Когда
именно в центре Малой Азии возникло Фригийское царство, до сих пор не
установлено; расцвет его, связанный с именем знаменитого царя Мидаса, относится
ко второй половине VIII в. до н. э. Этому же времени принадлежат раскопанные
здания и курганные погребения фригийской столицы Гордион в долине р. Сангария
(Сакарья). По преданию, Гордион был назван по имени Гордия, основателя если не
Фригийского царства вообще, то, во всяком случае, Фригийской великой державы
VIII в. до н. э.(По преданию, Гордий (вышедший из крестьян) поместил в
столичном храме телегу, ярмо которой было закреплено хитрым узлом; говорили,
будто бы развязавший этот узел будет владеть Азией. Но Александр Македонский,
побывавший в Гордиоие в IV в. до н. э., его попросту разрубил.). Первоначальная
фригийская территория, если не считать Малой Фригии, выходившей к Мраморному
морю, включала лесистый горный массив у истоков больших малоазийских рек; здесь
находились важные, по-видимому, автономные храмовые города. Политический центр)
фригийской территории находился в долине р. Сангария, а па восток она частично
заходила за р. Галис (Кызыл-Ирмак), на древнюю хеттскую землю. Здесь, у южной
точки изгиба р. Галис, т. е. ужо далеко за пределами первоначальной фригийской
территории, оставил свою надпись (иероглификой, на лувийском языке) Гордий I. В
ней он уже титулует себя «царем Востока и Запада» (середина VIII в. до н. э.). Расцвет
Фригии при Гордий и при Мидасе, сыне Гордия, был быстрым и блестящим; причины
этого нам не совсем ясны, однако характерна легенда, утверждавшая, будто Мидас
мог превращать все в золото одним своим прикосновением. Мидас I, несомненно,
помимо Фригии господствовал и над Лидией (долиной р. Гедиз), и над ее богатыми
золотыми месторождениями на речке Пактол, открытыми в послехеттское время
(может быть, как раз при фригийском владычестве?). На востоке влияние еще
Гордия I, а затем и Мидаса I доходило до гор Тавра, а на западе — до греческих
(эолийских и ионийских) городов; дочь царя одного из них была, по преданию,
женой Мидаса. Именно он был первым из негреческих царей, кто принес дар в
общегреческое святилище в Дельфах (золотой трон). При Мидасе расцвела
фригийская металлургическая, ткацкая, деревообделочная промышленность.
Интересно, что во Фригии вплоть до середины VII в. до н. э. не наблюдается признаков
ввоза товаров ремесленного производства из Греции и вообще с Запада; напротив,
начиная с VIII в. до н. э. в Греции почти повсеместно встречаются изделия
фригийские и, по-видимому, либо прибывшие через Фригию урартские, либо
имитированные во Фригии по урартским образцам. Не совсем ясно, что шло из
Греции в обмен на фригийские товары. Олово? Некоторые сельскохозяйственные
продукты, например оливковое масло? Рабы? Греческие мореходы могли быть
естественными поставщиками рабов, точно так же как финикийские (сидонские)
мореходы, о чьей пиратской деятельности красочно рассказывает греческая поэма
VIII в. до н. э. «Одиссея». По данным древнееврейского религиозно-политического
проповедника VI в. до н. э. Езекиила, Фригия и Табал (Одна из лувийских
областей в горах Тавра иа юго-востоке Малой Азии.) еще в его время (когда
Фригия находилась в зависимости от Лидии и сама уже вряд ли захватывала много
пленных на войне) продавала финикийцам наряду с бронзой также «души
человеческие», скорее всего посредничая для работорговли Запада. Известно
немало культурных изобретений, перенятых, по преданию, греками, а позже
римлянами у фригийцев: таковы цветные фризы (лат. phrygium) под двускатной
крышей храмовых и других зданий (подобные же храмовые здания сооружались и в
Урарту), настенные ковры, искусство вышивки золотыми нитками, фригийский
музыкальный лад, двойная свирель и кифара (род гуслей), разведение «ангорских»
коз с пушистой щерстыо и декоративных роз и многое другое. О греческом влиянии
на Фригию судить трудно: если не считать надгробных надписей римского времени,
до нас дошло лишь немного кратких и обычно не поддающихся истолкованию надписей
по-фригийски. Однако надлежит заметить, что с VIII в. и фригийцы и греки
пользовались практически одним и тем же алфавитом — алфавитом подлинным, т. е.
