Царская земельная собственность и
царское хозяйство. К
началу III в. до н.э. на территории бывшей Персидской державы сложились новые
государства, самым крупным из которых была держава Селевкидов, основанная
полководцем Александра Селевком. Мидия, Персида, Месопотамия, Северная Сирия,
часть Малой Азии входили в это царство; индийские владения Селевк потерял еще в
конце IV в. до н.э. Селевкиды
вели непрерывные воины то с одним, то с другим государством. Сам Селевк I был
убит во время военного похода, предпринятого им для овладения Фракией и
Македонией. При его преемниках начались длительные войны с Птолемеями за Южпую
Сирию. Около середины III в. до н.э., во время царствования Антиоха II, от
державы Селовкидов отделились восточные области — Бактрия и Парфия. В Владения
Селевкидов вновь расширились при Антиохе III (223 — 187 гг. до н.э.), одном из
самых талантливых эллинистических правителей. Особенностью его политики была
опора не только на греков, но и на древние местные самоуправляющиеся центры,
что обеспечило ему поддержку достаточно широких слоев населения в разных
областях его царства. В армии Антиоха III сражались кроме греков и македонян
представители многочисленных племен и пародов, входивших в его державу. Он
присоединил новые территории в Малой Азии, завоевал часть Армении, одержал
победу над царем Бактрпи Евтидемом. Антиох III вел очередную (четвертую) войну
с Египтом за Сирию. В этой войне он потерпел поражение в Большинство
сведений по экономической истории Западной Азии III—-I вв. до н.э., которыми мы
располагаем, относится к царству Селевкидов и Пергаму, но ряд общих черт,
присущих их экономическому и социальному строю, позволяет характеризовать
общественную структуру и других эллинистических государств. Уже
во время походов Александра и борьбы его полководцев наметилось деление на
собственно царскую землю и земли городов — самоуправляющихся гражданских
коллективов. Преемники Александра продолжали эту политику, В царстве Селевкидов
существовал фонд царской земли, созданный прежде всего за счет владений,
отобранных у персов, и за счет племенных территорий; значительные земельные
владения находились под контролем полисов, гражданско-храмовых общин. Из-за
разнородности областей, входивших в их державу, Селевкиды не имели возможности
создать единую организацию хозяйства и управления, подобную птолемеевской. Хотя
их царство делилось на сатрапия (во главе со стратегами), внутри сатрапий
сохранялись местные организации; свои распоряжения Селевкпды официально
адресовали городам, династам, храмам и племенам. Все
население и все земли (за исключением отдельных крупных владений вельмож,
полученных ими от царя, и земель ряда городов) были обложены налогами.
Земледельцы, обрабатывавшие царскую землю, назывались «царскими людьми» (лаой);
они жили деревнями, и цари облагали налогом деревни-общины в целом. Мы не
знаем, был ли налог однотипен по всей Западной Азпи; вероятно, он менялся в
завпспмости от местных условий; в надписи из района Сард (Малая Азия)
упоминается денежный налог, уплачиваемый деревнями в царскую казну. Взносы
разных деревень сильно различались — в соответствии с количеством земли и
населения (так, три деревни вместе платили ежегодно 50 золотых, и четвертая
деревня — одна 57 золотых). В Пергамском царстве существовало денежное подушное
обложение жителей деревень. Денежная форма налога приводили к тому, что убытки,
как и в Египте, в случае неурожая падали только на земледельцев. Земледельцы
вынуждены были продавать сельскохозяйственные продукты на городских рынках, что
из-за колебания в ценах, урожае, близости или дальности ближайшего рынка вело к
расслоению среди земледельцев. «Царские люди», как и «царский земледельцы» в
Египте, были прикреплены не к своему участку земли, а к общине — в качестве
налогоплательщиков; они тоже пытались бежать из своих деревень. Цари не
возвращали земледельцев силой; во всяком случае, об этом нет никаких
свидетельств. Переселившиеся земледельцы оставались членами своей общины: по
отношению к центральной власти они выступали как «царские люди», а во всех
других отношениях—как «кометы», общинника. Кроме древних общин в
эллинистических государствах возникали и новые деровни-общины из переселенцев.
