Урарту
как государственное объединение, доминирующее в некоторых частях Армянского
нагорья, упоминается впервые, по-видимому, ассирийским царем Ашшур-нацир-апалом
II (883— 858 гг. до н. э.). После весьма длительного перерыва глубоко внутрь
нагорья решился проникнуть его сын Салманасар III в 859 и 856 гг. События этих
походов изображены на рельефах ассирийских бронзовых обшивок храмовых ворот.
Эти рельефы позволяют судить о военном деле и вооружении урартов IX в.
Урартские воины изображены здесь в подпоясанных рубахах, в шлемах с гребнями, с
маленькими круглыми щитами и короткими, вероятно бронзовыми, прямыми мечами —
вооружение, в общем сходное с лувийско-хурритским. Воины, обороняющие стены,
вооружены также луками. То же рельефы изображают вырубку деревьев, казни знатнейших
жителей, увоз ассирийцами захваченного добра в больших глиняных сосудах,
положенных па повозки, и угон нагих пленных в шейных колодках. Во время похода Четверть
века после этого ассирийцы не тревожили горцев. Урарты воспользовались
передышкой для укрепления своего государства. Ко времени после Претензия
оказалась небезосновательной. Ассирийцы были в это время связаны тяжелой
борьбой за «железный путь», которую им приходилось вести с Северосирийским
союзом, возглавлявшимся тогда Мелитепой, и с Южносирийским союзом во главе с
Дамаском. Лишь
в Ко
времени Минуа в Урарту учреждается система наместничеств во главе с
областеначальниками, упорядочиваются культы богов и вводится
общегосударственная система жертвоприношений. В каждом завоеванном номе
принудительно вводился культ государственного урартского бога Халди — мера,
незнакомая другим «великим державам». Незадолго
до Во
время правления Минуа по всему царству было построено много оборонительных и
оросительных сооружений: один из его каналов до сих пор снабжает водой г. Ван.
Урарты не останавливались перед тем, чтобы прорубать каналы в скале или
облицовывать их глыбами камня. Это строительство стало возможным в результате
введения стальных орудий и распространения обязательных повинностей на обширное
новое население царства (случаев постройки больших оросительных сооружений
руками рабов-пленных на древнем Ближнем Востоке неизвестно). Около
Зайдя
через Мелитепу во фланг Ассирии с запада и перерезав ее коммуникации с
важнейшими источниками сырья, Аргишти посвятил много лет тому, чтобы обойти Ассирию
также и с востока. Основным объектом была Страна маннеев к югу от Урмийского
озера и расположенные еще южнее области; Аргишти доходит даже до вавилонских
пределов. Успехам
Аргишти, который неоднократно вторгался на собственно ассирийскую территорию,
содействовала господствовавшая в Ассирии разруха, вследствие чего он часто имел
дело не с царскими войсками, а с войсками полусамостоятельных наместников. Упорные
набеги урартов на Страну маннеев привели к сплочению самих маннеев, так что,
как только могущество урартов в следующее правление пошатнулось, на месте
множества городов-государств урмийского района возникло большое царство под тем
же названием Страны маннеев (она же Мана). Оно имело олигархическое управление
(рядом с царем стоял совет из царских родичей и местных правителей); но и народ
тоже играл заметную политическую роль. Общество Урарту. Урарту
было наименее доступной врагам областью нагорья, а потому располагало наиболее
благоприятными условиями развития. Для
того чтобы сохраниться рядом с могущественной и воинственной Ассирией, царство
Урарту должно было быстро сравняться с ней по уровню развития военной и
административной техники и по мощи завоеваний. И Урарту этого добилось. С
царствования Аргишти I (если не ранее) в урартской армии были, по-видимому,
введены ассирийская структура подразделений и система обучения и, во всяком
случае, ассирийское снаряжение и вооружение (пластинчатые панцири,
остроконечные бронзовые шлемы, большие круглые бронзовые щиты, сравнительно
длинные стальные мечи и лук с колчаном на 36 стрел, с железными, реже
бронзовыми, наконечниками). По ассирийскому образцу организуется царский двор с
тысячами евнухов. Что касается урартской административной системы, то Ассирия
со второй половины VIII в., по-видимому, стала сама копировать ее. Целью как
войн, так и «мирной» администрации завоеванных областей был прежде всего захват
материальных ценностей, при этом нарушению торговых путей придавалось мало
значения; ценности скапливались на царских и храмовых складах ради престижа,
обмена подарками с другими дворами и содержания придворного штата,
чиновничества и армии; в значительно меньшей мере они поступали в оборот:
товарное хозяйство в горных областях Передней Азии было развито низко. В то же
время скопление металла и пленных (в том числе ремесленников) в центрах Урарту
способствовало высокому развитию литейного и вообще металлургического, а также
ювелирного мастерства. В
Урарту не было крупных царских рабовладельческих, земледельческих хозяйств.
