Создателями
микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на
рубеже III—II тысячелетий до н.э., по-видимому, с севера, из района
придунайской низменности. Продвигаясь по территории Греции все дальше на юг,
ахейцы частью уничтожили, а частью ассимилировали коронное догреческое
население этих областей, которое позднейшие греческие историки называют
пеласгами(Пеласги были, возможно, пародом, родственным минойцам. Отдельные
слова из языка неласгов — или минойцев? — ныне утраченного (например, названия
растении: «кипарис», «гиацинт», «нарцисс» и др.), были заимствованы греками, а
из греческого языка перешли в современные.). Вначале микенская культура
испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации.
Некоторые божества и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах,
водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, отдельные виды
оружия, наконец, линейное слоговое письмо были заимствованы с Крита. Это не
означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным,
периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на
Пелопоннесе и в других местах были просто-напросто минойскими колониями в чужой
«варварской» стране, как думал А. Эванс. Многие характерные особенности
микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и
была преемственно связана с древнейшими культурами этого района эпохи энеолита
и ранней бронзы. Наиболее
ранним памятником микенской культуры являются так называемые «шахтные гробницы»
в Микенах на северо-востоке Пелопоннеса. Первые шесть могил этого типа («круг
А») были открыты в В Временем
расцвета микенской цивилизации можно считать XV—XIII века до н.э. В это время
зона ее распространения охватывает весь Пелопоннес, Центральную Грецию (Аттику,
Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из
островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала
единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ, погребений,
керамики и т.п. По ним видпо, что микенская Греция была процветающей страной с
многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших и более крупных
поселков. Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы.
Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе, в Пилосе
(Пелопоннес), в Афинах, Фивах и Орхомеие (Центральная Греция), наконец, на
севере Греции, в Иолке (Фессалия). Почти все микенские дворцы были укреплены,
представляя собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки
средневековых феодалов. Мощные циклопические(Греки, видевшие эти стены в более
позднее время, приписывали их сооружение одноглазым великаиам-циклопам.) стены
микенских цитаделей, сооруженные из огромных каменных глыб без всякого
связующего материала, свидетельствуют о высоком инженерном искусстве ахейских
зодчих. Великолепным образцом микенских фортификационных сооружений может
служить знаменитая Тиринфская цитадель па территории Арголиды, неподалеку от
Микен. Необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях
чудовищного веса в 12 т, образуют наружные стены крепости толщиной Среди
собственно дворцовых построек микенского времени наибольший интерес
представляет хорошо сохранившийся «дворец Нестора»(Название «дворец Нестора» —
условно. Нестор, согласно Гомеру, старый и мудрый царь Пилоса, один из главных
участников похода на Трою.) в Пилосе на западе п-ова Пелопоннес. Пилосский
дворец при сходстве внутреннего убранства с дворцами Крита отличается от них
планировкой четкой и симметричной. Основные помещения дворца расположены на
одной оси и образуют замкнутый прямоугольный комплекс. Чтобы проникнуть внутрь
этого комплекса, нужно было последовательно миновать входной портик (пропилеи),
небольшой внутренний двор, ещё один портик, вестибюль, из которого посетитель
попадал в обширный прямоугольный зал — мегарон, составляющий неотъемлемую и
наиболее важную часть любого микенского дворца. В центре мегарона был устроен
большой круглый очаг, дым от которого выходил через отверстие в потолке. Вокруг
очага стояли четыре деревянные колонны, поддерживавшие перекрытие. Стены были
расписаны фресками. Мёгарон был сердцем дворца. Здесь царь Пилоса пировал со
своими вельможами и гостями. Здесь устраивались официальные приемы и аудиенции.
