До середины XX века об этом городе почти ничего не знали. На
исторической карте Ближнего Востока III тысячелетия до нашей эры обозначались
только две могущественные державы — Египет и Аккадское царство. Многие ученые и
археологи считали, что других значительных цивилизаций между долиной Нила и
Месопотамией просто не существовало. Однако неожиданное открытие крестьян из
деревушки Телль-Мардих и дальнейшие археологические раскопки в районе
сирийского города Алеппо изменили такое мнение. Сначала крестьяне нашли базальтовую чашу, которую сдали в городской
исторический музей. А в 1964 году сирийское правительство предложило
итальянскому археологу Паоло Матье приступить к раскопкам холма Телль-Мардих. Раньше тут находилось незначительное поселение,
но-именно здесь, на севере Сирии, было сделано сенсационное открытие. Паоло
Матье долго изучал художественные изделия, которые раньше были найдены в разных
районах Сирии, и пришел к выводу, что все они должны были исходить из одного
центра. Некоторые исторические хроники таким центром называли Эблу — город,
существовавший в Сирии с древности, но никто из ученых не знал, где он
располагался. Город Эбла упоминался лишь в одном шумерском тексте — в победных
реляциях царя Саргона и его внука Нарамсина — и считался заштатным. А
оказалось, что Эбла — столица могущественного государства на Ближнем Востоке,
соперничавшего в третьем тысячелетии до нашей эры с Египтом и Аккадским
царством. В 1968 году археологи раскопали цоколь базальтовой статуи, на котором
была надпись на аккадском языке. Надпись сообщала, что статуя — это дар царя
Эблы покровительнице города богине Иштар: «Для богини Иштар, я вазу изготовил
Иббит-Лим, сын Игреш-Хепа, царя народа Эблы». Так было установлено, что под
холмом Телль-Мардих находилась некогда могущественная Эбла. В 1975 году экспедиция П. Матье обнаружила самый большой из когда-либо
раскрытых сирийских архивов— 17 000 глиняных табличек с текстами XXV—XXIII
веков до нашей эры. Это было величайшее открытие! До сих пор древнейшими
считались письменные источники Месопотамии на шумерском языке. Таблички,
найденные в Эбле, исписаны частью шумерской клинописью, частью неизвестным
доселе языком, который ученые назвали «эблаитом». Открытие царского архива было
поистине сенсационным, ведь в нем содержались самые разнообразные сведения: о
дворцовых делах, исторические хроники, отчеты о военных походах, договоры и
соглашения, описи закупленных и проданных товаров, переписка между чиновниками
и правительственными учреждениями, литературные произведения. Дешифровка этих
текстов продолжается и поныне, однако уже сейчас можно составить представление
о политическом и государственном устройстве Эблы, ее экономике, торговле и
культуре. Периодом расцвета города было время с 2400 по 2250 год до нашей эры.
Эбла тогда настолько окрепла, что подчинила своему влиянию огромную территорию
— от побережья Средиземного моря до границ Аккадского царства. Причем не путем
завоеваний, а с помощью высокой культуры, развитой экономики и торговли Эбла
находилась на скрещении торговых путей между Месопотамией и Анатолией
(современная Турция), поэтому именно торговля обеспечивала городу процветание.
В столицу везли лес с прибрежных гор, шитые золотом ткани, керамику и шкуры,
подчас товары доставляли из очень отдаленных мест. Во главе государства стоял маликум (правитель, царь), которому
подчинялись местные царьки, связанные с метрополией особыми соглашениями. Царь
вершил все дела с помощью совета старейшин, в котором были представлены самые
богатые семейства. Дань Эбле золотом и серебром выплачивали Ашур на Тигре и
Мари на Евфрате, но однажды мятежный Мари отказался от своих обязательств.
Войска Эблы решили усмирить непокорных, и уже вскоре полководец Эннадаган
направил в столицу донесение о жестокой расправе над бунтовщиками: «Горы трупов
я нагромоздил». В административном отношении Эбла была разбита на кварталы: делами
каждого из них заведовали 20 чиновников, имевших в своем подчинении помощников.