Принадлежавшие царю земли были сравнительно невелики, и продукты полеводства
поступали в урартские «дворцы»-крепости главным образом в виде натурального
налога с населения. В этих крепостях находились склады хлеба и фуража для
войска, винные кладовые, здесь же были мастерские для первичной переработки
поступающего сырья, для изготовления оружия и т. д., располагались гарнизоны и
помещались наместники со своим штатом. Лучше всего такой «дворец»-крепость
изучен на материале древнего города Тейшебайни, ныне городища Кармир-блур около
Еревана; однако за последнее время раскопаны некоторые подобные крепости и на
территории Турции и Ирана. В
Тейшебайпи, городе, заново построенном урартами в VII в., дома, по-видимому,
строились сразу целыми кварталами, одновременно с основанием крепости. Каждая
семья обитала в жилище, состоявшем из двух-трех помещений, из которых одно было
только до половины крыто кровлей, покоившейся на деревянных столбах. Другая его
половина служила двориком. Здесь находился врытый в землю очаг. Жители дома не
имели собственных постоянных хранилищ для продуктов, не держали при доме скота:
видимо, здесь жили люди, работавшие в мастерских цитадели или служившие в
гарнизоне или на низших административных должностях. Мебели почти не было;
главную утварь составляла глиняная посуда: в ней варили пищу, хранили зерно,
масло, пиво, мелкие вещи. Из кости и дерева изготовляли коробочки, ложки,
совки, гребни и т. п. В пищу шел ячмень, просо, бобовые, кунжут (на масло),
виноград и изюм, а также иногда выдававшееся из дворца мясо. Известны некоторые
орудия урартского земледельца: железные серпы, вилы, лопаты, грубые зернотерки
из двух камней, каменные ступки-крупорушки. Образцом другого, более органично
выросшего типа города на нагорьях может служить нынешнее городище Хасанлу в
Стране маннеев. Здесь вместо прямых, единовременно проложенных улиц — лабиринт
естественно складывавшихся переулков, больше имущественного расслоения,
выражающегося в различном богатстве и размерах отдельных строений. В Урарту —
может быть, и у маннеев — были известны и многоэтажные городские дома, в
которых, возможно, жили большими семьями общинники. Большесемейные поселки типа
хурритских «башен» были распространены и в сельской местности. Урартское
общество не было этнически однородным. Помимо собственно урартов, жителей
бассейпа оз. Ван, здесь обитали «хетты» (т. е. лувийцы и протоармяне), хурриты,
а также представители северных (протогрузиноязычных и др.) кавказских племен;
возможны и иные (иранские, арамейские?) этнические группы. Разноплеменным
и разноязычным, вероятно, было и войско, что должно было сказаться в периоды
военных неудач (или хотя бы отсутствия побед). Урартскпе надписи и титулатура
царей объединяют основную массу населения под термином шурели (букв. «оружия»,
т. е. «воинства» или «вооруженные племена»). Они были обязаны воинской и
другими повинностями и жили большими общинно-родовыми поселениями,
сгруппированными вокруг окруженных стенами самоуправляющихся и царских
поселений-крепостей. Так, существовали целые поселения из родичей царя. Среди
царских людей выделялась высшая группа — мари. Военная и служилая знать, может
быть, восходила по происхождению к местным знатным родам различных племен. Важнейшим
культовым центром был муцацнрский храм бога Халди; он был местом коронации
урартских царей и одновременно их сокровищницей. Наряду с храмами (под
двускатной крышей с колонным залом и иногда с портиком) в культе Халди
существовали святилища под открытым небом — перед иишей в скале или каменной