Среди жителей одной такой новой деревни Панну, расположенной на царской земле в
Малой Азии, были люди и с местными и с греческими именами — последние,
вероятно, бывшие наемники или беглецы на греческих городов; они входили в
общины, поскольку земледелие, основанное на ручном труде мелких хозяев, не
могло существовать без организации, объединявшей индивидуальных производителей,
регулирующей отношения между ними. «Царские
люди» владели имуществом, заключали торговые сделки. Зависимость их была не
личной, а пообщинной; царская власть попользовала связь земледельцев с общиной
для организации взимания податей и повинностей. В эллинистический период можно
говорить о прикреплении к общине, поскольку центральному аппарату было удобнее
иметь дело с «организованными» подданными и взимать подати сразу с целых
коллективов. Деревни, по-видимому, имели общинное самоуправление. Так,
сохранилось совместное постановление двух деревень, принятое на собрании их
жителей. В этом постановлении чествуются люди (один нз них — крупный чиновник
Селевкидов - назван «господином этого округа») за то, что они выкупили жителей
деревень, попавших в плен к галатам. Значительную
часть царской земли Селевкиды передавали своим служащим, приближенным,
родственникам. Земли, полученные за службу, но были собственностью их
владельцев и могли быть царем отобраны: так, в одной надписи говорится о
сирийской деревне Байтокайка. которую царь передает храму и которой раньше
обладал некий Деметрий. В ряде случаев владелец участка царской земли собирал
денежную подать с деревень и выплачивал ее в царскую казну; земледельцы, кроме
того, были обязаны в пользу владельца денежными податями и трудовыми
повинностями. Существовали крупные вельможные владения, которые были фактически
независимы от царской администрации. В
этом отношении характерна переписка царя Лнтиоха III со стратегом Южой Сирии
Птолемеем (перешедшим на сторону Селевкидон); Антиох оставил за ним вес его
прежние поместья и добавил новые. Царь дает распоряжения своим чиновникам,
чтобы все торговые сделки внутри владений Птолемея производились под контролем
его агентов, освобождает его деревни от постоя, запрещает накладывать штрафы на
имущество его людей и выводить их на работы из его владений. Среди царских
приближенных числились люди, не занимавшие определенных должностей, но носившие
почетный титул «друг царя» или «друг и родственник» царя. Иногда они были
гражданами городов и через них осуществлялась дополнительная неофициальная
связь между царем и полисом, Таких приближенных царь также наделял землей,
причем они имели право приписать свою землю к какому-либо полису, т. с.
полностью изъять со из-под контроля царской казпы. Этим способом Антиох II
вознаградил свою жену Лаодику, с которой он разошелся для того, чтобы вступить
в брак с дочерью Птолемея II. Он продал Лаодике в Малой Азии деревню,
укрепленный дом и прилегающую к деревне землю; под власть Лаодики перешли и
люди (лаой), происходившие из этой деревни, но переселившиеся в другие места.
Лаодика была освобождена от налога в царскую казну и получила право приписать
землю к любому полису. Кроме
того, Антиох II передал Лаодике и своим сыновьям от неё земли в Вавилонии, которые
были приписаны к вавилонским городам. Чтобы осуществить свои права
собственников, люди, получившие земли у царя, должны были включить их в
территорию самоуправляющихся городов. О положении земледельцев на приписанных к
городу землях ничего не известно. Термин «лаой» в городских документах не
встречается. Вероятно, их положение приближалось к положению других
земледельцев-неграждан, а зависимость от владельца земли выражалась в уплате
подати. На
землях, переданных частным лицам, кроме зомледельцев-общинников работали рабы;
они могли жить в тех же деревнях, что и земледельцы, в отдельных домах.
Используя рабов в своих хозяйствах, землевладельцы приспосабливались к
господствующей форме организации труда на своих землях. Землевладельцу не было
смысла создавать дорогостоящий аппарат контроля и принуждения (содержать
надсмотрщиков, учетчиков и т. п.): живя в деревне, рабы подчинялись общинному
распорядку и контролю. Рабы использовались также в царском хозяйстве, в
частности в хозяйство Атталидов, пергамскпх царей. Владея компактной
территорией. Атталиды имели возможность наладить более четкую систему
управления, чем Селевкиды, хотя и пергамские цари опирались на греческие полисы
и местные храмовые организации. Сплошные массивы царских земель (в Пергамском
государство было меньше, чем у Селевкидов, крупных городов, землп которых
вклинивались бы в царские), сосредоточенность ремесла главным образом в одном
центре — г. Пергамс — позволяли царям осуществлять постоянный контроль над
трудом рабов. Вероятно, за долги государству крестьян обращали в царских рабов,
а не продавали с аукциона частным лицам, как в птолемеевском Египте. Большинство
своих рабов Атталиды получали из среды местного населения Пергамского царства,
я эти рабы, занятые в сельском хозяйство и ремесле, находились в лучшем
положении, чем рабы-иноплемекники, В Катеками
в царстве Селевкидов были в основном греки и македоняне. С течением времени ряд
военных поселений получал статус полиса, при этом иногда происходило
объединение с местными самоуправляющимися коллективами. Так, в Гирканской
долине в Лидии жили гирканцы, переселенные туда персами с берегов Каспийского
моря; они образовали самоуправляющееся объединение вокруг храма Артемиды. С
этим объединением слилось македонское военное поселение: объединенная гражданская
община стала называться «полис македонцев-гирканцев». Из
военного поселения, по всей вероятности, вырос и полис на берегу Евфрата,
известный под двойным (местным и греческим) названием Дура-Европос.
