Впервые о своем открытии восьми языков, использовавшихся
хеттами, заявил в 1919 году
Эмиль Форрер. А об индоевропейском происхождении самих хеттов сообщил в 1914-м,
а в 1915
году опубликовал работу выдающийся чешский хеттолог Б. Грозный. Они сделали свои открытия не на пустом месте: в 1905-1906
годах доктор Гуго Винклер
добился концессии на раскопки и, начав их в Богазкёе от имени Немецкого восточного
общества, уже в 1906 году нашел десять тысяч клинописных табличек, представлявших
собой царский архив. Еще не до конца осознавая значение находки, ученый мир
принялся изучать таблички, и чех Грозный с 1914 года стал фактически
основателем хеттологии. Находки были и раньше. Хронологический список
археологических открытий, связанных
с хеттами, предстанет в меру остросюжетной, в меру парадоксальной историей, из которой,
если убрать одно-два звена, не родилось бы современного знания. Некий Бургхардт, путешественник и писатель, автор
книги "Путешествия по Сирии", поведал в ней о том, что в 1812 году
он, находясь в Хаме, в углу стены одного из домов на базарной площади обнаружил
"камень со множеством фигурок и знаков, напоминающих иероглифы, хотя и не
похожих на египетские". Между прочим, Хама - это библейский Хамат, и
сообщение Бургхардта должно было заинтересовать если не ученых, то хотя бы любознательных
людей. Нет, и книга, и упоминание в ней о любопытном камне - прошли не замеченными
публикой. Однако о "хаматс-ком" камне вспомнили незамедлительно, едва
двое американских путешественников заявили, что именно в Хаме они нашли пять
подобных камней в стенах домов! Это были Джонсон и Джессап, а год - 1870-й. Учитывая
то, что в конце века уже возрастал интерес к археологии, а может быть, по
внутренней интеллигентности (или из желания заработать денег), американцы стали
копировать изображение на одном из камней - том самом, на базарной площади. И
столкнулись с непредвиденной реакцией местного населения: их едва не растерзали
на месте. Зная крутой нрав мусульманских фанатиков, путешественники не стали
задерживаться ни в Хаме, ни в стране. Они едва унесли ноги и были счастливы,
что с ними самими все в порядке. Только в 1872 году миссионер в Дамаске Уильям
Райт, не только заручившись поддержкой, но и личным участием турецкого
правителя Сирии, посетил Хаму в его сопровождении и обратил внимание паши на
необыкновенную ценность камней. Недолго думая, паша (правитель все-таки!)
приказал выломать из стен домов все пять камней и отправить их в Константинопольский
музей. Благодарный Райт сделал два слепка-копии с уникальных камней. Одна
партия слепков была направлена в Британский музей, второй набор - в фонд
палестинских изысканий. Европейцы, узнавшие о камнях из Хамы, обратили
внимание и на другой город - Алеппо,
где подобный камень был встроен в стену мечети! Мало того: то ли потому, что камень
являлся неотъемлемой частью мусульманского храма, то ли по другой причине на протяжении
многих десятков лет среди местных жителей существовало (и существует) вера в
его чудодейственную силу - он якобы исцеляет от слепоты. Десятки и сотни тысяч людей
- с простым конъюнктивитом и действительно слепых - сотнями лет терлись о камень,
дабы исцелиться, и почти стерли все, что на нем было выбито камнерезами. К тому
же прослышав о том, что подобные камни в Хаме стали изымать "из
употребления", фанатики выколупали камень из стены мечети и унесли в
неизвестном направлении. Лишь спустя много лет, обнаружив, что священные
реликвии вроде бы ни у кого нет намерения уничтожать, жители вернули камень на
место - обратно в стену. И.Д. Дэвис в свое время находил надписи, подобные
изображенным на камнях в Хаме и Алеппо, вовсе далеко от первых - в горах Тавра,
на скале. Огромное наскальное изображение он обнаружил над рекой Ив-риз. Там
было изображено не только письмо, но и некий рельефный рисунок. А археолог А.
Г. Сейс обнаружил подобные надписи и в других местах региона. В течение многих
лет из разных областей Малой Азии уже поступали об этом свидетельства.
Сохранились остатки строений Богазкёя, а также рельефы неподалеку от деревни
Аладжа-Гюкж на реке Кызыл-Ирмак. Еще в 1839 году об этом сообщал Шарль Тексье,
а в 1842 году - Уильям Гамильтон. Развалины Богазкёя представляли собой
величественные руины крепости, игравшей в прошлом несомненно важную роль. В двух милях от города находится так называемая
"исписанная скала" - Язылыкая. В отвесной скале Язы-лыкая имеется
природный уступ с такими же отвесными стенами, образующими нечто вроде ниши, а
на этих стенах высечен рельеф из человеческих фигур: две процессии идут
навстречу друг другу и сходятся в центре ниши. Трудно определить, связаны ли
эти две процессии только композиционно (для красоты) или в их движении
навстречу друг другу кроется какой-либо смысл, и вообще - движутся ли они?
