Крушение египетской мощи
окончательно освободило финикийские города от подчинения Египту. Еще
сравнительно недавно любой финикийский правитель униженно именовал себя слугой
фараона и умолял его о помощи, приблизительно около В годы и десятилетия предшествующие
гибели государств Микенской Греции, флот этих государств являлся значительной
силой. Разрушение Микен и ряда других городов Эллады нанесло греческому флоту и
их морской торговле сильнейший удар. Греция надолго перестала играть активную
роль в мореплавании и торговле. Сохранившиеся греческие города, как например,
Афины, оказываются в изоляции от внешнего мира (Ленцман, 1963, 202 — 208). Уже
говорилось, что гибель Угарита принесла выгоду финикийцам, особенно тирийцам,
освободившимся от угаритской конкуренции, но в результате на побережье к югу от
Финикии появились новые пароды — филистимляне и чекеры. Центрами поселившихся в Палестине
филистимлян были пять городов, образовавших союз — Пятиградье. Три из них —
Газа, Аскалон и Ашдод — находились на побережье, но гавани их были довольно
посредственными (Vaux, 1969, 491). Библейские рассказы о борьбе израильтян с
филистимлянами рисуют последних народом, заинтересованным, скорее, в земле, чем
в море. Конечно, это может быть аберрацией, вызванной характером источника:
филистимляне были соперниками евреев в борьбе за господство над территорией
Палестины, а не над морем, поэтому морские интересы филистимлян авторов Библии
не интересовали. С другой стороны, исследование показывает, что именно
филистимляне ввели на Ближнем Востоке тот вид кораблей, который позже будет
заимствован финикийцами и станет одним из составных частей финикийского флота,
так начинаемых коней (Raban, Stieglitz, 1991, 36). Поэтому полностью отвергать
филистимлян как кораблестроителей едва ли стоит. В то же время едва ли надо
полагать, что до нанесения филистимлянам жестокого удара Давидом в X в. до н.
э. Тир не мог быть процветающим морским центром (ср.: Mazar, 1986, 75). Нам
npocтo об этом ничего не известно. Косвенные данные говорят, что напали
аскалониты на Сидон по суше, а не по морю. Ун-Амун о филистимлянах вообще не
упоминает. В тексте его рассказа в данном месте нет никакой лакуны, и из него
ясно, что первую остановку египетский посланец сделал в чекерском Доре (1,
8—9). Кроме города Дора, Ун-Амун называет
и одиннадцать чекерских кораблей, которые прибыли и гавань Библа, чтобы
уничтожить отправляемые оттуда в Египет корабли с лесом (2, 62—64, 72). Отсюда
порой делается вывод, что речь идет якобы о чекерских пиратах, которые вместе с
филистимскими господствовали на море у восточного побережья Средиземного моря и
препятствовали мореплаванию (например, Aubet, 1994, 36). В начале своего пути
Ун-Амун посетил Дор, не встретив никакого препятствия Более того, дорский
правитель поставил ему хлеб, вино и мясо (1, 9— 10), что явно облегчило
дальнейшее путешествие. Когда же один из членов команды Ун-Амуна обокрал его,
правитель Дора предпринял меры для отыскания вора и совершенно логично и
законно отказался возместить убыток, ибо виновником был не его подданный (1,
10—26). После прибытия чекеров в Библ они обосновывали свое требование
уничтожить корабли Ун-Амуна тем, что на них отправляются в Египет их враги (2,
72). Видимо, за более чем год, который Ун-Амун пропел и Библе (2, 65—67),
возникла какая-то враждебность между чекерами и египтянами, поэтому последние
стали восприниматься как враги. Но даже если чекеры действительно являлись
пиратами, то они все равно не могли полностью закрыть все иноземное судоходство
по Средиземному морю. Приведенные выше сведения о кораблях Библа и Сидона,
находившихся и «товариществе» с египтянами, свидетельствуют о сравнительно
интенсивном мореплавании между финикийским побережьем и Египтом. По-видимому
чекеры обладали значительной морской силой, ибо едва ли их флот ограничивался
теми одиннадцатью кораблями, которые прибыли в Библ за Ун-Амуном, но даже при
такой ситуации они не смогли помешать Ун-Амуну добраться до Кипра (2, 74-75). Доказательством существования
активного мореплавания и в это сложное время является находка следов
кораблекрушения у мыса Гелидония на южном берегу Малой Азии. Корабль,
затонувший около Таким образом, нет никаких сомнении
для предположения о сохранении Тиром своих интересов в мореплавании и морской
торговле в западном направлении. На рубеже XII—XI вв. до н. э.
неожиданно для финикийцев возникла новая опасность. После некоторого времени
упадка снова подняла голову Ассирия, и ее царь Тиглат-Паласар I (1115—1077 гг.
до н. э.) предпринял ряд то ли грабительских, то ли завоевательных походов
(Дьяконов и др., 1988, 105—109). Во время одного из них ассирийский царь
завоевал страну Амурру (данное царство уже не существовало, так. вероятно,
называлась западная часть Сирии, прилегающая к Ливану) и, перейдя через Ливан,
вторгся в Финикию. Библ, Арвад и Сидон заплатили ему дань. При этом о боях с
финикийцами ассирийский царь не сообщает: по-видимому, цари этих городов,
испуганные ассирийским нашествием, предпочли «добровольной» выплатой дани
откупиться от нашествия. Тиглат-Паласар вступил в Арвад и по морю (видимо, на
арвадском корабле) дошел до Цуму-ра, по пути убив дельфина или нарвала (ANET,
275) Характерно, что Тир в сообщении о победах Тиглат-Паласара I не
упоминается. Едва ли это надо интерпретировать как отсутствие самостоятельности
этого города (ср.: Mazar, 1986, 66). Вероятнее, что по каким-то причинам
ассирийский царь не двинулся на юг дальше Сидона. В рассказе о подвигах ассирийского
царя говорится о его морском путешествии из Арвада в Цумур Следовательно, Цумур
тоже входил в территорию, подчиненную Тиглат-Паласару I. В то же время не
говорится о дани этого города. Видимо, Цумур, игравший большую роль в
предшествующее время, в конце XII в. до и. э. уже прежнего значения не имел и,
возможно, даже не был самостоятельным. Страбон (XVI, 2, 12) говорит, что
область этого города разделили между собой жители Арвада. Связь Цумура с
Арвадом вытекает и из рассказа о победах Тиглат-Паласара I. Можно думать, что в
период бурных событий, связанных с отступлением Египта и гибелью царства
Амурру, Цумур был захвачен Арвадом и включен в его владения (ср.: Helck, 1962.
314). Однако это ассирийское вторжение
осталось единичным эпизодом (Branden. 1975, 149). Сам Тиглат-Паласар I даже не
пытался закрепиться на заевфратских землях, а вскоре после его смерти Ассирия
вновь вступила в полосу глубокого упадка (Дьяконов и др., 1988, 109— 110). Так
что это нашествие не оставило глубокого следа в финикийской истории, и
финикийские города после него оставались независимыми. Источники:
1. Циркин Ю.Б. От Ханаана до
Карфагена; М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство
АСТ", 2001 | |
| |
Просмотров: 807 | |
Всего комментариев: 0 | |