передававшим не только согласные, но и гласные. Внешне он был близок
финикийскому письму начала I тысячелетия до н. э.; гораздо меньше похожи на
него (я на греческий алфавит) другие малоазийские алфавиты (лидийский,
карийский, ликийский и др.), хотя и они явно семитского происхождения. Однако
неясно, восприняли ли фригийцы свою письменность от греков. По ряду соображений
вероятно, что фригийцы заимствовали алфавит непосредственно у финикийцев, а
затем сами оказали влияние на греков. В частности, последовательная передача на
письме всех гласных наряду с согласными, как кажется, именно фригийское
изобретение, перенятое у них греками. Очень раннее влияние греков на фригийцев
видно, однако, из надписи на культовой нише («вратах бога») в скале из «Города
Мидаса», где этот царь носит ахейские (микенские) титулы ванака и лавагет.
Итак, в греко-фригийских взаимоотношениях фригийская сторона, видимо, не была
только дающей. Тем не менее в материальной культуре (скальные сооружения,
бронзовая утварь и т. п.) Фригийское царство дает больше свидетельств контактов
с царством Урарту, чем с Грецией; несомненно, что оно явилось связующим звеном
между Передней Азией и греками; первые участки знаменитой персидской «Царской
дороги», объединявшей с VI в. до и. э. страны Эгейского моря с Востоком, уже
были проложены при Мидасе. Главную
роль во фригийской религии играл культ великой матери-богини Кибелы (Кубабы —
культ, восходящий еще к дохурритским временам), а также молодого бога Аттиса,
умирающего и воскресающего к повой жизни. В этом культе — по крайней мере
позднее — были распространены оргиастические обряды и самооскопление жрецов,
посвящавших себя богу,— обычай, представляющийся нам теперь изуверским. Однако
культ Аттиса не случайно просуществовал весьма долго и впоследствии
распространился на запад вплоть до Рима. Бытовой его основой явилось наличие
тысяч евнухов во всех древневосточных государствах той поры, особенно в
царских, храмовых и больших частных хозяйствах. Приверженцы
культа Аттиса были пе среди одних только евнухов, были они п среди полноценных
мужчин и особенно среди женщин. Фригийские
воины изображаются короткобородыми, с серьгами в ушах, одетыми в длинные
полосатые рубахи с кисточками по подолу и высокие сапожки; шлемы они носили
плетеные, копья короткие, щиты круглые, небольшие. Мода на знаменитые
«фригийские колпаки», в будущем ставшие символом свободы, была, видимо,
занесена во Фригию позже — киммерийцами или трерами. Таково
было государство, возникшее в VIII в. до н. э. как новый важный фактор в
мировой политике, государство, па которое решил ориентироваться Руса I в
предстоящей борьбе Урарту с Ассирией. Ассирийский царь Саргон II был в это
время занят окончательным покорением Сирии п осаждал важнейший торговый город
на Евфрате — Каркемиш, который после утери своего значения Мелитеной и Арпадом
стал политическим центром Северо сирийского союза. По-видимому, последний царь
Каркемиша успел послать гонцов к Мидасу в 718—717 гг. и призвать его на помощь.