Снаружи к мегарону примыкали два длинных коридора. В них выходили двери
многочисленных кладовых, где было найдено несколько тысяч сосудов для храпения
и перевозки масла и других продуктов. Видимо, пилосский дворец был крупным экспортером
оливкового масла, которое высоко ценилось в соседних с Грецией странах. Во
«дворце Нестора» имелись ванные комнаты, водопровод и канализационные стоки. В
небольшой комнате вблизи от главного входа хранился дворцовый архив,
насчитывавший свыше 1000 глиняных табличек, исписанных знаками линейного
слогового письма, очень похожего на то, которое использовалось в уже
упоминавшихся документах из кносского дворца. Таблички хорошо сохранились
благодаря тому, что попали в огонь пожара, от которого сгорел дворец. К
числу наиболее интересных архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат
величественные царские усыпальницы, именуемые «голосами» или «купольными
гробницами». Толосы располагаются обычно вблизи от дворцов и цитаделей, служа,
по всей видимости, местом последнего упокоения членов царствующей династии, как
в более раннее время шахтные могилы. Самый большой из микенских голосов — так
называемая гробница (по неверному первоначальному толкованию — сокровищница)
Атрея — находится в Микенах. Сама гробница скрыта внутри искусственного
насыпного кургана. Для того чтобы попасть в нее, нужно пройти через длинный,
облицованный камнем коридор-дромос, ведущий в глубь кургана. Вход в гробницу
перекрыт двумя огромными каменными блоками (один из них весит 120 т).
Внутренняя камера представляет собой монументальное, круглое в плане помещение
с высоким (около Сооружение
таких грандиозных построек, как «гробница Атрея» или Тиринфская цитадель, как
нам представляется, было бы невозможно без применения подневольного труда.
Чтобы справиться с такой задачей, необходимо было, во-первых, наличие большой
массы дешевой рабочей силы, во-вторых, достаточно развитой государственный
аппарат, способный организовать эту силу. Очевидно, владыки Микен и Тиринфа
располагали и тем и другим. Тайна внутренней структуры ахейского государства
начала рассеиваться с тех пор, как в Прочитанные
М. Вептрисом таблички представляют собой «бухгалтерские» счетные записи,
которые из года в год велись в хозяйстве пилосского и кносского дворцов. Эти
лаконичные записи заключают в себе ценнейшую историческую информацию, позволяя
судить об экономике дворцовых государств микенской эпохи, их социальном и
политическом устройстве. Мы узнаем, например, что в это время в Греции уже
существовало рабство и труд рабов широко применялся в различных отраслях
хозяйства. Среди документов пилосского архива немало места занимают списки
рабочих отрядов дворцового хозяйства. В каждом таком списке указывается,
.сколько женщин-рабынь в составе отряда, какова их профессия (упоминаются
молольщицы зерна, прядильщицы, швеи и даже банщицы), сколько при них детей:
мальчиков и девочек (очевидно, это были дети рабынь, рожденные в неволе), какой
паек они получают и в каком месте работают (это или сам Пилос, или один из
городков па подвластной ему территории). Численность отрядов могла быть
значительной — до ста с лишним человек. Общее же число женщин и детей во всех
отрядах, известных только по одной группе надписей пилосского архива, должно
было составлять около 1300 человек. Наряду с отрядами, в состав которых входят
только женщины и дети, в надписях фигурируют и отряды, состоящие только из
рабов-мужчин, хотя встречаются они сравнительно редко и численно, как правило,
невелики — не более десяти человек в каждом. Очевидно, женщин-рабынь было
больше, из чего следует, что рабство в то время еще находилось на сравнительно
низкой ступени развития. Наряду
с обычными рабами в пилосских надписях упоминаются и так называемые «божьи рабы
или рабыни». Обычно они арендуют(Что наделы этих людей находились у них именно
на условиях аренды, не может считаться доказанным. — Примеч.ред.) землю
небольшими участками у общины (дамос) или у частных лиц, из чего можно
заключить, что своей земли у них не было и, следомтельно, они не считались
полноправными членами общины, хотя не были, по-видимому, и рабами в
собствен-ном значении этого слова. Сам термин «божий раб» указывает, по всей
вероятности, на то, что представители этой социальной прослойки состояли в
услужении при храмах главных богов Пилосского царства и пользовались
покровительством храмовой администоадии. Значительная
часть документов как пилосского, так и кносского архивов посвящена учету труда
ремесленников. Среди них мы видим представителей самых различных профессий:
кузнецов, каменщиков, портных, плотников, горшечников, оружейников, золотых дел
мастеров и даже парфюмеров. За свою работу ремесленники получают из дворцовой
казны паек, состоящий из ячменя и других продуктов. Неявка на работу отмечалась
в особых документах. «Прогульщиков», очевидно, наказывали, хотя мы не знаем,
как именно. Некоторые из ремесленников, вероятно, считались «людьми дворца» и,
подобно многочисленным чиновникам, упоминающимся в тех же надписях, состояли на
государственной службе. Их положение было, по всей видимости, ненамного лучше,
чем положение женщин-рабынь. Другую категорию ремесленников составляли
свободные общинники, для которых работа на дворец была лишь временной
повинностью. Трудовыми повинностями такого рода как в Пилосе, так и в Кноссе
облагалось, как это видно из документов, население небольших поселков,
расположенных по периферии вокруг главного дворца и экономически от него
зависевших. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную повинность, не
лишались личной свободы. Они могли владеть землёй и даже рабами, как и все
другие члены общины. Особое положение среди ремесленников, работающих на
дворец, занимали кузнецы. Так, в Пилосе они были освобождены от поставок льна,
считавшихся обязательными для всего остального населения Пилосского царства.
