Эбла. Древний город восстает из небытия
Эбла. Древний город восстает из небытия

Летом 1962 года Паоло Маттиэ, молодой итальянский археолог, осматривал равнины северо-западной части Сирии. Он не рассчитывал что-либо найти, ведь считалось, что в той части Сирии скудные археологические данные. Все же через два года в Телль-Мардихе, 60 километров южнее Алеппо, начались раскопки. Там была обнаружена, по мнению многих, «самая важная археологическая находка ХХ века».
ДРЕВНИЕ надписи свидетельствовали о существовании города Эбла. Однако никто не знал, под каким курганом на Ближнем Востоке его можно отыскать. В одном тексте говорилось о победе Саргона, царя Аккада, над городами «Мари, Ярмути и Эбла». В другой надписи содержится упоминание шумерского царя Гудеи о ценной древесине, которую он получал с «гор Иблы [Эблы]». Название этого города также встречается в Карнаке (Египет) в перечне древних городов, завоеванных фараоном Тутмосом III. Понятно, почему археологи старались найти Эблу.
Последующие раскопки увенчались успехом. В 1968 году археологи обнаружили часть статуи Иббит-Лима, царя Эблы. Надпись на аккадском языке, в которой содержалась клятва, ясно говорила, что эта статуя была посвящена богине Иштар, «ярко сияющей в Эбле». Археологические находки проливали свет на новый язык, новую историю и новую культуру.
В 1974—1975 годах были найдены клинописные таблички, в которых неоднократно повторялось это древнее название. Они подтвердили, что Телль-Мардих — это и есть та самая Эбла. Кроме того, раскопки указывали на то, что город претерпел по меньшей мере два падения. Первое разрушение города ознаменовало конец его могущества. Затем Эбла была восстановлена, но лишь для того, чтобы снова пережить разорение и бесследно исчезнуть на долгие века.

Богатая история города

Основателями Эблы считаются эблаиты, древний народ семитского происхождения. Эблаиты переселились в Сирию из Юго-Восточной Аравии в середине IV тыс. до н. э. Они были семитами, которые пользовались шумеро-аккадской клинописью.
Как можно предположить, Эбла была довольно крупной коммерческой державой и имела торговые связи как и с шумерским населением древнего Междуречья так и с Египтом.
В период своего расцвета, влияние Эблы распространялось от финикийского Библа на Средиземноморском побережье до Мари на среднем течении Евфрата, её торговые и дипломатические связи вели в Египет, Элам и Шумер. Первый серьёзный удар могуществу Эблы нанёс аккадский царь Шаррумкен (Саргон Великий), в XXIII веке до н. э. а его внук — Нарам-Суэн — окончательно подорвал мощь государства и, возможно, присоединил бо́льшую часть территории к своей державе.
В древности города, как правило, строили на аллювиальных равнинах, например между реками Тигр и Евфрат, где было хорошо развито сельское хозяйство. Так, первые города, которые упоминаются в Библии, находились в Месопотамии (Бытие 10:10). Название Эбла, вероятно, означает «белый камень» и указывает на то, что город был построен на известняке. По всей видимости, это местоположение было выбрано, потому что известняковые пласты содействовали сохранению запасов природной воды. Это немаловажно для района, отдаленного от крупных рек.

В Эбле выпадало мало осадков, поэтому там выращивали только зерновые культуры, виноград и маслины. Также все благоприятствовало разведению скота, особенно овец. Расположение Эблы — между Месопотамией и Средиземным морем — создавало хорошие условия для торговли древесиной, полудрагоценными камнями и металлами. Этот город был столицей региона с населением около 200000 человек, из которых примерно каждый десятый жил в Эбле.Политическая история Эблы известна недостаточно хорошо, возможно что истинными правителями страны была олигархия богатых и влиятельных купцов. Управлял Эблой вождь-жрец, носивший титул «малликум». Его власть не была наследственной и осуществлялась в течение определенного срока. В принятии решений участвовал также совет старейшин. Управление городом проводилось через администраторов, назначаемых вождем. Существовали также особые военачальники — лугали. О величии эблаитской цивилизации в эпоху ее расцвета свидетельствуют развалины большого дворца. В него входили через ворота, достигавшие в высоту 12—15 метров. Несколько раз дворец расширялся, чтобы в нем могла разместиться увеличивающаяся влиятельная администрация. Во дворце действовала сложная иерархия: царю и его супруге служили придворные и сановники.

