Помимо
рабов и вольноотпущенников на общественных, прежде всего на строительных,
работах использовались свободные работники, которых в изобплип поставляла
сельская округа, где развитие товарно-денежных отношений вело к разорению
земледельцев. Свободные ремесленники могли работать и в частных мастерских,
причем трудно определить, чей труд преобладал — рабов или свободных. Внутреннее
самоуправление эллинистического полиса по форме напоминало самоуправление
полиса классического периода. существовали народное собрание, буле (совет),
выборные должностные лица. Однако такой важный демократический орган, как
выборный из числа всех граждан суд, в период III — I вв. отмирал. Широко было
распространено приглашение судей из других городов для разбора внутренних
споров, которые в условиях расслоения гражданского коллектива не всегда можно
было решить своими силами. Иногда судьями выступали царские должностные лица. Только
незначительное число дел рассматривалось выборными судьями. В
эллинистических полисах лостепснно все большую роль начинают играть должностные
лица и все меньшую — народное собрание. Ряд должностей, в частности некоторые
жреческие должности, продавались. Для периода III — I вв. до н.э. характерно
резкое расслоение среди населения города. Существование прямого обложения в
большинстве полисов, основанных в Азии, способствовало такому расслоению.
Должники городской казны в ряде полисов лишались гражданских прав. Этот процесс
несколько смягчался благодаря наличию общественного земельного фонда, который
могли арендовать граждане, и раздачам более значительным, чем в предшествующий
период. Раздачи производились и негражданскому населению, иногда рабам, как
правило во время общеполисных религиозных празднеств. Таким образом,
неграждане, которые в большом количестве скапливались в городах, в какой-то
мере включались в жизнь гражданской общины. В
эллинистический период в различных областях Передней Азии продолжали
развиваться гражданско-храмовые общины. Примером таких общин могут служить
города Вавилонии. В этих городах существовал четко оформленный гражданский
коллектив, образовавшийся в результате постепенного слияния зажиточных слоев
населения города с храмовым персоналом. В указанное время большинство членов
этого коллектива фактически не были храмовыми служителями: среди них отмечено
много ремесленников; в клинописных контрактах упоминаются владельцы рабов и
земельных участков (как внутри городской черты, так и вне её), Но все эти люди
были связаны с храмом, в частности получением от него довольствия —
определенной нормы продуктов питания. Право на получение довольствия было
когда-то связано с выполнением обязанностей в пользу храма. Уже и в более
древние времена это право свободно продавалось, причем по частям (например,
одна шестая или одна двенадцатая часть права на довольствие, положенное в определенные
дни каждого месяца); в описываемый период право на довольствие, связанное с
мужской должностью, могла покупать и женщина. Таким образом, это право
перестало быть связанным с исполнением должности и осталось привилегией членов
гражданского коллектива, которую они могли свободно передавать друг другу. В
вавилонских городах существовали собрания, председателем которых был эконом
(шатамму) храмов; эти собрания решали имущественные вопросы, накладывали штраф,
предоставляли почести царским должностным лицам. Как и у полисов, у таких
городов была обширная сельская округа, земли которой частично принадлежали
гражданам, частично обрабатывались зависимым сельским населением, платившим
подати этому городу-храму. Частные земли, полученные от царя, могли приписываться
к подобным городам так же, как и к полисам. В вавилонских городах, как и в ряде
полисов, находились царские должностные лица — эпистаты (из местных граждан). Другим
типом гражданско-храмовой общины были малоазийские объединения вокруг святилищ.
Мы хорошо осведомлены об одном таком городе — Миласе. Миласа — известный
религиозный центр карийцев, о ней писал еще Геродот в V в. до н. э. Жители
Миласы были разделены на филы, представлявшие собой объединения вокруг храмов.
Филы, в свою очередь, делились па сингении — небольшие общппы, имевшие общее
святилище. Земля святилища была землей общины, она распределялась между
гражданами, которые выбирали должностных лиц. ведавших «священной» казной. В IV
в. до н.э. Миласа называется полисом, по сохраняет ряд специфических черт, в
частности сравнительную самостоятельность фил и сингений. Храмовые
земли фактически были общественной землей; распределение земли приняло форму
аренды. Но условия аренды были сравнительно мягкими, чтобы дать доступ к земле
и небогатым гражданам; существовала коллективная аренда, когда землю арендовала
вся община-сипгспия в целом, а затем уже распределяла участки между гражданами.