Греко-македонские воины, составившие первоначально основное население
Дура-Европоса, были наделены землей. Они могли продавать свои наделы, хотя эти
участки формально считались собственностью царя: в случае отсутствия
наследников клер (надел) возвращался в царскую казну. Дура-Европос представляла
собой крепость, контролировавшую торговые пути по Евфрату. В крепости
находились представители центральной власти: стратег — начальник гарнизона,
опистат (чиновник, «надзиравший» за внутренней жизпыо города), царские
служащие, следившие за торговлей и взимавшие пошлины в пользу царской казны. На
земле, приписанной к Дура-Европос, как это видно из более поздних документов,
были также и деревни с местным населением. Во II в. до н.э. Дура-Европос
перешел под власть Парфии. Пергамские
цари наряду с греками и македонянами в качестве воинов привлекали выходцев из
местных народностей (например, мисийцев). Согласие письму одного из псргамских
царей, военным колонистам (катекам) за службу давались участки необработанной
земли и виноградники. За эту землю катекы платили 1/20 с зерна и 1/10 с
остальных плодов. Взимая часть урожая, а не твердую плату, царь делил с
катеками убытки в случае стихийных бедствии. Кроме того, желая поощрить
разведение нужных сельскохозяйственных культур, царь жаловал колонистам
свободную от налогов землю для разведения оливковых деревьев. Помимо клеров,
полученных за военную службу, катеки могли покупать землю у царской казны.
Бездетные катеки имели право завещать свои наделы. Впоследствии земли в
пергаискпх катекиях, как и в военных поселениях Селевкпдов, стали покупаться и
продаваться. В
целом на протяжении III — II вв. происходит постепенное сокращение собственно
царского земельного фонда — не только за счет передачи земли в частные руки, но
и за счет перехода царской земли к городам. Полисы
и гражданско-храмовые общины в период эллинизма. Город
как организация свободных граждан, обладавших определенными экономическими и
политическими привилегиями, играл важную роль в общественной структуре стран
Передней Азии периода эллинизма. К старым греческим и восточным городским
центрам преемники Александра прибавили много новых. Есть сведения, что Селевк I
основал 33 города. Разумеется, большинство городов было выстроено не на пустом
месте. Обычно выбиралось какое-либо местное поселение, удобно расположенное в
военном и торговом отношении, его расширяли, перестраивали, объявляли полисом и
переименовывали в честь царя-основателя пли его родственников: так появились
Селевкип, Антиохии, Апамея, Стратоникея (две последние названы по имени цариц)
и т.п. В этих городах солились македонские ветераны, греческие колонисты,
гражданами их становилось местное население — или жившее здесь раньше, или
переселенное из окрестных местечек. Наиболее развитые гражданско-храмовые
общины (например, в Вавилонии, Палестине) сохраняли свою структуру, а их
положение по отношению к царской власти приравнивалось к положению полисов. Развитие
городов не было только результатом государственной политики. Этот процесс
начался в доэллинистический период и продолжался в течение ряда последующих
веков; царям чисто приходилось признавать существующее положение, даруя тому
пили иному выросшему городу статус полиса, Такие названии полисов, как
«Лошадиная деревня», «Священная деревня», показывают, что некоторые города
возникли из деревень. Каждый самоуправляющийся гражданский коллектив имел под
своим контролем определенную территорию. С большинства городов, которые входили
в состав эллинистических монархий, цари взимали налоги — денежные или
натуральные (традиционно они составляли десятину). Кроме полисов и
гражданско-храмовых общин внутри эллинистических монархий существовали
территории, находившиеся под управлением наследстве иного жречества; цари
признавали внутреннюю обособленность таких территорий (например, Пессинунта в
Малой Азии), по взимали с них налоги в царскую казну и в известной степени
контролировали их деятельность. Полисы стремились включить соседние храмовые
территории в свою округу, и царя способствовали им в этом. Так, известен
