Весной 1947 года в районе Мертвого моря, в горах
Рас-Фешха, была сделана необычная находка. Два мальчика-бедуина, отправившиеся
на поиски отбившейся от стада козы, заметили узкую расселину в скале. Расселина
вела в небольшой грот, а точнее извилистый коридор, размеры которого составляли
приблизительно To, что арабы увидели в пещере, было совершенно
неожиданным: здесь, посреди разбросанных черепков и мусора, стояли восемь
плотно закрытых крышками глиняных кувшинов. Все они оказались пустыми, кроме
одного: в нем находились три кожаных свитка, завернутых в старую полотняную
ткань. Внутренняя сторона свитков была исписана какими-то буквами. Оба бедуина были неграмотны, но сразу поняли, что перед
ними — старинные вещи, которые можно выгодно продать. Они забрали с собой
кожаные свитки и несколько кувшинов, чтобы показать их торговцам древностями в
Вифлееме. Так начался долгий путь таинственных свитков, которым
спустя два года суждено было стать настоящей мировой сенсацией. Часть из них
попала к главе христиан-якобитов Map Афанасиосу Иошуа Самуилу, архиепископу
Иерусалима. Поняв, что перед ним — фрагменты текстов Ветхого Завета, сделанных
на древнееврейском языке, он предпринял попытку определить возраст этих
рукописей. По его просьбе специалисты Американской школы восточных исследований
в Иерусалиме Дж. Тревер и У. Броунли провели экспертизу свитков. Фотокопии
рукописей были направлены одному из самых крупных специалистов в области
исследований Палестины — профессору Уильяму Ф. Олбрайту. Олбрайт не выразил
никаких сомнений в подлинности рукописей и определил, что тексты написаны
приблизительно за сто лет до нашей эры. Мировая наука не знала до сих пор ничего подобного. Самая
древняя из известных к тому времени древнееврейских рукописей Ветхого Завета —
так называемый Каирский кодекс — относится к IX веку н.э. Так что находка
ветхозаветных текстов, имеющих возраст на тысячу лет старше, стала подлинной
научной сенсацией огромного значения. Ученые из Американской школы восточных исследований в
Иерусалиме предприняли новые поиски старинных рукописей. В частности, им
удалось разыскать те свитки, которые бедуины продали различным торговцам
древностями. К месту находки рукописей была направлена специальная
археологическая экспедиция, в состав которой вошли специалисты Иорданского
департамента древностей, французской Библейской археологической школы в Палестине
и Палестинского археологического музея. Тщательно обследовав грот, ученые
собрали осколки глиняных сосудов и около 500 фрагментов кожаных свитков с
древними письменами. По расчетам археологов, всего в этой пещере когда-то
находилось около 50 сосудов и около 150 свитков. Часть из них, вероятно, была
расхищена грабителями еще в древние времена. Близ первой пещеры в течение нескольких последующих лет
было обнаружено еще 11 гротов, из которых было извлечено около 15 тыс.
фрагментов ветхозаветных текстов и несколько сот рукописей светского
содержания. Конечно, всех интересовал вопрос: что за люди оставили в
пещерах эти загадочные свитки? Кому могло прийти в голову жить в этой мертвой
пустыне, среди голых, лишенных всякой растительности скал? Неужели в древности здесь
были какие-то поселения? В начале 1950-х годов археологическая экспедиция во
главе с Р. де Во, директором Библейской школы ордена доминиканцев в Иерусалиме,
и Д. Л. Хардингом, директором Иорданского департамента древностей, приступила к
исследованию расположенного поблизости от загадочных гротов холма Хирбет-Кумран
— по-арабски «холм щебня». С конца 1951 года археологи вели здесь планомерные
раскопки, продолжавшиеся шесть сезонов. Со всей тщательностью здесь были
раскопаны остатки целого комплекса помещений, датируемого, судя по
многочисленным находкам сирийских, иудейских и римских монет, 125 годом до н.э.
— 75 годом н.э. (близкую дату — от 167 года до н.э. до 233 года н.э. — дал и
радиокарбонный анализ свитков). Из 153 найденных при раскопках монет 72
принадлежали ко времени, предшествовавшему правлению царя Ирода Великого (35— 4
гг. до н.э.), одна — к эпохе его правления и 80 — к 70-летнему отрезку времени
после его правления. Такое распределение монет указывает на то, что поселение
на холме Хирбет-Кумран было покинуто в начале царствования Ирода Великого и
вновь заселено после него. Из письменных источников известно, что на 7-м году
царствования Ирода в Палестине произошло сильное землетрясение. Скорее всего
оно и стало причиной прекращения жизни на поселении. Среди руин Хирбет-Кумрана
археологи обнаружили большую трещину в земле, протянувшуюся на Но кто именно жил в этом уединенном поселении? На этот
счет мнения ученых разделились. Часть исследователей встала на сторону гипотезы
согласно которой Кумран являлся местом обитания ессеев, о которых в свое время
писал Плиний Старший: «На запад от Мертвого моря, на некотором расстоянии от
вредоносной прибрежной зоны и вне ее, обитают ессеи — народ уединенный и самый
удивительный из всех, без женщин, без любви, без денег, живущий в обществе
пальм. Однако они обновляются все время, и к ним во множестве приходят
новобранцы — люди, уставшие от жизни или побуждаемые превратностями судьбы
избрать их образ жизни. Таким образом, уже тысячи веков существует, сколь это
не невероятно, этот вечный народ, в котором никто не рождается. Так, благодаря
им, приносит свои плоды раскаяние, которое их жизнь возбуждает у других». Понять, кто такие ессеи, из сообщения Плиния невозможно.