На примере малоазийских гражданско-храмовых общин особенно ясно видно, что
общественный земельный фонд использовался для поддержки малоимущих граждан. Для
эллинистического периода характерно не только развитие полисов и
гражданско-храмовых общий, по п стремление всех этих самоуправляющихся городов
к образованию более тесных союзов между собой, часто со взаимным гражданством
(граждане одного полиса, переселяясь в другой, автоматически получали в нем
права гражданства). Существование
союзов давало возможность городам противостоять пажиму со стороны
эллинистических правителей и более успешно развивать свою экономику.
Характерным примером такого союза в восточных районах Средиземноморья был союз
городов Ликин. Согласно Страбону, в этот союз входило 23 города. Представители
ликийских городов время от времени собирались в какой-нибудь город на общий
совет — синедрион, Наиболее крупные города имели в этом синедрионе три голоса,
средние — два голоса, прочие — один голос каждый. На сипедрионе избирались
глава союза — ликиарх, начальник конницы и казначей. У городов ликийского союза
была общественная казна, общие суды. Фактически важнейшие дела союза решались
крупными городами, которые назывались «метрополиями ликпйского народа», а
общественные должности занимали граждане этих городов. Граждане метрополий
получали права гражданства во всех остальных полисах союза и право владения
землей в них. Официальными и письменными языками в ликийском союзе наряду с
унаследованным из ахемепидских канцелярий арамейским были также ликийский и
греческий. Обмен
между западными и восточными областями, возникновение городов как ремесленных
центров в экономически отсталых прежде областях приводили к распространению
технических достижений и производственных навыков; в особенности это относятся
к массовому производству, например гончарному. Высококачественную досуду делали
в самых различных местах — в городах Греции, Эгейского архипелага, Малой Азии,
Южной Италии, Египта. Причем если уникальные золотые и серебряные сосуды,
которыми пользовались при дворах эллинистических правителей, изготовлялись
специальными мастерами по особым заказам, то керамику для более или менее
состоятельных слоев горожан выделывали в разных центрах по одному и тому же
шаблону. Развитие
обмена в эллинистических государствах привело к изменению монетного чекана. Уже
Александр выпустил большое число золотых монет (статеров) и серебряные
тетрадрахмы. Значительная часть драгоценных металлов, лежавшая в сокровищницах
персидских дарей, была пущена в оборот. Эллинистические пари чеканили монету
тех же номиналов, что и Александр; на лицевой стороне монеты помещалось
изображение царя. Монеты царской чеканки использовались для международного
обмена: археологи находят их далеко за пределами территорий эллинистических
государств. Самоуправляющиеся
города чеканили свою монету (часто подражая царскому, особенно
александровскому, чекану), но она, как правило, имела хождение лишь на
внутренних рынках. Однако развитию экономики мешали бесконечные военпые
столкновения между эллинистическими монархиями — борьба Птолемеев и Селевкидов,
Селевкидов и Парфии приводила к разорению городов, нарушению торговых связей.
Это было одной из причин того, что начиная со II в. до н. э. верхушка населения
ряда эллинистических полисов выступает в поддержку новой великой державы —
Рима, Другой причиной проримской позиции части богатых слоев было обострение в
эллинистических государствах II—I вв. до н. э. социально-политической борьбы. Упадок
царства Селевкидов и Пергама. Социальная борьба во II в. до н.э. Социально-политическая
борьба в Передней и Малой Азии в последние века до нашей эры носила сложный
характер и охватывала различные слои населения. Так,
борьба в Иудее против власти Селевкидов, о которой будет сказано дальше, была
направлена не только против чужеземного господства, но и против усиления
знатных иудейских родов, которые поддерживали политику эллинизация. Ряд крупных
полисов выступал против зависимости от центральной власти; в период войн, между
эллинистическими монархами (Селевкидами и Птолемеями, Филиппом V Македонским и
Пергамом), а также во время военных столкновений с Римом города переходили то па
одну, то па другую сторону, Неустойчивость положения держаны Солевкидов
особенно выявилась после поражения, нанесенного Римом Антиоху III в битве при
Магнесии (Малая Азия). По миру, заключенному в г. Апамее, Антиох потерял
значительную часть малоазийских владений (они были переданы союзникам Рима в
этой войне Пергаму и Родосу). Великая Армения и Софона объявили себя
