«Авестой»
называется священная книга иранской религии зороастризма, написанная на языке,
среднем между восточноиранскимй (хорезмийским, согдийским, бактрийским) и
западноиранскими (мидийским, персидским, парфянским). Ни место, ни время её
создания в точности не известные. Можно сказать об этом лишь следующее:
во-первых, все части «Авесты» написаны до возникновения великой Персидской
державы во второй половине VI в. до н.э., так как не содержат ни следов
знакомства с государствами Мидией и Персиеи, ни разработанной персидской
административной терминологии, которая, однако, оказала глубокое влияние на все
языки, от Греции до Индии между VI и IV вв. до н.э.; во-вторых, период создания
«Авесты» был довольно длительным; в-третьих, важнейшая часть «Авесты» -
стихотворные проповеди законоучителя Заратуштры (Зороастра) — появилась в
результате религиозно-философской реформы, что могло произойти лишь в условиях
цивилизации, хотя, возможно, и довольно примитивной. Далее мы увидим, что эти
соображения вынуждают пас датировать «Авесту» между IX и началом VI в. до н.э.
(хотя предложены и другие даты, с разбросом от позднего неолита до VI в. до
н.э.). После
Разрозненные
неясные сведения греческих авторов, подтвержденные и данными «Авесты»,
заставляют предполагать существование в IХ-VIIвв. до н.э. в этих областях
значительных политических объединений. Можно ли назвать их государствами?
Против такого определения говорит то, что здесь пока не найдено никаких памятников
письменности; однако же истории человечества известны государственные
образования, не знавшие письма (наприме, в Африке); не забудем также, что
эламская иероглифика была известна жителям Иранского нагорья с начала III
тысячелетия до н.э. Вся
история древнего Востока показывает, что древнейшие государства вырастают не из
племенных союзов — сразу в виде целых империй, а на основе отдельных
территориальных общин, которые естественно тяготеют к одному центру (горная
долина, магистральный оросительный капал), т.е. большей частью в виде
городов-государств или номов. Надо полагать, что на востоке Ирана и в Средней
Азии, как и на западе Ирана, большим объединениям предшествовали мелкие
«городские» центры и мелкие предгосударственные и государственные образования. Однако
данные «Авесты» указывают на существование по крайней мере одного крупного
объединения уже после периода мелких политических единиц, но ещё в
доахеменидское время, т.е. до середины VI в. до н.э. (точнее, не в
непосредственно доахеменидский период, а раньше, поскольку никакие античные
источники не указывают на прямое завоевание этого более древнего объединения ни
Мидией, ни Персией). Одна
из самых древних частей «Авесты» — гимн богу Митре, покровителю договоров, —
свидетельствует, что в эпоху ее составления, т.е. предположительно вIX-VII вв.
до н.эю, существовало государство или, скорее, военный союз племен и общин под
названием Арьйошайана, охватывавший долину рек Теджен-Герируд и Мургаб (на
территории как нынешнего Афганистана, так и Туркмении), а также среднее течение
Амударьи и окрестные области, быть может вплоть до пределов Хорезма (низовья
Амударьи)(Следует отметить, что названия стран, упоминаемые «Авестой», а позже
древнеперсидскими надписями, по крайней мере частично, были первоначально названиями
племен, порой занимавших меньшие территории, чем названные по ним впоследствии
страны, — иногда, быть может, и несколько иные территории. Поэтому возможно,
что пределы Арьйошайаны нами преувеличены; особенно сомнительно включение в нее
Хорезма.). Это объединение называли также Арьянам-Вайджо; позже это
наименование было перенесено на Хорезм, а еще позже стало полумифическим
названием отдаленной северной прародины ариев. По преданию, создавать
объединение начал некий Кавата с титулом кави («певец», или «прорицатель»),
родом, видимо, из Дрангианы в Юго-Западном Афганистане. Племенное происхождение
его (помимо того что он был ираноязычен) неясно. Позже Арьйошайана была
завоевана вождем иранских же (хорезмийских?) кочевников-тура (туранцев, одного
из скифско-сакских племен) Франграсьяпом(В позднейшей легенде — Афрасиаб.
Широко распространенное вплоть до начала XX в. обозначение тюркоязычных племен
как «туранцев» основано на старинной ошибке.); однако Франграсьян был убит у
«глубокого озера с солеными водами» (Аральского моря?) потомком Каваты — Кави
Хаусравой, который и объединил всю Арьйошайану. Общественный
уклад Арьйошайаны известен из «Авесты», по довольно поверхностно. В нем были (в
небольшом числе) патриархальные рабы; она, как и индоарийское общество,
делилась на трп сословия — воинов, жрецов и земледельцев-скотоводов. Основной
хозяйственной ячейкой был, как и в Передней Азии, «дом» (дмана.), т.е.