Все кузнецы, проживавшие на территории государства, находились под надзором
дворцовой администрации. Необходимый им для работы металл они получали из казны
дворца вместе с заданием или уроком. Кузнецам, имевшим урок, помогали в их работе
рабы, которых им, видимо, тоже присылали из дворцового хозяйства. В
документах кносского и пилосского архивов дворцовое хозяйство микенской эпохи
предстает перед нами как мощная, разветвленная экономическая система,
охватывающая практически все общество. Частное хозяйство, хотя, по-видимому,
оно уже существовало в микенских государствах, находилось в податной
зависимости от «государственного сектора» и играло при нем лишь подчинённую
второстепенную роль. Государство монополизировало важнейшие отрасли, ремесленного
производства и установило строжайший контроль над распределением и потреблением
сырья, прежде всего металла. Ни один килограмм бронзы, ни один наконечник копья
или стрелы не мог ускользнуть от бдительного взора дворцовой бюрократии. Весь
металл, находившийся как в распоряжении государства так и в частных хозяйствах,
тщательно взвешивался, учитывался и (фиксировался писцами дворцового архива на
глиняных табличках. Все данные говорят о том, что в государствах ахейской
Греции сложился тип экономики, аналогичный ближневосточному. Основанное
на принципах строжайшего учета и контроля, дворцовое хозяйство нуждалось для
своего функционирования в бюрократическом аппарате. Документы пилосского и
кносского архивов показывают его в действии, хотя многие организационные детали
остаются пока неясными. Помимо штата писцов, служивших непосредственно в
дворцовой канцелярии и архиве. в табличках упоминаются многочисленные
чиновники, ведавшие работами и наблюдавшие за выполнением повинностей. Так, из
документов пилосского архива мы узнаем, что вся территория Пилосского царства
была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли
наместники-коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую
казну поборов с вверенного ему округа прежде всего в виде металла, золота и
бронзы, а также различных видов сельскохозяйственных продуктов. В подчинении у
коретера находились должностные лица низшего ранга, управлявшие отдельными
поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются басилеями(Точнее,
в микснском произношении, по-видимому, гвасилеями.). Басилеи осуществляли
надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на
государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным
контролем центральной власти. Дворец постоянно рассылал во все стороны
вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров. Во
главе дворцового государства стоял человек, именуемый ванака, что соответствует
позднейшему греческому ванакт, т.е. «господин», «повелитель», «царь». К
сожалению, из документов ничего не известно о политических функциях и правах
ванаки, но среди правящей знати он занимал особое, привилегированное положение.
Принадлежащий царю земельный надел (теменос) в три раза превосходил земельные
наделы других высших должностных лиц. В распоряжении его находилась
многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник», «царский
сукновал», «царский оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников
высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагвт, т.е. «воевода»,
«военачальник». Как показывает его титул, в его обязанности входило
командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванаки и лавагета в
надписях упоминаются и другие должностные лица. В круг высшей знати, тесно
связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванаки,
входили, во-первых, жрецы главных храмов государства, во-вторых, высшие военные
чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц. Земледельцы и
ремесленники были, судя по всему, политически бесправны и не принимали никакого
участия в управлении государством(Существует мнение, согласно которому
встречающийся в табличках пилосского архива термин дамос («народ») обозначает
народное собрании, представляющее все свободное население Пилосского царства.
Автору представляется более вероятным, что дамос — одна из территориальных
общин (округов), входящих в состав государства (ср. позднейшие афинские демы)).
