Страна, носящая имя. Урарту, впервые упоминается в
документах, относящихся к эпохе ассирийского царя Ашшурнасирпала II (XIII в. до
н.э.). «В начале I тысячелетия до н.э. области южного Закавказья были включены
в состав Ванского царства, которое поэтому можно считать древнейшим из
государств, существовавших на территории Союза ССР. Центр этого древнего
государства, целиком занимавшего Армянское нагорье, находился в районе оз. Ван,
получившего, вероятно, свое название, так же как и город Ван, от термина Биайна
(или Виайна), которым урарты именовали центральную часть своего государства», —
свидетельствует академик Б.Б. Пиотровский, один из крупнейших советских
ученых-археологов. Урарту утвердилось на Армянском нагорье в середине IX
века до н.э. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к
юго-западу от озера Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался главный
общеурартский религиозный центр с храмом верховного бога Хал-ди. Другими
главными богами урартов были Тейшеба — бог войны и грома Я Шивини — бог Солнца. Первым правителем объединенной страны стал царь Арам
(864— 845 гг. до н.э.). На протяжении всей своей истории Урарту приходилось
вести ожесточенные войны с Ассирией. Ассирийских правителей весьма беспокоил рост
могущества северного соседа. В 714 году до н.э. Саргон II двинул ассирийскую
армию в области к востоку от оз. Урмия, желая наказать местных правителей,
подстрекаемых против Ассирии урартским царем. Правитель Урарту попытался со
своей армией ударить в тыл армии Саргона, но встреча противников в решающей
битве закончилась поражением урартов. Борьба двух царств за гегемонию в
Передней Азии завершилась победой Ассирии, и в дальнейшем обе стороны избегали
прямых столкновений. Урартский царь Аргишти II (713—685 гг. до н.э.) устремил
свой взор на восток. Его войска достигали в своих походах побережья Каспийского
моря. Покоренные области обязывались платить дань урартским царям. Эта политика
продолжалась и при царе Русе II (685—645 гг. до н.э.), который, заключив союз с
киммерийцами, совершил несколько успешных походов в Малую Азию. В это время
страна переживала период стабильности и расцвета. Проводились большие
ирригационные работы, сооружались оросительные каналы, строились новые города. Могущество страны Урарту рухнуло под ударами скифских
кочевых племен, проникших в Переднюю Азию с севера в 670-х годах до н.э. Скифы
нанесли поражение киммерийцам, союзникам Урарту. Одновременно пострадай и ряд
районов Урарту. Страна заметно ослабевает и в начале VI века до н.э. попадает в
вассальную зависимость от Мидии, а к 590 году до н.э. вообще прекращает свое
существование. Часть бывших урартских владений вошла в состав персидской
державы Ахеменидов. В VI—V вв. до н.э. на основе потомков урартов и некоторых
других племенных групп происходит формирование древнеармянской народности. Урарту долгое время оставалось малоисследованной
цивилизацией древнего Востока. Начало изучению этого «забытого царства»
положили русские и советские востоковеды М.В. Никольский, И.Н. Мещанинов, Н.Я.
Марр, И.А. Орбели, ГА. Меликишвили, опубликовавшие и подробно исследовавшие
урартские письменные тексты. Но подлинное открытие страны Урарту началось лишь
в конце 1930-х годов. В 1939 году экспедиция ленинградских и ереванских
ученых-археологов под руководством Б.Б. Пиотровского начала раскопки на горе
Кармир-блур, расположенной на левобережье реки Раздан в юго-западной части
Еревана. Эти раскопки продолжались множество сезонов. Их результатом стало
открытие города-крепости Тейшебаини, посвященного урартскому богу войны Тейшебе
(бронзовая статуэтка этого божества бьиа найдена при раскопках на
Кармир-блуре). Благодаря раскопкам был получен огромный вещественный материал,
ставший основой для понимания истории Урарту. В начале VI века до н.э. Тейшебаини был разрушен и сожжен
скифами. В результате пожара многое здесь оказалось похороненным под пеплом и сегодня
стало доступным для изучения. Город, сооруженный на вершине холма, по-видимому,
имел прямоугольную планировку. Крепостные стены, достигающие в толщину Замечательными были достижения урартов в области
культуры. Урарты заимствовали клинопись у ассирийцев, приспособив ее к
особенностям своего языка, и все их искусство, хотя и во многом самобытное,
близко по духу ассирийскому. Среди предметов, обнаруженных при раскопках
Кармир-блура, кроме изделий урартских мастеров, было найдено немало предметов
египетского, малоазийского и скифского происхождения Основное собрание
урартских древностей, включающее бронзовый щит царя Сардура, украшенный
изображениями львов и быков, сегодня хранится в Ереванском музее. В собрании
Эрмитажа можно увидеть бронзовый шлем царя Аргишти с изображениями крылатых
божеств в рогатых шлемах, змей с львиными головами, боевых колесниц и
воинственных всадников с круглыми щитами и дротиками. На краю шлема короткая
надпись: «Богу Хал-ди, владыке, этот шлем Аргишти, сын Менуа, подарил». Также в
Эрмитаже хранится бронзовая статуэтка, некогда украшавшая царский трон, с лицом
из белого камня и огромными инкрустированными глазами, изображающая
четвероногое, крылатое существо с человеческими чертами и сложенными на груди
руками. Проводившиеся под руководством академика Б.Б.
Пиотровского исследования Тейшебаини явились, по существу, первыми научными
раскопками урартского города и заною открыли многие стороны урартской
цивилизации. Результаты этих раскопок позволили понять истинное место Урарту
среди древневосточных цивилизаций и роль ее наследия для дальнейших судеб
культуры всего Закавказья. Кроме того, раскопки Тейшебаини «подтолкнули» ученых
к изучению других урартских памятников как на территории Армении, так и за ее
пределами — в Турции и Иране. | |
| |
Просмотров: 1866 | |
Всего комментариев: 0 | |