Елена · спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью - Леду или Немесиду. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, досталась по жребию Тесею, который поселяет ее у своей матери Эфры в Афидне (по другой версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправляются в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, ЕленуМенелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.) (Hes. frg. 196-204, Apollod III 10, 8).
освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и супругу Леды
Тиндарею Диоскуры (Apollod. III 10, 7). Слух о красоте Елена
распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку
собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады. Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея
связывает всех претендентов на руку Елены совместной клятвой оберегать
в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре (Eur. Iphig A 55-71, Apollod III 10, 9). От брака с Менелаем у Елены рождается Гермиона (Hom. Od. IV 12-14). Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису, сыну троянского царя Приама, приводит его в дом Менелая,
Елена, по наиболее распространенной версии, увлекается юным красавцем
и, воспользовавшись отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив
с собой большие сокровища и много рабов (Гомер "Илиада", VII 345-364, Eur. Troad. 983-997). По другой версии мифа, восходящей, возможно, еще к Гесиоду, но обстоятельно разработанной в VI в до н.э. Стесихором, Зевс или ГераЕлену ее призраком, за который и шла Троянская война. Сама же Елена переносится в Египет, где живет под защитой мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая из троянского похода (сюжет обстоятельно разработан в трагедии Еврипида "Елена"). О путешествии Елены с Парисом
также существует несколько вариантов мифа: по одному из них, оно
проходило без особых осложнений и заняло всего три дня; по другому
беглецы были застигнуты бурей, которую подняла богиня Гера,
и их корабль занесло к берегам Финикии (в Сидон), по третьему - Парис
сознательно уплыл в противоположную сторону от Трои и долгое время
находился с Еленой в Финикии и на Кипре, чтобы избежать погони. Прибыв,
наконец, в Трою, Елена своей красотой снискала симпатии многих
троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город. О поведении Елены во время Троянской войны
античные авторы снова повествуют по-разному. Гомеровский эпос, видя во
всем происходящем неотвратимую волю богов, относится к Елене без
осуждения, ее влечение к Парису он объясняет воздействием Афродиты, которому не может противиться никто из смертных (Гомер "Илиада", III 154-165). В остальном Елена в "Илиаде" явно тяготится своим положением (III 396-412), и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдает троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город (Od. IV 240-264), и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (Apollod. epit V 13); в ночь захвата Трои симпатии и помощь Елены также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Елену
с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде
жены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает ее
(Eur. Andr 628-631). Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев ее, отказывается от этой мысли. Возвращение Елены с Менелаем после долгих скитаний античная традиция приурочивает к моменту похорон Эгисфа и Клитеместры, павших от рук Ореста.
Но, если "Одиссея" (IV 542-547) ограничивается только констатацией
этого факта, то для Еврипида (с яркой антиспартанской направленностью
его трагедий) этот эпизод служит в трагедии "Орест" для
беспощадно-отрицательной характеристики Елены и ее супруга (71 -131,
682-721); здесь же используется вариант мифа о перенесении Елены по
воле Аполлона на небо и превращении ее в созвездие. "Одиссея" этой версии не знает, изображая вернувшуюся в Спарту Елену примерной женой вновь обретшего ее Менелая. О последующей судьбе Елены также существуют различные версии. По одним, она была после смерти Менелая
изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду;
по другим, после смерти она была перенесена на остров Левка в устье
Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом (Paus. III 19, 13) (объединить эти две популярнейшие фигуры героического эпоса стремились уже в рассказе о встрече Елены с Ахиллом на Троянской равнине незадолго до его смерти). Место, которое Елена занимает в мифах троянского цикла, и
неоднократные обработки этих мифов в произведениях светской литературы
не могли, однако, вытеснить из сознания греков исторического периода
представлений о божественном прошлом Елены. Недалеко от Спарты было
святилище Елены, в самой Спарте находился ее священный платан (Theocr.
XVI1I). Под прозвищем Дендритис ("древесная") Елена почиталась в Кафиях
и на Родосе (Paus VIII 23, 4-6; III 19, 10). Все это заставляет видеть
в ней древнейшее растительное божество, возможно, минойского
происхождения. С формированием греческого сказания о Троянской войне,
которое вобрало в себя также местные культовые и фольклорные элементы,
существовавшие в микенских центрах, Елена стала одним из его
персонажей, что обеспечило ее образу прочное место в литературе и
изобразительном искусстве от античности до наших дней.
|