длительный спор Мил асы с жрецом храма в местечке Лабраупда: каждая из сторон
претендовала на управление этим местечком. Наконец Селевкиды (а затем п
вторгшийся в эти районы македонский царь Филипп V) утвердили присоединение
Лабраунды к Миласе. Цари
— и Селевкиды, и Атталиды, и представители местных династий — увеличивали
земельные владения городов путем дарений и продажи царской земли, а также путем
присоединения более мелких городов к более крупным. Создание крупных городских
цептров облегчало взимание податей, поскольку с городских территорий подать
собирали полисные должностные лица, которые затем часть ее передавали в царскую
казну. Но поддержка царями городов объясняется не только финансовыми
соображениями: традиционная городская гражданская обтцппа была наиболее удобной
формой организации свободного населения в среде зависимых эксплуатируемых
земледельцев. Эти организации в период укрепления эллинистических монархий (III
в. до н.э.) служили опорой царя и проводником его воли. Цари стремились
поставить внутреннюю жизнь города под свой контроль, мотоды которого были
различны: помещение военных гарнизонов, непосредственный надзор с помощью
специальных чиновников-эпистатов, находившихся в городах; письма-распоряжения
царей, адресованные городам. Существовали и косвенные методы вмешательства:
города даровали нрава гражданства македонским военачальникам, царским
приближенным и даже самим царям. Еще при жизни Александра Антигон получил
гражданство в Приене; г. Баргилии сделал своим гражданином Антиоха I; некоторые
города даровали гражданские права «друзьям царя». Как правило, эти лица
получали еще ряд привилегий: например, важной привилегией было право входа в
буле (совет) и народное собраппе первыми после совершения жертвоприношений.
Используя ото свое право, «друзья царя» могли первыми выступать на собрапиях,
оказывая влияние на настроение граждан. В
эллинистических государствах Передней Азии в меньшей степени, чем в Египте,
были распространены царские культы. Однако Селевкиды претендовали на то, что
происходят от Аполлона — чтобы придать «божественный» характер своей династии.
В некоторых полисах устанавливались за оказанные услуги культы отдельных царей;
были и частные объединения почитателей царского культа (например, почитатели
Евмена II): помимо политических мотивов в установлении таких культов играла
роль вера в сверхъестественные способности правителей (особенно тех, кто
одерживал победы над своими противниками), надежда обрести в них
богов-покровителей вместо прежних, терявших доверие полисных богов. В
период расцвета державы Селевкидов, длившийся до начала II в. до н.э.,
сравнительно прочный союз центральной власти с городами, использование катекий
для контроля над сельской территорией обеспечивали планомерную эксплуатацию
масс сельского населения. В этот период мы можем проследить известный рост
производительных сил на царских и городских землях, внедрение новых
сельскохозяйственных культур. Селевкиды пытались культивировать индийский
бальзам; в Вавилонии и Сузиане, по свидетельству Страбона, разводили рис и
новые сорта винограда. Эллинистический полис представлял собой более сложную
общественную структуру, чем полис классический. Эллинистический полис
контролировал сельскую территорию, часть которой находилась в собственности
граждан, часть составляла общественный фонд города (пастбища, которыми граждане
могли пользоваться за плату; земли, сдаваемые в аренду); кроме того, к полису
была приписана территория, где располагались деревни и различного типа
поселения, жители которых не пользовались гражданскими правами, подчинялись
должностным лицам города д уплачивали городу подати деньгами или натурой.
Иногда крупный полис главенствовал над более мелкими, сохранявшими внутреннюю
автономию, по платившими налоги господствующему городу. В зависимых полисах
находились должностные лица, направленные туда из полиса господствующего. Наиболее
крупные города представляли собой независимые государства. В этом отношении
показательна история малоазийских владений Родоса, по общей протяженности
которых (включая и некоторые острова) оп мог соперничать в начале II в. до н.э.