Ниже, чем они, стояли только рабы, занятые на работах в дворцовом хозяйстве. Дешифровка
линейного письма Б не смогла решить все проблемы социально-экономической и
политической истории микенской эпохи. Мы не знаем, например, какие отношения
существовали между отдельными мелкими государствами: составляли ли они, как
думают некоторые ученые, единую ахейскую державу под эгидой царя Микен, самого
могущественного из всех правителей тогдашней Греции, или же вели совершенно
обособленное и независимое существование. Последнее кажется более вероятным.
Едва ли случайно, что почти каждый из микенских дворцов был окружен мощными
оборонительными сооружениями, которые должны были надежно защитить его
обитателей от враждебного внешнего мира, и прежде всего от ближайших соседей.
Циклопические стены Микен и Тиринфа свидетельствуют о почти непрерывной вражде
этих двух государств, деливших между собой плодородную Аргосскую равнину.
Греческие предания рассказывают о кровавых усобицах ахейских владык.
Повествуется, например, о том, как семь царей Артоса вмешались в борьбу между
сыновьями фиванского царя Эдипа, пошли походом на Фивы, богатейший из городов
Центральной Греции (Беотии), и после ряда неудачных попыток взяли и разрушили
его. Раскопки показали, что дворец микенского времени в Фивах действительно был
сожжен и разрушен в XIV в. до н.э., задолго до того, как погибли другие дворцы
и цитадели. В
отдельные моменты ахейские государства, видимо, могли объединяться для
совместных военных предприятий. Примером может служить знаменитая Троянская
война, о которой повествует Гомер в своей поэме «Илиада». Если верить «Илиаде»,
с походе на Трою принимали участие почти все основные области ахейской Греции —
от Фессалии на севере до Крита и Родоса па юге. Предводителем всего войска был
избран микенский царь Агамемнон. Возможно, что Гомер преувеличил подлинные
масштабы ахейской коалиции и приукрасил сам поход. Тем не менее историческая
реальность этого события сейчас почти ни у кого не вызывает сомнений. Раскопки
в Трое (северо-западная часть Малой Азии, неподалеку от побережья пролива
Дарданеллы, древний Геллеспонт) показали, что одно из существовавших на этом
месте поселений (Троя VIIa) было взято и разрушено после длительной осады
примерно в середине XIII в. до н.э. или несколько позже (эта дата наиболее
близка традиционной датировке Троянской войны, сохраненной Геродотом)(Г.Шлиман,
открывший Трою в Война
ахейцев против Трои была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным
из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и
Восточном Средиземноморье. В течение XIV—XIII вв. до н.э. многочисленные
ахейские поселения (на них указывают большие скопления типично микенской
керамики) появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к
ним островах Родос и Кипр и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного
моря. Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу
из рук своих предшественников — минойцев. Сам Крит, как мы уже говорили, был
еще раньше (в XV в.) колонизован ахейцами и стал главным плацдармом в их
продвижении на восток и на юг. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством,
ахейцы вскоре становятся весьма заметной политической силой в этом районе
древнего мира. В одном из документов из столицы Хеттского царства государство
Аххиява (вероятно, одно из ахейских государств в западной части Малой Азии или
па прилегающих островах) ставится в один ряд с сильнейшими державами той эпохи:
Египтом, Вавилоном, Ассирией. Правители Аххиявы поддерживали тесные
дипломатические контакты с хеттскими царями. Еще на рубеже XIII—XII вв. до н.э.
