В
своих резиденциях персидские цари возводили постройки, которые должны были
демонстрировать представителям покоренных народов могущество и величие владык
мировой державы. Наиболее ранним памятником ахеменидской архитектуры является Дворец
Кира в Пасаргадах. Этот дворец был целым комплексом сооружений,
окруженных стеной. В нескольких местах на развалинах сохранилась
старейшая древнеперсидская надпись: «Я, царь Кир, Ахеменид». Там же в
Пасаргадах сохранилась почти полностью гробница Кира. Это небольшое сооружение
из камня, похожее на жилой дом с двускатной крышей, стоящее на фундаменте из
шести высоких ступенек. По сведениям античных авторов, в этой гробнице на
золотом ложе покоилось набальзамированное тело Кира. Гробница Кира существенно отличается от других
известных ахеменидских и мидийских царских гробниц, которые являются не
архитектурными сооружениями в прямом смысле слова, а высеченными в скале
нишами, украшенными архитектурными деталями и скульптурными рельефами. В Бехистунской надписи царь Дарий сообщил о
восстановлении разрушенных Гауматой святилищ. В Пасаргадах и в современном
Накш-и-Рустеме, недалеко от Персеполя, где находятся царские гробницы,
сохранились странные постройки в виде высоких башен без окон и без всяких
украшений. Предполагается, что это храмы. Постройки дворцового типа в Персеполе, который
стал царской резиденцией со времен Дария I, расположены на искусственно
приподнятой платформе и представляют при всем разнообразии архитектурных форм
единый ансамбль. Целью создания этого ансамбля было прославление могущества
Персидского государства. Все здания, кроме одного, возведенного во второй
половине IV в. до н.э., построены по приказу Дария I и Ксеркса I в начале V в.
по единому плану. В Персеполе хорошо представлены два типа дворцовых построек.
Один - жилой зимний дворец, так называемая «тачара». Другой - парадный открытый
зал с покоящимся на высоких тонких колоннах деревянным перекрытием, так
называемая «ападана». К этому же типу примыкает так называемый стоколонный зал,
который был построен при Ксерксе. Совсем иного типа сооружением является дворец Дария в другой царской резиденции - древней эламской столице
Сузах. Там дворцовые постройки сгруппированы вокруг центрального двора по
принципам древней архитектуры Двуречья. Все эти архитектурные сооружения разных
типов свидетельствуют о том, что стиль времени Ахеменидов сложился из многих
элементов. Эти постройки возводились, как сообщают древнеперсидские надписи,
мастерами разных народов и племен. Поэтому, наряду с несомненно местными
иранскими элементами у них запечатлелись месопотамские, греческие и египетские
элементы. Царские гробницы-ниши в Накш-и-Рустеме также
примыкают к памятникам архитектуры. Вход в каждую нишу был оформлен как портик
с четырьмя колоннами, которые были обозначены рельефом на плоскости скалы. Это
- старинная традиция, так как такие же скальные гробницы, но более раннего,
мидийского, времени были обнаружены в Иранском Азербайджане и Иранском
Курдистане. В основу архитектуры царских скальных гробниц и дворцов Персеполя
был положен план обыкновенного сельского дома, который сохранился до нашего
времени в качестве основы современного крестьянского жилья в Средней Азии,
Иране и Закавказье. | |
| |
Просмотров: 3051 | |
Всего комментариев: 0 | |