независимыми; области за Титром были захвачены парфянами. Сын Антиоха III
Антиох IV предпринял попытку восстановить державу Селевкидов в ее былых
границах. Сивел успешные войны с Птолемеями и дважды вторгался в Египет. В С
середины II в. до н.э. в Сирии началась длительная борьба за власть. В эту
борьбу вмешался и Египет, поддерживая то одного, то другого претендента. В Социальные
движения происходили и на территории полисов: сельское население, но
пользовавшееся гражданскими правами, выступало против граждан городов, разоряло
их поместья, переходило на сторону врага в случае военных действий (например,
жители сельской территории некоторых малоазийскпх городов перешли на сторону
галатов, когда последние вторглись на территорию Малок Азии). Одним из самых
значительных народных движений II в. было восстание, вспыхнувшее в Пергаме в Сторонники
Аристоника называли себя гелиополитами - гражданами Государства Солпца. Среди
местных племен Малой Азии были широко распространены культы солнечных божеств,
которые привлекали пародные массы в противовес официальной религии эллинских
богов и богов-царей. Идеологи восставших, среди которых были и философы
(например, некий философ-стоик из Кум, бежавший к Аристонику из Италии),
связали стихийную веру народных масс в благодатное Солнце с ученном об
идеальном государстве, где все будут равны. Движение гелиополитов перешло за
границы Пергамского государства. Римским легионам пришлось в тяжелых боях
завоевывать завещанное Риму царство; с большим трудом им удалось запереть
Аристопика в карийской Стратониксе (уже за пределами Пергама) и голодом
принудить к сдаче в Пергамское
царство было превращено в провинцию Азия — первую малоазиатскую провинцию Рима.
Римские завоевания в Восточном Средиземноморье служат определенным
хронологическим рубежом, поскольку включение этого раойна в единое
централизованное (со времени установления империи в конце I в. до н. э.)
государство оказало существенное влияние на внутреннее развитие покоренных
западных областей бывшей державы Селевкпдов и областей Пергамского царства. Присоединение
восточных областей Селевкидского царства к Парфии также внесло специфику в их
историческую судьбу. И хотя эллинистические традиции продолжали существовать во
многих сферах общественной и культурной жизни, период собственно эллинизма в
Передней Азии закапчивается временем римских и парфянских завоеваний. Палестина в эллинистическо-римский
период. Палестинская
гражданско-храмовая община, руководимая иерусалимскими первосвященниками,
окончательно сформировалась ко второй половине IV в. до н.э. и получила
значительную степень автономии, обособившись от окружающего населения на
«царской земле». Эта община весьма индифферентно отнеслась к гибели
Ахеменидской державы и вполне благожелательно встретила в После
битвы при Инсе в В
период правления Птолемеев и Селевкидов в Палестине, в сатрапии, называвшейся
тогда «Келесирия и Финикия» и включавшей Самарию, Иудею, Эдом, Заиорданье и
Финикию, происходила интенсивная эллинистическая урбанизация. В основном она
развертывалась в прибрежной полосе, Северной Палестине и в Запордапье.
Эллинистические полисы с трех сторон окружали гражданско-храмовую общину в
Иудее, не затронутую эллинистическим градостроительством. Хотя падежных данных
о количестве жителей эллинистическо-римской Палестины нет, все исследователи
признают, что иеиудеи составляли от половины до двух третей жителей страны, а
среди них беспрерывно возрастал удельный вес эллинов или эллинизированных
представителей местного населения. Это значительно усиливало степень
воздействия эллинизма на остальное население Палестины, вовлеченной к тому же в
эллинистическую систему хозяйства. Через
Палестину проходили важные торговые пути эллинистического мира, что
содействовало развитию внешней, особенно транзитной, торговли. Исследователи
насчитывают около 240 названий товаров палестинской внешней торговли, из коих
около 130 были предметами импорта: благовония, драгоценные камни и золото из
Аравии, ткани из Двуречья, хлеб и полотно из Египта, специи из Индии и т.д.
Постоянные контакты с эллинистическим миром способствовали внедрению более
передовой агротехники, содействовали развитию ремесла и товарно-денежного
хозяйства в Палестине. Вес эти явления в меньшей степени затрагивали П у дето,
однако приобщение всей страны к эллинистическому миру породило сдвиги также в
структуре иудейской граждански храмовой общины. Она
имела самоуправление, возглавляемое наследственным первосвященником и «герусией
(советом старейшин) всего народа», на самом деле состоявшей из знати.