Мидас откликнулся и, как можно думать, тогда же заключил свои союзы и со всеми
государствами: Тавра. Заключение союзов было подкреплено делом : фригийские
войска перевалили Тавр, и их передовые отряды вышли к Средиземному морю. Здесь,
однако, они были отражены ассирийцами, и Мидас далее не двинулся, а Каркемиш
был взят Саргоном. Однако столкновение с ассирийцами было слишком
незначительным для того, чтобы само по себе задержать фригийцев; можно
догадываться, что более важной причиной прекращения их наступления были
киммерийцы, около этого времени переставшие тревожить Урарту и через область
Понт ударившие по Малой Азии. Таким образом, Руса, видимо, связался с Мидасом
лишь после того, как тот справился с первым натиском киммерийцев,— во всяком
случае, слишком поздно: фригийское наступление во фланг Ассирии сорвалось.
Саргон предпринял ряд походов в область Тавра с целью одновременно и обеспечить
свой фланг, и овладеть «железным путем». Сначала он старался создать себе
союзников, сажая, где возможно, своих ставленников, и передавал города одних,
царей другим; он даже выдал свою дочь за одного из здешних царей; а затем уже
громил непокорных. В конце концов, однако, Саргон присоединил к Ассирии все
таврские царства, создав широкий клин между Фригией и Урарту (713—708 гг. до н.
э.). При этом дело не обошлось без новых стычек с фригийцами. Но это было уже
после того, как ассирийский царь расправился с самим царством Урарту. Еще
после поражения, нанесенного Ассирией Сардури II, Страна манпеев превратилась в
большое независимое царство, пытавшееся лавировать между Ассирией и Урарту;
Тиглатпала-cap III и Саргон II не трогали его владений, расширяя власть Ассирии
за счет более южных — мидийских областей Иранского нагорья. Руса I попытался
поддержать в Стране маннеев антиассирийскую оппозицию и к тому же овладел
большой полосой маннейских земель на северном и восточном побережье оз. Урмия.
В При
урартском царе Русе II, который правил примерно с 680 по Однако
союзы с такой капризной силой, как необузданные конные отряды киммерийцев и
скифов, были всегда делом ненадежным, и, видимо, Русе удалось перетянуть
киммерийцев на свою сторону; тогда против Урарту образовался союз Фригии,
Мелитены и халдов-халибов. Для
Русы II в этот момент существен был нейтралитет Ассирии. Асархаддон готовил
поход против одной независимой хурритской области в горах севернее истоков р.
Тигр. Наряду с Мелитеной и некоторыми другими стратегически труднодоступными
районами эта область (Шубрия) была убежищем для политических беженцев и для беглецов
от тягот повинностей как из Ассирии, так и из Урарту. Асархаддон поэтому тоже
нуждался в Русе и соглашался на ассирийский нейтралитет. Поход Русы против
Фригии, Мелитены и халдов ( Скрывавшиеся
беглецы после калечащих наказаний были выданы своим хозяевам; часть пленных
была зачислена в ассирийскую армию. Скифы,
упадок Урарту и возвышение лидии. Первое Армянское государство. Окончательный
уход основных сил киммерийцев в Малую Азию, упадок Фригии и серьезные войны, в
которые одновременно вынуждена была ввязаться Ассирия па востоке, в Мидии, а
также на юге, в Египте, позволили Русе II посвятить силы развитию земледелия в
Урарту, строительству оросительных каналов и новых крепостей и развязали ему
руки в Закавказье. Именно ко времени Русы II относится построение нового города
и крепости Тейшебайни около современного Еревана. Цитадель его почти целиком
была занята гигантским административным зданием, расположенным ярусами-уступами
в соответствии с рельефом скалы и включавшим многочисленные склады продуктов и
мастерские. Здесь
же была храмовая площадка перед каменной стелой — «ворота бога Халди». Усиление
положения урартов в Закавказье было важно для них потому, что в 60—70-х годах
VII в. до н. э. вдоль Каспийского моря из придонских степей продвинулась и свая
группа ираноязычных конников — скифы. Они образовали род кочевого «царства»,
скорее всего сначала на просторах современного советского Азербайджана. Но
возможно, что после народного восстания в Стране мапнеев, когда царь ее
обратился за помощью к Ассирии ( В
Малой Азии Гигес, царь и основатель повой династии в Лидии, еще вынужден был
вести с киммерийцами борьбу с переменным успехом, то тщетно пытаясь найти
против них союзника в Ассирии, то сам вступая в союз против Ассирии с
Псамметихом египетским, и в конце концов погиб в борьбе с кочевниками, которые
даже взяли лидийскую столицу Сарды. Но уже его сын Ардис (651? — 613? гг. до н.