Свой особый штат был и у цариц, которые иногда осуществляли высшие руководящие
функции. Следует отметить, что женщины Эблы играли большую роль в жизни
общества Так, например, посвящала царя в должность и вводила его на престол
маликтум (царица) Ни в какой другой древневосточной цивилизации женщины не
выполняли такие функции. Царский дворец был не только официальной резиденцией правителей страны,
но и центром ее экономической и культурной жизни. В многочисленных дворах и
помещениях его располагались мастерские скульпторов и живописцев,
краснодеревщиков, ювелиров, гончаров и других ремесленников. Во дворце была и
школа, в которой готовили государственных писцов и чиновников, причем обучение
велось на двух языках — шумерском и эблаите. Здесь на глиняные таблички
переписывали литературные тексты, заносили в хронику важнейшие исторические
события из жизни государства. На некоторых табличках, написанных неуверенной рукой учеников,
сохранились даже пометки учителя. Глиняные таблички рассказали, например, и о
том, как проходили экзамены в этой школе. Школьник-писец писал табличку под
контролем «старшего брата» — дуб-зузу. Затем учитель проверял написанную
табличку, согласовывал отметку с «директором» школы и только после такого
обсуждения ставилась окончательная отметка. После каждого сезона археологических раскопок в районе Алеппо ученый
мир все больше и больше узнавал об Эбле. До этих открытий ученые не могли и
предполагать, что в ту далекую эпоху заключались и разрывались международные
договоры. В одном их документов говорилось, что царь Эблы обращается с просьбой
к царю Ассирии, чтобы тот гарантировал и облегчил торговлю Эблы в самых далеких
районах от ее границ, хотя Эбла и сама осуществляла политический и
экономический контроль над 17 тогдашними государствами. Дешифровка глиняных табличек помогла ученым установить и
классо-во-социальную структуру эблаитского общества. Жители Эблы делились на
две группы — думу-ниты (привилегированные горожане) и бар-аны (немногочисленные
иностранцы). Думу-ниты (что означает «сыны Эблы») были коренными эблаитами,
родились в Эбле и пользовались всеми правами и привилегиями своей страны. К ним
относились представители самых разных профессий: гончары, скульпторы, плотники,
текстильщики, мельники, пекари и др. Вторая группа — собственно иностранцы, а
также рабы, военнопленные, купцы и состоявшие в эблаитской армии наемники.'В
самой Эбле проживало около 40 000 человек, остальные 220 000 — в других местах. В городе-государстве Эбла было много храмов, посвященных различным
богам. Обслуживанием храмов занимались жрецы и жрицы, но из глиняных текстов
видно, что духовенство и храмы не играли ведущей роли в политике и экономике
государства: в основном они занимались религиозной деятельностью. В древний
период Эблы жрецы не были связаны только с поклонением богам и отправлением их
культов в храмах Жрецы занимались также пророчеством, ходили из города в город,
предсказывая события и провозглашая послания богов (а их в эблаитском пантеоне
было около 500). Жители древней Эблы всегда старались задобрить своих богов обычно путем
жертвоприношений их статуям. Как правило, дарили пиво, хлеб, масло, овец, коз и
другую живность. Однако были дары и из драгоценных металлов — золота и серебра:
кубки, браслеты, кинжалы, фигурки животных, миниатюрные колесницы и тележки.
Встречались золотые и серебряные статуи богов, например, одна из глиняных
табличек сообщает, что статуя бога Дагана отлита из пяти килограммов серебра. Кроме подношения богам даров, эблаиты отмечали и различные праздники,
посвященные им: очищение — праздник бога Сикип, помазание — праздник бога Игиш.
В праздники статуи богов переносили из города в деревни, а потом возвращали их
назад. Архивы Эблы содержат сведения о пяти царях, правивших здесь с 2400 до
2250 года до нашей эры. В 2350 году до нашей эры город разрушил царь Сар-гон 1
Аккадский, соседство с воинственным и могущественным Аккадом оказалось для Эблы
трагическим. В 2250 году войска аккадского царя Нарам-сина (внука Саргона I)
вторглись в город, разорили и сожгли царский дворец. После этого Эбле удалось
возродиться, и она просуществовала еще два-три столетия, пока окончательно не
погибла под ударами кочевников. | |
| |
Просмотров: 884 | |
Всего комментариев: 0 | |