Первосвященник был не только руководителем общины, но и представителем
центральной власти, ответственным за сбор налогов и внесение их в царскую
казну. Завоевав Палестину, Антиох III предоставил общине налоговые льготы:
члены герусшг, священники и храмовые служители были полностью освобождены от
всех налогов, а остальные получили: освобождение на три года с доследующим
уменьшением налогов на одну треть. Эдикт
Лнтиоха III подтверждает, что в начало II в. до н.э. сохранялось характерное
для гражданско-храмовой общины деление ее на священников, левитов и нежрецов.
Но источники также указывают на ряд новых явлений в обществе. Если в VI —IV вв.
до н.э. бет-абот был всеобъемлющей структурной единицей, общей для всех членов
общины, то ныне возрастает число семей, не принадлежащих к этим широким
агнатическим(Агнаты — лица, происходящие по мужской линии от одного
родоначальника или усыновленные. В число агдатов не входили замужние дочери и
внучки, но входили жены.) группам. Наряду с сохранившейся земельной собственностью
бет-абот, отчуждаемой только внутри его и находящейся во владении семей этой
группы, увеличивается удельный вес крупной и мелкой частной земельной
собственности. Уже и раньше шла борьба между сторонниками «универсализма» и
«партикуляризма». Несравнимо большей была напряженность в III—II вв. до н.э.
перед лицом территориально близкого и наступающего эллинизма. Для иудейской
общины — структуры, по своей функции близкой к эллинистическим полисам,
возможны были два «ответа»: сохранить свою замкнутость или открыть себя для
восприятия эллинизма. Выбор ответа определялся для каждого социального слоя и
группы переплетением не только экономических, социальных и религиозных мотивов
и побуждений, но также традиционной ориентацией влиятельных родов (бетабот), например
Тобиадов. Этот
знатный род, обитавший в Палестине и Заиорданье по крайней море с VIII в. до
н.э. и при Ахеменидах всячески противившийся созданию автономной
гражданско-храмовой общины в Палестине, в копкретной политической ситуация III
— II вв. до н.э. возглавил элипнизаторское движение. Тобиадов поддержали не
только близкие им группы жреческой и нежреческой верхушки общины, но также
представители других слоев, особенно часть торговцев и ремесленников
Иерусалима, для которых эллинизация означала бы расширение их хозяйственной
деятельности. В Эллпнизаторы
не считали свои действия отказом от иудаизма, напротив, по их мнению,
отграничение от других народов было не только причиной бедствии, постигших
евреев, но и нарушенном завета Моисея, учившего, что бога Яхве могут и должны
почитать вес люди. Охвативший иудейское общество конфликт, выражая
социальпо-экономические противоречия, развертывался в религиозноидеологической
плоскости. На первых порах разногласия не выходили за рамки общипы, вопрос о
политической независимости не выдвигался. Однако зависимость «антиохийцев в
Иерусалиме» от поддержки Селевкидов, равно как и действия сирийских правителей,
неизбежно подводила их к выбору: оставаться или не оставаться Иудее под властью
«язычников»)? Эдикт
Антиоха IV ( Характером
развернувшейся в Иудее борьбы объясняется также зарождение тогда мученичества
за веру: многие погибли, пассивно сопротивляясь проведению в жизнь эдикта
Аитиоха IV. Другие откликнулись на призыв Маттатии из священнического рода
Хасмонеев активно бороться. Это положило начало восстанию (167—142 гг. до н.
э.), известному как Маккавейская война (по прозвищу старшего из пяти сынов
Маттатии — Иуды Маккавея). Действия повстанцев, основной базой которых явилась
Иудея, были настолько успешными, что в Осуществлению
цели Хасмопеев — достижению полной независимости — способствовали два
обстоятельства. Первое — поддержка повстанцев Римом, заключившим в Стремление
укрепить свою власть толкнуло первых Хасмонейских правителей — Симона (142—134
гг. до н.э.), Иоанна Гиркана I (134—104 гг. до н.э.) и Александра Янная (103—76
гг. до н.э.) — на иуть завоеваний. Онтт включили в состав своего государства
Эдом, всю Палестину (включая побережье), части Заиорданья и Южной Финикии.