с Пергамским царством. Колонизация родосцами малоазиатского побережья началась
еще в VI—V вв. до н.э. Эти древние колонии Родоса представляли собой крепости,
расположенные, как правило, на возвышенностях. с которых можно было вести
наблюдение за береговой линией. После образования эллинистических государств,
заинтересованных в союзе с Родосом — важным центром транзитной торговли по
Эгейскому морю, он значительно расширяет свои владения. От Сслевка II в награду
за помощь в его войне с Птолемеем III Родос получил г. Стратопикею в Карий (на
юго-западе Малой Азии) с прилегающими землями. Во II в. до н.э.,
воспользовавшись тяжелым положением стратегов, управлявших малоазийскими
владениями Египта, Родос купил у них г. Кавн (тоже в Карий). Наконец, за
поддержку Рима в войне против Антиоха III родосцы были вознаграждены большей
частью Карий и Ликии, бывшей прежде под властью Селсвкидов. Все эти новые
владения управлялись специальными: должностными лицами, посылавшимися из
Родоса,— стратегами, гегемонами и эпистатами, имевшими военные, полицейские и
финансовые функции (они собирали подати с зависимого населения). Эллинистический
полис, таким образом, представлял собой иерархию общин. Сельские общины на
городских территориях пользовались некоторым внутренним самоуправлением (там
действовало деревенское народное собрание), имели общинный фонд и общественные
земли (как правило, земли вокруг святилищ), которые находились под контролем
общин: например, в надписи одной малоазпйской деревни, расположенной на
территории полиса, говорится о решении деревни засадить священный участок: тот
из общинников, который вырастит не меньше трех деревьев и сохранит их в хорошем
состоянии в течение пяти лет, будет за это чествоваться в течение последующих
пяти лет на ежегодном празднестве. Кроме того, жители деревни делали взносы на
общественные нужды (до 100 драхм). Земледельцы были лично свободны и имели
свободу передвижения. Характерной
чертой эллинистического города было существование в нем разных групп населения
— принадлежащих к разным народностям, имевших различное правовое положение. В
гражданские коллективы полисов входили как греки и македоняне, так и
представители местного населения: последних было особенпо много во вновь
основанных полисах и местных городах, получивших статус полиса. В Селевкии на
Тигре отмечепо большое количество переселенных туда вавилонян; в Аптиохип на
Оронте наряду с греками жили сирийцы; Антиохию-Эдессу в Верхней Месопотамии
современники называли полуварварской. Граждане пегреческого происхождения часто
принимали эллинские имена, но это пе было правилом: в источниках встречаются
упоминания представителей верхушки городского населения (например, послов к
парю), которые носили негречоскпе имена и отчества. В
эллинистический период продолжаются переселения ни одних областей и городов в
другие. Отдельные переселенцы за особые заслуги перед городом плп царем
получали полные права гражданства (среди иих были и лица негреческого
происхождения); другие получали только право владения землей без политических
прав (разрешение лицам, пе являющимся гражданами города, приобретать землю иа
его территории — одно из характерных отличий эллинистического полиса от
классического); иногда такое право на приобретение земли даровалось взаимно
всем гражданам договаривающихся между собой городов. Переселенцы из сельской
местности или других городов, не получившие никаких привилегий, составляли
более низкую правовую группу пареков — они имели право жить в городе и округе
но не приобретать землю в собственность), принимали участие в городских
празднествах. Пареками могли стать вольноотпущенники; земледельцы,
переселившиеся в город и внесенные в списки пареков, теряли связь с сельской
общиной. Иногда переселенцы одной народности составляли особую
самоуправляющуюся организацию внутри города — политевму. Такие политевмы
образовывали иудеи, возможно, также сирийцы в Антиохии на Оронте. В
эллинистических полисах сосредоточивается большое количество рабов — частных и
общественных. Многие рабы были слугами в богатых домах, работали в ремесленных
- мастерских. Общественные рабы были низшими служащими государственного
аппарата, использовались в строительстве. В последнем случае они получали
небольшую поденную плату и одежду. Если судить по материалам малоазийского
храма в Дидимах, рабы получали меньше свободных рабочих (3 обола в день, в то
время как самая низкая оплата свободному рабочему была 4,5 обола). В период
эллинизма продолжался перевод рабов на «оброк» — они вели самостоятельное
хозяйство и выплачивали своим господам определенные взносы. Широко распространен
был отпуск рабов на волю; вольноотпущенники оставались связанными со своими
господами определенными обязательствами; иногда они до конца своих дней должны
были, как указывалось в документах об отпуске на свободу, выполнять «всю ту
работу, что они делали в рабстве». Дети, рожденные рабыней до отпуска на волю,
оставались рабами, если их освобождение не было специально оговорено. По
законам некоторых полисов следовало особо оговаривать также право
вольноотпущенника на свободный выезд из города. Иногда вольноотпущенники
откупались от своих обязанностей деньгами. Из своих вольноотпущенников и
доверенных рабов богатые люди, как правило, вербовали управителей имений,
надзирателей в мастерских и торговых агентов. | |
| |
Просмотров: 982 | |
Всего комментариев: 0 | |