отряды ахейских добытчиков, пришедшие с Крита или с Пелопоннеса, принимали
участие в набегах коалиции «народов моря» нa Египет. В египетских надписях,
повествующих об этих событиях, упоминаются наряду с другими племенами народы
акайваша и данауна, что может соответствовать греческому ахайвой и данавой —
обычные наименования ахейцев у Гомера. В
то время, когда Египет отражал от своих границ натиск «народов моря», над самой
ахейской Грецией уже сгущались тучи. Последние десятилетия XIII в. до н.э. были
временем крайне тревожным и неспокойным. Обитатели дворцов и цитаделей жили в
атмосфере страха. В Микенах, Тиринфе, Афинах и других местах спешно
восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. Воздвигается массивная
циклопическая стена на Истме (узкий перешеек, связывающий Среднюю Грецию с Пелопоннесом),
явно рассчитанная на то, чтобы оградить микенские государства на юге
Балканского полуострова от какой-то опасности, надвигающейся с севера. Среди
фресок пилосского дворца привлекает внимание одна, созданная незадолго до
гибели его. Художник изобразил на ней кровопролитное сражение, в котором
участвуют, с одной стороны, ахейские воины в панцирях и характерных рогатых
шлемах, с другой — какие-то варвары, одетые в звериные шкуры, с длинными
распущенными волосами. По всей видимости, это и были те люди, которых так
боялись и ненавидели обитатели микенских твердынь, против которых они и
возводили все новые и новые укрепления. Археология показывает, что в
непосредственной близости от основных очагов микенской цивилизации, на севере и
северо-западе Балканского полуострова (в областях, именовавшихся в древности
Македонией и Эпиром), шла совсем иная жизнь, весьма далекая от роскоши и
великолепия ахейских дворцов. Здесь обитали племена стоявшие на низком уровне
развития и, очевидно, еще не вышедшие из стадии родо-племенного строя. Об их
культуре мы можем судить по грубой лепной керамике и примитивным глиняным
идолам, составляющим сопровождающий инвентарь огромного большинства погребений
в этих районах. Следует, однако, заметить, что при всей своей отсталости племена
Македонии и Эпира были уже знакомы с употреблением металла и их оружие в чисто
техническом отношении, по-видимому, не уступало микенскому. В
конце XIII в. племенной мир всего северобалканского региона в силу каких-то
неизвестных нам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен,
включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого
языка (сюда входят дорийский и близкие к нему западногреческие диалекты), так,
по-видимому, и народности негреческого, фракийско-иллирийского
происхождения(Фракийский и иллирийский языки, так же как и греческий,
принадлежали к числу индоевропейских языков (но к другой ветви)), снялась с
насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней
Греции н Пелопоннеса, а также в Малую Азию. Маршрут, по которому шло вторжение,
отмечен следами развалин и пожарищ. На своем пути пришельцы захватили и
разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара пилосский дворец.
Само место, на котором он стоял, было предано забвению. Серьезно пострадали,
хотя, по-видимому, н не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Хозяйству
микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этом свидетельствует
стремительный упадок ремесла и торговли в районах, наиболее пострадавших от вторжения,
а также резкое сокращение численности населения. Таким образом, на рубеже
XIII—XII вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого она
уже не смогла оправиться. Последовавший
за этой катастрофой быстрый распад крупнейших микенских государств объясняется
не столько силой натиска северных варваров, сколько непрочностью их собственной
внутренней структуры, в основе которой лежали, как уже были показано,
систематическая эксплуатация и угнетение трудового населения немногочисленной дворцовой
элитой. Достаточно было одним ударом уничтожить правящую верхушку дворцового
государства, чтобы вся эта сложная постройка распалась как карточный домик. Дальнейший
ход событий во многом неясен: слишком скуден имеющийся в нашем распоряжении
археологический материал. Основная часть варварских племен, принимавших участие
во вторжении, по-видимому, не удержалась на захваченной ими территории
(опустошенная страна не могла прокормить такую массу людей) и отхлынула обратно
на север на свои исходный позиции. Лишь небольшие племенные группы
дорийцев(Некоторые современные ученью считают, что в первом нашествии,
завершившемся падением Пилоса, дорийцы вообще не участвовали. Они .пришли
позднее (уже в XII или даже XI в. до н.э.), когда сопротивление микенских греков
было окончательно сломлено.) и родственных им западногреческих народностей
обосновались в прибрежных районах Пелопонпеса (Арголида, области близ Истма,
Ахайя, Элида, Лакония и Мессения). Отдельные островки микенской культуры
продолжали существовать вперемежку с вновь основанными поселениями пришельцев
вплоть до конца XII в. до н.э. По-видимому, в это время последние из переживших
катастрофу конца XIII в. до н.э. ахейских цитаделей пришли в окончательный
упадок и были навсегда покинуты своими обитагелями. В этот же период
наблюдается массовая Эмиграция с территории балканской Греции на восток — в
Малую Азию и на близлежащие острова. В колонизационном движений принимали
участие, с одной стороны, уцелевшие остатки ахейского населения Пелопонпеса,
Средней и Северной Греции, которые именуются теперь ионийцами и эолийцами, с
другой стороны, дорийские новопоселенцы. Результатом этого движения было
образование на западном побережье Малой Азии и па островах Лесбос Хиос Самое,
Родос и др. множества новых поселений, среди которых самыми крупными были
эолийская Смирна, ионийские города Колофон, Эфес, Милет, дорийский Галикарнасс. | |
| |
Просмотров: 1877 | |
Всего комментариев: 0 | |