э.) смог воспользоваться уходом победителей над киммерийцами — скифов Мадия - в
Ассирию и фактически занять большую часть Малой Азии. Изгнав остатки
киммерийцев из своего государства, Ардис предпринял завоевание ионийских
городов-государств на побережье. Он овладел Присной, но не смог взять важнейший
город — Милет, и война с ним продолжалась при его преемниках. В войне с Милетом
и другими греческими городами лидийские цари использовали ту ожесточенную
борьбу, которая уже с VIII в. до н. э. происходила там между знатью и остальной
массой свободного населения (демосом), Лидяне опирались па аристократическую
партию и не имели успеха в борьбе с городами, где держалось демократическое
управление: под Клаломенами они потерпели жестокое поражение, а в отношении
Милета были вынуждены довольствоваться заключением мира на условиях дружбы и
союза. Если
не считать побережий с их независимыми греческими и ликийскнми городами и
независимыми же, по отсталыми племенами Понтийских гор, в Малой Азии теперь
оставались три сильных царства: Лидия, унаследовавшая могущество Фригии,
Киликия на юго-восточном побережье и «Дом Тогармы», т. е. бывшее царство
Мелитены, сменившее, по-видимому, лувийскую династию на армянскую; мелкие
царства гор Тавра, разгромленные ассирийцами, киммерийцами и снова ассирийцами
и скифами, вошли в два последних царства. В
верхнеевфратской долине в это время, очевидно, начался процесс создания
армянской народности. Этот уголок земли был издавна населен многими этническими
группами, говорившими на совершенно различных языках: лувийском, хурритском,
урартском, протоармянском, возможно, и на других. Теперь языком их общения стал
протоармянский (переработанный в соответствии с языковыми навыками местного,
более многочисленного населения, он стал в конце концов, через много столетий,
древнеармянским — общим языком нагорья и центральной части Южного Закавказья,
однако слова, относящиеся к их родной природе и быту, армяне сохранили из своих
прежних языков). В
конце VII — начале VI в. до н. э., поскольку Закавказье, видимо, оставалось еще
базой могущества скифов, царства Урарту и Страны маннеев уже не могли более
оправиться. Они не вовсе погибли — сказалась сила «костяка» из царских
крепостей,— но уже не могли подняться до прежнего благосостояния и могущества. Последние
урартские цари проходят перед нами как бледные тени. Решающие события наступили
в связи с крушением Ассирийской державы в 616—606 гг. под ударами Вавилона и
Мидии. В ходе войны мидяне подчинили себе Страну маппоев (около 615—613 гг.), а
затем и Урарту. В После
разгрома скифов мидянами часть их ушла обратно за Большой Кавказ, другая, по
сведениям греческого историка Геродота, бежала в Малую Азию, что послужило в Сохранила
свое существование, вероятно, и Колхида. Восточная Армения (или собственно
Урарту), как и Страна маннеев была поглощена Мидией, которая перенесла свои
владения и за Аракс, где, по поздним преданиям, еще долго существовало среди
прочего и мидийское население. Что касается Лидии, то последующее полустолетие
вплоть до ее завоевания в Литература: История
Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983. | |
| |
Просмотров: 1780 | |
Всего комментариев: 0 | |