Фигуры, застывшие в шаге, не обязательно должны быть реалистическим
изображением ходьбы или бега. Может быть, загадка ниши Язылыкая настолько
трудна, что потребуется не одна сотня лет для ее прочтения, а возможно, перед учеными
рядовой рельеф. По сторонам фигуры в Язылыкая обрамлены иероглифами. Среди
развалин Богазкёя тоже стоял камень (Нишан-Таш), на котором была иероглифическая
надпись. Правда, он очень выветрился. В Аладжа-Гюкже были ворота, по сторонам
которых стояли сфинксы. В изобразительном плане они, конечно, уступали египетским.
Хеттские объемные фигуры иногда выглядят смешно (сфинксы были объемными). Западнее деревни Аладжа-Гююк встречаются скальные
рельефные изображения Гявур-Калеси. А над Смирной и вовсе стоят скульптурные
портреты, которые еще Геродот принял за изображения египетского фараона
Сесостриса и нимфы Ниобеи. Обе эти фигуры А. Г. Сейс внимательно осмотрел 'в 1879
и 1880 годах. Новый его доклад в Обществе библейской археологии категорически
отверг причастность Египта или кого-то иного к найденным заново памятникам.
Ясно одно, сказал археолог: мы имеем дело только с хеттской культурой, и Библия
права в том, !что этот народ действительно существовал, а теперь можно уверенно
сказать, - он занимал территорию, по крайней мере, к северу от Месопотамии, а
скорее всего, хеттскими племенами была заселена вся Малая Азия. В последующие двадцать лет оказалось, что изображения,
подобные обнаруженным, скорее трудно не заметить, чем найти: ими изобиловали
Тавр и Антитавр. Хуманиа и Пухштейн (1882-1883), Рамсей и Хо-гарт (1890),
Шантре (1893), Хогарт и Хэдлем (1894), Андерсон и Кроуфут (1900), да и более
ранние раскопки - 1879 года - в Каркемише, предпринятые Британским музеем,
выявили в общей сложности более сотни памятников, так или иначе относившихся к
эпохе хеттов. В невероятных местностях: в Вавилоне в 1899-м была обнаружена при
раскопках стела с хеттскими надписями. В 1888 и в 1892 годы подобные памятники
обнаружила немецкая экспедиция в Северной Сирии, в Зинджирли. В 1900 году Л. Мессершмидт опубликовал свод хеттских
надписей, и оказалось, что одних только текстов к этому времени обнаружено
девяносто шесть! Кроме того, было множество других находок, в том числе печатей
хеттского типа. А ведь в 1887 году были обнаружены (вернее, осознаны)
находки в Эль-Амарне. Клинопись из Ахетатона содержала административную и
дипломатическую переписку Аменхотепа III и его сына Аменхотепа IV (Эх-натона)
примерно с 1370 по 1348 год до н. э. В этих письмах часто упоминался царь страны
Хатти, рассказывалось о продвижении его войск. Было среди них и письмо самого
Суппилулиумы, поздравлявшего Эхна-тона с восшествием на престол Египта! Было
там и два письма для царя неведомого государства Арцава, написанные на
неизвестном языке. Первым, кстати, обратил внимание на принадлежность этого
языка к индоевропейской группе норвежский ученый И.А. Кнудтсон, когда изучал
письма в 1902 году. Правда, тогда, как часто бывало в археологии, никто не
обратил на его высказывание ровно никакого внимания. Кусочки текстов именно на
этом языке неподалеку от Богазкёя обнаружил Э. Шантре. Было это в 1893 году. И вот Г. Винклер нашел целую библиотеку - 10 000
табличек! И большинство из них написано на языке табличек "из
Арцавы"! Среди них, по счастливой случайности, которая всегда сопутствует
удаче, найден тот же самый текст договора между Рамзесом II и царем Хатти.
Египетский вариант текста имеет дату - 21-й год правления Рамзеса. Хеттского
царя удалось тут же "привязать к местности" - определить во времени. Из обстоятельств находки вытекало и еще одно: видимо, была найдена
столица страны Хатти. По крайней мере, этот город был столицей в течение
двухсот лет. Исследуя хеттский текст, Винклер составил список царей Хатти -
примерно с 1400 по конец 130,0-х годов до н. э., от
Суппилулиумы до Арнуванды. В ассирийских хрониках говорилось, что царство
хеттов было разграблено примерно в 1200 году до н. э. завоевателями - народом
мушки (мосхи), однако, как выяснилось, не все царство, а та часть его, в
которой находилась столица, то есть фактически только Капподо-кия. В VIII веке
до н. э., как явствует из тех же ассирийских временников, Хатти продолжал
существовать, хотя мосхи все еще оккупировали капподокийское царство. Оказывается, не все так просто: долгие десятилетия
хеттские государства, одно за другим, постепенно восстанавливали свою
независимость, а затем объединялись под началом Каркемиша. Источник: Бацалев В. Загадки
Древних времен, М.: Вече, 161 стр. | |
| |
Просмотров: 1436 | |
Всего комментариев: 0 | |