За
границей ойкумены - греческого мира - в степях Северного Причерноморья
в I тысячелетии до н.э. жили кочевники - скифы. "Первое, что поражает
нас, - так это богатство скифской культуры золотом. Нигде больше, ни
до, ни после скифов золото не было так повсеместно распространено в
этом регионе. Ни одна другая культура древности, даже "богатые златом
Микены", не может соперничать со Скифией по обилию золота", - писал
известный археолог Григорий Боровка. О сказочных богатствах скифских
царей ходили легенды. "Отец истории" Геродот отмечал, что серебро и
медь ими вообще не употреблялись - только золото. Варвары знали цену золоту. С его помощью скифская, а
позже и сарматская знать подчёркивала свою власть и богоизбранность. Не
случайно в раскрытых в Поднепровье и Крыму царских захоронениях
обнаружены сотни великолепных золотых украшений, дорогое оружие, сосуды
из драгоценных металлов. Когда
скифский царь умирал, писал Геродот, его долго возили по всем дорогам,
и скифы всячески выражали глубокую печаль. Затем тело царя привозили в
Герры (район днепровских порогов), укладывали в могилу вместе с убитой
женой, лошадьми и рабами, а над захоронением насыпали огромный курган. Бесчисленные золотые бляшки, которые находят в
богатых скифских захоронениях, изготавливались именно для погребения и
не использовались в обычной жизни. Некоторые учёные предполагают, что
существовала группа ремесленников-ювелиров, обслуживавших исключительно
нужды заупокойного ритуала. По заказу родственников умершего они могли
быстро сделать необходимые украшения. В IV в. до н. э. в обмен на хлеб из Греции в города
Северного Причерноморья, а через них к скифской аристократии текли
неслыханные богатства, в том числе золотые украшения и монеты,
использовавшиеся как сырьё для ювелирного производства. Многие золотые
изделия из скифских и сарматских погребений выполнены греческими
мастерами и их местными учениками. Поразительно искусство ювелиров,
сумевших запечатлеть в золоте любимые варварами мотивы и воспроизвести
в мельчайших деталях одежду и вооружение кочевников. Но скифы не только
подражали античным образцам. Именно "варварский" мир породил уникальный
и выразительный скифо-сибирский "звериный стиль": невероятно динамичные
изображения животных, в которых гармонично сочетаются реализм и
стилизация. |