Вследствие этого население Хасмонейского государства становилось в этническом и
религиозном отношении все более многообразным. Понимая
опасность этого, Хасмонеи пытались разрешить эту проблему при помощи насильственной
иудаизации страны, что вызывало сопротивление. Расширявшееся
государство Хасмонеев не могло уже быть гражданско-храмовой общиной,
непреложными предпосылками существования которой (как и существования
эллинистических полисов) являлись относительное социально-экономическое
равенство и этнорелигиозная однородность её полноправных членов, небольшой
численный состав и ограниченная территория. Государство же Хасмонеев постепенно
превращалось в эллинистическую монархию. Когда в Эволюция
Хасмонейского государства в эллинистическую монархию внешне проявилась в
создании разветвлепиого административно-бюрократического аппарата, замене
гражданского ополчения иноземными наемниками, образовании пышного двора,
возведении дворцов и крепостей и т.д. Все это требовало больших средств и
влекло за собой возрастание налогового бремени, что сводило на пет действенность
того хозяйственного подъема, который наступил в стране после завершения
Маккавейской войны. Восторженная
поддержка Хасмонеев народными массами постепенно сменялась растущим
недовольством, которое при Александре Янняе приняло характер открытой я ожесточенной
борьбы. В течение шести лет (90—84 гг. до н.э.) происходило руководимое так
называемыми фарисеями народное восстание, которое царь жестоко подавил. В
антихасмонейском движении I в. до н.э. социально-экономические мотивы были
неразрывно связаны с религиозными. Это движение по своему характеру было
аналогично более раннему антиселевкидскому. Победоносное
завершение Маккавейской войны и создание независимого государства укрепляли
веру в действенность «договора» с Яхве, в «избранность» народа Яхве, т.е.
партикуляристическую тенденцию. С другой стороны, сдвиги в
социально-экономической и политической жизни страны настоятельно требовали
обновления и расширения самой религиозной общины, основанной на ветхозаветном
законодательстве совсем иной эпохи. Такая универсалистская тенденция была
особенно сильна среди евреев диаспоры (изгнания) — в Месопотамии и Египте,
Малой Азии, Греции и других странах, непосредственно контактировавших с
эллинистическим окружением, которое проявляло растущую заинтересованность к
нудаистическому монотеизму. Для осуществления диалога между иудаизмом и
эллинистической культурой произведения первого должны были быть не только
переведены на греческий язык, но и приближены к системе эллинистических идей и
образов. Это отчетливо проявилось в греческом переводе Ветхого завета, так
называемом «Переводе 70 толковников», или «Септуагинте». Осуществленный в
Александрии в III — II вв. до н.э. перевод и явился адаптацией Ветхого завета к
миру эллинистических идей и образов. Падение независимых государств в
Палестине. В Умело
использовав сложную обстановку гражданских войн в Риме, самый энергичный и
коварный из сыновей Антипатра — Ирод с тал правителем Иудеи в качестве «союзника
и друга римского народа» (37— 4 гг. до н.э.). Во
внешней политике Ирод был ограничен указаниями и контролем Рима, но во
внутренней ему была предоставлена почти полная свобода, которой он
воспользовался для превращения граждан в безмолвных и безропотных подданных.
Ирод отменил наследственное первосвященство, истребил Хасмонеев и другие
знатные роды, а конфискацией их имущества пополнил казну. Эти мероприятия
сопровождались перераспределением земли: большую часть земли Ирод
сконцентрировал в собственных руках, наделяя ею своих родственников и
приближенных, что создавало новую, зависимую от царя и угодливо служившую ему
верхушку. Ирод
вошел в историю как один из крупнейших градостроителей. При ном были построены
новью города-полисы (Себастея, Кесария и др.), крепости и многочисленные
дворцы. Города украшались цирками, термами (античными банями), театрами и иными
общественными сооружениями. Особенно прославился Ирод начатой им реставрацией
Иерусалимского храма, который но иронии судьбы стал впоследствии важным очагом
борьбы против Рима. Ирод часто посылал щедрые дары Афинам, Спарте, другим
эллинистическим городам. Постоянно нуждаясь в больших средствах, царь резко
увеличил налоговое обложение населения. Даже при преемниках Ирода, правивших
значительно урезанной территорией, ежегодные поступления в казну достигали
1000—1200 талантов. Многочисленные налоги и поборы крайне обременяли страну и
вызывали массовое недовольство, усиленное несовместимыми с иудаизмом
нововведениями царя. Так, например, все подданные должны были присягать
римскому императору и лично Ироду. При всем том Ирод продолжал считать себя
приверженцем иудейской религии. На
беспрерывные народные выступления и восстания Ирод отвечал массовыми кровавыми
репрессиями, не щадя даже членов собственной семьи. Болезненно недоверчивый и
мстительный тиран казнил жену, шурина, трех сыновей, что побудило римского
императора Августа сказать, что «лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».
Смерть Ирода в Литература: | |
| |
Просмотров: 1040 | |
Всего комментариев: 0 | |