большесемейная патриархальная община; во главе группы «домов» — рода (вис) —
стоял тоже своего рода патриарх; следующая ступень — племя, видимо, к атому
времени стало терять свое значение. Еще выше стояла «страна» (дахъю), по
размерам несколько больше номовых общин Месопотамии, но аналогичная по
структуре. Во главе «страны» стоял вождь-военачальник (састар), правивший
совместно с советом старейшин пли па-родным собранием. В
Арьйошайане при дворе более позднего (и, видимо, значительно менее
могущественного) правителя, Кави Виштаспы, жил проповедник Заратуштра,
создавший новую религиозно-философскую систему. Bpeмя его жизни неизвестно,
хотя в позднейшие времена не раз делались попытки его вычислить. Сравнительно
достоверное предание помещало его за десять поколений до Александра
Македонского, т.е. в VII в. до н.э. Надежные
сведения об учении Заратуштры дают только его стихотворные проповеди, так
называемые «Гаты». Из них видно, что Заратуштра осуждал трату (особенно
иранцами-кочевниками) жизненно необходимого земледельцам рогатого скота на
жертвы дэвам, которых он почитал за ложных богов, почти нигде, однако, не
называя их по имени, и проповедовал почитание высшего бога творца, Мазды Ахуры
(позже он назывался Ахурамазда, Ормузд; ахура по-ирански — это то же, что асура
по-индоарийски, один из двух родов божеств)(Заратуштра по первый поклонялся
Ахуре Маздо: божество под этим именем почиталось, по-видимому, в Иране гораздо
раньше. Предполагают, что это прозвище («Премудрый ахура или асура»)
прилагалось к тому богу, которого индоарийцы называли Варуной.). С Ахурой
Маздой, окруженным благими духами, олицетворяющими добродетели и в то же время
благие стихии мира: огонь, воду и плодородную землю, борется Ангхро Манью
(Ахриман), возглавляющий духов, олицетворяющих зло. Долг каждого верующего
земледельца — защищать скот (который имеет своего особого духа-покровителя), возделывать
землю, не осквернять добрые стихии, придерживаться добродетелей. и тогда после
смерти он войдет в рай Гаро-дмана, путь куда проходит по «мосту душ», узкому,
как топкий волос или как лезвие ножа. В конце веков придет потомок Заратуштры,
чудесный Спаситель, и Ангхро Манью будет побежден; впрочем, это последнее
верование, как и наказ верующим убивать вредных животных и насекомых и
выставлять трупы на съедение птицам во избежание осквернения стихий, было
введено, надо полагать, уже после Заратуштры. Как и другие вероучители
реформаторы древности, Заратуштра обращал главное внимание на
религиозно-философскую и нравственную проповедь, вследствие чего в дальнейшем и
оказалось возможным соединить более общепонятные элементы его учения со
старинными традиционными культами индоиранских богов. По той же причине и
позднейший зороастризм сохранял много черт самой первобытной обрядности. В
конце своей долгой жизни Заратуштра погиб от рук бактрийских кочевников —
хьяуна (хионитов?), воевавших против царства Кави Виштаспы; погибло и само
царство. На
его месте, судя по преданиям позднейших времен, образовалось царство Бактрия на
среднем и верхнем течении Амударьи (столица Бактра, или Балх, была расположена
па территории совр. Афганистана). Это царство просуществовало до середины VI в.
до н.э., когда было завоевано мидянами и персами. Название Арьйошайана, или
Арьянам-Вайджо, стало либо полумифическим, либо (в форме «Ариана») общим
обозначением ряда стран, где жили арии. Бактрийское царство помнили лучше, и в
позднейшей легенде Виштаспу и его двор стали помещать в Балхе. Но
ученики и последователи Заратуштры остались. Правда, воспоминания о точном
содержании его учения были смутными, и к Заратуштре возводили довольно
различные и взаимно противоречивые верования. «Гаты» Заратуштры и другие
произведения зороастризма лет пятьсот сохранялись устно. Позже в священную
книгу «Авесту» вошли и гимны богам — Митре, богу договоров, Анахите, богипе рек
и плодородия, священному (хотя и запрещавшемуся самим Заратуштрой) напитку хаоме
(соме индийцев) и т.д. Эти гимны («Яшты»), вероятно, были сочинены еще задолго
до Заратуштры, но их нашли возможным включить в «Авесту» по той причине, что
вероучитель в своих стихотворных проповедях оставил ниспровергаемых злых дэвов
безымянными. Далее, в «Авесту» вошли «Ясна» и «Виспрат» — молитвенно-ритуальные
тексты: в составе «Ясны» сохранились и «Гаты» Заратуштры; и, наконец,
«Видевдат» — книга обрядовых запретов и религиозных кар и штрафов за их
нарушения, явно более поздняя, чем время Заратуштры, но все же вряд ли моложе
VI в. до н.э. Были в «Авесте» и другие книги, но они не сохранились— из них
известны лишь цитаты в поздних правовых и других сочинениях да названия в общем
оглавлении «Авесты», восходящем к IV—VI вв. н.э. Видимо,
вскоре после гибели учителя часть его учеников переселилась в Западный Иран — в
Мидию, где обратила в свою веру одно из мидийских племен — магов. Впоследствии
«маг» стало синонимом понятия «зороастрийский жрец». Здесь, в Мидии VII в. до
н.э., как мы увидим в следующей книге, учение Заратуштры в толковании магов
стало первой в мире официальной государственной религией. Мидяне и персы
поселились на запада и юге Иранского нагорья не позже IX в. до н.э., но и ранее
того находились в тесном общении с более древними автохтонными цивилизациями.
Так, персы заняли Аншан — прежде важную часть Элама. По
всему западному и центральному Иранскому нагорью на рубеже II и I тысячелетий
до н.э. существовала культура городов-крепостей. Именно с этими городскими
культурами столкнулись здесь ассирийские завоеватели в IX—VII вв. до н.э. | |
| |
Просмотров: 2603 | |
Всего комментариев: 0 | |