Поэтому вокруг гипотезы о ессейском происхождении Кумрана и кумранских свитков
развернулась острая дискуссия. По мнению одних ученых, ессеи — члены некоей
религиозной секты, которые вели отшельнический образ жизни. Другие
исследователи предполагают, что это просто какая-то особая община иудеев.
Третья группа исследователей вообще отрицает существование ессеев. Пролить свет на тайну кумранских свитков могли в первую
очередь сами свитки. Для изучения собранного материала — а его количество
оказалось огромным — была создана специальная исследовательская группа, в
которую вошли специалисты из разных стран. Состояние попавших в их руки документов
было ужасающим: очевидно, в древности существовала традиция не уничтожать
старые, истрепанные рукописи священных текстов, а прятать их в укромных местах.
А за истекшие две тысячи лет над ними еще основательно «поработало» время. И
теперь перед учеными лежали изношенные, частично разорванные, полуистлевшие,
изъеденные насекомыми и грызунами кожаные свитки. Прежде чем прочитать, их
необходимо было укреплять и восстанавливать. Можно представить себе, какой
колоссальный труд требуется для того, чтобы расправить каждый обрывок,
предварительно увлажнив его водяным паром, затем сфотографировать в
инфракрасных лучах, затем классифицировать по характеру письма и качеству кожи,
наконец, попытаться подобрать к нему другие отрывки, чтобы по возможности
получить связный текст... Между тем когда ученые еще только приступали к разгадке
кумранских свитков, два «независимых» исследователя, француз и англичанин, уже
поспешили опубликовать свое собственное «сенсационное открытие»: они заявили,
что результаты исследования свитков «представляют собой радикальный переворот в
истории христианства». «Рукописные свитки Мертвого моря — самый большой вызов
христианскому учению со времени появления дарвинизма!» — напыщенно заявили
авторы гипотезы. Это необоснованное утверждение, несмотря на горячие протесты и
опровержения крупнейших ученых, было тут же подхвачено и растиражировано
мировой прессой. Особенно широко эта тема «освещалась» в атеистическом
Советском Союзе, где приветствовалась любая глупость, лишь бы она была
направлена против христианства. Нет никакого сомнения в том, что иудейские секты
существовали еще до возникновения христианства. Но поборники «самого большого
вызова христианскому учению» могут в данном случае отдыхать. Кумранские тексты
не содержат абсолютно ничего, что могло бы подвергнуть сомнению основные
догматы христианства. Община ессеев, как это явствует из найденных в Кумране
документов, была глубоко преданна традиционному иудаизму. Некоторые параллели с
христианством в ессействе, правда, присутствуют, но они объясняются общими
корнями обоих учений, берущих свое начало в Ветхом Завете. «Таким образом, если
ессейство содержит ряд элементов, которые оплодотворили ту почву, на которой в
дальнейшем родилось христианство, то не менее очевидно и то, что христианство
представляет собой нечто совершенно новое, нечто, объяснимое в конечном итоге
только личностью Иисуса Христа», — пишет по этому поводу один из крупнейших
исследователей кумранской проблемы Ж. Т. Милик, сотрудник парижского
Национального центра научных изысканий. Открытия в Кумране конечно же интересны не той чушью,
которую нагородили вокруг них «антирелигиозные» пропагандисты. Кумранские
манускрипты ценны прежде всего тем, что они обогатили бесценными сведениями не
только общую историю и историю религии, но и языковедение (наряду с основными
древнееврейскими наречиями, в них представлено семь других языков), палеографию
— науку о древних рукописях, историю литературы, историю права (некоторые
тексты из Кумрана представляют собой контракты на куплю-продажу). Это
обстоятельство и обеспечило кумранским свиткам мировую известность, далеко
выходящую за пределы чисто научного интереса. Сегодня известно, что основную
массу кумранских находок составляют преимущественно библейские тексты и
апокрифы, т.е. анонимные произведения религиозного содержания, не считающиеся
боговдохновенными и поэтому не включенные в Библию. Созданные на прошении III—I
вв. до н.э., они являются ценнейшими документами эпохи. | |
| |
Просмотров: 1176 | |
Всего комментариев: 0 | |