стелой («вратами» бога Халди); как храмы, так и «врата» владели огромными
стадами, образовавшимися из царских пожалований и обязательных даров на жертвы,
которые приносили семьи общинников; но нет никаких данных о том, чтобы храмы
обладали полевыми хозяйствами. Вообще на территории Урартского царства из
непромышленных отраслей хозяйства более всего было развито отгонное
скотоводство (разводились главным образом овцы, крупный рогатый скот и кони);
но урартские цари уделяли исключительное внимание и развитию земледелия и
виноградарства — видимо, страна с трудом обеспечивала себя хлебом и вином. Из
каждого похода урартские войска пригоняли наряду со множеством скота также
очень много пленных — конечно, преимущественно из мирного населения. Судя по
данным надписей, за каждое поколение перемещались сотни тысяч людей. Большинство
пленных отдавали царю (так же как ему же, очевидно, переходила и опустошенная и
вновь заселенная земля), но многие доставались и воинам. Однако хозяйство
страны было не способно использовать такую массу несвободной рабочей силы,
поэтому более половины взятых в плен умерщвляли, а из оставленных в живых
(преимущественно мальчиков и молодых женщин) далеко не все переносили тяготы
угона. Несомненно, что рабы использовались в скотоводстве и в ремесле; в какой
мере и как они использовались в земледелии, неясно. Есть основание полагать,
что с ними поступали так же, как в Ассирии, т. е. главным образом сажали на
землю в качестве «илотов» царя или его подданных, которые вели хозяйство
индивидуально, отдавая значительную часть продукта своего труда. Многих мальчиков
кастрировали, пополняя евнухами штаты не только царя, но, вероятно, и
областеначальников, жриц и т. п. Важно отметить, что пленных воинов часто
включали в урартские пограничные части, где простое чувство самосохранения
вынуждало их сражаться против врагов Урарту. Урарту
времени своего расцвета. В
середине VIII в.— около Число
пригоняемых пленных все увеличивается: так, за один лишь год Сардури II привел
из трех походов 12 735 мальчиков и 46 600 женщин. Наиболее
важным направлением походов Урарту было юго-западное. Сардури дважды совершал
поход вниз по Евфрату, где открывался путь в Сирию. Он вступил в сношения с
Северосирийским союзом. При помощи союзов влияние Урарту распространилось до
самого Дамаска, и сирийцы выступали вместе с Сардури против угрожавшей им всем
Ассирии. Начиная
с Опасность
киммерийцев, а впоследствии скифов состояла, во-первых, в их новой тактике и,
во-вторых, в их вооружении луками и стрелами с баллистически гораздо более
эффективными, чем прежние, так называемыми скифскими наконечниками стрел. В
течение последующих 100—150 лет все армии перевооружились этими стрелами; по
пока меткость, дальнобойность и убойная сила киммерийско-скифских стрел должны
были вносить панику в рады противника и окрестного населения. Однако
киммерийцы, как позже и скифы, далеко не сразу научились брать крепости, а
крепости были костяком Урартского государства. Руса
I справился с киммерийцами, направив их поток преимущественно в Малую Азию. Но
по мере нового роста сил Урарту назрела неизбежность нового столкновения с
Ассирией, где тем временем воцарился еще один энергичный царь — Саргон II.
Готовясь к борьбе с ним, Руса завязывает отношения с Фригией и с мелкими
буферными царствами, расположенными в горах Малоазийского Тавра и на
правобережье верхнего Евфрата. Литература: История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983. | |
| |
Просмотров: 1439 | |
Всего комментариев: 0 | |