. Именно отсутствием догматической религии объясняется
исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески
покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел
восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе,
Иудее и т.д. Захватив Вавилонию, он принес жертвы верховному богу вавилонян
Мардуку и другим местным богам и поклонялся им. После захвата Египта Камбиз
короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме
богини Нейт в г. Саис, поклонялся и другим египетским богам и приносил им
жертвы. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Амону и другим
египетским богам и жертвовал им ценные дары. Подобным же образом в Иерусалиме
персидские цари почитали Яхве, в Малой Азии - греческих богов, и в других
завоеванных странах они поклонялись местным богам. В храмах этих богов
приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться
благожелательного к себе отношения со стороны местных богов. Одним из замечательных достижений древнеиранской
культуры является ахеменидское искусство. Оно известно преимущественно по
памятникам Пасаргад, Персеполя, Суз, рельефам Бехистунской скалы и гробниц
персидских царей в современном Накш-и Рустаме (недалеко от Персеполя),
многочисленным памятникам торевтики и глиптики. Величественными памятниками персидской архитектуры
являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Площадь Персеполя составляет При Дарии I большое строительство велось и в Сузах.
Материалы для сооружения дворцов были доставлены из 12 стран, и ремесленники из
многих стран были заняты на строительных и декоративных работах. Поскольку дворцы персидских царей сооружали и украшали
многонациональные строители, древнеперсидское искусство возникло в результате
органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с
эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными
традициями. Но, несмотря на эклектизм, древнеперсидскому искусству присущи
внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в целом - результат
специфических исторических условий, самобытной идеологии и социальной жизни,
давших заимствованным формам новые функции и значения. Для древнеперсидского искусства характерна виртуозная
отделка изолированного предмета. Чаще всего это металлические чаши и вазы,
высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, предметы ювелирного
искусства, скульптура из ляпис-лазури и т.д. Большой популярностью у персов
пользовалось художественное ремесло, на памятниках которого реалистично
изображены домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т.д.). Среди таких
произведений значительный интерес представляют вырезанные из агата, халцедона,
яшмы и т.д. цилиндрические печати. Эти печати, на которых изображены цари,
герои, фантастические и реальные существа, до сих пор поражают зрителя
совершенством форм и оригинальностью сюжета. Крупным достижением культуры древнего Ирана является
создание древнеперсидской клинописи, которая употреблялась для
составления торжественных царских надписей. Самой знаменитой из них является
Бехистунская наскальная надпись, вырезанная на высоте Среди культурных достижений ахеменидского времени
можно упомянуть также древнеперсидский лунный календарь,
который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней, составлявших 354 дня. Таким
образом, по древнеперсидскому календарю год был на 11 дней короче солнечного
года. Каждые три года разница между лунным и солнечным календарем достигала
30-33 дней, и, чтобы устранить эту разницу, к году добавляли дополнительный
(високосный) тринадцатый месяц. Названия месяцев были связаны с
сельскохозяйственными работами (например, месяц чистки оросительных каналов,
сбора чеснока, лютого мороза) или с религиозными праздниками (месяц поклонения
огню и т.д.). Персидские завоевания и объединение десятков народов в
единую державу способствовали расширению интеллектуального и географического
горизонта ее подданных. Иран, с незапамятных времен являвшийся посредником в
передаче культурных ценностей с Востока на Запад и наоборот, не только
продолжал эту свою историческую роль при Ахеменидах, но также создал самобытную
и высокоразвитую цивилизацию. | |
| |
Просмотров: 1985 | |
Всего комментариев: 0 | |