Тема странствий Одиссея вечна: долгая дорога этого ветерана Троянской
войны домой была не просто квестом с набором лихих приключений. Нет, за
каждым событием, за каждым решением можно угадать нелёгкий выбор живого
человека – факт тем более поразительный, что странствия героя увлекают
нас даже сейчас, спустя три тысячи лет после описываемых событий. А что
если всё это было вовсе не мифом, а имеет под собой реальные основания? Используя указания на положение небесных тел, упомянутые Гомером в Одиссее”, международная группа учёных решила доказать, что
историческая основа есть не только у взятия Трои, но и у десятилетних
странствий греческого героя. Отчёт об этом исследовании опубликован в
журнале PNAS. Дело в том, что день, когда хитроумный эллин, внезапно появившись в
своём доме, покарал чрезмерно настойчивых женихов Пенелопы, – непростой
день. И даже не потому, что сцена беспощадного отмщения навсегда вошла
в историю литературы. В этот день произошло полное солнечное затмение, которое,
безусловно, наблюдалось в районе Восточного Средиземноморья и которое
нашло своё отражение в поэме Гомера: “…и на солнце небесное, вижу я,
всходит страшная тень, и под ней вся земля покрывается мраком” (ХХ,
356). Полное затмение – довольно редкое астрономическое явление, которое в
одной и той же точке (полосе) на поверхности Земли происходит в среднем
не чаще одного раза в 370 лет. Ещё в 1920-х немецкие астрономы Карл Шох
(Carl Schoch) и Пауль Нойгебауэр (Paul Neugebauer) рассчитали, что в
описываемые в поэме времена оно наблюдалось в районе Итаки около
полудня 16 апреля 1178 года до н.э. – как раз после предполагаемого
окончания Троянской войны. Одна из наиболее общепринятых дат отплытия греков домой – 1190 год
до н.э. Она на 12 лет отстоит от затмения, что дало основания
предположить существование реальной подоплёки у описываемых в “Одиссее”
событий. В конце концов, приняв “Илиаду” за исторически верное описание
войны, Шлиман нашёл Трою! Несмотря на всю логичность подобной версии, никаких фактических подтверждений историчности эпоса до сих пор не найдено, а учёные даже перестали вести споры о реальных основаниях гомеровской поэмы ввиду её явной, казалось бы, аллегоричности. Каковы же были основные сомнения? Во-первых, общепринятой даты падения Трои всё-таки нет – даже
античные источники расходятся в оценках, порой на 200 лет. В целом это
событие с достаточной степенью уверенности можно отнести лишь к XII–XIV
векам до н.э. Во-вторых, в отличие от “Илиады” сама композиция поэмы о возвращении Одиссея домой более рыхлая и менее эпическая. В ней нет такого сгущения действий, переплетения линий сюжета, динамики. Земля, расположенная на северо-западе современной Турции, в Малой Азии, постоянно привлекала внимание ахейцев, а к главному городу этой земли – Илиону или Трое – не раз снаряжались походы. Эти события не могли не найти своё отражение в эпосе. А вот со странствиями героя-одиночки – совсем другая история. Сказания такого рода могли заключать в себе лишь многовековую традицию народного творчества (с поучительными историями, с интерпретацией жизненного опыта) и вообще — быть этаким коллективным бессознательным. В третьих, между описываемыми в “Одиссее” приключениями и временем написания поэмы прошло, по меньшей мере, 400 лет: большинство исследователей датируют её VIII веком до н.э. Однако все эти доводы не смутили Марсело Маньяско (Marcelo
Magnasco), главу лаборатории математической физики в университете
Рокфеллера (Rockefeller University), и Константино Байкузиса
(Constantino Baikouzis) из астрономической обсерватории в Ла-Плате
(Observatorio Astronómico de la Plata). Они решили ещё раз внимательно
изучить гомеровский текст и обнаружили в нём указания на ранее
незамеченные (или казавшиеся незначительными) астрономические явления. Учёных не смутила аллегоричность повествования, но они подошли к ней с достаточной степенью серьёзности и скептицизма. Например, упоминание “зоркого аргоубийцы Гермеса” и возможная связь его с видимым движением Меркурия (это, напомним, латинская версия имени бога) были проанализированы не только посредством астрономических расчётов, но и с позиций исторического и текстологического анализа. Общая
идея работы такова: давайте попробуем забыть о спорном
затмении и постараемся реконструировать всю остальную цепочку явлений в
небесной сфере, так или иначе упомянутых Гомером. Исследование других
античных источников показало, что греки очень серьезно относились к
движению планет и такого рода наблюдения вполне
могли выступить в роли каркаса для повествования. Американцу и аргентинцу удалось выделить пять новых астрономических
событий. Согласно расчетам движения орбит, все наблюдаемые явления
должны были произойти через определенные временные интервалы, причём
именно в той редкой последовательности, какая была продиктована
положением планет именно в год полного солнечного затмения. Во временном интервале плюс-минус 100 лет от общепринятой даты
падения Трои удалось вычислить всего одну такую дату – 1178 год до н.э. Тем не менее исследователи подчеркивают, что в их расчетах очень
много допущений и говорить о том, что Одиссей – реальный исторический
персонаж, пока рано.“Если предположить, что женихи Пенелопы действительно погибли от руки Одиссея в день полного солнечного затмения, то предыдущая часть поэмы тоже соответствует реальному ходу времени, то есть совпадает с движением небесных тел”, — говорит доктор Маньяско. Так, например, ассоциировать богов с планетами начали вавилоняне, и это произошло примерно за тысячу лет до нашей эры. Даже если предположить, что традиция мгновенно укоренилась у греков, это всё равно будет позже, чем события Троянской войны. Каким образом довольно точные астрономические наблюдения могли в изустном эпосе дойти до Гомера – тоже не совсем понятно. Правы авторы исследования или нет – кто знает. Но полученные результаты в любом случае должны реанимировать научные дебаты по “Одиссее” (казалось, уже безвозвратно покрытые хронологической пылью) и подогреть интерес к поэме простых читателей. Будем надеяться, так оно и будет, ведь вся европейская литература берёт своё начало в “Илиаде” и “Одиссее”. Византийский историк Михаил Хониат ещё в XIII веке писал: “Подобно тому как, по словам Гомера, все реки и потоки берут начало из Океана, так всякое словесное искусство исток имеет в Гомере”. | |
| |
Просмотров: 1089 | |
Всего комментариев: 0 | |