В ходе раскопок было обнаружено более 17 000 глиняных табличек и фрагментов. Изначально, вероятно, было более 4 000 целых табличек, аккуратно сложенных на деревянных стеллажах. В этих документах содержатся свидетельства об обширных торговых связях Эблы, например с Египтом. На это указывают царские символы двух фараонов. Как правило, на табличках писали на шумерском языке. Однако в некоторых случаях записи велись на эблаитском языке — очень древнем семитском языке. Его смогли расшифровать благодаря этим документам. Востоковеды не ожидали найти такой древний семитский язык. Интересно, что в некоторых табличках содержатся перечни на двух языках, шумерском и эблаитском. В книге «Эбла. Возникновение городской цивилизации» они названы «самыми древними словарями, дошедшими до нас» (Ebla — Alle origini della civilta urbana).
Вероятно, Эбла обладала военной мощью, поскольку на найденных фрагментах изображены эблаитские воины, которые казнят врагов и демонстрируют отрубленные головы. Слава Эблы меркла, когда силу стали набирать Ассирия и Вавилон. Невозможно точно установить, но, вероятно, сначала Саргон I (не тот Саргон, который упоминается в Исаии 20:1), а затем его внук Нарамсин (Нарам-Суэн) шел войной на Эблу. Находки свидетельствуют о том, что сражения были ожесточенными, а вторжения — беспощадными.
Однако, как упоминалось ранее, спустя какое-то время город возродился и даже занял ведущее положение в том регионе. Эблу восстановили по определенному плану, благодаря чему она казалась еще более величественной. В нижней части города было святилище богини Иштар, которую почитали как богиню плодородия и вавилоняне. Вы, возможно, слышали о знаменитых воротах Иштар, найденных среди развалин Вавилона. Особенно впечатляющим строением, вероятно, было здание, в котором держали львов, считавшихся священными животными богини Иштар. А что можно сказать о религиозной жизни Эблы?

Религия в Эбле

В Эбле, как и в других регионах Востока, в пантеон богов входили Ваал, Адад (имя, входящее в состав имен некоторых сирийских царей) и Даган (3 Царств 11:23; 15:18; 4 Царств 17:16). Жители Эблы всех их почитали. Они преклонялись даже перед богами других народов. Археологические находки свидетельствуют о том, что эблаиты также чтили обожествленных предков правителей. Особенно этот культ был распространен во втором тысячелетии до н. э.
Однако эблаиты не уповали лишь на богов. Так, возрожденный город был обнесен двойным кольцом мощных стен, которые могли произвести сильное впечатление на любого врага. Общая протяженность внешней стены достигала около 3 километров. Даже сегодня она отчетливо видна.
И все же это не спасло Эблу от гибели. Примерно в 1600 году до н. э., вероятно, хетты нанесли решающее поражение некогда сильному народу. В одном древнем произведении говорилось, что Эбла «разбилась, как глиняная ваза». Вскоре ее слава потускнела. В одном документе крестоносцев, направлявшихся в 1098 году на Иерусалим, упоминается местность, где ранее находилась Эбла. О ней говорится как об отдаленном поселении страны, называемой Мардих. Эбла была практически забыта, но спустя много веков о ней говорят вновь.
Категория: СИРИЯ, ФИНИКИЯ, ПАЛЕСТИНА | Добавил: konan (02.07.2008)
Просмотров: 1049 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]